ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
статья

Шадрина Анна Александровна

Данная статья была опубликована в сборнике научных статей педагогических работников Усть-Камчатского муниципального района, в 2019 году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Шадрина Анна Александровна

Учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №6 п.Козыревск», п.Козыревск, Усть-Камчатского муниципального района

E-mail:shadrina_anna2017@mail.ru

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме преемственности дошкольного и начального общего образования.

Ключевые слова: преемственность, стандарты, школьная адаптация.

С 1 января 2014 года введен Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, пришедший на смену Федеральным государственным требованиям), который в свою очередь и направлен на изучение особенностей преемственности между Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). В статье 11 «Федерального закона об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ», говорится, что Федеральные образовательные стандарты обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. [6, с.26]

Статья 64, того же закона говорит: «Образовательные программы дошкольного образования направлены, в том числе на достижение необходимого и достаточного уровня развития для успешного освоения детьми образовательных программ начального общего образования». [6, с.95]

Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов актуальны, как  для воспитателей дошкольных учреждений, так  и для учителей начальных классов.

В социологическом словаре говорится, что преемственность – связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик, при переходе к новому состоянию. Советский философский словарь дает понятие преемственности, как «непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, то есть связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию».

        Значит, преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.

        Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между дошкольной группой и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

        Стоит заметить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, учителям стоит познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, тем самым помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

        Как в дошкольном обучении, так и в школе, образовательно-воспитательный процесс подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности (коммуникативной, физической), самостоятельности, ответственности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.

        Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:

1) на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;

2) школа как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:

а) координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;

б) обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.

        При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделить приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной социальной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.

Задачи, которые являются наиболее актуальными для дошкольного и начального звена:

  1. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
  2. Обеспечение эмоционального самоощущения, развитие условий для разнообразной художественной деятельности.
  3. Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению.
  4. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе.
  5. Включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками).
  6. Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативности, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.

Таким образом, организация работы по преемственности заключается в следующем:

  1. Создание системы непрерывного обучения.
  2. Создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка.
  3. Формирование психологической готовности к школе.
  4. Формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования.

        В Козыревской средней школе №6 ежегодно проводятся занятия с дошкольниками подготовительной группы по образовательной программе «Школа 2100» («По дороге к Азбуке» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова и «Раз – ступенька, два – ступенька» Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина).

        Занятия проводятся один раз в неделю. Чтобы дети чувствовали себя уютно и комфортно мы стараемся создать условия для успешной адаптации к школьному режиму.

        Учебное пособие «По дороге к Азбуке» направлено на развитие устной речи детей и подготовку к курсу обучения грамоте в начальной школе. Одна из главных целей данного учебного пособия – развитие умений говорения и слушания, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребёнка, развитие грамматического строя речи, умение связной речи.

        Основной акцент в данной работе ставится на развитие у детей фонематического восприятия, а также на формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе.

        Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении, что побуждает детей рассуждать, анализировать и делать собственные выводы, а также учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов. Таким образом, формируется и развивается творческое мышление ребёнка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

        Основными задачами математического развития являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Увеличение объёма внимания и памяти.
  3. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
  4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  6. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.

В пособии предложено большое количество игровых упражнений, так как они являются не только формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребёнка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.

Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.

Что же необходимо для реализации преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой?

1. Работа с детьми:

- экскурсии в школу (посещение школьного музея, библиотеки);

- участие в совместной образовательной деятельности, в игровых программах, проектной деятельности;

-выставки рисунков и поделок;

- совместные праздники, спортивные соревнования;

- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.

2. Взаимодействие педагогов:

- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

- семинары, мастер-классы, круглые столы;

- психологические тренинги для воспитателей и учителей;

- проведение диагностик по определению готовности детей к школе;

- открытые показы занятий в ДОУ и открытых уроков в школе.

3. Сотрудничество с родителями:

- совместные родительские собрания с воспитателями ДОУ и учителями школы;

- круглые столы, дискуссионные встречи, конференции;

- консультации с воспитателями и учителями школы;

- встречи с родителями будущих первоклассников;

- творческие мастерские;

- анкетирование, тестирование.

Таким образом, делаем вывод о том, что преемственность – это обеспечение согласования между результатами в подготовке и развитии личности ребенка на разных образовательных ступенях. Решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Именно такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

Список литературы:

1. Белошистая А.В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальными звеньями системы образования //Начальная школа 2002. №7. С.3-10.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к азбуке./ М.: Баласс, 2013, - С.64

3..Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010, – С. 304.

4. Воронцова А. Б. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: Пособ. Для учителя 1 кл. / под ред. А. Б. Воронцова. / - М.: ВИТА – ПРЕСС, 2011, – С.45.

5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. / Давыдов В. В. М.: Академия, 2004, - С.240(«По дороге к Азбуке» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова и «Раз – ступенька, два – ступенька» Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина).

6. Закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ. – М.:ТЦ Сфера, 2013, - С.192.

7. Петерсон Л.Г. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд., 3-е, доп. и перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2010, - С.256

Электронные ресурсы:

1. www.qufo.me/dict/bse/ Преемственность.

2.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/01/04/preemstvennost-mezhdu-detskim-sadom-i-nachalnoy-shkoloy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС »

В презентации представлены материалы о проблемах преемственности между ДОУ и начальной школой, предложены пути их решений....

Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в свете реализации ФГОС

Вопрос преемственности дошкольного и начального школьного звена  всегда  был ключевым в деятельности любого образовательного учреждения. Сегодня в качестве оснований для осуществления преемс...

Дискуссионные качели"Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в процессе реализации ФГОС"

В работе обсуждаются проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в процессе реализации ФГОС...

План работы «Круглого стола» на семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, мастер класс по обмену опытом, 2017 год

Участие в работе "Круглого стола" на семинаре "Реализация ФГОС дошкольного образования "МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №90" в рамках преемственности дошкольног...

Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Начальная школа начинается с предшкольного образования. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, с...

«О реализации приоритетного комплексного проекта муниципальной системы образования «преемственность дошкольного и начального общего образования» налажена и разработан план мероприятий по преемственности с МБДОУ №20 «Югорка»

В соответствии с приказом Департамента образования Администрации города Сургута №12-03-802/2 от 06.10.2022 «О реализации приоритетного комплексного проекта муниципальной системы образования &laq...