«Понятие «самореализация». Как обеспечить самореализацию младшим школьникам?»
методическая разработка

Федорова Юлия Олеговна

«Понятие «самореализация». Как обеспечить самореализацию младшим школьникам?»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Понятие «самореализация». Как обеспечить самореализацию младшим школьникам?»

Выполнила: учитель музыки

Федорова Юлия Олеговна

с. Ленинское 2020г

«Самореализация»

   «Как обеспечить самореализацию младшим школьникам?»

Самореализация - реализация существующего потенциала, осуществление своих имеющихся желаний, своих знаний, умений и способностей, своих сегодняшних представлений о себе и своем пути в жизни. 

Начало обучения в школе – это новый и важный этап в воспитании и развитии ребенка. Став школьником, он впервые включается в систематическую, общественно значимую деятельность. Многие важные черты духовного мира ребенка закладываются в начальных классах. Именно здесь он получает основы систематических знаний, здесь формируется его нравственный облик, развивается характер, воля.
На сегодняшний день задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. В связи с этим, для достижения указанных результатов в психическом и личностном развитии младших школьников необходимо изменить приоритеты целей начального образования: на передний план поставить те цели, которые заключаются не в вооружении учащихся определенной суммой предметных знаний, умений и навыков, а в воспитании его личности в процессе учебной деятельности, то есть учебный процесс должен максимально способствовать самореализации школьника.
Самореализация составляет одну из сторон жизнедеятельности человека и занимает значимое место в развитии и становлении личности. Она воплощается в деятельности и в отношениях с предметной и социальной средой, в основе которой лежат противоречия между возможностями личности и степенью их востребованности в актуальной деятельности. Самореализация личности не может рассматриваться как автономное явление, оно органически вплетено в общую ткань жизнедеятельности человека и присутствует в каждом ее проявлении.
В свою очередь, воспитание личности младшего школьника являет собой создание условий для его самореализации индивида как социального субъекта. Ее воспитательная ценность самореализации заключается в деятельностном проявлении потенциальных возможностей личности младшего школьника, их актуализации и дальнейшего развития. Следовательно, важнейшим условием самореализации личности в педагогически организованном процессе является многообразие деятельности и отношений, в которые ребенок может включиться.
Возможность и эффективность педагогического влияния на процесс самореализации личности младшего школьника определяется стилем педагогической деятельности, формой взаимодействия с ним учителя

Образовательная программа в рамках личностно-ориентированной модели образования должна быть строго индивидуализирована, приспособлена к познавательным возможностям ученика, динамике его развития в процессе обучения. Для того чтобы в ней действительно реализовывалась индивидуальная избирательность школьника к содержанию, виду и форме учебного материала, а также к характеру познавательной мотивации, необходимо, во-первых, предъявить ученику содержание образования в его системно-структурном виде, во-вторых, что особенно важно для достижения успеха в усвоении учебного материала, обеспечить различные формы представления содержания образования (словесная, графическая, знаково-символическая, смешанная) и, в-третьих, обеспечить ученику возможность выбора той формы учебного материала, с которой ему легче работать, а также возможность применения разнообразных способов учебной работы.
На мой взгляд, эффективными педагогическими средствами в рамках личностно-ориентированной модели образования выступают: организация педагогом различных видов деятельности, в которых ребенок может быть успешен, создание возможностей для ребенка «пробы сил» в различных ситуациях, организованных взрослым совместно с ребенком, учет внешкольных интересов ребенка и включение их в жизнь школьного класса, коллективная творческая деятельность.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, стиль педагогической деятельности учителя начальной школы: установление субъект-субъектных отношений взрослого и ребенка как равнозначных партнеров по отношению к предмету коллективной деятельности является условием процесса успешной самореализации младшего школьника.
Во-вторых, организация образовательного процесса, позволяющая каждому ребенку реализовать свой потенциал, предъявляет требования по подготовке педагога, который должен владеть различными технологиями организации педагогического процесса, кроме того, личностно готового к организации такого педагогического процесса.
В-третьих, гуманное отношение к ребенку создает условия для актуализации стремления самой личности младшего школьника к дальнейшему развитию своих потенциальных возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио как инструмент самореализации младшего школьника (из опыта работы)

Автор: Краснмкова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Завершается первое десятилетие XXI века. Изменился общественно-политический строй, и в общественном сознании также произошли коренные из...

Формирование понятий здорового образа жизни у младших школьников—важное направление в современной школе.

Дети в процессе обучения, к сожалению, часто теряют свое здоровье, испытывая перегрузки – интеллектуальные, физические и психические. Часто находятся в состоянии тревожности, что также отрицательно вл...

Значение формирования понятий здорового образа жизни у младших школьников

Здоровье современных школьников—серьёзная национальная проблема. Поэтому одной из основных задач обучения и воспитания является «формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья»...

Формирование понятий здорового образа жизни у младших школьников—важное направление в современной школе.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Нужно научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье...

Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

Формирование личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности младшего школьника

Формирование личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности      ...