Использование технологии проблемного обучения в начальных классах
статья

Филиппова Светлана Сергеевна

Научно-методическая статья с примерами проблемного обучения в начальных классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Использование технологии проблемного обучения  в начальных классах

                          Сегодня  основная  функция  педагога

                          не столько быть источником знания,

                                                сколько    организовывать      процесс  познания…

                 В. Ф. Шаталов

     Одной  из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями  ФГОС, для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей,  деятельность учителя должна быть направлена на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.

     Среди педагогических технологий ведущее место занимает технология проблемного обучения.

  Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы.

    Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

Главные цели проблемного обучения:

  1. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.
  2. Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
  3. Развитие проблемного мышления.

   Данная технология учит детей "не сидеть сложа руки", не быть пассивными слушателям, а самим включаться в работу. В этом развиваются очень важные качества - умение слушать других и высказывать свои мнения, версии, формулировать тему урока, проговаривать алгоритм действий, терпимость и уважение к чужому мнению, стремление к поиску решений.

   Для того чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе начального образования, необходимо выполнять условия ее выполнения.

                Проблемное обучение целесообразно применять когда:

- содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий;

- ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу;

        - у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени.

     Технология проблемного обучения в начальной школе - это системная совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.

      В технологии проблемного обучения, по мнению Селевко Г.К., сочетаются систематическая, самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности . Проблемное обучение требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. В основе лежит принцип непосредственного участия, который обязывает учителя сделать каждого учащегося участником учебно-воспитательного процесса. Это представляется возможным при использовании проблемных ситуаций в учебном процессе.

    Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.

   Создание проблемных ситуаций, определяющих начальный момент мышления, является необходимым условием организации процесса обучения, способствующего развитию продуктивного подлинного мышления детей, их творческих способностей.

     Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, необходимо ставить ученика в позицию субъекта обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного индивидуального подхода.

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:


1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог;

 2.Подводящий к теме диалог;

3.Сообщение темы с мотивирующим приемом.

      Таким образом, проблемно-диалогическое обучение - это тип (метод) обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

     Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или "открытие" нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

     Урок открытия нового знания невозможно представить без гипотез учащихся, без коллективного обсуждения проблемы, поэтому, если дети начальной школы научатся решать проблемы на уроках, то смогут их решить и в практической жизни.

       С первого класса учу детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

Так   на уроке обучения грамоте и чтению после актуализации знаний прошу рассмотреть всё на левой половине разворота «Азбуки».  Задаю вопросы:

-  Будет сегодня урок повторения или урок открытия нового знания? (Урок открытия)

-Почему так решили? ( Здесь всё почти новое)

-Что новое? (  Модели-прямоугольники белый и розовый, несколько моделей предложений в виде домика, написано что -то буквами)

- Что же мы должны сегодня узнать? Какова цель урока?(  Узнать, что означают новые  модели ) Выставляю  их на доске.

     Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами.

  Приведу фрагмент урока в 1 классе.

     На уроке математики по теме: «Вычитание по частям» подвела класс к постановке проблемы через задания устного счёта. Включила выражения, с которыми ученики справились без затруднений: 12 – 2, 14 – 4, 17 – 3, 18 – 6 и т. д. Последним было выражение 14 - 6, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для выхода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы.
– Почему затрудняетесь в нахождении результата? (Мы такие ещё не решали.)
– Чем это выражение отличается от других? В чём затруднение? (Не умеем  находить разность, когда количество единиц уменьшаемого  меньше количества единиц вычитаемого)

 – Кто догадался, какая  цель стоит сегодня перед вами? ( Научиться решать такие выражения.)

Цель поставлена. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения. Возникла ситуация «с затруднением».
Далее приступаем к поиску решения. Дети работают в группах. Каждая группа получает карточку с выражением 14 - 6 и пытается выдвинуть свою гипотезу решения. По окончании работы начинается фронтальная дискуссия. Представители групп озвучивают свой вариант решения.  Принимаю каждую версию. ( 14 – 6 = 14 – 1 – 1 – 1 - 1- 1- 1=8;   14 – 6 = 14 – 4 – 2 = 8.) Можно предложить для обсуждения и такой способ: 14 – 6 = 10 – 6 + 4 = 8. Далее выполняются вычисления  подобных выражений  с проговариванием во внешней речи.  По завершению задания учащиеся выбирают каким  способом им удобнее выполнять вычисления. Затем проводится самостоятельная  работа с проверкой. Подводя итог урока спрашиваю:

- Какая цель была поставлена перед нами?  ( Научиться решать новые выражения.)                                                                                                                     - Мы её достигли? (Да)                                                                                                 -  Как мы выполняли вычисления? (По частям.)                                                           - Над какой же темой  сегодня работали? (Вычитание по частям.)

     В основе технологии проблемного обучения лежит метод проблемного изложения материала.

    Проблемный метод - это метод создания проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явлений, закономерностей.

По классификации И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина метод проблемного изложения относится к продуктивному типу методов, так как способствует развитию творческого мышления.

     УМК «Перспективная начальная школа»,  по которой работает наше образовательное учреждение, помогает нам применять технологию проблемного обучения. В учебниках содержится достаточно материала и для создания проблемных ситуаций и для вариантов поиска решения. Основой для работы в этом направлении служат задания учебника «Давай подумаем», «Выскажи предположение», в которых авторы предусмотрели специальные методические приёмы.

      Учащиеся выдвигают гипотезы, рассуждают,  доказывают, сравнивают своё мнение с мнениями  сквозных героев Маши, Миши и другими.

Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением. Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка.

 Приведу фрагмент урока русского языка  в 4 классе по теме « Употребление предлогов о и об»

К доске вызываю 2 учащихся и прошу написать предлоги в словосочетания:  думал …Коле, рассказал  … Юле, говорил  … Ире.

Затем сравниваем написанное.

- Итак, что же получается? Задание было  одно. А как его выполнили? (Возникший в результате этого разброс мнений вызывает у  учащихся удивление. Побуждение к осознанию противоречия.)

- Почему так вышло? Чего мы не знаем? ( Когда пишется предлог о , а когда – предлог об)

- Над какой темой сегодня будем работать?  (Употребление предлогов о и об )  

Проблема поставлена. Переходим к поиску решения.

 На слайде запись. Учащимся предлагается её  прочитать.

              о  мальчике               об  астре                      о  ели

              о  девочке                 об  Ольге                     о  ёжике

              о  письме                  об  иволге                    о  юбке

              о  Тане                      об  укропе                    о  ягоде

- Что интересного заметили?  ( В трёх столбиках написаны существительные с предлогом. Предлоги только  разные: в 1 и 3 столбиках  - предлог о, а во втором - об)                                                                                                                                                     - Что можете сказать о словах в 1 столбике? Почему с этими словами употребляется предлог  о?   (Они начинаются с согласной )                                                                                             - Что можете сказать о словах 2 и 3 столбиков? ( Слова в обоих столбиках начинаются с буквы гласного, а пишутся почему-то с разными предлогами).

  Затем учащиеся догадываются, что слова 3 столбика начинаются с согласного звука, как и слова 1 столбика.

Предлагаю сформулировать правило: Если слово начинается с  согласного звука, оно употребляется с предлогом __, а если с _______ - с предлогом ___.

     Прошу учащихся открыть учебники, прочитать правило и сравнить  формулировки.  На этапе первичного закрепления выполняются задания  из учебника с проговариванием во внешней речи.   Затем проводится самостоятельная работа по вариантам с  проверкой.

    Однако реальный урок - это не только методы, но еще формы и средства обучения.

    Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерна для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением - на уроках математики во фронтальной работе с классом.

    В качестве дидактического средства, которое обеспечивает развитие мышления учащихся в процессе обучения русскому языку, выступают учебные задания.

     Проблемное задание - это необходимый компонент процесса обучения, целью которого является развитие мышления учащегося. Необходимым условием выполнения этих заданий является активное использование приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Выполняя мотивационную функцию, проблемное задание на этом этапе позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовив учеников к усвоению нового материала, и сформулировать проблему, с решением которой связано "открытие" нового знания.

  УМК “Перспективная начальная школа” - это система словарей. Пять словарей авторы включили не в основной корпус учебника «Русский язык», состоящего из двух частей, а составляют вторую часть особого тома. Словарь – это специальная, отдельная книга, к которой можно обратиться за помощью.

    Использование этимологического, орфоэпического, орфографического, толкового словаря в учебнике русского языка достаточно традиционно. Хочется только добавить, что толковый словарь используется не только на уроке русского языка, но и на уроках литературного чтения и  окружающего мира.

      В 3-м классе данную группу словарей дополняет словарь устойчивых выражений (фразеологический).

     Использование обратного словаря русского языка на уроках является необычным. Обратный словарь подчиняется алфавитному принципу расположения слов, но это алфавитный порядок не по началу, а по концу слов.

     Как же мы используем “Обратный словарь” на уроках русского языка?

     Например, он позволяет работать с проблемами определения рода существительных и выяснения родового набора окончаний. Например, Маша считает, что только слова ж.р. могут оканчиваться на – а. Открой обратный словарь на букву – А. Найди слова, оканчивающиеся на – шка. Нет ли среди них слов м. р.? Маша обнаружила 9 таких слов, а ты? (“ Русский язык”, 2 класс, часть 1, стр. 59). Или: Маша сказала, что только у слов м.р. бывают нулевые окончания. Открой обратный словарь на букву – ь. Найди слова с основой на – ль. Ты соглашаешься с тем, что у всех этих слов нулевое окончание ? Есть ли среди них слова ж. р.? Докажи, что у слов нулевые окончания (“ Русский язык”, 2 класс, часть 1, стр. 61 – 62).

     Приведу фрагмент урока русского языка по теме « Написание слов – названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»

Учащиеся   читают  с доски  слова:  мышь, камыш, ёж, рожь, кирпич, дочь, вещь, лещ. (Тем самым одновременно предъявляется  два противоречивых факта)
-Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили?

-  Какой возникает вопрос? (Почему в некоторых словах пишется мягкий знак, а в других нет? )

 -Тема урока сегодня? (Слова-названия предметов, оканчивающиеся на шипящий звук) 

     Поставив проблему,  переходим к организации поиска её  решения.

 Выполняем задание № 117 с. 152 (“Русский язык”  2 класс, ч. 1)

- Откройте обратный словарь на букву – Ч. ( с. 147)
- Есть ли среди слов-названий предметов, ОСНОВА которых оканчивается на – Ч, слова женского рода? Слова среднего рода?
-Какого рода все эти слова?       Выпиши пять любых слов.
-Открой обратный словарь на букву – Ь (с. 150): найди слова-названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается на -чь. Выпиши пять любых слов. 
- Какого рода все эти слова?


- Какой вывод можно сделать о работе Ь:
а) Ь обозначает мягкость конечного согласного;
б) Ь показывает, что все слова-названия предметов женского рода?
-Какой вывод можно сделать о написании слов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на -Ч и -ЧЬ?

Задание № 119: Открой обратный словарь на букву –Ш. ( с.148)
- Предположи, какого рода будут все слова-названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается на букву –Ш. Выпиши пять любых слов.
- Твои ожидания оправдались?
- Открой обратный словарь на букву –Ь ( ): найди слова-названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается –ШЬ.
- Догадываешься, какого рода ВСЕ слова-названия предметов на –ШЬ? Выпиши пять любых слов.
-Какой вывод ты можешь сделать о работе Ь?
- Какой вывод можно сделать о написании слов мужского и женского рода, основа которых заканчивается на –Ш и –ШЬ?

- Можешь не открывая обратного словаря, сделать вывод о написании слов, основа которых оканчивается на –ж и-жь, -щ и –щь?        

- Как пишутся слова мужского рода? А женского рода?

-Проверь правильность своих выводов по обратному словарю. Для этого посмотри слова с основой на –ж и –жь, а твой сосед по парте пусть посмотрит слова с основой на –щ и –щь. Запиши по два примера на каждый случай.   На этапе первичного закрепления написания слов-названий, оканчивающихся на шипящий звук выполняется работа с проговариванием во внешней речи. Затем  проводится самостоятельная работа и осуществляется взаимопроверка работы.

    Таким образом, работа со словарями облегчает работу на уроке учителю и детям, приучает учащихся находить нужные сведения и необходимую информацию. Дети с удовольствием работают с различными словарями.

    Кроме того “Обратный словарь” оказывает большую помощь учителю, так как в него входят слова и блоки слов, позволяющие решать конкретные грамматические проблемы. Выстраивая слова по концу слов, он группирует их по грамматическим признакам.

Итак, применение в учебном процессе  технологии проблемного обучения способствует:

- повышению интереса к учебе;

- обеспечивает развивающий эффект и мотивацию учения;

- не допускает переутомления на уроке;

- обеспечивает атмосферу сотрудничества учителя и ученика;

- развивает речь, логическое мышление;

- развивает личность ребенка, его творческие способности и интерес к предметам;

- вырабатывает активную позицию детей,

что  помогает учителю выполнить одну из важных задач,  — формировать у учащихся самостоятельную познавательность, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе...

Мастер-класс: "Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО"

От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед учителем встает сразу несколько вопросов. Какие образ...

Использование технологии проблемного обучения на разных этапах урока в начальных классах (из опыта работы)

Что такое технология проблемного обучения. Как эффективно использовать её на уроках в начальной школе....

Мастер-класс по теме «Использование технологии проблемного обучения в начальных классах».

Цели проблемного обучения:- Дать прочные знания- Стимулировать интеллектуальное развитие- Воспитывать активную личностьОбразовательные результаты:- Умение решать проблемы- Вести диалог- Извлекать инфо...

Презентация по теме "Использование технологии проблемного обучения в начальных классах"

Презентация к мастер-классу по теме " Педагогические технологии в начальной школе"...