Сообщение на тему: «Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности»
материал на тему
Модернизация образования, повышение его доступности и качества для всех категорий граждан является приоритетной задачей социальной политики России. В связи с этим особое значение приобретает создание равных возможностей для получения образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этой связи принятый 19 декабря 2014 ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является актуальным и своевременным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_malinovskaya.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»
Сообщение на тему:
«Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности»
Подготовила
Малиновская Марина Владимировна
Алексеевка, 2017
Модернизация образования, повышение его доступности и качества для всех категорий граждан является приоритетной задачей социальной политики России. В связи с этим особое значение приобретает создание равных возможностей для получения образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этой связи принятый 19 декабря 2014 ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является актуальным и своевременным.
ФГОС общего образования для учащихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.
Главной же целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды.
Одной из приоритетных задач обучения детей с особыми образовательными потребностями является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.
Что же такое внеурочная деятельность? Проведя анализ современной психолого-педагогической литературы и нормативных документов, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности обучающихся с нарушением интеллекта, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
Таким образом, для ребёнка с ОВЗ система внеурочной деятельности становится важнейшим ресурсом развития и успешной социализации.
В нашей школе с 1 сентября 2016 года реализуется ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а следовательно ведется работа по основным направлениям внеурочной деятельности. Целью и задачами, которой являются создание условий для самоопределения, самовыражения обучающихся, проявления и развития их творческих способностей.
1. удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей и интересов обучающихся;
2. развитие способностей и склонностей обучающихся;
3. формирование интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер личности;
4. формирование ключевых социальных компетенций.
5. обеспечение успешной адаптации ребенка в социуме.
Для реализации целей и задач в школе-интернат выбраны следующие направления развития личности:
- спортивно-оздоровительное,
- духовно-нравственное
- коррекционно-развивающее, о котором я хочу рассказать более подробно.
Цель коррекционно-развивающего направления занятий внеурочной деятельности состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства и творческой деятельности, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, логического мышления, развития высших психических функций, расширение кругозора.
Коррекционно-развивающее направление в плане внеурочной деятельности представлено объединениями дополнительной деятельности, которые организуются на основе реализации рабочих программ, разработанных педагогами школы.
- «Умелые ручки» 2 класс Выходцева Л.И.
- «Сказкотерапия» 1и 2 класс Замлелая Л.В.
- «Самоделкино» в 1 классе, о которой расскажу более подробно.
Цель программы: создание развивающей, воспитывающей образовательной среды, позволяющей удовлетворить интересы, склонности и творческие запросы умственно отсталых обучающихся, обеспечивающей активизацию социальных, познавательных интересов в свободное время, формирование социально адаптированной личности.
Задачи:
- Знакомство с основами знаний в области используемых материалов, в области формообразования, цветоведения.
- Совершенствовать умения и формировать навыки работы с инструментами, приспособлениями .
- Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения и восприятия, образного мышления.
- Развитие эмоционально-волевой сферы, воспитание воли и характера.
- Овладение опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов.
- Воспитание уважения к труду, людям и результатам их труда.
Программа «Самоделкино» дает возможность умственно отсталому ребенку в процессе творческой работы закрепить и расширить знания, полученные на уроках ручного труда, изобразительного искусства и математики. Программа отвечает психофизическим и возрастным возможностям обучающихся. Программа строится на основе знаний возрастных, психолого–педагогических, физических особенностей умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Она предусматривает наглядно-действенный характер содержания образования; специальное обучение «переносу» сформированных знаний, умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; стимуляцию познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
Содержание программы позволяет ребенку взаимодействовать с другими детьми, рассматривать их работы, участвовать в оценивании и обсуждении, получать информацию из разных источников. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.
В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: лепка, оригами, аппликации, работа с бросовым материалом. Во внеурочное время мы лепим, мастерим, складываем из бумаги фигурки оригами. Из природных материалов, из ткани и бумаги делаем различные поделки. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.Для формирования интереса к деятельности используются различные формы занятия:
- занятие – практика,
- занятие – праздник,
- интегрированное занятие,
- занятие – конкурс,
- выставка поделок.
Использование компьютерных и мультимедийных технологий повысит эффект реализации программы.
На занятиях дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Я стараюсь создать комфортную атмосферу раскованности, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Бережно отношусь к желанию работать самостоятельно, инициативно, с верой в себя. Стараюсь сформировать желание трудиться с интересом, с желанием.
Творчество каждого учащегося пока еще раскрывается, ученики показывают достигнутый результат, он значим и интересен для них. Кругозор детей расширяется, мыслительная деятельность активизируется.
Результат творчества приносит детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. Дети готовы и хотят выполнять коллективные творческие дела. Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы), так и районные, которые являются наиболее зрелищным и плодотворным фактором при оценке достижения результатов реализации программы. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для учителей, родителей, оформления зала для проведения праздничных утренников и т.д.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить в процессе образования умственно отсталых детей новые технологии, нестандартные формы внеурочной деятельности, развить высшие психические функции, повысить учебную мотивацию умственно отсталых обучающихся, воспитать социально адаптированного школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавле...
Презентация к выступлению на вебинаре на тему: "Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребёнка"
В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования, реализуется образовательным учр...
"Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребёнка"
Выступление на вебинаре ИМЦ Невского района Санкт-Петербурга. «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца. Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с...
Сообщение на тему: «Внеурочная деятельность – инструмент духовно - нравственного развития личности ребёнка»
Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями в развитии и самосовершенствовании, играющая при правильной организа...
Внеурочная деятельность-инструмент творческого развития личности ребенка
Выступление на заседании методического объединения (2015 год)...
Сообщение нa тему: «Проектнaя деятельность кaк средство рaзвития личности млaдшего школьникa»
Сообщение нa тему: «Проектнaя деятельность кaк средство рaзвития личности млaдшего школьникa»...
Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребёнка.
Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребёнка....