Главные вкладки

    Портфолио как инструмент самореализации младшего школьника (из опыта работы)
    методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме

    Красникова Марина Борисовна
    Автор: Краснмкова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Завершается первое десятилетие XXI века. Изменился общественно-политический строй, и в общественном сознании также произошли коренные изменения: "человек для общества" постепенно уступает в нём место "человеку для себя". Хорошо это или плохо – рассудит История. Школа же обязана сегодня главные усилия в сфере образования направляет на развитие, прежде всего, тех способностей, которые не вытекают из каких-то абстрактных «общественных потребностей», а требуются самому человеку для успешной самоактуализации и самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам. Реализации поставленной цели способствует формирование высокого уровня положительной мотивации к обучению, творчеству и сознательному выбору жизненных приоритетов с помощью объективного фиксирования результатов индивидуальных достижений школьников в широком образовательном контексте. Таким средством является ученическое портфолио.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Prilozhenie_Portfolio_uchenika.rar2.98 МБ
    Файл Portfolio_uchenika_iz_opyta_raboty.rar21.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Красникова Марина Борисовна

    Портфолио как инструмент самореализации младшего школьника

    1 ВВЕДЕНИЕ

    1.1 Условия возникновения и становления опыта

    Завершается первое десятилетие XXI века. Изменился общественно-политический строй, и в общественном сознании также произошли коренные изменения: "человек для общества" постепенно уступает в нём место "человеку для себя". Хорошо это или плохо – рассудит История. Школа же обязана сегодня главные усилия в сфере образования направляет  на развитие, прежде всего, тех способностей, которые не вытекают из каких-то абстрактных «общественных потребностей», а требуются самому человеку для успешной самоактуализации и самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам.      

     Исследования психологов заставляют  принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она - решающий фактор реализации творческого потенциала личности.

    Однако, положительная мотивация личности, в свою очередь, невозможна без благополучного развития высших форм мышления ребёнка, которое  во многом определяется уровнем сформированности его наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Поэтому, если мы рассматриваем формирование личности как непрерывный процесс, в котором начальная школа занимает одно из важнейших мест, следует во главу ставить задачу формирования высших форм мышления, в частности – мышления творческого. Творческое мышление требует осуществления умения ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку, планирование, использовать нетривиальные способы анализа, сравнения, обобщения, формирование критериев оценок, для чего  в урок необходимо включать продуктивные задания, направленные на развитие процессов творческого мышления: целеполагания, планирования,  сравнения, обобщения, а также контроля и оценки.

    Следствие формирования высших форм мышления - гармоничное развитие личности школьника в соответствии с его индивидуальными возможностями и особенностями, становление культуры его учебной деятельности, формирование способности к самообразованию.

    Развитие воображения и мышления принципиально изменяет позицию ученика: он - творец, имеющий право выбора способов и путей деятельности,

    обучающийся сознательно, следовательно – продуктивно и результативно.

    1 Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. – 2001. - № 1. – С. 7-12.

    Именно такой ученик, по моему мнению, способен к обучению в течение всей жизни, социально мобилен, и, следовательно, конкурентоспособен.

    Известно, что  до 75% старшеклассников испытывают серьезные затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования и трудоустройстве. Из них 23%  профиль дальнейшего обучения выбирают за компанию со сверстниками; около 18% - под влиянием факторов «где-то слышал», «рассказали учителя, родители». Почти 22% вообще не задумываются  о своем профессиональном будущем: выбор ими профиля происходит случайно.

    Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает профильное обучение, при котором учитываются интересы, склонности, способности, состояние здоровья ребенка и создаются условия для развития учеников в соответствии с их профессиональными намерениями. Цель профильного обучения - помочь учащимся определить сферу своих интересов, свои возможности, способности, что поможет ему в дальнейшем правильно выбрать профессию.

    Реализации поставленной цели способствует формирование высокого уровня положительной мотивации к обучению, творчеству и сознательному выбору жизненных приоритетов с помощью объективного фиксирования результатов индивидуальных достижений школьников в широком образовательном контексте. Таким средством является ученическое портфолио.

    "У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов",- писал министр образования В.М.Филиппов в газете "Комсомольская правда" (14.01.2003). Эта задача не утратила актуальности и сегодня.

    1.2 Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практической значимости для повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе

    В педагогической литературе портфолио характеризуется как:

    - коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;

    - выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).

    Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

    Концепция портфолио:

    Портфолио - перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика.

    Философия ученического  портфолио предполагает:

    – смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;

    – интеграцию количественной и качественной оценок;

    – перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;

    Основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".

    Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.

    Функции портфолио:

    - Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени.

    - Целеполагания - поддерживает учебные цели ученика.

    - Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ.

    - Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.

    - Мотивационная - поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей.

    - Рейтинговая - показывает диапазон навыков, умений, использование приобретенного опыта.

    Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

    1.3  Ведущая педагогическая идея опыта

    Сущность моего опыта заключается в попытке разработать способы практической деятельности школьников на начальном этапе обучения с целью формирования, развития и повышения уровня их мыслительной деятельности. С этой целью  я использовала различные пути актуализации субъективного опыта ребёнка, его творческих возможностей, дальнейшего усложнения, обогащения и наращивания этого опыта в максимально возможном диапазоне.

    Портфолио решает следующие педагогические задачи:

    - поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

    -  поощрять активность и самостоятельность учащихся;

    -  расширять возможности обучения и самообучения;  цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

    - содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

    - закладывать дополнительные предпосылки и возможности для дальнейшей успешной социализации.

    Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе  является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка посредством:

    - создания ситуации успеха для каждого ученика, повышения самооценки и уверенности в собственных возможностях;

    - максимального раскрытия индивидуальных способностей каждого ребенка;

    - развития познавательных интересов учащихся и формирования готовности к самостоятельному познанию;

    - формирования установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развития мотивации дальнейшего творческого роста;

    - формирования положительных моральных и нравственных качеств личности;

    - приобретения навыков рефлексии, формирования умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("Я реальный" - "Я идеальный");

    - формирования жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

    "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован" - девиз ученика начальной школы в работе с портфолио.

    1.4  Длительность работы над опытом

    В работе классного руководителя я решаю три основные задачи воспитательного процесса:

    - содействие развитию каждого ребенка;

    - организация эффективного функционирования классного коллектива;

    - формирование у школьников готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.

    В 2006 – 2007 учебном году я разработала и изготовила печатную основу ученического портфолио. В течение трёх лет портфолио прошёл апробацию в качестве не только портфеля достижений и успехов каждого моего ученика, но и важного элемента воспитательного и учебного процесса.

    Считаю, что опыт работы с ученическим портфолио обладает высокой степенью актуальности и направлен на  совершенствование личностно-ориентированной технологии учебного занятия и продуктивных методов обучения.

    1.5  Диапазон опыта

    Создание условий для самореализации ученика, реализация субъектного подхода, уважение к возможностям ребёнка,  позволяют  мотивировать процесс развития его мыслительных и творческих возможностей, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ: раздел "Творческие работы" становится  основным и главным, раздел "Официальные документы" используется только в качестве приложения.

    С помощью портфолио ученика решаются задачи развития мышления и воображения, повышения уровня мотивации школьников в процессе их творческой деятельности, поиска одарённых детей и создания условий для их самореализации.

    Однако необходимо помнить, что составление портфолио - не гонка за дипломами и всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

    Широта сферы применения портфолио ученика в учебно-воспитательной работе делает его востребованным педагогическим и методическим инструментом, в частности – при организации обучения учащихся начальных классов основам проектной деятельности.

    2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    2.1  Личностный аспект портфолио ученика начальных классов

    Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Мало кто будет спорить с тем, что результатом воспитания является личность воспитанника. Правда, всегда при этом возникает вопрос: а что именно имеется в виду?

    Пожалуй, многие педагоги на этот вопрос ответили бы - «всестороннее развитие личности ребенка». А сколько сторон у личности? Какие это стороны? Как узнать, достигли воспитатели этого результата? Да и вообще - достижим ли он в широкой практике воспитания?

    Основная трудность в решении вопроса о результатах воспитания состоит в необходимости соблюдения одновременно двух важных условий. С одной стороны, эти результаты должны быть четко определяемы, реалистичны и диагностируемы. С другой стороны, определение результатов воспитания и процесс их диагностирования должны отражать уважительное отношение к личности воспитанника.

    Недопустимо сравнение воспитанников друг с другом - «один лучше, другой хуже». Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени. Недопустимо и вынесение прямой оценки личности ребенка - «ты плохой» или «ты хороший». Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.

    Названные выше условия будут соблюдены, если в качестве результата гуманистического воспитания мы будем рассматривать личностный рост ребенка.

    В современном обществе ценностями могут быть признаны такие феномены, как Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир. Знания. Труд, Культура. Поскольку речь идет о гуманистических ценностях, следует обратить большее внимание, на основополагающую ценность гуманизма – ценность Человека. Она может проявляться в двух ипостасях: как ценность другого человека и как ценность своего собственного Я. Развитие ценностного отношения ребенка именно к этим феноменам и будет свидетельствовать о его личностном росте.

    Исходя из вышесказанного, на первом этапе я использовала портфолио ученика в качестве именно средства диагностики личностного развития моих учеников.

    2.2 Структурная модель портфолио

    В начале портфолио помещён раздел, разъясняющий его смысл и содержание. В «Визитной карточке» ученик рассказывает о себе и семье, о своём месте в классном коллективе, о своей учёбе. Там же помещено генеалогическое древо ученика, составленное им совместно родителями (во многих случаях – с привлечением архивных материалов). Эта работа не только положительно повлияла на формирование исторической памяти и воспитание  патриотизма школьников, но и укрепила отношения между различными поколениями в их семьях. В разделе «Педагогическая диагностика» накапливаются диагностические материалы по результатам учёбы и саморазвития. Сравнивая результаты мониторинга за длительный период, ученик получает возможность объективно оценить успехи и неудачи, проверить своё соответствие уровню собственных притязаний, поставить задачи по  самосовершенствованию.

    Раздел «Рефлексия» продолжает работу, начатую в предыдущем разделе. В нём ученик, объективно оценив свои достижения в учёбе и общественной деятельности, намечает план по дальнейшему самосовершенствованию. Учитель включён в процесс самоанализа, выражая одобрение или неодобрение самооценки ученика. «Родительский уголок» предназначен для накопления материалов, авторами которых являются родители ученика – автора портфолио. Здесь размещены анкеты, тесты, высказывания родителей по проблемам воспитания, записанные учеником рассказы об их детстве и юности, несущие педагогическую нагрузку.

    Разделы «Мои творческие работы» и «Мои достижения и награды» вызывают и у школьников, и у их родителей живой интерес и желание работать с портфолио. Совместная работа над портфолио укрепляет семейные взаимоотношения и помогает создать положительные семейные традиции. Накопленный материал служит стимулом к дальнейшему росту успешности учеников и будет характеризовать их при переходе в школу второй ступени.  

    Жестких требований (государственного образца портфолио ученика) на данный момент не существует. Поэтому не следует рассматривать портфолио младшего школьника в качестве официального документа, досье, содержащего набор материалов. Считаю, что страницы с названиями частей портфолио должны быть функциональными в меру, то есть не только выполнять чисто утилитарную функцию – делить портфолио на необходимые разделы, помогать ребёнку ориентироваться в помещаемых им материалах, давать образец (там, где это необходимо) заполнения отдельных страниц, но и быть способными привлекать внимание ученика, вызывать в нём чувство радости, повышать его эмоциональный тонус.

    Опасение, что портфолио ученика начальной школы превратится в "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) или что на передний план выведется раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты), заставило меня в печатную основу портфолио включить рекомендации для ученика и его родителей:

     Портфолио – это портфель личных достижений ученика, который содержит:

    1.  личные работы  ученика,
    2. творческие работы, отражающие его интересы,
    3. лучшие работы, отражающие рост успехов ученика в какой-либо области,
    4. самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников,
    5. доклады,
    6. сообщения,
    7. размышления об отобранных материалах и своем продвижении в учебной и внеклассной деятельности.

    Рисование «генеалогического древа», анкетирование, самоанализ интересов, учебных склонностей, взаимоотношений ребёнка с коллективом класса также ориентируют автора портфолио на соотнесение Я с окружающим миром, в котором, кроме достижений, есть и проблемы, которые ему придётся и приходится решать.

    Вообще, большая часть материалов, содержащихся в портфолио, побуждает ребёнка именно к рефлексии, самооценке и самоконтролю, формируя, таким образом, важнейшие личностные качества: самостоятельность, активность, ответственность, креативность, кругозор, сбалансированную самооценку. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

    Интерес к формированию и накоплению портфолио усиливает положительную мотивированность ученика. Наблюдая за процессом собственного личностного роста, ребёнок начинает ориентироваться на положительные гуманистические ценности. Он может наглядно убедиться как в ценности другого человека, так и в ценности собственного я. Так, например, ученик А имеет большой объём материала в разделе «Мои достижения», ученик Б – в разделе «Мои награды», а ученик В – в разделе мои творческие работы. Сравнение наглядно показывает как творческие пристрастия и наклонности, так и разнообразие интересов и, следовательно, возможность для сотрудничества и дополнения друг друга. Успехи одноклассника начинают восприниматься не как конкуренция, а как соревнование равного с равным. Неуспехи, творческие и учебные проблемы воспринимаются не как трагедия обойдённого успехом одиночки, а как проблема всего классного коллектива. Как показало анкетирование учащихся во втором, третьем и четвёртом классах, уровень положительной мотивированности учеников демонстрировал склонность к росту, качество взаимоотношений значительно улучшилось, неформальные лидеры стабильно совпадали с формальными, самооценка подавляющего большинства совпадала с реальностью.

    В начале каждого нового учебного года ученики внимательно изучали своё  портфолио, анализировали  собранный в нем материал. Менее значимые работы и документы помещались в отдельную папку, а то, что представляет бóльшую ценность, размещались в специальном разделе. Его мы озаглавили "Работы, которыми я горжусь".

    Навыки рефлексии, умение анализировать собственные и чужие поступки, их причины и последствия, стремление к созданию доброжелательной и творческой атмосферы в классе – отличительная черта моих учеников. При этом каждый из них вполне осознаёт себя как самостоятельную и самоценную личность. Убеждена, что формирование перечисленных качеств было бы невозможным или, точнее, более затруднённым, без применения в полной мере портфолио ученика как инструмента воспитания.

    2.3  Участие родителей в процессе формирования портфолио ученика начальных классов

    В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись.

    Конечно же, по мере того, как он взрослеет, эту помощь сводится к минимуму. С самого начала работу ребенка строилась таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. Однако немалую работы проделали и родители.

    Так, к примеру, рисование генеалогического древа подвигло родителей не только опросить вместе с ребёнком ныне живущих представителей старшего поколения, но и обращаться за информацией в архивы и к ресурсам сети Интернет.

    Считаю важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Поэтому родители, помогая ребёнку выбрать фотографию, старались дать ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим. Следует отметить, что, судя по выбранным фотографиям, дети не старались представить себя намного лучше, чем их воспринимают окружающие, в то же время пытаясь выразить определённое свойство характера или показать своё увлечение.

    Охотно и с интересом большая часть родителей работала с рефлективными материалами – анкетами и тестами, вместе с детьми записывала поучительные рассказы о собственном школьном прошлом.

    Существенен вклад родителей и в формирование у детей навыков целеполагания. Немало времени посвятили они помощи своим чадам в составлении планов на неделю, в анализе их достоинств и недостатков. На первичном этапе, когда ученики не имеют ещё прочных навыков самоанализа, такая помощь неоценима.

    Могу утверждать, что, благодаря участию большинства родителей в работе над детским портфолио, удалось не только глубже посвятить родителей в проблемы их детей, не только помочь детям раскрыться с новой (часто неожиданной для родителей) стороны, но и удалось сформировать у школьников высокий уровень мотивации к учебной, познавательной, творческой и общественной деятельности.

    3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии личностно-ориентированного обучения.

    Важно также отметить, что помощь в работе с портфолио, оказываемая ученику учителем и родителями, ни в коем случае не подменяет его собственную творческую деятельность. Развитие младшего школьника невозможно без осуществления взрослыми функции управления. Учителю же функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в собственной деятельности и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса.

    Уверена, что применение портфолио в начальной школе откроет новые горизонты в нелёгком деле воспитания подрастающего поколения.

     

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендации родителям младших школьников. Из опыта работы.

    Материал для  родительских собраний.Берегите своих детей, Их за шалости не ругайте. Зло своих неудачных дней Никогда на них не срывайте. Не сердитесь на них всерьез, Даже...

    "Экологическое воспитание младших школьников" из опыта работы

    Доклад рассказывает оработе учителя по теме "Экологическое воспитание младших школьников". Приведятся  несколько методик, диагностирующих и развивающих экологическую культуру детей младшего ...

    Тема работы: Развитие коммуникативной компетентности младших школьников. (Из опыта работы по системе Л.В.Занкова).

    Одним из ключевых компетенций является коммуникативная компетентность. Вот уже четыре года я работаю над авторским проектом «Развитие коммуникативной компетенции младших школьников». Необходимос...

    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

    АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

    «Работа над грамматическим оформлением предложения у младших школьников» (Из опыта работы по теме «Предлоги»)

    Презентация дает практический материал для  работы над ошибками, связанными с неуместным употреблением того или иного предлога или его опусканием, смешением предлогов и приставок,  приводящи...

    Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

    Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

    Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

    Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...


     

    Комментарии

    Ганжа Светлана Давыдовна

    Спасибо