Выступление на МО начальных классов «Формирование исследовательских умений младших школьников»
материал

Чепрасова Светлана Викторовна

Выступление на МО начальных классов «Формирование исследовательских умений младших школьников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование исследовательских умений младших школьников»








                                         Подготовила: учитель начальных классов

Чепрасова С.В.


Саратов, 2021 г.

 «Формирование исследовательских умений младших школьников»

 

 

 «Плохой учитель преподносит истину,

хороший,  учит её находить»

(Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег)

Почему-то считается, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками  исследовательской деятельностью достаточно сложно для самих педагогов. Для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать являются важнейшими чертами детского поведения. Стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

           Исследовательское поведение — один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин — «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Современная начальная школа имеет ряд проблем: низкая мотивация обучения,  дети не умеют находить нужную информацию и ориентироваться в ней, не приспособлены к активной деятельности. Поэтому особое место отводится  практическому содержанию образованию, конкретным способам деятельности. Одной из разновидностей такого подхода является проектная и исследовательская деятельность, главной целью которых является развитие творческих возможностей личности и формирование способности учащихся к самообразованию.  

Деятельностный подход позволяет развивать личность, ее творческую инициацию, навыки самостоятельного движения в  информационных полях;  формировать у обучающегося универсальные умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Кроме того, проектная и исследовательская деятельность формирует у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,  эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, что отражено в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

             Для успешного занятия проектно-исследовательской деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

- желание самого ребёнка (мотивация к интеллектуальному творчеству);

 - оборудованное место (помещение, техника, благоприятная среда)

 - грамотный доброжелательный преподаватель-консультант.

Без этого проектно-исследовательская деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной.

             Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы учащихся, особенно младшего школьного возраста, является помощь родителей (создание благоприятствующей интеллектуальному творчеству обстановки дома, подбор необходимой литературы, взаимное обсуждение проблемы, помощь в проведении наблюдений, экспериментов, опытов, моральная поддержка и т.д.).

 

http://chebotarih.edukuitun.ru/images/sh1.jpg

           Роль родителей в исследовательской деятельности ребёнка огромна уже с момента рождения малыша. Самый естественный образ действий грудного ребёнка (как и далее) – это исследование (окружающей обстановки, звуков, предметов, возможностей своего тела, голоса, эмоциональных проявлений…).

           Если родители сумели поддержать интерес к этим исследованиям, откликнулись на призыв ребёнка к совместной деятельности, не оттолкнули его от себя, поделились, при необходимости,  своим опытом, знаниями, оставляя приоритетными самостоятельные исследования детей, то такой ребёнок к школе разовьёт свой исследовательский интерес и будет готов отправиться в «путешествие за знаниями». В предшкольный период почти все здоровые дети проявляют интерес ко всему, что видят и слышат (примером могут служить их бесконечные «как?», «зачем?» и «почему?»). Умные родители не отталкивают детей («отстань» не знаю!», «как ты надоел со своими вопросами!», «когда ты только помолчишь!»), но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя.

            Проблема, о которой мы сегодня говорим, является актуальной, интересной и полезной для учителей начальных классов.

         

  Рассмотрим каждое из направления  работы.

Учебный процесс

            Один из компонентов исследовательской деятельности – исследовательские умения, которые определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимого для самостоятельного исследования или его части. Для их формирования можно решать учебно-исследовательские задачи (задачи, процесс решения которых требует выполнения одного или нескольких исследовательских умений), используя традиционные технологии в сочетании с информационными, уделяя последним больше внимания, когда они имеют преимущества.

Можно выделить три уровня реализации "исследовательского обучения".

1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения; само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.

2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).

3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется детьми самостоятельно (Дж. Шваб, П. Брандвей, А. Леви и др.).

 Первый шаг в этом деле, как и во многих других часто представляется самым трудным. Потому и педагоги чаще всего спрашивают, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения.

Большинство педагогов при этом просто подбирают интересную и полезную тему исследования и предлагают ее учащимся. Большие возможности в этом плане имеют практически предметы традиционных учебных занятий. Следует помнить только, что на самостоятельность младшего школьника при проведении учебных исследований рассчитывать не стоит. Ведь учебное исследование отличается от спонтанно проявляющейся поисковой активности ребенка.

Учебное исследование школьника, так же как и исследование, проводимое настоящим ученым, неизбежно включает следующие основные этапы.

Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).

Поиск и предложение возможных вариантов  решения.

Сбор материала.

Обобщение полученных данных.

Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.)

Защита проекта.

Маленькому исследователю для решения исследовательских задач необходимы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления:

Развитие умений видеть проблемы

          Умение видеть проблемы – одна из важнейших составляющих исследовательских навыков. А. И. Савенков отмечает, что «найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить её».  

          Под проблемой принято понимать вопрос или комплекс вопросов, возникающих в процессе обучения.

          Таким образом, весь процесс учения видится как непрерывный поиск ответов на обнаруженные вопросы, установление других вопросов и т.д.

          Чтобы найти проблему, а затем решить её, необходимо предпринять действия, направленные на исследование того, что связано с проблемной ситуацией.

          В свою очередь, проблемной можно назвать ситуацию, которую невозможно решить непосредственно в имеющихся обстоятельствах имеющимися средствами. Для её разрешения требуется остановиться и задуматься.

          Рассмотрим на конкретном примере один из этапов урока окружающего мира.

Учитель предлагает проблемный вопрос на уроке при изучении свойств глины и песка: почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых они держатся долгое время?

Ответ детей: Потому что песок хорошо пропускает воду, а глина её задерживает.

          Рассуждения о том, что появление и ясное формулирование проблемы обязательно должно предшествовать исследованию, верно лишь частично. Формально это так, но реальный процесс творчества - это всегда попытка сделать шаг в неизведанное. Потому и сама формулировка проблемы часто возникает лишь тогда, когда проблема уже решена. Как ни крамольно это звучит, но даже взрослый исследователь, начиная поиск, далеко не всегда ясно осознает, зачем он это делает, и уж тем более не знает, что он найдет в итоге.

Задания для развития умения видеть проблемы

     Умение видеть проблемы - интегральное свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Рассмотрим некоторые из таких заданий.

     Задание «Сколько значений у предмета».

Углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на вещи и видеть новые проблемы. Например, детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет, со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание - найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

     Задание «Назовите как можно больше признаков предмета». 

Называется какой-либо предмет. Например, это могут быть: стол, дом, самолет, книга, кувшин и др. Задача детей - называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выиграет тот, кто выделит и напишет в своей тетради как можно больше признаков этого предмета. Это задание можно провести и как увлекательный командный конкурс. 

Наблюдение как способ выявления проблем. 

     Задание «Наблюдение очевидного». 

Ребенку предлагается рассмотреть какой-либо хорошо знакомый ему объект и сказать, что видят его глаза в данную минуту.

   

Развитие умений выдвигать гипотезы

     Как только обнаружена проблема, требуется найти способы её решения. Этому служит в немалой степени умение выдвигать гипотезы.

     Гипотеза – это предположение о возможном пути решения. В её основе ещё не доказанное, первоначальное суждение о закономерной связи явлений, некое предвидение возможного движения. Гипотезы могут рождаться как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.

     В процессе продуцирования гипотез обязательно требуются оригинальность, гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Именно эти качества позволяют, не опасаясь отрицательной оценки со стороны окружающих, не оглядываясь на стереотипы и штампы, выдвигать самые смелые, неожиданные, нетривиальные идеи. Причём в процессе обучения – чем больше, тем лучше. Ведь любая гипотеза сама по себе не истинна и не ложна, пока не подтверждена или не опровергнута.

     Конечно, в классе для обеспечения этого процесса должна быть создана комфортная в психологическом плане обстановка, побуждающая детей к творчеству и сотрудничеству.

     Младшие школьники довольно часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют.

     Учителю следует опираться на это качество, побуждая учеников выдвигать гипотезы в поисках ответов на их собственные вопросы, а также на вопросы, возникающие в ходе уроков.

     Создавая условия для выдвижения гипотез, педагог не должен забывать и  о том, что необходимо учить детей видеть согласованность выдвинутых предположений с фактическим материалом.

     Однако, это не означает, что детские предположения должны «отбраковываться» и «сортироваться».

     Установление соответствия должно происходить исподволь, в процессе обсуждения – так, чтобы не разрушить у ребёнка желание продуцировать новые идеи, потому что сама по себе гипотеза может стать важным фактором, способным мотивировать творческий исследовательский поиск.

     В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться.

     Задание «Давайте вместе подумаем»: 

Как птицы узнают дорогу на юг?

Почему весной появляются почки на деревьях?

Почему течет вода? Почему дует ветер?

Почему металлические самолеты летают?

Почему бывают день и ночь? и др.

     Приведем несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Прежде отметим, что, делая предположения, мы обычно используем следующие слова:

     Может быть... Предположим... Допустим... Возможно... Что если...

     Упражнение на обстоятельства. 

     При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:

письменный стол;

игрушечный кораблик;

апельсин;

мобильный телефон;

проект постройки дома;

чайник;

реактивный самолет;

букет ромашек;

охотничья собака.

     Упражнение, предполагающее обратное действие. 

     Очень эффективно в плане тренировки умения выдвигать гипотезы. Например: При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

     Приведем еще несколько вопросов для подобных упражнений:

Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть?

Почему весной тает снег?

Почему листья осенью желтеют и опадают?

Почему птицы улетают на юг? Как они узнают, что им пора отправляться в дорогу?

Развитие умений задавать вопросы

     Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, и если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве.

     В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Можно сказать, и это не будет преувеличением, что познание начинается с вопроса. Термины «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация» обозначают нетождественные, но весьма близкие, тесно связанные между собой понятия. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить.

     Задание «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?». Можно провести игру «Что я за животное?» На одного из учеников «надевается» карточка с изображением животного. Данный ученик не знает, кто он. Он задаёт вопросы для выяснения. Другие дети отвечают односложно: «Да», «Нет», «Не может быть». Схема: Я – птица? Млекопитающее? Рыба? и др. Я живу в водоёме? Я летаю? и т.д.

     Задание «Найди загаданное слово» можно предложить в качестве упражнения для тренировки умения задавать вопросы. Его можно проводить в разных вариантах. Вот наиболее простой. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило -в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?»

     Игра «Угадай, о чем спросили». 

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?» Ребенок отвечает «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.

Ещё один пример. Загадывается животное. Составляется его описание от сложного к простому. Например:

Я кормлю своих детей молоком и облизываю их шерсть.

У меня крепкое телосложение, но я очень проворный.

Я больше боюсь собак, чем людей.

Мой разнообразный рацион состоит из грызунов, кроликов, птиц, яиц, лягушек, рыбы, насекомых, желудей, фруктов, падали и зерна.

Я живу в дупле дерева, среди камней или в большой норе.

Я – ночное животное.

У меня очень любопытные и умные пальцы.

Я предпочитаю жить около рек и озёр.

Чёрная маска под глазами помогает мне охотиться; прежде чем съесть свою еду, я люблю полоскать её в воде.  (Енот-полоскун.)

Температура моего тела на семь градусов выше, чем у человека.

На каждой моей ноге по два пальца спереди и по два - сзади.

Когда я лечу, то совершаю волнообразные движения.

Мои жёсткие колючие хвостовые перья помогают мне охотиться.

Мой рацион состоит, в основном, из насекомых-древоточцев, а также из муравьёв, желудей, летающих насекомых, ягод, сока растений.

Моё гнездо – дупло в дереве, которое я сам и делаю.

Своим клювом я занимаюсь резьбой по дереву. (Дятел.)

Я могу ходить и плавать

У меня хорошее зрение, но не очень хорошее обоняние.

Я забочусь о своих детях и воспитываю их.

У меня постоянная температура тела.

Я, и мне подобные, хорошо адаптируемся и можем жить в разных условиях.

Я люблю менять окружающую обстановку.

Я хожу на двух ногах и говорю на множестве языков. (Человек)

Развитие умений давать определения понятиям

     Понятие - одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках.

Существуют предметы, явления, события и есть наши понятия о них. Понятие иногда называют простейшей клеточкой мышления. Понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, а также связи между ними. Понятие образуется путем операций обобщения и абстрагирования. Поэтому в понятии находят отражение не все, а лишь основные, существенные признаки определяемых предметов.

Развитие умений классифицировать

Исследование и познание мира не сводится только к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Оно предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков.

Задание «Четвертый лишний». 

Бабочка, шмель, паук, стрекоза. (Паук – не насекомое, т.к. у него 8 ног, тело делится на две части: головогрудь и брюшко.)

Щука, акула, окунь, кит. ( Кит – это млекопитающее, т.к. рождает живых детёнышей, которых кормит своим молоком.)

Страус, пингвин, дятел, летучая мышь. (Летучая мышь – млекопитающее, т.к. тело покрыто шерстью.)

Лисица, жираф, дельфин, обезьяна. (Нет лишних, дельфин – тоже млекопитающее, т.к. рождает живых детёнышей, которых кормит своим молоком.)

Крокодил, лягушка, черепаха, уж. (Лягушка – земноводное, т.к. тело покрыто голой влажной кожей, на свет появляется из икринок.)

Задания на развитие умений классифицировать

Задание «Продолжи ряды». Например: полезные ископаемые - это уголь, нефть, руда, алмазы и др.

На какие группы мы делим птиц по способу питания? (Растительноядные, насекомоядные, хищные.)

На какие группы мы делим птиц по тому, где они проводят зиму? (Перелётные и зимующие.)

На какие группы мы делим деревья и кустарники по тому, какие у них листья? (Лиственные и хвойные.)

     Задание «Найти ошибки и их прокомментировать». 

«Я шёл по лесу зимой и видел грача, клеста, снегиря, свиристеля и кукушку».

«Это было в пустыне. Охотники три дня гонялись за тигром, изнемогая от жажды и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскалённые камни и щебень, охотники едва добрели до большой реки. Здесь они утолили жажду, мучившую их, и скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаульного леса, раскинувшегося у самой воды. Стали думать: «Что же делать дальше?» Наконец сообразили: построили из саксаульных брёвен плот и благополучно достигли на нём ближайшего селения».

Ошибки: 1. Тигры в пустыне не водятся.

                2. За три дня верблюды не могли пасть от недостатка воды.

                3. Наши пустыни в основном песчаные.

                4. Саксаул – дерево без листьев, а потому сплошной тени не даёт.

                5. Ствол саксаула корявый, и брёвна из него сделать нельзя.

                6. Древесина саксаула тяжелее воды, и плот сразу бы пошёл ко дну.

Развитие умений наблюдать

     Наблюдение можно без преувеличения квалифицировать как самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Постоянно используется наблюдение обычным человеком в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно незаменимым источником получения разнообразных сведений о мире.

     Задание: Сравните мать-и-мачеху с одуванчиком, а ветреницу лютиковую с чистяком.

     У мать-и-мачехи стебелёк с чешуйками, весной листьев нет (листья появляются в начале лета). У одуванчика стебелёк гладкий, весной есть листья.

     У ветреницы лютиковой лепестков обычно пять, листья тонкие, изрезанные. У чистяка лепестков больше пяти, листья плотные, округлые.

     Не путайте мать-и-мачеху с одуванчиком, а ветреницу лютиковую с чистяком!

Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения

Понятия в мышлении не выступают разрозненно, они связываются между собой. Формой связи понятий друг с другом является суждение. Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить - значит, высказывать суждения. С помощью суждений мысль получает свое развитие. Суждение - одна из основных форм логического мышления.

Эффективным средством развития способности к суждению может быть упражнение, приведенное ниже.

Задание «Проверить правильность утверждений».

Каменная соль – это полезное ископаемое. Верно ли утверждение, что сахар – тоже полезное ископаемое?

Дети: Нет.

Учитель: А я утверждаю, что сахар, как и каменная соль, полезное ископаемое, так как сахар, как и соль, белого цвета, состоит из отдельных кристалликов, плотно прилегающих к друг другу. Сахар, как и соль, легко растворяется в воде, придаёт воде сладковатый вкус. При ударе рассыпается на отдельные кристаллики, что говорит о его хрупкости.

Докажите, что я не права!

Дети: Сахар не является полезным ископаемым. Полезные ископаемые – это те природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности. Каменную соль добывают открытым способом, то есть на поверхности земли. Каменная соль образуется на дне солёных водоёмов.

А сахар получают из сахарной свёклы или из сахарного тростника. Свёкла и тростник – растения. Значит, сахар – не полезное ископаемое.

Практическая работа по изучению свойств глины и песка.

Рассмотрите песок и глину. Они состоят из мелких частичек разрушенного камня. Что из них состоит из более мелких частичек? Где камень разрушен сильнее?

Рассмотрите отдельные песчинки. Одни песчинки крупнее, другие мельче. Они не скреплены между собой, поэтому сухой песок можно легко пересыпать, например из одной ладони в другую. Песок относится к сыпучим веществам. Однако, если мы его намочим, он будет пересыпаться хуже. Но даже влажный песок остаётся сыпучим веществом.

Рассмотрите, из чего состоит глина. Она состоит из мелких частичек, которые намного меньше песчинок. Эти частички плотно скреплены друг с другом, поэтому глина – не сыпучее вещество. Правда, если сухую глину растереть в порошок, этот порошок можно пересыпать. Но ведь и дерево, и                металл можно растереть в порошок напильником, однако они не становятся от этого сыпучими веществами.

Теперь давайте проведём эксперимент – проверим, пропускают ли песок и глина воду. Возьмём два стакана, поместим в каждый воронку. В одну воронку засыплем песок, в другую положим столько же размельчённой глины. В каждую воронку одновременно нальём одинаковое количество воды. Мы увидим, что песок пропускает воду достаточно легко, а глина её задерживает.

Запишите физические свойства глины по плану:

а) цвет;

б) легче / тяжелее воды;

в) твёрже / мягче стекла;

г) сыпучесть;

д) имеет / не имеет постоянную форму;

е) есть ли запах;

ж) пропускает / задерживает воду.

Какими опытами вы можете подтвердить свои утверждения?

Какие условия необходимы для формирования у учащихся исследовательских умений? Целенаправленность и систематичность. Обучать школьников методам исследовательской деятельности рекомендуется как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Более того, самостоятельные исследования учащиеся могут проводить и во время каникул. Интегрированный подход придает процессу формирования исследовательского поведения учащихся целенаправленный и системный характер.

Мотивированность. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать являются важнейшими чертами детского поведения. Поэтому, прежде чем начать исследования, педагог и школьник в ходе совместного обсуждения должны определить тематику проекта и выбрать объект для изучения. С помощью педагога-психолога составляется “Карта интересов каждого учащегося и класса в целом”. Учет детских предпочтений способствует повышению активности школьников в исследовательской деятельности.

Создание творческой атмосферы. Главное для учителя — увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Педагоги должны руководствоваться принципом подкрепления желательных типов поведения: хвалить детей за большое количество идей, необычность и оригинальность ответов. Это способствует повышению творческой продуктивности и активности учащихся.

Креативный педагог. Развивать у детей творческие способности, к которым относятся и исследовательские, может лишь творчески работающий педагог, обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности. Методическому объединению учителей начальных классов следует включать в план работы изучение вопросов и проблем, связанных с формированием исследовательских умений у младших школьников.

Любая деятельность должна соответствовать возрастным особенностям учащихся, поэтому осуществление исследовательской работы на I ступени общего среднего образования должно проводиться с применением ролевых и дидактических игр, увлекательных и нестандартных заданий, с учетом интересов и способностей учащихся.

Сотрудничество и кооперация. Совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию доверительных взаимоотношений. Кроме того, учащиеся имеют свободу действий и могут сами выбирать — работать самостоятельно, в паре или группе. Функции учащихся и взрослых в исследовательской деятельности распределяются следующим образом:

Учащийся

Педагог

Родитель

Определяет цель деятельности

Помогает

Создает благоприятную творческую обстановку

Открывает новое знание

Контролирует выбор источников получения информации

Помогает в подборе необходимой литературы

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Участвует во взаимном обсуждении проблемы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результата

Помогает проводить наблюдения, эксперименты

Активен

Создает условия для активности школьника

Оказывает моральную поддержку ребенку

Субъект обучения

Партнер ученика

Партнер ученика

Несет ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Содержание исследовательской деятельности

Класс

Содержание исследовательской деятельности

Учебный материал

В 1-м классе

1. Познакомить детей с многообразием естественных наук; дать общее представление о науке, понятиях «ученый», «исследование», «эксперимент».

2. Научить детей слушать учителя, выделять главное, вести наблюдение, работать с детскими энциклопедиями, выступать с короткими сообщениями

3. Пользоваться выражениями «на мой взгляд…», «я думаю…», «я считаю…», «я согласен с мнением…».

Наблюдение за объектами живой и неживой природы.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе

Опыт  «Свойства снега»

Во 2-м классе

1.Проводить простейшие наблюдения над явлениями и процессами природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания) и способами фиксации результатов этих наблюдений.

2. Работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой (биографии учёных, истории открытий и т.д.).

3. Делать устные доклады и публичные сообщения.

4. Сформировать умение пользоваться простейшими приборами: часами, бытовыми весами, термометром, барометром.

Наблюдение за свойствами различных тел.

Опыты «Свойства воздуха», «Свойства воды»

 

 

Практическая работа «Термометр»

В 3-ем классе

1.Расширить представления о важнейших категориях научного познания.

2.Научиться планировать и проводить наблюдения и эксперименты с использованием приборов и оборудования.

3. Фиксировать полученные данные, систематизировать их в виде таблиц, графиков, диаграмм.

4.Делать теоретические выводы и умозаключения.

5.Понимать, что экспериментальные факты и их истолкование являются основой для выдвижения гипотез, построения моделей процессов и объектов природы.

Исследование свойств почвы

В 4-ом классе

1.Наблюдать и сравнивать природные явления.

2. Планировать и проводить наблюдения, находить в явлениях закономерные связи, делать обобщения по результатам наблюдений, пользоваться измерительными приборами.

3. Представлять результаты в виде схем, таблиц, графиков.

4. Объяснять, используя научную терминологию, результаты наблюдений и экспериментов.

5.Делать заключения и выводы по результатам экспериментов.

6. Под руководством учителя выполнять экспериментальные исследования для проверки выдвинутых гипотез.

Опыт «Чувствительность различных участков руки»

Опыт «Свойства воды».

Опыт «Свойства воздуха»            

  

       Каждый ребенок по своей натуре исследователь. Ежедневно ему приходиться сталкиваться с новыми явлениями и предметами. Научить ребенка находить объект исследования, источники информации, способы познания – одна из целей обучения. Организация исследовательской деятельности на уроках вызвана необходимостью выполнения требований действительности и стандартов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательских умений младших школьников

Выступление на семинаре "Взаимодействие участников учебного процесса при формировании экологических компетенций"...

"Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка."

Проблема:  ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.Цель:выявить основные условия и направления формирования исследовательских умений младших школьн...

"Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка".

Презентация к уроку (4 класс) на тему: "Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка." Проблема: ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРО...

Формирование исследовательских умений младших школьников

В процессе исследовательской деятельности ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработ...

Развитие творчества и самостоятельности, формирование исследовательских умений младших школьников (из опыта работы)

В процессе исследовательской деятельности ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработ...

Управление процессом формирования исследовательских умений младших школьников через выполнение учебных проектов.

В данной статье раскрываются приемы формирования исследовательских умений младших школьников, которыми может пользоваться учитель начальной школы на своих уроках. Опубликована в журнале "Известия...

Использование компьютерных технологий при формировании исследовательских умений младших школьников.

В данной статье рассказыывается о том, как на уроках в начальной школе можно формировать исследовательские умения. В качестве эффективного средства достижения поставленных задач в образовании можно ра...