Коррекционно-развивающие занятия
рабочая программа (1 класс)

Сизенко Любовь Степановна

Рабочая программа учебного предмета «Коррекционно – развивающие занятия»  для 1 класса (надомного обучения с интеллектуальными нарушениями) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrekts.docx45.81 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННО_РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Коррекционно – развивающие занятия»  для 1 класса (надомного обучения с интеллектуальными нарушениями) составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) , утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599.
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26
  • Учебного плана  МОУ-сош с.Логиновка на 2021/2022  учебный  год с ориентировкой на вариант 2

      Программа «Коррекционно – развивающих занятий» составлена  для обучающегося,  который обучается по СИПРУ, АООП  2 вида

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир.  Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане.

«Коррекционный курс» в учебном плане в Федеральном компоненте государственного стандарта коррекционный курс обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов в год. Коррекционная работа в рамках курса тесно взаимосвязана с обучением по предмету «Общение».

(33 учебных недели).

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Коррекционно – развивающие занятия»

Планируемые учебные действия, формируемые у младших школьников, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. 

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

-  определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно–бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

Планируемые результаты коррекционной работы:

-повторяет движения тела по примеру взрослого

-достаёт из воды различные по размеру и форме предметы

-выкладывает с помощью палочек простые изображения

-застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах

-находит одинаковые по звуку предметы

-собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке

-строит из кубиков башню

Предметно-практическая деятельность

- умеет фиксировать взгляд на объекте;

- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;

- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;

- скатывает из бумаги шарики;

- раскладывает кусочки ткани на столе;

- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;

- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;

II.I Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

  1. Содержание учебного предмета «Коррекционно – развивающие занятия»

Содержание курса состоит из следующих разделов:

  • Программно-методический материал включает 5 разделов:

 -Зрительное восприятие

- Слуховое восприятие

- кинестетическое восприятие

- восприятие запаха

  • Предметно-практические действия
  • Программно-методический материал включает 2 раздела:

 - «Действия с материалами» ,«Действия с предметами».

- «Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация».

IV.Тематическое планирование учебного предмета «Коррекционно – развивающие занятия» (66ч.)

Рабочая программа учебного курса «Коррекционно – развивающие занятия»в 1 классе (вариант 2) не предусматривает проведение контрольных работ. Основные методы контроля учебно-познавательной деятельности:

1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).

2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).

3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);

  • Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

     - устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

                             - определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении  

                               знаниями,  умениями и навыками.

№ п/п

Тема учебного предмета

Кол-во часов

1

1-й модуль«Сенсорное развитие»

«Зрительное восприятие»

«Посмотри на меня», «Чего не стало?», «Поставь игрушки на своё место».

4

«Зрительное восприятие»

«Куда полетела бабочка?»

«Куда поехала машина?» «Чья тень?», «Машинка», «Мишка», «Кукла»,

«Бабочка»

4

«Зрительное восприятие»

«Зелёная травка», «Желтое солнышко», «Манипуляция больших и маленьких предметов

4

2

2-й модуль

«Слуховое восприятие»

«Надевание колец на стержень», «Разбери пирамидку», «Какой звучит инструмент?»

4

«Слуховое восприятие»

«Чей звук?»

(различение звукоподражаний «АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ»)

«На чем играет Петрушка?» «Как говорят животные?»

«Кинестетическое восприятие»

«Меховой мишка и бумажный мишка

4

3

3-й модуль «Предметно – практическая деятельность»

«Рвём бумагу и складываем в коробочку»

«Смешай краски», «Рисование красками, лучики солнца» и

«Мыльные пузыри».

4

«Пересыпь горох»,

«Открой баночку, заполни её фасолью»

4

«Собери бусинки», «Заведи машинку», «Открой баночку, сложи бусины»

«Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку»

«Матрешка»

«Найди предметы в песочнице»

4

4-й модуль «Двигательное развитие»

«Бросай, поймай мячик».

«Прокати мяч по дорожке»

«Гуси-гуси»

«Воробушки и автомобиль»

4

«У медведя во бору»

«Заинька попляши, беленький попляши»

«Ладушки – ладушки»

«Сорока белобока»

4

«Кошка и воробушки»

«Воздушные снежинки»

«Воздушные шары»

«Бабочки»

4

5-й модуль«Альтернативная коммуникация»

«Узнай, какое у меня настроение»

«Позови меня (жестом, звуком, словом)»

«Игра жестов, книга – разговоров»

«Кукла Катя хочет…спать…есть и т.д.»

4

(знакомство  с худож. произведениями)

«Теремок».

«Колобок»

 «Мишка косолапый»

«Наша, Таня громко плачет»

4

«Найди такой же»

«Найди пару»

 «Назови, одним словом»

 «Что лишнее?»

«Разноцветные палочки»

4

6-й модуль«Предметно-практическая деятельность»

«Поделки из пластилина»

«Колобки, колбаски»

«Игрушки». «Одежда». «Обувь». «Мебель». «Посуда».

4

«Поможем кукле Кате прибраться»

«К нам придут гости»

Дид. игра « Кукла Катя и её игрушки»

3

«Чудесный мешочек»

«Игры в песочнице»

Дид. игра «Собери человечка»

3

итого

  1. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Содержание деятельности:

образовательные, воспитательные и коррекционные

(элементы содержания, контроль)

1 четверть

1

7.09

9.09

14.09

16.09

«Зрительное восприятие» «Посмотри на меня», «Чего не стало?», «Поставь игрушки на своё место».

4

Личностные результаты: Проявляет усидчивость, навыки сотрудничества с учителем,  доверительного отношения к взрослым,  доброжелательное отношения к друг другу. Проявляет  Коррекционные задачи: Умеет фиксировать и удерживать взгляд на лице человека. Откликаться на своё собственное имя поворотом головы.  Научен манипулировать с игрушками. Ставить игрушку на стол, убирать игрушку со стола.  Базовые учебные действия: Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. Подражает действиям, выполняемы педагогом. Понимает жестовую инструкцию

5

21.09

23.09

28.09

30.09

«Слуховое восприятие»

«Надевание колец на стержень», «Разбери пирамидку», «Какой звучит инструмент?»

4

Личностные результаты: Проявляет усидчивость, доводить начатое дело до конца    Коррекционные задачи:  Умеет захватывать и удерживать кольца нанизывать кольца на стержень в хаотичном порядке. Умеет извлекать звуки из дудочки, удерживает дудочку двумя руками.   Базовые учебные действия: Принимать цели и произвольно включаться в деятельность. Подражает действиям, выполняемы педагогом.

9

5.10

7.10

12.10

14.10

«Предметно – практическая деятельность» «Рвём бумагу и складываем в коробочку» «Смешай краски», «Рисование красками, лучики солнца» и «Мыльные пузыри».

4

Личностные результаты: Проявляет эмоциональный отклик от игры с мыльными пузырями.  Проявляет желание участвовать в совместной деятельности.  Коррекционные задачи: Умеет рвать бумагу на мелкие кусочки,

сжимать бумагу и мять бумагу, складывать в коробку.  Умеет составлять из отдельных частей целую картинку с помощью учителя.   Базовые учебные действия: Подражает действиям, выполняемым педагогом.

13

19.10

21.10

26.10

28.10

«Двигательное развитие»

 «У медведя во бору»

«Заинька попляши, беленький попляши»

«Ладушки – ладушки»

«Сорока белобока»

4

Личностные результаты: Проявляет коммуникативные навыки, желания играть в совместные игры. Коррекционные задачи: Прыжки на батуте. Умеет имитировать детей животных. Имитация подражания повадкам зверей, способствует совершенствовать движения, развивается их выразительность, точность, разнообразие. Учится управлять своим телом. Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона и темпу. Умеет в процессе обучения устанавливать контакт с партнером.  Базовые учебные действия: Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса.

2 четверть

17

9.11

11.11

16.11

18.11

«Зрительное восприятие»

«Куда полетела бабочка?»

«Куда поехала машина?» «Чья тень?», «Машинка», «Мишка», «Кукла»,

«Бабочка»

4

Личностные результаты: Вызывать положительные радостные эмоции от общения с детьми. Проявляет бережное отношение к вещам.   Коррекционные задачи: Показывает руками действия (летит, машет, едет чух- чух- чух).  Захватывает и удерживает кольца нанизывает кольца на стержень в хаотичном порядке.   Находить по требованию учителя игрушку манипулирует ею.

Базовые учебные действия: Фиксирует взгляд на яркой игрушке. Понимает жестовую инструкцию. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин

21

23.11

25.11

30.112.12

«Альтернативная коммуникация»

 «Узнай, какое у меня настроение» «Позови меня (жестом, звуком, словом)» «Игра жестов, книга – разговоров» «Кукла Катя хочет…спать…есть и т.д.»

4

Личностные результаты: Устанавливает эмоциональный контакт между детьми и близкими людьми. Проявляет интерес к игре.   Коррекционные задачи: Умеет выражать свою речь посредствам невербальной коммуникации: картинок, жестов, символов. Умеет раскладывать по блюдцам разный природный материал.  Проявляет интерес к игре Производит манипуляции с игрушками (укладывает спать, кормит, поит). Умеет– играть с учителем в элементарные сюжетные игры. Базовые учебные действия: Понимает жестовую инструкцию. Входить и выходить из учебного помещения со звонком

25

7.12

9.12

14.12

16.12

«Предметно-практическая деятельность «Поделки из пластилина» «Колобки, колбаски» «Игрушки». «Одежда». «Обувь». «Мебель». «Посуда».

4

Личностные результаты: Проявляет усидчивость, интерес к занятию.     Коррекционные задачи:   Умеет отщипывать пластилин пальцами, раскладывать кусочки по тарелочкам (зеленые кусочки в зеленую тарелочку, желтые кусочки в желтую тарелочку). Умеет работать со шнуровкой (шнуровать, застегивать, прилеплять липучки, застегивать кнопки) Базовые учебные действия: Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса. Понимает жестовую инструкцию.

29

21.12

23.12

28.1211.01

«Двигательное развитие»

 «Бросай, поймай мячик».

«Прокати мяч по дорожке»

«Гуси-гуси» «Воробушки и автомобиль»

4

Личностные результаты: Охрана и укрепление здоровья ребенка.  Способен к  социальной адаптации.  Коррекционные задачи: Умеет бросать мяч, прокатывать мяч по дорожке, прокатывать машинку вперед назад.Активизирует в речи: би-би, га-га.Базовые учебные действия: Понимает жестовую инструкцию Принимать цели и произвольно включаться в деятельность

3 четверть

33

13.01

18.01

20.01

25.01

«Зрительное восприятие»

«Зелёная травка», «Желтое солнышко», «Манипуляция больших и маленьких предметов

4

Личностные результаты: Проявляет навыки культурного поведения,   навыки сотрудничества с учителем, доверительное отношения к взрослым.   Коррекционные задачи: Показывает на картинке солнышко,  обводить  солнышко указательным пальцем (рука в руке с помощью учителя) . Захватывает предметы разной величины. Умеет переливать воду из одной ёмкости в другую.  Базовые учебные действия: Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. Подражает действиям, выполняемы педагогом.

37

27.01

1.02

3.02

15.02

«Слуховое восприятие»

«Чей звук?»(различение звукоподражаний «АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ») «На чем играет Петрушка?» «Как говорят животные?»

«Кинестетическое восприятие» «Меховой мишка и бумажный мишка

4

Личностные результаты: Проявляет положительные радостные эмоции от общения с детьми. Проявляет адекватную реакцию на соприкосновение с материалами   Коррекционные задачи: Умеет брать в руки барабанные палочки, производит манипуляции с ними (стучит по барабану).  Умеет находить мягкую игрушку кошку, гладить её по голове.  Умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривать его со всех сторон; - сжимать, разглаживать, разрывать.   Базовые учебные действия: Подражает действиям, выполняемым педагогом на звучащей игрушке. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4мин.

41

17.0222.02

24.02

1.03

«Альтернативная коммуникация»

 (знакомство  с худож. произведениями, потешками)

«Теремок». «Колобок»

 «Мишка косолапый»

«Наша, Таня громко плачет»

4

Личностные результаты:  Проявляет  усидчивость при прослушивании сказки. Проявляет интерес к коротким потешкам.  Коррекционные задачи:    Умеет находить на картинке героя сказки (колобок), с помощью прищепок делает  лучики, ножки, ручки. Знает части тела. Умеет имитировать движения медведя. Производить манипуляции с мячом (бросать, пинать, подымать). Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Сбивание предметов большим (малым) мячом.  Умеет строить из двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых простые конструкции (стол, стул, домик);

Базовые учебные действия: Подражает действиям, выполняемым педагогом. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность

45

3.03

10.03

15.03

17.03

«Предметно-практическая деятельность «Поможем кукле Кате прибраться» «К нам придут гости» Дид. игра

« Кукла Катя и её игрушки»

4

Личностные результаты:  Выражает навыки культурного поведения. Проявляет усидчивость, желания завершить начатое дело.   Коррекционные задачи: Расставляет посуду на столе, раскладывает ложки. Умеет выполнять действия с игрушками. У куклы Кати много игрушек, но она не умеет играть, давай покажем как нужно играть с ними. Показывает на тот или иной предмет по требованию учителя.    Базовые учебные действия: Понимает жестовую инструкцию Фиксирует взгляд на звучащей игрушке.

49

22.03.5.04

7.04

12.04

«Предметно – практическая деятельность «Пересыпь горох»,«Открой баночку, заполни её фасолью»

4

Личностные результаты:  Проявляет эмоциональную отзывчивость, умения проявлять свои чувства.   Коррекционные задачи:  Складывает в банку природный материал, достаёт его из банки ложкой (пальцами) зачерпывает, пересыпает горох с помощью ложки   Базовые учебные действия: Подражает действиям, выполняемым педагогом.

4 четверть

53

14.04

19.04

21.04

26.04

«Предметно – практическая деятельность» «Собери бусинки», «Заведи машинку», «Открой баночку, сложи бусины» «Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку» «Матрешка»«Найди предметы в песочнице»

4

Личностные результаты: Проявляет доверительный контакт между детьми, устойчивую мотивацию к выполнению задания. Воспитывать любознательность. Коррекционные задачи: Сформированы приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, нанизывание.  Захватывает кубик, удерживает. Выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. Умеет группировать предметы по форме, ориентируясь на образец. Базовые учебные действия: Фиксирует взгляд на звучащей игрушке, на лице педагога с использованием голоса. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

57

28.04

3.05

5.05

10.05

«Альтернативная коммуникация»

 «Найди такой же»

«Найди пару»

 «Назови, одним словом»

 «Что лишнее?»

«Разноцветные палочки»

4

Комбинирование различных форм. Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей. Работа по образцу с геометрическим конструктором «Лего»  Личностные результаты:   Проявляет усидчивость,

желания завершить начатое дело. Выражает волевые, умения преодолевать трудности (прилагает усилия при складывании палочек). Коррекционные задачи: Узнаёт и находит одинаковые по цвету предметы. Умеет захватывать счетные палочки, перекладывать из одной коробки в другую. Строить по шаблону лучики для солнца (нарисованное солнце, лучи солнца проведены). Базовые учебные действия: Подражает действиям, выполняемы педагогом. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

66

12.0517.05

19.05

24.05

«Предметно – практическая деятельность» «Чудесный мешочек» «Игры в песочнице»

Дид. игра «Собери человечка»

4

Личностные результаты: Выражает доброжелательное отношение. Проявляет интерес к занятию. Коррекционные задачи: Умеет отыскивать предметы в песке.  Умеет повторять движения тела по примеру взрослого, повторяет позу тела по примеру. Базовые учебные действия: Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. Подражает действиям, выполняемым педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"

Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....

Коррекционно – развивающая направленность занятий.

Целью работы является современное выявление и преодоление расстройств письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, осложняющих учебнопознавательную деятельность учащихся. Эт...

«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»

Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...

Коррекционно-развивающее дефектологическое занятие по теме "Овощи и фрукты"

Тема:   «Овощи и фрукты».Цель:  уточнение и закрепление знаний по теме: "Овощи и фрукты"Учебные задачи ·         Развивать связную речь  дет...

Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)

Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....

Коррекционно-развивающее интегрированное занятие во 2 речевом классе "Планета Дружба"

Интегрированное занятие логопед-психолог-учитель как вариант работы с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС...