Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребёнка.
методическая разработка

Алексеева Ирина Николаевна

Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost.doc64 КБ
Файл vneurochnaya_detelnost.pptx974.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребенка»

«Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца. Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с душой человека».

Василий Александрович Сухомлинский

                       

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Основная педагогическая

цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования, реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов, освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.

Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

Лев Семёнович Выготский

Что же может сделать школа, чтобы наше будущее поколение в XXI веке не растеряло духовно-нравственное богатство предков.

Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты и восприимчивы и любознательны.

Цели внеурочной деятельности:

  • создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
  • создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребёнка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
  • развития опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.

Внеурочная деятельность в общеобразовательных учреждениях осуществляется через:

  • дополнительные образовательные программы ОУ;
  • организацию групп продлённого дня (воспитатель ГПД - классный руководитель);
  • деятельность педагогических работников ОУ, учителей: музыки, изо,

физической культуры; библиотекаря, психолога, педагога дополнительного образования.

Школа после уроков подобна творческой лаборатории. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Внеурочная  деятельность по новым стандартам предусматривает работу по таким направлениям:

  • спортивно-оздоровительное,
  • социальное,
  • общекультурное,
  • духовно-нравственное,
  • общеинтеллектуальное.

Виды внеурочной деятельности нашей школы:

 

            «Занимательная              «Улыбка»             «Экология               «Волшебная

          математика»                                                                                       палитра»    

                «Хочу всё знать»                «Планета Здоровья»               «Весёлый английский»

   

          «Будь здоров!»                «Информатика»                «Экономика»

                                    «Я – гражданин России»        

   

                           

                                                                                                         

      По этим направлениям с детьми работают не только классные руководители, но и учителя физической культуры, учителя английского языка, руководитель школьного музея, методисты Детской библиотеки г. Зеленогорска.

     Для развития творческих способностей детей необходимо создать ситуацию заинтересованности.

Первый год начального обучения имеет статус адаптационного, и его организация опирается на основные элементы ведущей деятельности дошкольного возраста.

В процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться,  в рамках внеурочной творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Результатом станет общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,

Когда он живёт в мире игры сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он – засушенный цветок».

Василий Александрович Сухомлинский

Переходя от теории к практике, хочу поделиться с вами опытом своей работы в рамках внеурочной деятельности по  духовно – нравственному направлению «Праздники, традиции и ремёсла народов».

Данная программа представлена как продолжение некоторых тем, которые мы обсуждали на уроках ОРКСЭ и окружающего мира.

Содержание материалов программы ориентировано на игровые, творческие формы, работу с фольклорной и художественной литературой, проектную деятельность (хотя проектная деятельность красной нитью проходит через все направления внеурочной деятельности).

Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека, традициях, праздниках.

В процессе освоения материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

     Научить творчеству нельзя, как нельзя природные способности одного передать другому, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности ученика – это  обязанность каждого педагога. 

Именно через творчество и проявляется человеческая неповторимость, уникальность и индивидуальность. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы помогаем проявлению его креативности, что вносит свою лепту в решение проблемы развития творческого личности.

Сам процесс внеурочной деятельности, будь-то танцы, песни, живопись или театрализация устного народного творчества, приносит учащимся истинную радость и способность к самовыражению в творчестве. Они расширяют круг познания, стремятся к разносторонности своей деятельности.

Задатки творческой личности есть у каждого ребёнка, нужно только, используя разнообразные методы  и приёмы работы во внеурочной деятельности, обнаружить эти задатки и, исходя из них, формировать неповторимую творческую личность ребенка.

Поэтому, безусловно, внеурочная деятельность является инструментом творческого развития каждого ребёнка.

«И воспитание, и образование неразделимы.

Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».

Л.Н.Толстой


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребенка» Алексеева Ирина Николаевна

Слайд 2

«Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца. Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с душой человека». Василий Александрович Сухомлинский

Слайд 3

Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.

Слайд 4

«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно». Лев Семёнович Выготский

Слайд 5

Цели внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций; создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

Слайд 6

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребёнка; учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся; развития опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.

Слайд 7

«И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно ». Л.Н.Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса

Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавле...

Презентация к выступлению на вебинаре на тему: "Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребёнка"

В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования, реализуется образовательным учр...

"Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребёнка"

Выступление на вебинаре ИМЦ Невского района Санкт-Петербурга. «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца. Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с...

статья "Проектная деятельность как фактор развития личности ребёнка"

Статьтя призвана популяризировать проектную деятельность в начальных классах...

Внеурочная деятельность как средство развития личности на примере курса РПС «Юным умникам и умницам»

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои способности дарования нужно создать условия для развития познавате...

Сообщение на тему: «Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности»

Модернизация образования, повышение его доступности и качества для всех категорий граждан является приоритетной задачей социальной политики России. В связи с этим особое значение приобретает создание ...

Внеурочная деятельность-инструмент творческого развития личности ребенка

Выступление на заседании методического объединения (2015 год)...