Сообщение на тему: «Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности»
материал на тему

Модернизация образования, повышение его доступности и качества для всех категорий граждан является приоритетной задачей социальной политики России. В связи с этим особое значение приобретает создание равных возможностей для получения образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этой связи принятый 19 декабря 2014 ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является актуальным и своевременным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_malinovskaya.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»

Сообщение на тему:

«Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности»

Подготовила

Малиновская Марина Владимировна

Алексеевка, 2017

Модернизация образования, повышение его доступности и качества для всех категорий граждан является приоритетной задачей социальной политики России. В связи с этим особое значение приобретает создание равных возможностей для получения образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этой связи принятый 19 декабря 2014 ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является актуальным и своевременным.

ФГОС общего образования для учащихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.

Главной же целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды.

Одной из приоритетных задач обучения детей с особыми образовательными потребностями является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.

Что же такое внеурочная деятельность? Проведя анализ современной психолого-педагогической литературы и нормативных документов, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности обучающихся с нарушением интеллекта, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Таким образом, для ребёнка с ОВЗ система внеурочной деятельности становится важнейшим ресурсом развития и успешной социализации.

В нашей школе с 1 сентября 2016 года реализуется  ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  а следовательно ведется работа по основным направлениям внеурочной деятельности. Целью и  задачами,  которой   являются создание условий для самоопределения, самовыражения обучающихся, проявления и развития их творческих способностей.

 1. удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей и интересов обучающихся;

 2. развитие способностей и склонностей обучающихся;

3. формирование интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер личности;

4. формирование ключевых социальных компетенций.

5. обеспечение успешной адаптации ребенка в социуме.

Для реализации целей и задач в школе-интернат выбраны следующие направления развития личности:

  • спортивно-оздоровительное,
  • духовно-нравственное
  •  коррекционно-развивающее, о котором я хочу рассказать более подробно.

Цель коррекционно-развивающего направления занятий внеурочной деятельности состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства и творческой деятельности, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, логического мышления, развития высших психических функций, расширение кругозора.

Коррекционно-развивающее направление в плане внеурочной деятельности представлено объединениями дополнительной деятельности, которые организуются на основе реализации рабочих программ, разработанных педагогами школы.

- «Умелые ручки» 2 класс Выходцева Л.И.

- «Сказкотерапия» 1и 2 класс Замлелая Л.В.

- «Самоделкино» в 1 классе, о которой расскажу более подробно.

Цель программы: создание развивающей, воспитывающей образовательной среды, позволяющей удовлетворить интересы, склонности и творческие запросы умственно отсталых обучающихся, обеспечивающей активизацию социальных, познавательных интересов  в свободное время, формирование социально адаптированной  личности.

Задачи:

  1. Знакомство с основами знаний в области используемых материалов, в области  формообразования, цветоведения.
  2. Совершенствовать умения и формировать навыки работы с инструментами, приспособлениями .
  3. Развитие сенсорики, мелкой  моторики рук, пространственного воображения и восприятия,  образного мышления.
  4. Развитие эмоционально-волевой сферы, воспитание воли и характера.
  5. Овладение опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов.
  6. Воспитание уважения к труду, людям и результатам их труда.

     Программа «Самоделкино»  дает возможность умственно отсталому ребенку в процессе творческой работы  закрепить и расширить знания, полученные  на уроках ручного труда, изобразительного искусства и математики. Программа отвечает психофизическим и возрастным возможностям обучающихся. Программа строится на основе знаний возрастных, психолого–педагогических, физических особенностей умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Она предусматривает наглядно-действенный характер содержания образования; специальное обучение «переносу» сформированных знаний, умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; стимуляцию  познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.        

Содержание программы позволяет ребенку взаимодействовать с другими детьми, рассматривать их работы, участвовать в оценивании и обсуждении, получать информацию из разных источников. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.

В программу  включены следующие направления  декоративно – прикладного творчества: лепка, оригами, аппликации, работа с бросовым материалом. Во внеурочное время мы лепим, мастерим, складываем из бумаги фигурки оригами. Из природных материалов, из ткани и бумаги делаем различные поделки. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.Для формирования интереса к деятельности используются различные формы занятия:

- занятие – практика,

- занятие – праздник,

- интегрированное занятие,

- занятие – конкурс,

- выставка поделок.

Использование компьютерных и мультимедийных технологий повысит эффект реализации программы.

На занятиях дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Я стараюсь создать комфортную атмосферу раскованности, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Бережно отношусь к желанию работать самостоятельно, инициативно, с верой в себя. Стараюсь сформировать желание трудиться с интересом, с желанием.

Творчество каждого учащегося пока еще раскрывается, ученики показывают достигнутый результат, он значим и интересен для них. Кругозор детей расширяется, мыслительная деятельность активизируется.

Результат творчества приносит детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. Дети готовы и хотят выполнять коллективные творческие дела.  Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы), так и районные, которые являются наиболее зрелищным и плодотворным фактором при оценке  достижения результатов реализации программы.  Поделки-сувениры используются в качестве подарков для учителей, родителей, оформления зала для проведения праздничных утренников и т.д.

     Представленная в программе система работы позволяет осуществить в процессе образования умственно отсталых детей новые технологии, нестандартные формы внеурочной деятельности, развить высшие психические функции, повысить учебную мотивацию умственно отсталых обучающихся, воспитать социально адаптированного школьника.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса

Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавле...

Презентация к выступлению на вебинаре на тему: "Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребёнка"

В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования, реализуется образовательным учр...

"Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребёнка"

Выступление на вебинаре ИМЦ Невского района Санкт-Петербурга. «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца. Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с...

Сообщение на тему: «Внеурочная деятельность – инструмент духовно - нравственного развития личности ребёнка»

Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями в развитии и самосовершенствовании, играющая при правильной организа...

Внеурочная деятельность-инструмент творческого развития личности ребенка

Выступление на заседании методического объединения (2015 год)...

Сообщение нa тему: «Проектнaя деятельность кaк средство рaзвития личности млaдшего школьникa»

Сообщение нa тему: «Проектнaя деятельность кaк средство рaзвития личности млaдшего школьникa»...

Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребёнка.

Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребёнка....