Творческая деятельность обучающихся на уроках литературного чтения
учебно-методический материал

Тютюнник Елена Владимировна

Обобщение педагогического опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»

«Творческая деятельность обучающихся

на уроках

литературного чтения»

Материалы ППО

Тютюнник Елены Владимировны

учителя начальных классов

Джанкой

2020-2021

Название опыта: «Творческая деятельность обучающихся на уроках литературного чтения»

ФИО автора: Тютюнник Елена Владимировна

Образование: полное высшее образование, специалист

Название учебного заведения, год его окончания: Мелитопольский государственный педагогический университет, 2007г.

Специальность по диплому: начальное обучение

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Средняя школа №8»

Должность: учитель начальных классов

Педагогический стаж: 27 лет

Квалификация: высшая квалификационная категория

 Введение

     Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий реализацию личных планов на основе духовно-нравственных ценностей общества для будущей созидательной жизнедеятельности.  Актуальной задачей учителя начальных классов является необходимость создания условий для развития творческих способностей учащихся и творческого воображения как важнейшего пути познания и освоения ребёнком окружающего мира, с помощью средств языка в соответствии с условиями общения. Это возможно только через творческую деятельность.

     Включение детей в творческую деятельность – основной путь их развития. Следует отметить, что ребята с удовольствием вовлекаются в процесс творчества, оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания.

      На уроках литературного чтения учитель, по словам Ш. А. Амонашвили, чтобы «воспитать в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества», должен создать «… такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дать им возможность почувствовать себя в нём властелином». Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее, способным адаптироваться к условиям жизни в постоянно развивающемся обществе.

Условия формирования опыта

На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:

  • требования ФГОС НОО;
  • изучение методической литературы;
  • изучение опыта коллег;
  • курсы повышения квалификации;
  • участие в работе городских методических объединений.

  Творческая работа требует самостоятельности обучающегося, активности, увлеченности, способствует становлению его личности. Познавая через литературу окружающий мир, дети учатся осмысливать специфику словесного искусства и проявляют интерес к словесному творчеству. От того, насколько осознанно, творчески, с желанием будут учиться дети, зависят в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.

       Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, оживляют познавательный процесс, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический смысл. Современное общество нуждается в неординарных личностях, ответственных, способных креативно мыслить, творить, принимать решения. Это значит, что особое внимание на уроках следует уделять творческой деятельности обучающихся.

Теоретическая база опыта

    Проблемой творческой деятельности школьников занимались такие ученые, как Выготский Л.С., Лук А.Н., Петровский А.В., Давыдов В.В. и др.  Под творческой деятельностью понимают такую деятельность человека, «в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности».

     Л.С. Выготский считал творчество «нормальным и постоянным спутником детского развития». Творческая деятельность ребенка – это, прежде всего, познавательная деятельность, специфика которой проявляется в результатах творчества и процессах, способствующих созданию творческого продукта.

    Следует отметить, что потребность в творческой самореализации оформляется в процессе школьного обучения  согласно периодизации

Д.Б.Эльконина в младшем школьном возрасте развитие высших психических функций и формирование личности в целом происходит под влиянием ведущей деятельности – учебной. В процессе учебной деятельности ребенок поэтапно овладевает познавательной деятельностью – от репродуктивной к частично-поисковой, а при целенаправленной организации обучения творческой. Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний. В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.

    Познание – образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания.

    Преобразование – творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний.

     Создание – творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях.

     Творческое применение знаний – деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении

знаний на практике.

     Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников» как продуктивную форму деятельности учащихся

начальной школы, направленную на овладение творческим опытом познания,

создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом. М.Р.Львов отмечает, что «творческая деятельность учащихся – совокупность тех видов работ, в которых проявляется наиболее высокая их самостоятельность».

    В соответствии с механизмами процесса творческой деятельности , раскрытыми в психологической теории Я.А.Пономарева, Л.Д.Мали выделяет некоторые наиболее общие этапы процесса организации творческой деятельности на уроках литературного чтения.

    Необходимым начальным этапом процесса организации творческой деятельности является особая подготовительная работа (в ходе которой происходит знакомство с текстом произведения, осмысление творческой задачи, выбор из текста того материала, который необходим для еѐ решения, обдумывание содержания этого материала, его редактирование (если необходимо) с точки зрения творческого замысла). В это время происходит активное накопление и отбор материала для последующей творческой работы.

   Этап воссоздания в воображении прочитанного, его творческое переосмысление, оформление в виде мысленного «плана», «проекта» новой художественной формы: иллюстрации, сцены, импровизации и др.

    Чем богаче и полнее воображение ребѐнка, тем ярче и конкретнее он сумеет представить содержание текста в новой форме, тем активнее он затем будет участвовать в выполнении творческой работы. С другой стороны, само участие в подобной деятельности в значительной степени способствует развитию воображения (воссоздающего и творческого).

    На этом этапе окончательно оформляется мотивация творческой деятельности детей. Следующим этапом творческой деятельности будет словесное оформление возникшего представления. На этом этапе в ходе беседы происходит уточнение и конкретизация творческой идеи, еѐ развитие, обсуждаются детали, учащиеся соотносят образы, возникшие в воображении, с текстом. Возникает несколько вариантов выполнения работы и т.д.

   В большинстве случаев творческие работы на уроке литературного чтения в окончательном виде – это словесные высказывания (рассказ о том, какую иллюстрацию можно нарисовать к произведению, или о том, какую музыку можно к нему написать, какой она будет по своему характеру, настроению, это может быть описание декораций действия, костюмов персонажей, интонации их речи, наконец, это может быть творческое пересказывание прочитанного). На этом этапе ребѐнок проявляет все свои способности к речевой деятельности: умение раскрыть тему, подобрать языковые средства, адекватные данной речевой ситуации, умение выслушать уточнить, исправить что-либо в своей речи и т.д. Эти способности постоянно развиваются и совершенствуются. В самом общем виде опорное умение, которое необходимо применить на третьем этапе выполнения творческой работы, – это умение словесно оформить возникшее представление, свою будущую творческую работу.

     На следующем, четвѐртом этапе происходит окончательная доработка проекта, в ряде случаев исполнение работы: рисование картин красками, маслом, карандашом, разыгрывание сценки или целого спектакля.

И, наконец, в завершение всего необходимо проанализировать качество творческой работы.

   На этом этапе учащиеся возвращаются к первоначальному замыслу, соотносят его с полученным результатом, оценивают его в целом, отмечают наиболее удавшиеся моменты, указывают на недочѐты, анализируют уровень исполнительского мастерства.

Новизна опыта и практическая значимость

    Современное общество изменяется в быстром темпе, в школе появляются новые образовательные программы, идет реализация качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться. Но здесь возникает проблема в том, что в школе очень часто встречается шаблонность в работе учителя. Многие учителя используют повторение одних и тех же действий, приемов, не учитывая желания и интересы детей. Это часто приводит к потере способности творчески мыслить и самостоятельно работать. А главное теряется интерес к получению знаний у школьников. Поэтому появилась необходимость разработать подобрать систему упражнений для развития  ребёнка, его творчества, что бы ребенок легко приспосабливался к изменяющимся условиям, решал поисково-творческие задачи с целью развития творческих способностей.

    Практическая значимость исследования состоит в том, что комплекс заданий, разработанных для организации творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения, может быть использован учителями в процессе обучения.

     В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить различные  методы и приемы обучения, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие их творческих способностей на уроках литературного чтения, которые дают возможность каждому ребенку проявить себя.

   1. Словесное развертывание образов произведения.

   2. Театральная творческая деятельность.

   3. Изобразительная творческая деятельность.

      В своей практике я применяю: творческие пересказы; работу с иллюстрациями; словесное и графическое рисование; драматизацию; создание диафильмов; стихосложение; устные рассказы и сказки.

     Творческие пересказы. Творческий пересказ наиболее насыщен простором для фантазии ребенка, для творчества, как для создания нового. К тому же, это хорошее упражнение для развития речи, пополнению словаря, формирование коммуникативных умений и навыков. Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления.

    Использую на уроках литературного чтения следующие варианты творческих пересказов:

- пересказ с изменением лица рассказчика (чаще всего это пересказ в третьем лице, если в оригинале повествование ведется от первого лица);

- пересказ от лица одного из персонажей: для успешного выполнения этого задания ученик должен войти в роль персонажа, понять его характер, взглянуть на события его глазами, дать оценку герою с позиции его возраста и социального положения;

- пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями: с вымышленными эпизодами, деталями; описаниями пейзажа, внешности людей, места действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста;

- продолжение рассказа о судьбе героя; изменение последовательности событий.

      Дополнять текст можно сопоставлениями с фактами, аналогичными описанным, но взятыми из жизни или других источников. Творческие дополнения могут быть точными лишь в том случае, если школьники поняли содержание произведения и достоверно знают все обстоятельства, в которых протекает действие. Детей особенно привлекают дополнения, в которых предугадывается дальнейшая судьба их любимых героев.

     На уроках литературного чтения детям предлагаю следующие задания по творческому пересказу произведений:

1. Перескажите сказку от своего имени.

2. Перескажите легенду от первого лица.

3. Перескажите данную историю от имени писателя.

4. Правильно ли поступил герой произведения? Продолжите рассказ.

5. Перескажите рассказ, заменяя слово «я» словами «он», «писатель».

6. Чем бы вам хотелось дополнить рассказ?

    Важное значение при выполнении заданий имеет и целевая установка: ученик должен рассказывать так, чтобы поняли его мысль, представили описываемую им картину, почувствовали его отношение к высказанному.

    Таким образом, творческие пересказы развивают воображение школьников, повышают интерес к художественным произведениям, способствуют формированию ораторского мастерства.

    Словесное рисование.

Словесное рисование – это способность ребенка выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. У учеников начальных классов необходимо целенаправленноразвивать следующие умения:

  • воплощать в слове продукты фантазии и творчества;
  • использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры,
  • олицетворения; устно словесно описывать предмет.

  При обучении детей словесному рисованию придерживаюсь следующей последовательности:

  • Выделяется эпизод для словесного иллюстрирования.
  • «Рисуется» место, где происходит событие.
  • Изображаются действующие лица.
  • Добавляются необходимые детали.
  • «Разукрашивается» контурный рисунок.

    Словесное и графическое рисование.

Использование словесного и графического рисования на уроках помогают мне интереснее организовать учебную деятельность школьников и стимулировать их творческое развитие. Дети выполняют следующие задания:

  • Устно опишите своего любимого сказочного героя.
  • Создайте рисунки к сказке в последовательности ее изложения.
  • Проиллюстрируйте самый смешной эпизод рассказа.
  • Сделайте рисунки к стихотворению.
  • Опишите словами ваш любимый цветок, нарисуйте его.
  • Изобразите словами самый интересный эпизод произведения.

   Драматизация.

      Знакомство детей с драматизацией начинаю с чтения текстов по ролям и с заданной интонацией. Например: прочти грустно, весело, равнодушно, строго, с мольбой, с презрением, досадой, с возмущением, с насмешкой, удивленно, с интонацией страха, сожаления, торжества, таинственности, растерянности, неуверенности, раздражения, осуждения, сочувствия и т.д. Перевоплощаясь в героев художественных произведений, создавая воображаемую ситуацию, дети верят в правду вымысла. Они могут быть и актерами и зрителями.

       При использовании драматизации придерживаемся следующих правил:

1. Совместно с учениками ставим цели: для чего использовать этот прием обучения.

2. Соблюдаем общую последовательность работы:

а) восприятие материала, который предстоит драматизировать;

б) определение исполнительных задач, которые обусловливаются идеей

авторского замысла;

в) выбор выразительных средств для осуществления намеченных задач;

г) пробная драматизация наиболее существенных или трудных для

исполнения моментов;

д) анализ качества исполнения с точки зрения воплощения идеи

литературного источника и общей выразительности;

е) заключительный показ;

ж) подведение итогов проделанной работы и оценка ее результатов.

3. Для повышения качества драматического воплощения литературного источника, где только можно, применяем иллюстрированный материал.

4. Распределение ролей проводим после тщательного разбора произведения, перед завершающим этапом инсценирования.

5. Считаю необходимым воспитывать у детей отношение к драматизации как к искусству переживания, а не изображения. Использую установки типа: «Представь себе, что это случилось с тобой» и т.п.

6. Реквизит применяю умеренно, каждый раз, ясно осознавая цель использования любой детали декорации, костюма.

7. В процессе драматизации выступаю не столько в роли обучающего, сколько в роли организатора детской деятельности.

     Формы драматизаций, используемые мною на уроках: костюмированные представления по известным сказкам и рассказам; музыкальные инсценировки сказок и рассказов.

     Работа с иллюстрациями. Иллюстрация – изображение, рисунок в тексте книги, поясняющий ее содержание. Рассматривание книжных иллюстраций важно при изучении литературных произведений. Оно может быть организовано перед чтением, по ходу и по окончанию чтения. При работе над художественным произведением и иллюстрацией организую следующую работу:

  • нахождение в тексте отрывка, который соответствует иллюстрации;
  • нахождение в тексте предложения-заголовка к иллюстрации;
  • самостоятельный подбор подписи к иллюстрации;
  • сравнение и сопоставление эпизода, изображенного в тексте и на иллюстрации;
  • сравнение иллюстраций к одному произведению разных художников;
  • пересказ по иллюстрации соответствующего эпизода произведения;
  • составление рассказа по иллюстрации.

При работе над портретом героя задаю детям вопросы:

- Какие черты характера героя отразились в портрете? Почему вы так решили?

- Как вы думаете, что чувствует изображенный здесь герой произведения? Как вы догадались?

- Как передал художник черты характера героя?

- Как относится художник к персонажам своей картины? Как вы это определили?

   

 Создание диафильма.

   Диафильм – это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствуют последовательности событий в произведении, каждый рисунок снабжен титрами. Это коллективная творческая работа, в процессе выполнения которой учащиеся сотрудничают в

разных направлениях: сообща определяют кадры, подбирают подписи к ним.

     При создании диафильма работу провожу в следующей последовательности:

  • первичное знакомство с текстом;
  • анализ произведения;
  • вторичное чтение текста;
  • анализ текста по вопросам, способствующим творческой работе по созданию диафильма:

а) определите характер прочитанного произведения;

б) разделите текст на части, укажите их количество, составьте диафильм к первой части;

в) дайте характеристику этим кадрам (Какие они?)

г) мысленно представьте картинку к каждому кадру и нарисуйте ее устно;

д) изобразите ее графически;

е) сделайте титры к кадрам (выберите из текста);

ж) дома графически нарисуйте кадры к диафильму, подпишите их.

    На уроках ученикам предлагаю различные задания:

  • Какие картинки можно нарисовать к сказке? Нарисуйте их и подпишите словами из сказки.
  • Создайте к рассказу рисунки в такой последовательности, чтобы получился диафильм. К кадрам диафильма подберите слова из текста.
  • Устно опишите рисунки к стихотворению. Найдите в нем строчки, которыми можно подписать ваши рисунки.

     Создавая диафильмы, дети упражняются в умении отбирать материал и строить рассказ, пусть и графический, в определенной композиционной форме; учатся обдумывать одновременно несколько минисюжетов и располагать их в соответствующей произведению последовательности.

Устные рассказы и сказки.

    При сочинении рассказов и сказок у детей формируется умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно, образно. Сочинение устных рассказов и сказок по опорным словам и словосочетаниям, по предложенному плану, серии картинок, иллюстрациям, на основе прочитанного – один из путей развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. Ученики знакомятся с художественными произведениями, которые служат для них образцом правильной речи, а также позволяют свободно высказывать свое мнение при анализе текста, оценке поступков героя, предоставляют возможность проявлять и развивать свои творческие способности, одновременно расширяя представление об окружающем мире и совершенствуя культуру речи. Дети очень любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять. Поэтому, прежде чем давать детям написать собственную сказку, в начале обучения использую приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников», а также предлагаю детям в помощь памятку «Я сочиняю сказку».

Стихосложение.

Система работы по развитию умения слагать стихи включает следующие виды практических заданий:

  • наблюдение рифмы в стихотворном произведении;
  • подбор слов, рифмующихся с предложенными словами;
  • дополнение слов в неполном четверостишии;
  • дополнение фраз рифмующимся словом;
  • буриме.

Для стимулирования интереса детей использую следующие задания:

  • Перечитайте стихотворение, найдите рифмующиеся слова;
  • Игра «Придумай рифму»;
  • Подберите вместо многоточий слова;
  • Продолжите стихотворение сами;
  • Придумайте свои небылицы;
  • Попробуйте сами сочинить стихотворение про осень (росинку и т. д.);
  • Сочините стихотворение на выбранную вами тему.

     Вся работа проводится добровольно. Важно предоставить ученикам возможность для свободного творчества, но вместе с этим доказать, что первые пришедшие на ум рифмованные строчки еще не являются стихотворением.

     Необходимо несколько раз вдумчиво прочитать строчку и, если потребуется, переделать ее, учитывая не только рифму, но и содержание.

    На первых этапах работа бывает коллективной, далее – групповой или в парах. Естественно, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать, но таланты каждого ребенка можно развивать. Даже не умеющий читать ребенок, пытается, повторяя небольшие стихи, загадки, скороговорки, проявить свои актерские способности.

   При знакомстве детей с новым произведением очень важен первый этап–этап восприятия, который сопровождается первыми эмоциями, вопросами детей, недоумением. Перед восприятием текста я использую следующие приемы «творческого введения» в тему:

  • фантазирование; притча, сказка, метафора;
  • высказывания известных людей, афоризмы; проблемный вопрос;
  • творческая разминка;
  • творческая головоломка, прием ассоциации.

    Предупредить возможные ошибки в ходе первичного чтения текста, развить у школьников свой взгляд на повседневные вещи и привычные задачи, расширить кругозор помогает использование приема «Чтение с пометками». В процессе чтения ученики не просто осмысливают содержание текста, но и выделяют то, что является для них новым и интересным. Для этого используются условные обозначения: «+» – я это знал; «–» – это новое для меня; « ! » – я удивлен. Прежде чем поставить тот или иной значок, школьник задумывается, перечитывает текст, решает, какой знак в данном случае уместен. Это задание максимально стимулирует умственное развитие ребенка, обеспечивает процесс познания, развивает рефлексивные способности.

     На уроках литературного чтения дети учатся устанавливать смысловые связи между событиями, понимать мотивы поступков героев, давать личную оценку поведению персонажей прочитанных произведений. В этом плане полезен прием  обучения «Чтение с остановками». Текст читается по частям, проводится анализ каждой из них. Отвечая на вопросы, дети рассказывают о своих чувствах, ожиданиях, о том, что из сказанного ими подтвердилось, а что – нет.      

      Использование этого приема помогает развивать у детей способность видеть многоплановость содержания произведения, формирует жизненную позицию каждого из них; активизирует школьников на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование личностного роста.

«Чтение с остановками» активизирует всех детей, даже тех, которые обычно предпочитают отмалчиваться. Школьники учатся слушать друг друга, отстаивать свою точку зрения. В процессе диалога они овладевают определенным объемом знаний, оценивают поступки героев, осознают сложность построения взаимоотношений между людьми; учатся выбирать оптимальный вариант поведения в той или иной ситуации.

   Интересно организовать работу с текстом позволяет также прием «Перепутанные логические цепочки». Детям предлагаются утверждения, среди которых есть правильные и неправильные. Ученики работают индивидуально, обозначают перепутанные цепочки, затем обсуждают в паре или группе. Этот прием хорошо использовать на этапе рефлексии.

Использование пословиц на уроках чтения способствует индивидуально- творческому развитию детей, развитию творческого воображения, логического и нестандартного мышления, нравственных качеств.

    Развитию творческих способностей детей способствует также использование при анализе литературного произведения приема «творческое исследование произведений» с применением эмоционально-оценочной лексики.

   Например, при проведении урока-семинара «Творческий проект Александра Сергеевича Пушкина», учащиеся работают в группах, каждой из которых предоставлено индивидуальное задание:

- «Я чувствую» (Какие чувства вызывают стихи А.Пушкина?)

- «Я думаю» (Что вы думаете о поэте и его произведении?)

- «Я оцениваю» (Как можно оценить и имеем ли мы право оценивать поэта и его произведение?)

- «Я творю» (Сочинение собственных стихов)

    Таким образом, интерес к познанию формируют упражнения творческого характера. Плюсом этих упражнений является то, что совсем не обязательно создавать специальные уроки развития, элементы таких упражнений должны присутствовать на каждом учебном занятии и методично переплетаться с программным материалом. На практике многие учителя редко используют творческие задания, опасаясь того, что не останется времени на прохождение нового материала. И напрасно. Развивающие упражнения творческого характера дают общую зарядку мыслительным процессам, мотивируют ребенка к учебному предмету.

    Приемы обучения, используемые в работе, дают положительные результаты:

1) у многих учеников появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они начали проявлять более высокую степень самостоятельности, научились задавать вопросы и находить на них ответы, размышлять и сопереживать;

2) научились понимать чужие мысли, заключенные в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию;

3) при выполнении творческих работ, учащиеся овладели умениями: выбирать из текста произведения материал, необходимый для последующей творческой работы; представлять, воссоздавать в воображении прочитанное; словесно оформлять возникшее представление; читать реплику, выражать в ней особенности характера и настроения персонажа;

4) у детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации;

5) после использования на уроках литературного чтения творческих заданий у учащихся повысились: интерес к чтению, способность к творчеству, оригинальность.

   Применение творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческого потенциала младших школьников, предоставляет неограниченные возможности для осуществления творческого развития детей. Уроки литературного чтения стали для детей более информативными. Дети с удовольствием и с хорошим настроением приходят на них. Повысился уровень познавательного интереса, значительно возросла техника чтения.

Адресность опыта

   Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, участвую в работе МО городского  уровня, провожу открытые уроки, посещаю уроки коллег. Разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков выкладываю в сети Интернет.

Дата

Учебное заведение

Районное (городское) мероприятие

Тема выступления

14.01.2015 

ДОШ № 8 

 Городское МО

«Проектирование урока литературного чтения с позиций достижения планируемых результатов ФГОС. Технология продуктивного чтения»

Февраль, 2021

ДОШ № 8 

ШМО

Мастер-класс

«Формирование умения составлять план текста на уроках литературного чтения»

Трудоёмкость   опыта

Приемы обучения, используемые в работе, дают положительные результаты:

1) у многих учеников появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они начали проявлять более высокую степень самостоятельности, научились задавать вопросы и находить на них ответы, размышлять и сопереживать;

2) научились понимать чужие мысли, заключенные в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию;

3) при выполнении творческих работ, учащиеся овладели умениями: выбирать из текста произведения материал, необходимый для последующей творческой работы; представлять, воссоздавать в воображении прочитанное; словесно оформлять возникшее представление; читать реплику, выражать в ней особенности характера и настроения персонажа;

4) у детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации;

5) после использования на уроках литературного чтения творческих заданий у учащихся повысились: интерес к чтению, способность к творчеству, оригинальность.

   Применение творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческого потенциала младших школьников, предоставляет неограниченные возможности для осуществления творческого развития детей. Уроки литературного чтения стали для детей более информативными. Дети с удовольствием и с хорошим настроением приходят на них. Повысился уровень познавательного интереса, значительно возросла техника чтения.

Длительность работы над опытом.

По данной проблеме я работала с 2016 по 2020года.

Результативность опыта

  Неплохие результаты класс имеет на школьном и муниципальном уровне. Дети заняли призовые места в предметных олимпиадах, в творческих конкурсах. Ребята активно принимают участие в региональных, всероссийских и международных интеллектуальных и творческих конкурсах, где нередко становятся победителями и призёрами.

Таблица 1. Предметные конкурсы

Название конкурса

Сроки проведения

Форма участия

(очная, заочная)

Результативность

1

«Поэтическое перо»

Январь, 2017

очная

Михайлова Злата – 2 место

2

«Поэтическое перо»

Февраль, 2017

очная

Сидорчук Т. –

3 место

3

«Поэтическое перо»

Февраль, 2019

очная

Шматченко Е.- участник

4

«Поэтическое перо»

Январь, 2021

очная

Занкович М. – 2 место

Шевченко Е. – 3 место

5

Всероссийская олимпиада младших школьников

Декабрь, 2019

очная

Лушкина Владислава – 1 место

6

Всероссийская олимпиада младших школьников

Декабрь, 2020

очная

Лушкина Владислава – 1 место

7

Общероссийская олимпиада школьников «Основы православной культуры»

Декабрь, 2020

Очная

Занкович Мария -Диплом  III степени

Заключение

      Ребенок по своей природе – искатель, исследователь, открыватель мира. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество мы обязательно приблизимся к сердцу ребенка. Детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне. Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создает потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям. Уроки чтения являются самыми благоприятными уроками, на которых можно существенно повысить уровень развития творческих способностей, если регулярно использовать упражнения творческого характера. Конечно, не у всех детей есть литературные способности, умение сочинять, воображать. Тем не менее, ребят нужно мотивировать и заинтересовывать.

    Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. Через организацию креативной образовательной среды развивается культура учителя и детей, реализуется гуманистические идеи жизнетворчества как высшей формы существования человека.    

    Я уверена, что человеку творческому в будущем будет легче адаптироваться в новых условиях, что жизнь его будет интереснее, он справится с любой сложной ситуацией и реализует себя как личность.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Урок литературного чтения в  4 классе

Тема. В.Ф. ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ».СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.

Цель: создать условия для знакомства  с научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирования интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план;  содействовать развитию памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи; пополнению словарного запаса обучающихся; способствовать воспитанию коммуникативных навыков: умению работать в группе, умению слушать и слышать товарища, дружескому отношению друг к другу.

Задачи:

1) расширять словарный запас учащихся,

2) воспитывать любознательность, культуру речевого общения.

Планируемые результаты.

Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.

Метапредметные:

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Оборудование: презентация на интерактивной доске, пьеса А.Лядова “Музыкальная шкатулка”, карточки для работы в группах.

Технология: групповой работы

Ход  урока

1. Организационный момент.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем!
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!

3. Введение в тему

СЛАЙД 1   Иллюстрации сказок

- Что объединяет эти все изображения?

Составление Кластера «Сказка»                       доска

 - Какие бывают сказки?

D:\Documents\Лена\хлам\Фото1480.jpgD:\Documents\Лена\хлам\Фото1488.jpg

4. Формулирование обучающимися темы и цели урока.

- Дома вы самостоятельно знакомились со сказкой «Городок в табакерке» Владимира Фёдоровича Одоевского.

Тема урока «Владимир Фёдорович Одоевский «Городок в табакерке».

- Какие цели вы можете поставить на урок?

Цели:

  1. Познакомиться с биографией В.Ф.Одоевского  и его  произведением «Городок в табакерке».
  2. Узнать чему учит сказка;
  3. Составить план  сказки.
  4. Работа по теме урока

1)Подготовительная работа.

Знакомство со сведениями из биографии В.Ф.Одоевского (работа в группах)

Обучающимся предлагается деформированный текст биографии писателя.

 - Восстановите биографический рассказ, соблюдая логическую последовательность.

      В 1861 году Одоевский возвращается в Москву. Одновременно с переездом он был назначен сенатором московских департаментов сената, где состоял до самой смерти.  Одоевскому принадлежит почин в устройстве детских приютов; по его мысли основана в Петербурге больница для приходящих; он же был учредителем Елисаветинской детской больницы в Петербурге и вторым председателем Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. 

    В.Ф.Одоевский родился 13 августа 1803 году в Москве. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати.

    Умер Одоевский 11 марта 1869, не оставив после себя ни детей, ни какого-либо состояния. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

    С 1826 года он живёт  в Санкт-Петербурге. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с А.С.Пушкиным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский. В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”.

           

Обучающиеся восстанавливают текст, работая в группах.

   

 В.Ф.Одоевский родился 13 августа 1803 году в Москве. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати.

       С 1826 года он живёт  в Санкт-Петербурге. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского А.С.Пушки-ным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский. В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”.

       В 1861 году Одоевский возвращается в Москву. Одновременно с переездом он был назначен сенатором московских департаментов сената, где состоял до самой смерти.
      Одоевскому принадлежит почин в устройстве детских приютов; по его мысли основана в Петербурге больница для приходящих; он же был учредителем Елисаветинской детской больницы в Петербурге и вторым председателем Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. 

        Умер Одоевский 11 марта 1869, не оставив после себя ни детей, ни какого-либо состояния. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Слушание спикеров групп

D:\Documents\Лена\хлам\Фото1484.jpg

2) Слушание пьесы Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка». 

Просмотр видеоролика

 - А теперь давайте послушаем пьесу Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка».

- Что за звуки услышали? (нежные, красивые, музыка сказочная, спокойная, волшебная,)

- Правильно. Откроешь коробочку, а там музыка играет нежными, «хрустальными» звуками. Мелодия красивая, но с неживым оттенком. Играл ведь не музыкальный инструмент, а некий механизм, сделанный из железа. Но как красивы эти штучки! Ювелирная работа! Прекрасный подарок!

     Вот это и хотел отразить в своей пьесе Анатолий Лядов. И действительно, у него получилось как нельзя лучше. Слушаешь пьесу и представляешь музыкальную шкатулку.

3)Словарная работа (сообщения детей).

 -Кто знает, что такое табакерка?

Выслушиваются ответы детей.

 - А теперь послушаем сообщения ребят о том, как выглядели и для чего использовались эти шкатулки.

        В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.

         Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

        Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.

      Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа — прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами,  но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки

 

Рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций.

3) Физкультминутка

 Давайте встанем, отдохнем!

И в табакерку попадем!

Мы шагаем  по дороге,

 поднимаем выше ноги

И нам встретились в  пути  - колокольчики- звонки ( наклон головы)  динь, динь

Зашагали дальше ноги

А тут уж- дядьки на дороге

Застучали молотки  - мы сердиты и тверды

Тук, тук,тук

Толстый валик  великан

На диване он лежал

Ни за кем он не следит,

 шуры муры говорит

Зиц, зиц ,зиц кричит царица

Золотая кружевница.

4) Игра «Данетка»

- Проверим как вы осознали прочитанный самостоятельно текст.

№ вопроса

ДА

НЕТ

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

Вопросы для игры

1.Данное произведение сказка? (да)

2. Главный герой мальчик Миша? (да)

3. Табакерка была сделана из золота? (нет)

4. Мальчик-колокольчик говорил скороговорками? (нет)

5. Миша завидовал колокольчикам потому, что они ничего не делают? (да)

6. Колокольчики боялись дядечек-молоточков? (да)

7. Надзирателем в городе-колокольчиков был Валик? (да)

8. Валик всё время работал? (нет)

9. Как звали сударыню царевну - царевна-пружинка? (да)

10. Миша поймёт отчего играет музыка в табакерке, когда разберёт её (табакерку)?   (нет)

D:\Documents\Лена\хлам\Фото1482.jpg

5) Работа по составлению плана текста. Деление текста на части.

I часть

- Найдите и прочитайте первую часть. (До слов « - Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!»)

- Как вы озаглавите эту часть? ( « Удивительная табакерка».)

II часть

- Прочитайте вторую часть сказки. ( До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого».)

 -Предложите название этой части. ( «Знакомство с Динь-динь»)

III часть

- Прочитайте до слов «Между тем их окружали мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали».

Озаглавьте. («Очутились на улице» или «Герои на улицах города»)

IV часть

- Прочитайте до слов «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках…».

Озаглавить. («Встреча с молоточками».)

V часть

- Прочитайте до слов «Миша – к надзирателю».

Озаглавьте. («Господа – дядьки-молоточки».)

VI часть

- Прочитайте до слов «Между тем Миша пошел далее – и остановился».

Озаглавьте. ( «Знакомство с надзирателем».)

VII часть

-Прочитайте до слов « - Что во сне видел, Миша? – спросил папенька».

Озаглавьте. ( «Сударыня – царевна»)

VIII часть

- Прочитайте от слов « - Что во сне видел. Миша? – спросил папенька» и до конца.

Озаглавьте. ( «Миша проснулся»)

-Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.

План

  1. Удивительная табакерка
  2. Знакомство с Динь-динь
  3. Герои на улице города
  4. Встреча с молоточками
  5. Господа – дядьки-молоточки
  6. Знакомство с надзирателем
  7. Сударыня – царевна
  8. Миша проснулся

D:\Documents\Лена\хлам\Фото1486.jpg   D:\Documents\Лена\хлам\Фото1485.jpg

6) Итог

- Какое впечатление осталось у вас после сегодняшнего урока?

- Что особенно понравилось?

- Что бы вы хотели изменить?

- С каким настроением уходите с урока?

7) Д/з

Записать в тетрадях составленный коллективно план, (сильным)- пересказать по плану

8) Рефлексия

Украшение табакерки (оранжевое сердце- урок понравился, всё понял,  зелёное – не всё понятно)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тема: О братьях наших меньших. И.Соколов-Микитов «Листопадничек». Описание и характеристика главного героя.

Цели: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством И. С.  Соколова-Микитова, произведением «Листопадничек»; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать связную речь, творческую активность; совершенствовать навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.

        Личностные:  

Личностные: формировать позитивное отношение к природе, развивать эстетические чувства,  формировать нравственную ориентацию, развивать рефлексию

Познавательные:  

Познавательные: формировать навыки работы с источниками информации: ориентироваться в тексте,  анализировать и синтезировать прочитанное

Регулятивные:  

Регулятивные: действовать по инструкции; принимать и удерживать учебную задачу; контролировать себя при чтении; развивать навык контроля и самоконтроля; производить оценку действий своей деятельности и других учащихся

Коммуникативные:   формировать навыки учебного сотрудничества, вступать в общение, создавать высказывание

Коммуникативные:  

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества, вступать в общение, создавать высказывание

Технология: личностно-ориентированного обучения, технология групповой работы, проблемного обучения, игровая.

Оборудование: выставка книг и портрет И. Соколова-Микитова; презентация; раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок

        - Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения.

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём.

Урок чтения  начнем.

II. Мотивация к учебной деятельности.

        1.  Беседа.    

-В каком времени года мы сегодня с вами побываем. Узнаете , разгадав загадку.

Пришла без красок и без кисти

             И перекрасила все листья.           (Осень)

- Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени. (Листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают  на юг; звери готовятся к зиме).

- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (Листопад)    

- Как вы думаете от какого слова образовалось слово листопад? (Лист.) Образуйте новые слова от слова «лист». (Листик, листочек, лиственный, листва)

 - Как вы думаете, почему листья опадают с деревьев? (Высказывания детей)

- Какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они  готовятся к зиме?  (Линяют,  запасают корм,  рождают детёнышей)

- Догадайтесь, почему я расположила этих животных группами?  

        Игра  «Кто как готовится к зиме?»

1. Белка, бобр, мыши;

2. Медведь, ёж, барсук;

3. Лиса, волк, заяц.

( I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм; II группа: животные ложатся в спячку; III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку).

- У какого из названных животных детёныши появляются осенью?

Проблемный вопрос:

        - Как называют зайцев, родившихся осенью? (Дети высказывают предположения.)    

У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой 
Три листопадничка лежат
.

 (Зайчат называют листопадничками.)  

- Почему их так называют? (Потому что они родились осенью, когда с деревьев падают листья.)

- А что вы можете рассказать о зайцах?

- Какие фразеологизмы и пословицы о зайцах вам известны?

Фразеологизмы.         

  • Подстреленный заяц недалеко бежит.  
  • За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
  • Убить двух зайцев одним выстрелом.
  • Пуганый заяц и пенька боится.
  • Заяц от лисицы, лягушка от зайца бежит.
  • Заяц самого себя боится.
  • Родной куст и зайцу дорог.

        2. Речевая разминка 

        -   Листопаднички  приготовили нам разминку.

Как известно, бобры добры.

Добротою бобры полны.

Если хочешь себе добра,

надо просто позвать бобра.

Если ты без бобра добр,

значит сам ты в душе бобр.

—  Прочитайте медленно.

—  Прочитайте с вопросительной интонацией (с утвердительной, с сердитой, с веселой, с ускорением, очень быстро).

—  Что вы знаете о бобрах? Расскажите. (Сообщения детей.)

III.  Целеполагание.

        - Сегодня мы познакомимся с новым писателем раздела «Люби живое», певцом русской природы И.С. Соколовым – Микитовым  и его произведением.

         – Что вы знаете о творчестве этого писателя?

И.С. Соколов-Микитов (1892—1975)

     Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины. Особую роль  в становлении будущего писателя сыграл отец - Сергей Никитьевич. От матери - Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи.

    В молодые годы работал Иван Сергеевич в газете, плавал простым матросом на кораблях в разные страны.

     В I мировую войну ушёл добровольцем на фронт, служил санитаром,  поднимался в небо на первом русском бомбардировщике эскадрильи «Илья Муромец».  Участвовал в полярных экспедициях по освоению Северного морского пути. Много путешествовал: побывал на Кавказе и за Полярным кругом, на земле Франца-Иосифа, у рыбаков и нефтяников Каспия, на Тянь-Шане.

      Из очередных поездок Соколов-Микитов привозил новые рассказы и очерки, в которых была жизнь, увиденная и рассказанная очевидцем и участником событий.

      Писатель был хорошим знатоком всех видов русской охоты: и на медведя в берлоге, и на волков с флажками, и на пушного зверя с лайкой, и на зайца с гончими. Главной  добычей после каждой охоты были вышедшие из-под пера писателя книги – очень правдивые, дышащие теплом любви к родной земле, природе, сочувствием к нашим меньшим братьям. 

       Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе. С детьми в деревне он издавал газету, которая называлась «Заячья газета». Здесь они учились писать друг у друга.

        В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался- наговаривал свои произведения на диктофон. Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.        

Вопросы – предположения

—  Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. («Листопадничек».)

— Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о ком или о чем этот рассказ.

- Как вы думаете, что могло  произойти осенью с этими героями?

- Назовите тему урока.

- Определите задачи урока.

        Мы познакомимся…

        Мы научимся…

        Мы будем учиться…

IV. Изучение нового материала

        1. Словарная работа.  Работа с толковым словарем  

- Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов.

Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:

  • долговязый – высокий, худощавый, нескладный;
  • обглоданные – объеденный;
  • робеть -пугаться, стесняться, бояться;
  • озяб – замёрз, продрог;
  • ходко работают - работают быстро;
  • настлано –настелено;
  • плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;
  • запрудили – перегородили реку плотиной;
  • хатка – название небольшого дома на Украине;
  • кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов;
  • штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства;
  • росома́ха — хищное млекопитающее семейства куньих;
  • выдра — вид хищных млекопитающих семейства куньих, ведущее полуводный образ жизни.

        2. Чтение произведения И.С. Соколова-Микитова (Читают учитель и обучающиеся.) 

1 часть – чтение по 1 абзацу. 

        -  Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

        -  Так о чем же эта часть? (О  мечте листопадничка.)

        - Что может произойти с зайчонком дальше?

2 часть – чтение «буксир», выборочное чтение.

        —  Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя звери?

        -     Чего испугался Листопадничек?

        -     О чем эта часть произведения? (О подготовке животных к зиме.)

        -     О чем может идти речь после данного фрагмента?

 3 часть – чтение  по ролям (автор, зайчонок, бобр.)

        —  Кого встретил зайчонок во время путешествия?

        -      Как мы можем озаглавить 3 часть текста? (Встреча с бобрами.)

        —  Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре Листопадничка с бобрами. Какие роли мы должны распределить?

        -  Как вы думаете, что будет дальше?

4 часть – чтение за диктором. 

(Дети вполголоса читают за учителем, копируя его интонацию). Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения (“V” - уже знал,         «+»- новое, «-»- думал иначе,   «?»- не понял, есть вопросы)

        - Почему Листопадничек остался зимовать в хатке бобров?

- Подберите заглавие к этой части.  (Зайчонок в хатке бобров.)

        - Как вы думаете, понравится ли зайчику в гостях у бобров? Почему?

        

5 часть – хоровое чтение.

        - Как же провёл зайчик зиму? Найдите предложения, которые это подтверждают.

- Как мы можем озаглавить 5 часть текста? ( За долгую зиму страху натерпелся.)

- Что может произойти с Листопадничком дальше?

6 часть – самостоятельное жужжащее чтение. Взаимные вопросы.

- Расскажите, как зайчонок попал на болото.

 - Что стали говорить о нём в лесу?

- Подберите заглавие к этой части. (Наконец-то дома.)

 

3. Беседа по рассказу «Листопадничек»

        -  Понравилось ли вам произведение? Чем?

        - К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных).

        - Докажите. (Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле. В сказке «Листопадничек» животные разговаривают, события нереальные.)

                 - Какая эта сказка?  (Литературная)

        —  Почему автор дал такое название сказке? Можно ли её озаглавить иначе? Объясните.

        – Кто из вас сможет убедить нас в том, что заголовок сказки, выбранный его автором, является самым подходящим? Почему вы так думаете?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

 

Анализ литературного произведения  

            1.    Выборочное чтение с комментарием    

  • Найдите и прочитайте как Листопадничек ушел из дома.
  • Найдите и прочитайте как жилось зайчику у бобров.
  • Найдите и прочитайте каких страхов натерпелся Листопадничек  за долгую зиму. О чём он вспоминал?
  • Найдите и прочитайте как произошла встреча Листопадничка с матерью.

        2.  Чтение – поиск    

        - Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать; улыбаться.

        - А знаете ли вы, что у бобров  много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения.

        -Найдите в  тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям.

         3.  Характеристика героев   

- Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.

            - мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);

        - непослушный (убежал из дома, ослушался маму);

        - любознательный (задаёт вопросы бобрам);

        - терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);

        - добрый (помогал нянчить бобрят);

        - заботливый (кормит бобрят);

        - смелый (научился плавать);

        - любящий  (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя  в хатке у бобров).

- Дайте характеристику бобрам:

            - трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);

            - запасливые (готовят корм на зиму);

            - гостеприимные (приютили зайца);

            - заботливые (волнуются за бобрят);

            - смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);         

            - чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок).  

 4. Работа в группах:

1 группа: составляет синквейн о зайчике  

        (На слайд выносится план работы с синквейном).

        1  – существительное;

        2 – 2 прилагательных;

        3 – 3 глагола;

            4 – ключевое предложение из текста;

            5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)        

                    Зайчик

                   Любознательный, трусливый

                   Заботится, боится, ныряет

                   Листопадничек познакомился с бобрами .

                   Листопадничек.

2 группа:  работа по карточкам  

             - Вставьте  подходящее слово из текста:

  • Бежал, бежал (Листопадничек) по лесу, прибежал к глухой лесной (речке).
  • Остался Листопадничек в бобровой (хатке).
  • Любят (бобры) чистоту и порядок.
  • За долгую зиму большого (страху) натерпелся зайчонок.
  • Обрадовался Листопадничек, прижался к (матери).
  • Крепко-крепко заснул возле матери в родном (гнезде) Листопадничек.

3 группа: составление плана

                       План

  Мечта Листопадничка.

  Подготовка животных к зиме.

  Зайчонок в хатке бобров.

  Пришлось остаться на зиму.

  За долгую зиму страху натерпелся.

  Наконец-то дома.        

5. Работа с пословицами        - Выберите самые точные пословицы, которые больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.

  • Много спать – дела не знать.
  • Дома и стены помогают.
  • Всякий кулик своё болото хвалит.
  • Чужая сторона – дремучий бор.
  • В гостях хорошо, а дома лучше!
  • Друзья познаются в беде.
  • Сердце матери лучше солнца греет.

        - Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас. Дом – это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!»

VII.  Рефлексия. Самооценивание.   

        —  Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

        —  За что вы похвалили бы себя?

        —  Что вам захотелось сделать после этого урока?

VIII.  Итог урока.

        - Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке?

        - Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?

        - Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)

        - Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек?  (Лягушку-путешественницу).  Почему?

        

Домашнее задание, выставление оценок.  

        1.  Подготовить пересказ сказки от лица Листопадничка или Бобра (по своему желанию).

        2. Придумать продолжение этой истории.

        3. Проиллюстрируйте понравившийся эпизод сказки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Выпуск «Литературной газеты»

D:\Documents\Лена\хлам\Фото1498.jpgD:\Documents\Лена\хлам\Фото1499.jpg

Приложение 4

Творческая работа на уроках литературного чтения.

Раздел «Осень». Сочини рассказ про грибы.

Белый гриб.

Белый гриб - самый вкусный и красивый. Он растет под елками и березами. Грибов очень много разных, но я люблю собирать белые грибы. У белого гриба коричневая шляпка и белая ножка.

Опята.

С началом осени в лесу появляются грибы опята. Растут они большими семьями. Этот гриб очень вкусный. Но бывают и ложные опята. Ими можно отравиться. Поэтому их надо собирать с опытными грибниками.

Придумай рассказ на тему «Четыре времени года»

Рассказ про осень.

На деревьях пожелтела листва. Дни стали короче и холоднее. По небу плывут серые облака. Пустеют поля. Все это нам говорит о том, что началась осень.

Раздел «О братьях наших меньших»

Придумать сказку о домашних животных.

Черепашка Дяба.

Жила-была черепашка Дяба. Захотелось ей отправиться в путешествие. Напекла она печенья, собралась и отправилась в путь. Шла, шла и заблудилась. Села черепашка Дяба и заплакала. Тут зайчик пробегал. Распросил он черепашку про ее беду. Рассказала она зайчику как заблудилась. Пожалел зайчик черепашку и показал дорогу.Черепашка угостила зайчика печеньем и пригласила его в гости. Отправилась Дяба дальше. Дорога длинная, кого только не встретила Дяба и белочку - веселушку, и ежика -быстрые ножки, лисичку -сестричку и мышку -серое ушко. Всех печеньем угощала и в гости к себе приглашала. Так и домой пришла. Хорошо жила черепашка Дяба, весело. Гостей принимала и сама в гости ходила.

Раздел «Я и мои друзья»

Составь рассказ по рисункам. Так ли поступают настоящие друзья?

 Друзья.

Миша и Вася друзья. Однажды они пошли в лес за грибами. Вдруг они увидели большой гриб. Мальчики оба побежали к грибу. Возле гриба они встретились и стали ссориться. Они не хотели уступить друг другу гриб. И гриб сломался. После ссоры они сели на полянку и смотрели на сломаный, что они плохие друзья. Настоящие друзья так не поступают.

Придумай продолжение рассказа об Ане и Кате.

Анна, не грусти!

Катю выписали из больницы. Дома ее ждали подруги Аня и Марина. Встреча с подругами была очень радостной. На следующий день все вместе пошли в кино .После кино они купили мороженое и пошли в парк отдыхать.

Через два дня у Кати было день рождения. Аня и Марина пришли к Кате в гости и подарили очень интересную книгу. Им было весело. У них была очень крепкая дружба.

Все будет хорошо!

Каждый день после уроков Аня спешила к Кате в больницу. С каждым днем Кате становилось все лучше и лучше. И вот настал тот день, когда Катю должны выписать из больницы. Аня еле дождалась конца урока и побежала встречать Катю. Подруги крепко обнялись и решили, что будут на горках кататься аккуратнее.

Раздел «И в шутку и всерьез.»Придумай веселый рассказ по картинкам.

Ежик.

Катя и Слава собрались в лес. Погода была прекрасная. На опушке они увидели большое дерево. У самых корней дерева была нора, из которой на ребят смотрели два глаза. В панике ребята бросились бежать. Они чуть не сбили с ног лесника дядю Митю. Ребята рассказали чем они так напуганы и позвали его посмотреть на нору. Лесник знал всех жителей леса. Он охотно согласился пойти с ребятами. Дядя Митя показал ребятам чего они так испугались. В норе сидел ежик.

Придумай рассказ, как ты помогаешь маме.

Мамин помощник.

У моей мамы очень много домашних забот и хлопот. Она стирает, убирает, готовит еду, гладит белье, ухаживает за домашними растениями, моет посуду и многое другое. Я знаю, что мама устает на работе, поэтому всегда стараюсь чем-нибудь помочь. Я мою посуду, поливаю цветы, вытираю пыль и выношу мусор. Теперь я точно знаю, что создание уюта в доме - дело хлопотное. А мама называет меня своим помощником и постоянно хвалит, наверное, чтобы у меня не пропало желание ей помогать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Лилия Александровна Фомина, учитель начальных классов, «Почетный работник общего  образования Российской Федерации»,  г.Курчатов, Курской области, МБОУ «СОШ  №4».   Развити...

"Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе"

В данной статье раскрываются основные виды творческих работ на уроках литературного чтения в начальной школе....

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе....

Условия развития творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения.

Одна из первостепенных задач образовательной организации это развитие творческих способностей обучающихся. Её реализацию большинство преподавателей достигают никак не за счёт дополнительной нагрузки н...

Технология творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения

Познакомить с активными методами обучения на уроках литературного чтения. Расширение словарного запаса, развитие творческого воображения, памяти через работу с пословицами....