Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения
статья

Вопрос преемственности обучения между начальной школой и средней не является новой. Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы, практика ее решения пока далека от теории. Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным.

Вопрос преемственности обучения между начальной школой и средней не является новым. Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы, практика ее решения пока далека от теории.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_preemstvennost_mezhdu_nachalnym_i_srednim_zvenom.docx105.7 КБ

Предварительный просмотр:


Преемственность между начальным и средним

звеньями школьного обучения

Вопрос преемственности обучения между начальной школой и средней не является новой. Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы, практика ее решения пока далека от теории. Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным.

Вопрос преемственности обучения между начальной школой и средней не является новым. Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы, практика ее решения пока далека от теории.

Приход в среднюю школу, как известно, совпадает с началом «переходного» возраста у детей: они становятся младшими подростками. Психологически это начало кризисного периода: физиологическое созревание, переоценка моральных ценностей, смены ведущих ценностей. У детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Они чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны. Эти объективно сложные психологические этапы взросления несомненно требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых. Неправильная реакция со стороны педагога может послужить почвой для возникновения конфликтов между ним и учениками.

Важнейшей причиной трудностей, обусловливающих переход в среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Ее можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе. Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 1 и 5 классов, в данном случае добавляется еще так называемый субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой.

В 10-11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с не учебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса сами оценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок. Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы.

Рубеж 4-5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.

В последние годы накопилось множество наблюдений и экспериментальных доказательств того, что на последнем году обучения в начальной школе школьники продолжают осваивать учебный материал теми же средствами и способами, что и в первые два года школьной жизни. В результате происходит существенное приращение объема знаний, умений и навыков, но не происходит выраженных сдвигов в развитии детей. В частности, школьники не владеют в достаточной мере техникой чтения, грамотным письмом как общеучебными умениями, не развита их способность решать задачи, не достаточно развиты навыки учебного сотрудничества и другие.

Эти причины стали объективными предпосылками к переходу на новые развивающие образовательные программы. Какие же задачи должен решать педагогический коллектив по обеспечению благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5 классах?

  1. Выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными для обеспечения переходного периода как здоровье сберегающего.
  2. Обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции.
  3. В работе с учениками 5 классов необходимо сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы, осуществлять поиск новых форм работы, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап.
  4. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить).
  5. В помощь при решении этой проблемы есть документ за печатью Министерства Образования РФ и подписанный руководителем Департамента общего и дошкольного образования А. Б Баранниковым, от 21.05.2004 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную».

Многие доводы взяты из этого документа, но хочется еще раз коснуться рекомендаций, как же решить данную проблему практически. Предлагается такая форма, как сотрудничество учителей начального и среднего звена школьных психологов, социального педагога и администрации школы, как школьный консилиум, который собирается два раза в год (в апреле и октябре). Его целью является отработка взаимодействия учителей, выпускающих классы из начальной школы, и учителей предметников, принимающих эти классы по всем аспектам учебной деятельности.

Особая роль в этом консилиуме принадлежит психологической службе школы, силами которой проводится комплексная диагностика интеллектуально-личностных характеристик детей, которые оканчивают начальную школу. В рамках этого сотрудничества должны проводиться и уроки, на которых в начальной школе присутствуют (или даже сами проводят) учителя среднего звена, имея, таким образом, возможность заранее оценить особенности детей данного класса. Данная форма сотрудничества различных ступеней образования позволила бы предупреждать многие педагогические и психологические проблемы, реально осуществлять профилактику детской дезадаптации.

Конечно, школьный консилиум и связанные с ним мероприятия не могут разрешить всех аспектов проблемы преемственности. Однако практические пути ее разрешения, несомненно, способствовали бы продвижению в этом направлении, накоплению опыта и помогли бы детям, учителям и родителям преодолеть трудности переходного периода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Преемственность между начальным и средним звеном основной школы".

"Преемственность между начальным и средним звеном"....

Выступление на педагогическом совете "Преемственность между начальным и средним звеньями гимназии"

Вопрос преемственности обучения между начальной школой и средней не является новой Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы ,практика ее решения пока далека от теории....

Преемственность между начальным и средним звеном

Преодоление  психологического барьера при переходе на предметное       обучение...

Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО

Этот материал поможет осуществить переход пятиклассников из начального звена в среднее более успешнее, безболезненно....

Проблема преемственности между начальным и средним звеном образования в свете ФГОС

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов....

Преемственность между начальным и средним звеном школьного обучения

В статье рассматривается процесс преемственности при переходе из начальной в среднюю школу....