Выступление на методическом объединении
статья

Изучение геометрических величин в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд-1

Изучение геометрических величин в начальной школе.

Слайд-2

Важнейшие задачи образования в начальной школе реализуются в процессе обучения всем предметам.

Изучение геометрического материала в начальной школе связано с усвоением определённой системы понятий. Чтобы овладеть этой системой и затем успешно применять приобретённые знания и умения, необходимо сначала понять, каковы особенности  геометрических понятий, как устроены их определения и из чего складывается их объём.

Изучение геометрического материала в начальных классах должно протекать с учетом принципа преемственности в изучении материала, т. е. строится с учетом знаний, полученных детьми в дошкольном детстве.

Слайд-3

Особое содержание геометрического  материала, включенного в программу  и реализованного в системе тщательно  отобранных задач, направлено на формирование достаточно полной системы геометрических представлений (включающей образы геометрических фигур, их элементов, отношений между фигурами, их элементами).

На этой основе формируются пространственные представления и  воображение, развивается речь и мышление учащихся, организуется целенаправленная работа по формированию важных практических навыков.

Слайд-4

Важнейшей задачей учителя  является определение методики, раскрывающей содержание геометрического материала  на том уровне, который должен быть достигнут учащимся к моменту их перехода в 4 класс, а также ведущих направлений изучение этого материала.

 Слайд-5  

В начальных классах рассматриваются такие геометрические величины, как: длина отрезка, площадь фигуры, объём тела и другие. Учащиеся должны получить конкретные представления об этих величинах, ознакомиться с единицами их измерения, овладеть умениями измерять величины, научиться выражать результаты измерений в различных единицах, выполнять различные действия над ними.

Слайд-6

Величины рассматриваются в  тесной связи с изучением натуральных  чисел и дробей; обучение измерении  связывается с изучением счёта; измерительные и графические действия над величинами являются наглядными средствами и используются при решении задач.

Назовём задачи изучения величин в начальном курсе математики [1]:

1) сформировать конкретные представления о величинах,

2) сформировать навыки измерения  величин,

3) научить выражать величины в различных единицах измерения,

4) научить выполнять арифметические действия над величинами.

Слайд-7

В основе методики изучения величин  лежит практическая деятельность учащихся, связанная с овладением навыками измерения таких величин, как длина отрезка, площадь фигуры, масса тела, времени.

Большое значение при ознакомлении с величиной имеет использование  знаний, умений и навыков, приобретаемых  учащимися в связи с изучением фигур и операций над фигурами (деление фигур на части, составление фигур из других). И наоборот, использование представлений о величине, ее свойствах и измерении в процессе формирования понятия «фигура».

Так, например, на основе представлений о площадь фигуры дети знакомятся с важнейшим свойством, которое состоит в том, что площадь фигуры, составленной из нескольких частей, равна сумме площадей этих частей.

Слайд-8

Известный советский методист Н.Б. Истомина [33] выделила 8 этапов изучения величин:

1-й этап: выяснение и уточнение представлений школьников о данной  величине (обращение к опыту ребёнка).

2-й этап: сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, наложением, приложением, путём использования различных мерок).

3-й этап: знакомство с единицей  данной величины и с измерительным  прибором.

4-й этап: формирование измерительных  умений и навыков.

5-й этап: сложение и вычитание  однородных величин, выраженных  в единицах одного наименования.

6-й этап: знакомство с новыми  единицами величин в тесной  связи с изучением нумерации  и сложения чисел. Перевод однородных  величин, выраженных в единицах  одного наименования, в величины, выраженные в единицах двух наименований, и наоборот.

7-й этап: сложение и вычитание  величин, выраженных в единицах  двух наименований.

8-й этап: умножение и деление  величин на число.

Слайд-9

Общим методическим приемом, обеспечивающим прочные геометрические знания, является формирование пространственных представлений через непосредственное восприятие учащимися конкретных реальных вещей; материальных моделей геометрических образов. В 1 классе пространственные представления вырабатываются в процессе приобретения детьми практического опыта при изучении отношений взаимного положения предметов, выражаемых словами «выше», «ниже», «справа», «сверху», «спереди», «сзади» и т.д. Во 2-3 классах характер работы по формированию пространственных представлений усложняется. Например, представления об одной фигуре формируется с опорой на другую. Так, опираясь на представления о треугольнике вообще, можно получить представления о прямоугольном треугольнике.

Слайд-10

Результатом обучения в 1-4 классах должно быть формирование первоначальных представлений о точности построений и измерений.

В 1 классе учащиеся овладевают навыками измерения и построения отрезков с помощью линейка (с точностью до 1 см). При этом детям предъявляются не меньшие требования, чем это обычно делается, например, в отношении навыков письма.

Во 2-4 классах в практику измерений и построений постепенно вводятся новые инструменты: циркуль, чертежный угольник, рулетка. Повышаются требования к точности построений и измерений, качеству чертежей и моделей, выполняемых детьми, к описанию хода и результатов проделанной работы.

Слайд -11

С целью формирования представлений о разного рода величинах проводятся практические работы, используются упражнения, применяются демонстрационные и индивидуальные наглядные средства, при этом варьируются коллективные, индивидуальные и групповые формы работы на уроке.

Работа  с величинами и единицами их измерения имеет не только практическое значение: она предоставляет большие возможности для формирования умения видеть проблему и находить пути ее решения, тем самым способствуя развитию познавательных способностей учащихся.

Слайд 12

На следующем слайде представлены проблемы изучения величин в начальной школе и пути их преодоления.

СЛАЙД 13-20

Представлено тематическое планирование геометрического содержания по классам и задания творческого и  поискового характера.

Данная программа обеспечивает высокий уровень научности и связи математики с жизнью, то есть введение любой величины опирается на жизненный опыт детей. Изучаемый материал направлен не только на нормирование математических знаний, умений и навыков, но и на общее развитие детей. Примером этого являются исторические справки о величинах, единицах их измерения, справки из истории возникновения величин и необходимости их измерения.

Слайд -21

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Изучение геометрических величин в начальной школе» Михайлова Е.Н. учитель начальных классов

Слайд 2

Важнейшие задачи образования в начальной школе реализуются в процессе обучения всем предметам. Изучение геометрического материала в начальной школе связано с усвоением определённой системы понятий. Д олжно протекать с учетом принципа преемственности

Слайд 3

Содержание геометрического материала направлено на формирование системы геометрических представлений . На этой основе формируются пространственные представления и воображение, развивается речь и мышление учащихся, организуется целенаправленная работа по формированию важных практических навыков.

Слайд 4

Геометрические величины Выпускник научится: Измерять длину отрезка; Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата; Оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз). Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.

Слайд 5

В начальных классах рассматриваются такие геометрические величины . Учащиеся должны: получить конкретные представления об этих величинах; ознакомиться с единицами их измерения; овладеть умениями измерять величины; научиться выражать результаты измерений в различных единицах. выполнять различные действия над ними.

Слайд 6

Задачи изучения величин: 1) сформировать конкретные представления о величинах, 2) сформировать навыки измерения величин, 3) научить выражать величины в различных единицах измерения, 4) научить выполнять арифметические действия над величинами.

Слайд 7

В основе методики изучения величин лежит практическая деятельность учащихся.

Слайд 8

Этапы изучения величин : 1. Выяснение и уточнение представлений школьников о данной величине 2. Сравнение однородных величин. 3. Знакомство с единицей данной величины и с измерительным прибором. 4. Формирование измерительных умений и навыков. 5.Сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах одного наименования. 6.Знакомство с новыми единицами величин в тесной связи с изучением нумерации и сложения чисел. Перевод однородных величин, выраженных в единицах одного наименования, в величины, выраженные в единицах двух наименований, и наоборот. 7. Сложение и вычитание величин, выраженных в единицах двух наименований. 8. Умножение и деление величин на число.

Слайд 9

Пространственные отношения. Установление пространственных отношений с помощью сравнения: выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, спереди - сзади, перед, после, между и др. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Сравнение предметов по размерам (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче и др.) и форме. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, «больше на …», «меньше на…».

Слайд 10

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Учатся выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.), Выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними; Определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки, проводить классификацию. Развивается пространственное воображение, конструкторское умение. Учащиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи). Учатся строить математические рассуждения, связанные с анализом чертежей, геометрических фигур, моделей, объяснять факты с помощью математических приемов: геометрическое моделирование, поиск вариантов (объединения, разбиения).

Слайд 11

С целью формирования представлений о разного рода величинах коллективные; индивидуальные; групповые. -проводятся практические работы; - используются упражнения; -применяются демонстрационные и индивидуальные наглядные средства. Ф ормы работы на уроке:

Слайд 13

Тематическое планирование геометрического содержания по классам. Рабочая программа по математике М.И. Моро. 1 класс Пространственно- временные представления(2ч) Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и пространстве(выше-ниже, слева – справа, левее-правее, сверху-снизу, между, за). Направление движения: вверх, вниз, налево, направо. Временные представления: раньше, позже, сначала, потом. Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине (1ч). Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник (4ч). Единицы длины сантиметр. Измерение отрезков в см. вычерчивание отрезков заданной длины(2ч). Понятия увеличить на…, уменьшить на… Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром.(1ч).

Слайд 14

Задания творческого и поискового характера 1 класс Определение закономерностей построения рядов, содержащих числа, геометрические фигуры, и использование найденных закономерностей для выполнения заданий(2ч); классификация объектов по заданному условию; задания с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если…, то…», логические задачи(4ч); построение геометрических фигур по заданным условиям; логические задачи(4ч); простейшие задачи комбинаторного характера (1ч); задания с продолжением узоров(2ч). Наш проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты.

Слайд 15

Тематическое планирование геометрического содержания по классам. Рабочая программа по математике М.И. Моро. 2 класс Единицы длины: миллиметр сантиметр. Таблица единиц длины(3ч) Длина ломаной. Периметр многоугольника(2ч) Угол. Виды углов(прямой, тупой, острый). Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Квадрат(4ч) Периметр прямоугольника (1ч)

Слайд 16

Задания творческого и поискового характера 2 класс Составление высказываний с логическими связками, «если…, то…», «не все»; задания на сравнение длины(3ч). логические задачи и задачи повышенного уровня сложности(5ч) Наш проект: «Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата(1ч) Наш проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»

Слайд 17

3 класс Обозначение геометрических фигур буквами(1ч) Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: кв.см ., кв.дм ., кв.м . площадь прямоугольника(6ч) Круг. Окружность(центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружности с использованием циркуля (2ч) Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные, равносторонние (1ч) Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный и остругольный (1ч) Тематическое планирование геометрического содержания по классам. Рабочая программа по математике М.И. Моро.

Слайд 18

Задания творческого и поискового характера 3 класс Определение закономерности, по которой составлены ряды геометрических фигур (1ч) Задачи комбинаторного характера (1ч);Математические игры «11 палочек»(1ч); изображение предметов на плане комнаты по описанию их расположения; деление геометрических фигур на части(3ч) Задания, содержащие высказывания с логическими связками; логические задачи(3ч) Наш проект: «Математические сказки»

Слайд 19

4 класс Единицы длины – километр. Таблица единиц длины (2ч) Единицы площади: кв.км ., кв.мм . таблица единиц площади. Определение площади с помощью палетки(4ч) Информация, способствующая формированию экономико-географического образа России(сведения о площади страны, протяжении рек, железных и шоссейных дорог и др.) Куб. пирамида. Шар. Распознавание и название геометрических тел: куб, шар, пирамида. Куб, пирамида: вершины, грани. Развертка куба и пирамиды. Изготовление модели куба, пирамиды. Тематическое планирование геометрического содержания по классам. Рабочая программа по математике М.И. Моро.

Слайд 20

4 класс Сравнение длин объектов; логические задачи и задачи повышенного уровня сложности (1ч) Математические игры(1ч) Наш проект: Математика вокруг нас. Составление сборника математических задач и заданий Задания творческого и поискового характера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».

: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...

Выступление на методическом объединении в форме эссе.

Учительский поиск путей  поддержки уникальности ученика....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Компетентностно-деятельностный подход в реализации ФГОС

В выступлении раскрываются понятия "компетентность" и "компетенция", а так же показана  разница в формулировке заданий в  «знаниевом» и компетентностно-деятельностном подходе при обучении ма...

Выступление на методическом объединении

Психологические особенности детей младшего школьного возраста...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов

Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями,а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях....

«Обучение и воспитание успехом: методика обучения С. Н. Лысенковой»: выступление на методическом объединении учителей коррекционных школ Юго-Западной зоны Краснодарского края

Выступление на МО учителей начальной школы  в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеоб...