Технология проблемного обучения в начальной школе по ФГОС
статья

Хайнацкая Людмила Ивановна

Статья посвящена вопросу реализации проблемного обучения в образовательном процессе начальной школы. Раскрывается сущность понятия «проблемное обучение», его принципиальное отличие от обучения традиционного. Приводятся типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов, способствующих развитию мыслительной активности школьников. Делается вывод о целесообразности и настоятельной необходимости осуществления проблемного обучения на начальном этапе школьного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения в начальной школе по ФГОС

Л.И. Хайнацкая

учитель начальных классов

МАОУ «Прогимназия «Центр детства»

ЯНАО, г. Новый Уренгой

Не пытайтесь объяснить ребёнку то,

до чего он может додуматься сам.

Давайте возможность каждому ребёнку

сделать своё маленькое открытие.

Э.И. Александрова

Аннотация. Статья посвящена вопросу реализации проблемного обучения в образовательном процессе начальной школы. Раскрывается сущность понятия «проблемное обучение», его принципиальное отличие от обучения традиционного. Приводятся типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов, способствующих развитию мыслительной активности школьников. Делается вывод о целесообразности и настоятельной необходимости осуществления проблемного обучения на начальном этапе школьного обучения.

Ключевые слова: технология проблемного обучения, традиционное обучение, сущность проблемного обучения, структура проблемного урока, типы проблемных ситуаций, уровни проблемного обучения.

Одним из видов обучения, способствующего развитию ребенка, является проблемное обучение. Актуальность использования технологии проблемного обучения обусловлена тем, что в современных условиях обучения обостряются следующие противоречия:

- учащиеся имеют прочные знания, но применить их не могут;

- дети общительны, а задавать вопросы не умеют.

Данная технология учит детей «не сидеть, сложа руки», не быть пассивными слушателям, а самим включаться в работу. В этом развиваются очень важные качества - умение слушать других и высказывать свои мнения, версии, формулировать тему урока, проговаривать алгоритм действий, терпимость и уважение к чужому мнению, стремление к поиску решений.

Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. И цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей.

Технология проблемного метода обучения в современной педагогике является одной из технологий, оптимально отвечающих требованиям федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Определений проблемного обучения много, мы остановимся на одном из них: проблемное обучение - система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого обучения. Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения.

Учебная проблема – противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками, и новыми фактами или явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно.

Для учителя они являются средством управления познавательной деятельностью ученика; формированием его мыслительных способностей.

В деятельности ученика - служит стимулом активизации мышления, а процесс ее решения - способом превращения знаний в убеждения.

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.

Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок становится в позицию своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Главные цели проблемного обучения:

  1. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
  2. Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
  3. Развитие профессионального проблемного мышления.

Отталкиваясь от технологической схемы цикла проблемного обучения можно определить следующие этапы на уроке проблемного обучения. Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний. При подготовке к уроку с использованием проблемной технологии необходимо учитывать структуру урока.

Структура проблемного урока

Цель урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

З

Н
А
Н
И
Я

I. Создание проблемной ситуации

Формулирование вопроса: «Почему не получается?»

II. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока и его задачи

III. Поиск решения

Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез

IV. Выражение решения

Выражение нового знания в доступной форме, моделирование, мини – проект.

V. Реализация продукта

Представление продукта учителю и классу, защита мини – проекта.

Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация.

«Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, - отмечает А.М. Матюшкин, - нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного».

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Проблемная ситуация возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».

Проблемная ситуация создана, но из нее надо еще достойно выйти. Для этого используются следующие варианты: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель; осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.

Но бывают случаи, когда самостоятельно «выпрыгивает» из проблемной ситуации, как правило, сильный ученик. Остальные, не понимая, в чем дело, молчат. Как же быть?

В этой ситуации следует говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.

Таким образом, представлены наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.

t1632841311ab.gif

Проблемное обучение предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности.  В основе его лежит личностно-деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся. Технология проблемного метода обучения в современной педагогике является одной из технологий, оптимально отвечающих требованиям ФГОС.

ФГОС основного общего образования ставит перед учителями новые задачи: развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества; развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам; ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно реализовывать эти задачи. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять действия, направленные на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию.

В настоящее время, выпускники школ в большинстве оказываются не готовыми как к самим проблемам, так и к способу их решений.

Роль проблемного обучения состоит в том, что учащиеся учатся самостоятельно добывать знания и разрешать новые возникающие проблемы, задачи, при этом у детей формируется познавательный интерес и творческая активность учеников.

Сравнительная характеристика традиционного и проблемного обучения

Проблемное обучение отличается от традиционного, прежде всего целеполаганием (постановкой цели) и организацией процесса усвоения знаний. Урок с применением проблемного обучения организуется таким образом, что ученикам даётся возможность искать пути решения поставленной проблемы.

Применение данного метода требует больших затрат времени, чем традиционные методы обучения, которые являются более распространенными в школьной практике. При такой форме организуется классно-урочное обучение и знания ученики приобретают в готовом виде. Естественно, что затраты времени для такого способа передачи знаний меньше, чем требуется для организации проблемного обучения. Данный метод ориентирован в основном на память учащихся. Главное запомнить информацию и уметь её воспроизводить в подобных ситуациях. Мыслительная деятельность при таком подходе к обучению развивается слабо. Противоречия, возникающие в процессе традиционного обучения, обратили на себя внимания многих видных ученых и педагогов. Например, А.А. Вербицкий отмечал отсутствие при традиционной форме обучения мотивации для ученика перспективы применения знаний. Если будущее представляется как абстракция, следовательно, и нет личной мотивации.

Если урок построен на традиционном способе обучения, то учащиеся получают готовые знания, закрепляют их с помощью специальных упражнений, вопросов учителя и учебной литературы. Новые знаний в процессе изложения связываются с изученным материалом ранее. Ученикам нужно же получить знания в готовом виде, осмыслить, запомнить и воспроизвести. Следовательно, деятельность учащихся является репродуктивной. При организации проблемного обучения знания учащимися приобретаются путём самостоятельного решения проблемных вопросов.

При традиционном обучении деятельность учащихся носит репродуктивный характер: заучивание готового учебного материала, выполнение упражнений на закрепление знаний, воспроизведение готовых знаний. Проблемное обучение направлено на развитие САМО: учащиеся САМОстоятельно ищут пути решения проблемы, проводят САМОконтроль и САМОоценку.

При традиционном обучении мотивация связана с непосредственной деятельностью учителя, например, интересное изложение учебного материала. В процессе проблемного урока ученики приобретают много важных умений и навыков, и самое главное, что их деятельность подкрепляется интеллектуальными мотивами.

Сравнительная характеристика традиционного и проблемного обучения

Критерии

Традиционное обучение

Проблемное обучение

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративные

Активные исследовательские методы.

Результаты обучения

Готовые знания

Получение знаний через развитие творческих способностей, мышления.

Деятельность учителя

Наглядно-иллюстративное обучение, при котором сообщаются готовые знания, приводятся готовые примеры.

Развитие исследовательской деятельности на основе самостоятельной работы. Управление учебными действиями учеников.

Деятельность

учащихся

Носит репродуктивный характер:

заучивание готового учебного материала, выполнение упражнений на закрепление знаний, воспроизведение готовых знаний.

Формулирование проблемы и поиск путей решения проблемы.

Самоконтроль и самооценка деятельности.

Мотивация

Непосредственное побуждение, связанное с деятельностью учителя. Например, интересное изложение учебного материала.

Интеллектуальные мотивы.

Ученики испытывают удовлетворение от интеллектуального труда.

Уровни проблемного обучения

Уровень проблемного обучения – отражение в совокупности процесса обучения и его результата, степени сформированности познавательной самостоятельности, творческих способностей учащихся. Распределение по уровням связано с разным уровнем усвоения знаний и мышлением учащихся. Все виды проблемного обучения имеют четыре уровня проблемного обучения.

1 уровень. Уровень обычной активности.

2 уровень. Уровень полусамостоятельной активности.

3 уровень. Уровень самостоятельной (продуктивной) активности.

4 уровень. Уровень творческой активности.

Данные уровни отражают уровень освоения новых знаний учащимися и способов умственной деятельности, а также уровни мышления. Иными словами, в какой ситуации и каким образом может ученик применить имеющиеся у него знания. Самый высокий уровень достижения учащихся – четвёртый.

На уровне обычной активности происходит восприятие учащимися изложенного учебного материала учителем, усвоение образа умственного действия в условиях проблемной ситуации и выполнение заданий воспроизводящего характера.

На втором уровне - уровне полусамостоятельной активности - учащиеся применяют полученные знания в новой ситуации и участвуют в поиске способа решения учебной проблемы. На этом уровне находится большинство школьников. Учащиеся, находящиеся на этом уровне нуждаются в помощи учителя и испытывают затруднения в новых познавательных ситуациях.

Знания учеников недостаточны для построения всей логической цепочки решения проблемы.

Выполнять самостоятельные работы репродуктивно-поискового типа ученики могут, достигнув третьего уровня - самостоятельной (продуктивной) активности. Достигнув этого уровня, учащиеся могут самостоятельно применять усвоенные знания в новой ситуации, работать с текстом учебника, конструировать решение задачи среднего уровня сложности.

Выполнять самостоятельные работы, требующие логического анализа, открытия нового способа решения, творческого воображения учащиеся способны, достигнув четвертого уровня - творческой активности.

Ученики, находящиеся на четвертом уровне развития, быстро усваивают приёмы умственной деятельности, способны выдвигать гипотезу и выбирать пути для решения проблемы. У таких учащихся преобладает словесно-логическое мышление. Уровень проблемного обучения – отражение в совокупности процесса обучения и его результата, степени сформированности познавательной самостоятельности, творческих способностей учащихся.

Проблемное обучение при правильной его организации действительно способствует развитию умственных сил учащихся; самостоятельности: самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения, самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения. Оно вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной самостоятельности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности. Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно, лучше усваивается и надолго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации); способно сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на преодолении значительных, но посильных трудностей; оно ориентирует на комплексное использование знаний.

Проблемное изучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции.

 

Список использованных источников:

  1. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: Коллективная монография: в 3 кн. / Под ред. Е.В.Ковалевской. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010.
  2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 2015г.
  3. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. – Казань: Изд-во КГУ, 2014г.
  4. Кудряшева, М.Г. Организация проблемных ситуаций на уроках в начальной школе. / М.Г. Кудряшева // Управление начальной школой. – 2012. - №7.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе

В данной статье описываются теоретические и практические аспекты применения технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе....

"Особенности применения технологии проблемного обучения в начальной школе"

Цель работы: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий реализации технологии проблемного обучения в начальной школе. Исходя из данной цели, были определены следующ...

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе...

Технология проблемного обучения в начальной школе

В последние годы перед учителями встали проблемы:несоответствия уровня обученности школьников их реальным возможностямнизкий уровень мотивации;снижение или отсутствие интереса к предмету;высокий урове...

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС...

Мастер-класс: "Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО"

От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед учителем встает сразу несколько вопросов. Какие образ...