Выступление на МО начальных классов тема:Агрессивное поведение младших школьников.
статья

Давыдова Ирина Владимировна

   В психологических словарях агрессия определяется как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.д.). В психолого-педагогической и специальной литературе используются также термины агрессивность и агрессивное поведение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании МО начальных классов МБОУ «СШ №34»

План:

  1. Понятие агрессии и агрессивного поведения.                                  3 - 5
  2. Агрессивное поведение младших школьников.                               5 - 7
  3. Преодоление агрессивного поведения.                                             7 - 9

   В психологических словарях агрессия определяется как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.д.). В психолого-педагогической и специальной литературе используются также термины агрессивность и агрессивное поведение.

   Агрессивное поведение -  одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и подобные состояния.

   Существенную роль в развитии агрессивности играют сверстники, которые могут являться образцом как социально положительного, так и агрессивного поведения. В обществе сверстников дети учатся тому, что им не могут дать взрослые: отношению друг к другу, способности отвечать на проявления враждебности и насилия. Не имея возможности адекватно отреагировать на агрессивное поведения взрослых, агрессивность детей больше проявляться именно по отношению к сверстникам. Возможно, это тоже часть постижения идеи и практики равноправия, которая открывается перед ребёнком в общении со сверстниками.

   В психолого-педагогической литературе акцент делается на изучении агрессивности как деятельности, направленной либо против осуществления прав и свобод окружающих людей, либо против самого себя (самоагрессия) и имеющей целью причинения зла, вреда, ущерба.

   Агрессия рассматривается как взаимодействие двух субъектов. При этом агрессивное действие трактуется как «субъект – субъектное» взаимодействие, в котором одна сторона намеренно стремится причинить ущерб другой стороне. Субъект, причиняющий ущерб, условно называется «агрессор», а субъект, которому причиняют ущерб и который испытывает при этом страх, обиду, именуется «жертвой». Агрессивные действия рассматриваются как имеющие собой устойчивую форму взаимодействия с миром. Подобное взаимодействие и обозначается как агрессивное поведения.

   В психолого-педагогической и специальной литературе описаны различные типы агрессии, выделяются направленность, форма проявления, длительность агрессивного действия, его соответствие социальным нормам.

   Агрессивное поведение является неотъемлемой частью индивидуальной жизни человека и жизни общества. Оно может быть деструктивным, разрушающим, выходящим за пределы моральных и юридических норм. В то же время средства агрессивного поведения используют отдельные люди, группы, сообщества, целые государства в целях защиты своих интересов, борьбы за свои права, достижения поставленных целей.

   Психологические исследования показали, что у детей – представителей разных культур и народов – могут наблюдаться похожие проявления агрессивности по отношению к сверстникам, причём в пределах примерно одного и того же возраста. Этот период обычно приходится на возраст то 3 до 11 лет. В это время у многих детей наблюдается стремление к борьбе друг с другом, агрессивные ответные действия как реакция на действия сверстников, причем у мальчиков всё это встречается чаще, чем у девочек. Этот факт, вероятно, обусловлен не биологической половой принадлежностью, а культурой, разницей в полоролевом воспитании и обучении. Сама культура воспитания детей разного пола в современном мире такова, что мальчикам чаще прощаются, а девочкам запрещаются агрессивные действия.

     Отцы детей, которым свойственна повышенная агрессивность, нередко сами не терпят проявлений агрессии у себя дома, но за его пределами разрешают и даже поощряют подобные действия своих детей, провоцируют и подкрепляют такое поведение. Образцами для подражания в агрессивном поведении обычно являются родители. Ребёнок, неоднократно подвергающийся наказаниям, в конечном счёте, сам становится агрессивным.

   Общение становится особой системой социальных отношений. Ребёнок бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Во многих случаях он сталкивается с проблемой разрешения ситуаций фрустрационного общения.

   Рассудочное и аффективное отношение к правилам и нравственным нормам развивается у ребёнка через эмоциональное оценочное отношение к нему взрослого. Именно взрослый своим аффективным отношением к ребёнку санкционирует определённый тип поведения.

   Агрессивное поведение младшего школьника чаще всего выражается в формах враждебности, жестокости и демонстрации. Враждебность, согласно теории А. Басса, - более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, однако никакой агрессивности друг к другу не проявляют.

   Под  жестокостью как личностной чертой понимают стремление к причинению страданий, мучений людям или животным. Жестокость может быть преднамеренной и непроизвольной, реализующейся в определённых действиях, вербальном поведении (причинение мучений словами) или в воображении – фантазирование с картинами истязаний, мучений людей или животных. Известны случаи расщепления, сосуществования жестокости по отношению к людям и сентиментальности по отношению к животным.

   Демонстрация – это показ возможности нападения, чтобы вызвать у противника страх, т.е. физическое противоборство заменяется психическим противосостоянием. Вот почему К. Лоренц утверждал, что хорошо оформленное агрессивное поведение – одно из замечательных созданий естественного отбора, и по существу оно гуманно. Конечно, обругать друг друга, пригрозить кулаком из-за какого-нибудь пустяка во много раз выгоднее для каждого и всех вместе, чем драться.

   Младший школьник жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определённую социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности младшего школьника – он ребёнок и должен слушаться. В результате между взрослыми и детьми растёт психологический барьер, преодолевая который многие младшие школьники прибегают и к агрессивным формам поведения.

   Поэтому агрессивность у детей формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых. Вместе с тем на развитие агрессивности влияют, разумеется, особенности темперамента ребёнка, его возбудимость и сила эмоций. Естественно, что в состоянии фрустрации ребёнок ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе в драке. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в безвыходной ситуации. Для некоторых детей участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в определённых социальных группах.

   Известно, что в младшем школьном возрасте происходит переориентация с одних ценностей на другие. Дети стремятся занять новую социальную позицию, соответствующую их потребностях и возможностям. При этом социальное признание, одобрение, принятие в мире взрослых и сверстников становится жизненно необходимым. Часто истоки агрессивности младшего школьника лежат в семье, отношениях её членов (ссоры, отторжение ребёнка, его принуждение, в том числе наказанием, страхом и т.п.) и в меньшей мере в коллизиях со сверстниками, учителями.

   Нередко причиной асоциальной агрессии является фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и постоянном применении наказаний. Если в этом грешны оба родителя, социализация ребёнка может совсем не осуществиться. Чаще бывает, что отношения между ребёнком и одним из родителей остаются нормальными. В таких случаях, если у ребёнка и развиваются агрессивные асоциальные формы поведения, все же происходит частичная социализация – ребёнок может, в какой – то мере, контролировать своё эмоциональное состояние и поведение.

   Если подходы отца и матери в требованиях к ребёнку и метода воспитания несогласованны или если один из родителей или оба непоследовательны, у ребёнка не возникает чёткого понимания норм поведения. В таких ситуациях попытки сдерживать ребёнка или направлять его поведение вызывают чувство обиды и враждебность.

   Среди причин агрессивного поведения в младшем школьном возрасте можно назвать чрезмерную опеку родителей и, как следствие, зависимость ребёнка от них. Дети внутренне принимают те или иные родительские ценности, но не всегда такие ценности социально адекватны. Следовательно, на развитие агрессивного поведения ребёнка оказывают влияние нормы поведения родителей.

   

   Психологическая трудность устранения агрессивных действий заключается, в частности, в том, что человек, ведущий себя подобным образом, обычно легко находит множество разумных оправданий своему поведению, полностью или частично снимая с себя вину. Известный исследователь агрессивного поведения А.Бандура выделил следующие типичные способы оправдания самими агрессорами своих действий:

  1. Сопоставление собственного агрессивного акта с личностными недостатками или поступками человека, оказавшегося жертвой агрессии, с целью доказательства того, что по сравнению с ним совершённые в отношения его действия не представляются такими ужасными, какими кажутся на первый взгляд.
  2. Оправдание агрессии в отношении другого человека какими-либо идеологическими, религиозными или другими соображениями, например, тем, что она совершена из «благородных» целей.
  3. Отрицание своей личной ответственности за совершённый агрессивный акт.
  4. Снятие с себя части ответственности за агрессию ссылкой на внешние обстоятельства или на то, что данное действие было совершено совместно с другими людьми, под их давлением или под влиянием сложившихся обстоятельств, например, необходимости выполнить чей-то приказ.
  5. «Расчеловечивание» жертвы путём «доказательства» того, что она якобы заслуживает такого обращения.
  6. Постепенное смягчение агрессором своей вины за счёт нахождения новых аргументов и объяснений, оправдывающих его действия.

   В преодолении агрессивного поведения особое значение имеет налаживание отношений ребёнка со значимыми взрослыми – родителями и педагогами. Целью такой работы является изменение позиции взрослых по отношению к агрессивным детям, а также вооружение педагогов и родителей навыками конструктивного взаимодействия с детьми.

   Основное значение в профилактике и коррекции агрессивного поведения имеет создание в семье атмосферы эмоциональной защищённости, признания и принятия ребёнка. Именно нарушения в сфере детско-родительских отношений являются основной причиной агрессивности детей. Тотально и поведеньчески агрессивные дети, как правило, растут в семьях, отличающихся неблагополучием (родители пьют, не занимаются своими детьми, не интересуются их проблемами, редко приходят в школу). Основные усилия психолога в этом случае сосредотачиваются на работе с самим ребёнком и учителями.

   Значительное место в психопрофилактике и коррекции агрессивного поведения должно занимать содействие детям в овладении новыми социально приемлемыми формами поведения, альтернативными агрессии. Взрослые обычно говорят ребёнку, как не надо себя вести, но не объясняют, как надо поступать, что нужно делать. Необходимые познакомить ребёнка с образцом поведения, на который он мог бы ориентироваться. Важно сформировать у ребёнка определённую мотивацию. У него должно быть не только положительное отношение к усваиваемому поведению, но и стремление вести себя соответствующим образом. Кроме того, закрепление новых форм поведения возможно лишь при согласованности и последовательности требований, предъявляемых к ребёнку окружающими.

   Проблемы детей с разным типом агрессивного поведения тесно связаны с трудностями в сфере общения. Взаимоотношения со сверстниками являются источником неприятных переживаний, дискомфорта и во многом определяют самочувствие детей. Поэтому налаживание отношений со сверстниками выступает одной из задач профилактики и коррекции агрессивного поведения детей.           

   Уровень агрессивности младших школьников можно изучить с помощью диагностики состояния агрессии А. Басса – Дарки.

Цель методики:  Изучение уровня агрессивности младших школьников.

Оборудование: опросник, состоящий из 75 утверждений.

Ход проведения:  Учащимся предлагается опросник, который состоит их 75 утверждений, с которыми испытуемый соглашается «Да» или не соглашается «Нет».

Обработка данных: проводится в соответствии с предложенным ключом.

Рекомендации:

  1. Обучать агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
  2. Обучать детей приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
  3. Отрабатывать навыки общения в возможных конфликтных ситуациях.
  4. Формировать такие качества, как эмпатия, доверие к людям и т.д.
  5. Информировать родителей о том, что такое агрессия, каковы причины её проявления, чем она опасна для ребёнка и окружающих.
  6. Обучать родителей эффективным способам общения с сыном или дочерью.

                                              Литература:

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг Эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2001, С. 7-9.
  2. Немов Р.С. Психология. В трёх книгах. Книга 1. Общие основы психологии. – М., 2003, С. 503 – 504.
  3. Перешеина Н.В., Заостровцева М.И., Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М., 2006. С. 76 – 105.

Памятка родителям по предупреждению детской агрессивности.

  • Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  • Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
  • Не ставьте своему ребёнку, каких бы то ни было условий.
  • Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.
  • Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
  • Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.
  • Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.
  • Не бойтесь поделиться со своим ребёнком своими чувствами и слабостями.
  • Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимости от его учебных успехов.
  • Помните, что ребёнок – это воплощённая возможность!
  • Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!

                   

                           Уважаемые папы и мамы!

         Внимательно прочитайте эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребёнка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно ещё изменить. Пока ещё не поздно!

         Агрессивность ребёнка проявляется, если:

  • Ребёнка бьют;
  • Над ребёнком зло шутят;
  • Над ребёнком издеваются;
  • Ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  • Родители заведомо лгут;
  • Родители пьют и устраивают дебоши;
  • Родители воспитывают ребёнка двойной моралью;
  • Родители нетребовательны и неавторитетны доля своего ребёнка;
  • Родители не умеют любить одинаково своих детей;
  • Родители ребёнку не доверяют;
  • Родители настраивают ребёнка друг против друга;
  • Родители не общаются со своим ребёнком;
  • Вход в дом закрыт для друзей ребёнка;
  • Родители проявляют к ребёнку мелочную опеку и заботу;

Родители живут своей жизнью, ребёнок чувствует, что его не любят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания  и развития патриотизма с младшего школьного возраста....

Опыт работы учителя начальных классов "Развитие творческих способностей младших школьников на классных часах и внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС".

Развитие творческих способностей младших школьников на классных часахи внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС...

Выступление на ШМО учителей начальных классов: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе использования проблемных ситуаций»

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Активизация ...

Выступление на ШМО учителей начальных классов. Развитие познавательных интересов младших школьников. Применение игровых технологий. (обобщение опыта)

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка.Это предполага...

Выступление на МО начальных классов «Формирование исследовательских умений младших школьников»

Выступление на МО начальных классов «Формирование исследовательских умений младших школьников»...