Критическое мышление на разных уроках
статья

Пичкур Елена  Михайловна

В современной школе используется много различных технологий обучения  детей. В последние годы стала популярной технология критического мышления,  включающая  три этапа или стадии.  Это «Вызов - Осмысление - Рефлексия».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_stadii_kritich_myshleniya.docx772.8 КБ

Предварительный просмотр:

  • Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. 

  • Это совокупность разнообразных методик и приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, то есть пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, а затем создать ему условия для осмысления материала и помочь ему обобщить приобретённые знания. 

Цель
технологии развития критического мышления  

развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Задачи

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность.
  • Развитие таких  базовых качеств личности, как коммуникативность, креативность, мобильность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации.
  • Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, пуск механизмов самообразования и самоорганизации.
  • Развитие аналитического, критического мышления.

Универсальные учебные действия (УУД)

1. Личностные действия: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

 2. Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

3. Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

4.  Коммуникативные УУД:  осознавать речь как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;  понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Технология  
развития критического мышления должна научить :

Технологические стадии

1. Первая стадия — «вызова» (5 минут), во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

2. Вторая стадия — «осмысление» (25 минут) — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика в парах или индивидуально  с информацией (текст, фильм, материал учебника), причём работа направленная, осмысленная.

3. Третья стадия — стадия «рефлексии» (10 минут) — размышления. На этом этапе осуществляется творческая переработка, анализ,  интерпретация изученной информации.  Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы технологии критического мышления, используемые на уроках русского языка

Для лучшего усвоения учебного материала по русскому языку,для развития логического мышления, орфографической зоркости в письме я использую некоторые приёмы технологии критического мышления. Хочу подел...

Проект педагогического эксперимента по теме: «Развитие критического мышления на интегрированных уроках в начальной школе с использованием ИКТ».

1.2. «Инновационность» технологии критического мышления.     Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельно...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»  Пояснительная запискаДанный урок относит...

урок по русскому языку (технология критического мышления) + презентация к уроку

2 класс Предмет: русский язык   Тема: Часть речи – глагол.     Цель: Знакомство с понятием «Часть речи - глагол».  Задачи:   1. ...

Использование технологии развития критического мышления школьников на уроке литературного чтения.

Использование технологии развития критического мышления школьников на уроке литературного чтения....

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»...

Презентация педагогического опыта. Доклад "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения посредством технологии развития критического мышления" и конспект урока

В работе расрыт смысл понятия "Критическое мышление", что способствует его развитию, этапы реализации технологии развития критического мышления. На примере урока продемонстрированы различные...