Мастер-класс: "Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО"
учебно-методическое пособие на тему

Афонина Елена Николаевна

От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед учителем встает сразу несколько вопросов. 
Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у младших школьников комплекс УУД? 
 Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь? 
Когда дети осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают творческие способности), активно отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу? 
Ответ на эти вопросы даёт технология проблемного обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО
Цель: показать эффективность технологии проблемного   обучения.

Задачи:

-показать практическую значимость проблемно-диалогического метода;

-создание условий для развития творческой деятельности, путём включения в содержание всего образовательного процесса разные формы, приёмы и методы проблемного обучения.

Форма проведения: мастер-класс

Ход мастер-класса.

I.Актуализация

-От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед учителем встает сразу несколько вопросов. 
Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у младших школьников комплекс УУД? 
 Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь? 
Когда дети осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают творческие способности), активно отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу? 
Ответ на эти вопросы даёт 
технология проблемного обучения. 
Технология проблемного обучения универсальна: так как открывать знания можно на любом учебном предмете. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа
: постановку проблемы, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию

Любое научное творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание. 
Для включения обучающихся в активную деятельность учителю необходимо использовать приемы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового знания. 

- На своих уроках я особенно активно использую проблемные ситуации, возникшие с «удивлением» и проблемные ситуации, возникшие с «затруднением».

1. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”

- Начнём с ситуации, возникающей с «удивлением»


Приём 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

  1. Математика, 2 класс. 
    Учитель делает на доске запись:

(2 + 7) ∙ 3 =27

2 + 7 ∙ 3 = 23

Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему? 
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!

Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем? 
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы? 

Учитель: Что надо изменить в левой части, чтобы равенства стали верными?

Ученики: Поставить скобки (2 + 7) ∙ 3 = 27

Учитель: Где вы поставите скобки?

- Ещё один пример использования этого приёма:

Слайд 6

  1. Русский язык, 3 класс

Учитель: Разберите по составу слово пролетел

Какие орфограммы встретились в этом слове? (безударная гласная)

В каких частях слова безударная гласная? Можно ли проверить?

Ученики: В корне можно – проверочное слово (лёт) , а приставку нужно запомнить, приставки пра – не бывает.

Возникновение слов (прабабушка, прадедушка, правнук)

Учитель : Давайте разберём эти слова по составу. Что заметили?

Чем является пра- в этих словах?

Приставка пра- используется в словах со значением «самый первый, самый древний», их немного, но они встречаются в русском языке.

Приём 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания.

Окружающий мир, 2 класс. 
Учитель: Таня, Лена и мама на зимние каникулы поедут на Байкал, а Ваня и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи.

(Приложение)(набор вещей для поездки)

(Разыгрывается сбор вещей: 2 команды , 2 чемодана и карточки с названием вещей)
Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления)

Задание я вам дала одно. А содержание чемоданов разное? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Почему так вышло?

Чего мы не знаем?

(Побуждение к формулированию проблемы.)

- Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос)


Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации. 
Русский язык, 3 класс. 
Учитель:  На доске слова: низкий, низко

Сравните эту пару слов? Что общего? 
Ученики: Корень.

Учитель: Тогда чем они отличаются?
Ученики: Окончаниями. 

(Дети младшего школьного возраста ещё не имеют представления о наречиях, и об отсутствии у них окончания. Это позволяет создать проблемную ситуацию.)

Учитель: Измените форму слова низкий.

(Дети убедились, что - ий окончание)

Аналогично попытаемся изменить слово низко. Не получилось?
Итак, что вы сначала думали по поводу "о"?

Ученики:  Что это окончание.

Учитель: А что оказалось потом?

(Побуждение к осознанию противоречия.)

Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.)

Что же такое "о" в слове низко? (Проблема как вопрос.)

 Ученики: Суффикс.

II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением" 

Теперь рассмотрим ситуации, возникшие с «затруднением».

Прием 4. В проблемной ситуации "с затруднением" даётся задание на первый взгляд не решаемое. Познакомимся с одним из приёмов, как можно выйти из этой ситуации.
Математика, 2 класс. 
Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 3 + 3+ 3+ 3= 12. Затем дается задача: "На одну рубашку пришивают 7 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 25 рубашек?" - практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще ,либо считать будут долго.  (7+7+7+7+7+7+7+7+………………………) Знакомство с умножением.

Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. 
Математика, 2 класс. 

Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 6. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.)

Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 6. (Обучающиеся испытывают затруднение.)

Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Какова же будет тема нашего урока? 
Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное. 

Прием 6. Самый сложный, т. к. выполняется (как и прием 3) в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает задание, похожее на предыдущее. Ученики, не замечая подвоха, выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учителю требуется аргументированно доказать, что задание школьниками все-таки не выполнено. После этого у ребят и возникает затруднение. Прием 6 похож на прием 3. В каждом по два шага. Причем первый шаг заставляет ученика ошибиться, а второй разоблачает эту оплошность. Разница в том, что в приеме 3 ошибка допускается из-за житейского представления ребенка, а в приеме 6 - из-за применения школьником уже имеющихся научных знаний не в той ситуации. 

Русский язык, 3 класс. 
Учитель предлагает детям распределить слова в 2 столбика: с разделительным 
ъ и ь знаком. (шаг 1) учитель диктует слова, дети повторяют правило о месторасположении этих знаков. (шаг 2) Диктует слово от...утюжить.

Ребята сталкиваются с затруднением. Вспоминаем правило, что ъ разделительный знак пишется между приставкой и корнем. Почему же в этом слове не ставится ъ? (ребята соображают, что ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук). Не выполнено ещё одно условие – ъпишется только перед гласными буквами е, ё, ю, я.

Вышеперечисленные приёмы я часто использую на уроках математики и русского языка.

На уроках чтения и окружающего мира наибольшего эффекта достигает использование приёма «Яркое пятно». Не секрет, что торжественно объявленная новая тема чаще всего не интересна ученикам, и получается скучный традиционный урок. Где же выход? Можно увлечь ребят заранее сформулированной темой урока, используя специальный прием, условно называемый "яркое пятно". В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.

         Приведу пример фрагмента урока русского языка в 1 классе по теме «Алфавит». Этап усвоения новых знаний. Ученикам, у которых уже сформировано умение располагать слова по алфавиту, предложила  практическое задание.

Практическое задание: Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на доске появляется карточка с данным словом): морковь, капуста, ежевика, горох, малина (появляются предметные картинки). Детям предлагаю написать слова в алфавитном порядке.

- Напишите слова в алфавитном порядке. Создана проблемная ситуация: как определить порядок слов, начинающихся на одинаковую букву: морковь или малина.

В результате выполнения задания у учеников получилось 2 гипотезы:

На уроках объяснения предлагаются следующие задания, позволяющие ученикам самостоятельно вывести правило о том, что обозначает имя существительное.

Задание 1: Сравните правый и левый столбик.

      Я ученик первого класса.                                            Я первого класса.

В пенале лежат ручки и карандаши.                                         В пенале лежат.

Я кладу в портфель тетради,   учебники   и пенал.                  Я кладу в портфель.

Учитель задает вопросы.

1. Обе ли записи слов являются предложением?

2. Если нет, то почему?

3. Какое слово нужно добавить, чтобы оно стало предложением?

4. Выпишите пропущенные имена существительные, задавая им вопрос.

Вывод: слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопросы кто? что? называются именами существительными.

Урок русского языка в 1 классе на тему: «Описание внешности и повадок животных»

Предлагаю по схематическому изображению животного составить о нём рассказ.

- Итак, расскажите всем об этом животном.

- Почему не можете? Мы не видим ни цвет, ни размер. Мы не знаем о нём ничего.

- Какая тема урока сегодня? (Описание внешности и повадок)

-На какие вопросы мы должны ответить, чтобы рассказать о животном?

       Проверка гипотез приводит учащегося к тому, что проблемная ситуация для ученика становится учебной задачей. Через создание проблемной ситуации и ведение диалога ребята обучаются и целеполаганию.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).              

Проблемное обучение

• вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;

• способствует развитию познавательной активности;

• осознанности знаний;

• предупреждает появление формализма, бездумности;

• обеспечивает более прочное усвоение знаний;

• делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

Итог: Способствует  ли технология проблемного обучения развитию творческого потенциала обучающихся?

Рефлексия:  -Составьте  кластер  по теме нашего мастер-класса  к ключевому слову  “Проблема”

Кластер.

ПРОБЛЕМА

Интересная, важная, сложная, главная

Решить, создать, понять.

Нет ничего невозможного. У каждой проблемы есть свое решение. Все решаемо.

(задача, затруднение)

Приведенные выше примеры далеко не весь перечень приемов. Однако, все приемы проблемного обучения объединяет одно – наличие проблемы в той или иной форме, которую учащимся необходимо решить. Эти приемы постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию, которую не обеспечивает традиционное сообщение темы урока. У детей возникает желание изучить тему, которая сформулирована ими лично или которой их умело заинтриговал учитель. 

Систематическое включение подобных заданий формирует и развивает метапредметные учебные действия: соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, определять понятия, строить логическое рассуждение, умозаключение.


4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе

В данной статье описываются теоретические и практические аспекты применения технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе....

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС...

«Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО».

Примеры ипользованиятехнологии проблемного обучения на уроках русского языка в 1-4 класах....

Статья "Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО"

Примеры практичекого ипользования элементов проблемного обучения на уроках рксского языка в начальных классах по программе "Школа России"...

Технология проблемного обучения в начальной школе по ФГОС

Статья посвящена вопросу реализации проблемного обучения в образовательном процессе начальной школы. Раскрывается сущность понятия «проблемное обучение», его принципиальное отличие от обуч...