Маршрут для детей с РАС
статья

Григорьева Наталья Анатольевна

Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshrut_dlya_detey_s_ras.docx51.44 КБ

Предварительный просмотр:

Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Разработанные методы специальной помощи детям с аутизмом должны быть максимально использованы в процессе индивидуальной психолого-педагогической поддержки его интеграции для школьного обучения в группе детей с сохранными возможностями коммуникации и социального развития.

Передача таким детям социального опыта, введение их в культуру здесь особенно трудна, установление эмоционального контакта и вовлечение ребенка в развивающее взаимодействие представляет главную за- дачу специальной психолого-педагогической помощи при  аутизме.

Основными особенностями таких детей, препятствующими их обучению в инклюзивном классе общеобразовательной школы  являются:

•        Трудности организации собственной деятельности и поведения, в частности  продуктивной  учебной деятельности.

•        Выраженная неравномерность и специфика развития психических функций.

•        Специфика и недостаточность развития познавательной деятельности в целом.

•        Трудности в установлении продуктивных взаимодействий с окружающими.

•        Выраженные трудности социально-эмоционального взаимодействия.

•        Потребности в специальной организации образовательного пространства.

•        Необходимость использования специальных приемов и методов при их обучении.

Многие трудности обусловлены тем, что детям необходим длительный период адаптации к различным условиям обучения в общеобразовательной среде и даже во время этого периода адаптации у детей расстройствами артистического спектра может наблюдаться неадекватное поведение, аффективные вспышки, вплоть до вербальной и невербальной агрессии по отношению к окружающим.

В связи с этим возникает необходимость проработки условий и организационных форм включения или интеграции такого ребенка в общеобразовательную среду, продуманной и хорошо организованной организационно-методической работы с педагогами.

Помимо этого такая работа предполагает:

  • Всестороннее изучение особенностей и уровня развития психических функций ребенка;
  • Соответствующую подготовку учителей, работающих в инклюзивных классах;
  • Нахождение оптимальных способов модификации учебных планов;
  • Разработку новых методических подходов, способов, приемов обучения;
  • Разработку таких дидактических сред, которые позволяли бы участвовать всем детям в учебном процессе в соответствии с их особенностями, возможностями и потребностями в едином образовательном пространстве;
  • Согласование действий всех специалистов сопровождения (логопедов, дефектологов, психологов, медицинских работников), оказывающих помощь конкретному ребенку;
  • Тесные партнерские и продуктивные взаимодействие с  родителями;
  • Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в школьной среде.

Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Одним из основных условий ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (РАС) является создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей, открытой для их родителей (законных представителей), гаран- тирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.

Необходимым условием, обеспечивающим получение детьми с РАС качественного начального образования, продвижение в социальном и личностном развитии, является применение разнообразных организационных форм образовательного процесса и моделей психолого-педа- гогического сопровождения, при которых педагогические работники получают возможность учитывать специфику типичных трудностей обучающихся с РАС ( ОВЗ).

В требованиях ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ закреплена необходимость обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения ученика с РАС( ОВЗ) на протяжении всего периода его обучения в образовательной организации.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала обучающегося с РАС, оказание системной комплексной психолого-педагогической помощи в процессе интеграции в образовательную и социокультурную среду, в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.

. Задачи психолого-педагогического сопровождения:

1.        Определение (выявление) индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей каждого обучающегося с РАС.

2.        Определение и создание специальных условий, способствующих адаптации и социализации учащихся в школе и освоению адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) начального общего образования в соответствии с рекомендациями ПМПК.

3.        Оказание помощи в адаптации, социализации обучающихся с РАС.

4.        Индивидуализация содержания, организации и методов образования и коррекционной помощи – разработка индивидуальных адаптированных образовательных программ (АОП) и/или индивидуальной программы (плана) психолого-педагогического сопровождения.

  1. Коррекция специфических нарушений и формирование жизненных компетенций у обучающихся с РАС (ОВЗ).
  2. Оказание консультативной и информационной помощи по вопросам обучения и воспитания родителям (законным представителям) обучающихся с РАС (ОВЗ).
  3. Мониторинг динамики развития обучающихся с РАС ( ОВЗ) и успешности в освоении АООП и/или АОП, корректировка коррекционных мероприятий.

Принципы психолого-педагогического сопровождения

Соблюдения интересов ребенка – вся деятельность междисциплинарной команды должна быть центрирована на ребенке и в интересах ребенка.

Системности – обеспечивает системный комплексный подход специалистов различного профиля, а также родителей (законных представителей) к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с РАС (ОВЗ),  взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка.

Непрерывности – гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность и преемственность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.

Рекомендательный характер оказания помощи – обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с РАС (ОВЗ) выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Вариативности предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные особенности в психическом и (или) физическом развитии.

В основу психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ заложен деятельностный подход, осуществление которого предполагает:

  • Вариативность и индивидуализацию содержания коррекционно-развивающей работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка с ОВЗ, обеспечивающие развитие собственного потенциала, познавательных мотивов, расширение форм взаимо- действия со сверстниками и взрослыми, усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в этих областях, успешную социализацию и адаптацию.
  • Признание того, что развитие личности обучающихся с РАС( ОВЗ) зависит от характера организации доступной им познавательной, речевой, предметно-практической и учебной деятельности.
  • Придание результатам образования социально и личностно значимого характера.
  • Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных (базовых) учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение академических результатов, но и, прежде всего, жизненных компетенций, составляющих основу социальной успешности.

Примерный регламент психолого-педагогического сопровождения (поддержки) обучающихся с РАС (ОВЗ)

  1. Знакомство с ребенком и его родителями до начала учебного года. Это необходимо для предварительного установления контакта, знакомства ребенка с учителем, пространством школы, класса (при отсутствии большого количества детей и взрослых), а также для сбора первичной информации о ребенке.
  2. Организация сопровождения тьютора в адаптационный период. Адаптационным периодом считаются первые несколько недель обучения. Это положение закрепляется в локальном акте о коррекционно- развивающей работе.
  3. Проведение обследования ребенка.
  4. Проведение        психолого-медико-педагогического        консилиума ПМПк.
  5. Разработка индивидуальной коррекционной программы (программы психолого-педагогического сопровождения).

По итогам консилиума дорабатывается и утверждается адаптированная программа для обучающегося.

  1. Ознакомление родителя с АОП или индивидуальной коррекционной программой.
  2. Проведение динамического ПМПк (обычно в середине учебного года) для анализа результатов работы специалистов в русле поставленных целей, при необходимости осуществляется корректировка целей или специальных условий, а также объема помощи, направлений и форм работы.
  3. Проведение итогового заседания ПМПк (проходит в конце учебного года), на котором осуществляется комплексная оценка динамики  в  развитии  ребенка  и  освоении  им  АОП.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

Работающие в школе специалисты: педагоги, психологи, логопеды, социальные педагоги, медицинские работники призваны действовать в интересах ребенка. В настоящее время детей, которым требуется специализированная помощь, становится все больше и работа специалистов будет эффективнее, если будет подчинена единому алгоритму.

Как правило, учебная неуспешность и дезадаптация ярче проявляется в периоды детских и подростковых кризисов, к которым относятся: поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю и подростковый кризис. Эти периоды часто сопровождаются спадом учебной деятельности, дисциплинарными сложностями, ростом случаев психосоматических заболеваний.

Чтобы получить более полную информацию об ученике, необходимо провести медицинскую, социально-психологическую и педагогическую диагностику и рассмотреть в комплексе соответствующие данные специалистов. Школьные психолого-медико-педагогические консилиумы призваны своевременно выявлять проблемы адаптационного характера и намечать пути преодоления негативного влияния внешних факторов на успешность обучения.

Эффективность работы специалистов достигается посредством междисциплинарного взаимодействия, которое осуществляется по следующим направлениям: диагностическое, коррекционное, консультативно-просветительское.

Можно выделить следующие формы такого взаимодействия: комплексное обследование учащихся, построение коррекционной работы с учетом рекомендаций других специалистов, планирование и реализация индивидуальных комплексных программ коррекции и развития, взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ШПМПк).

Важным аспектом деятельности специалистов является комплексный подход к проблемам ребенка, который предполагает:

  1. Многоуровневую диагностику развития ребенка.
  2. Создание индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие отдельных сторон когнитивной и эмоциональной сфер ребенка.
  3. Взаимодействие специалистов в рамках ПМПк.
  4. Организация развивающего пространства – кабинет игровой терапии, логопедический и дефектологический кабинеты.

 «Индивидуальный маршрут сопровождения» создан с целью отслеживания динамики развития каждого учащегося школы и результатов совместной работы всех специалистов и педагогов школы.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ

ученика _____________________

Год поступления________________________
В какой класс прибыл ___________________
Сведения о первичном обучении __________

_______________________________________

Заключение №  ____ от __________________

Направление № ______ от ________________

Рекомендации ПМПК ___________________

______________________________________________________________________________

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

ФИО ученика (-цы)_________________________________________________________________

Возраст ___________________________________________________________________________

Дата проведения обследования________________________________________________________

Место проведения: _________________________________________________________________


ВНЕШНИЙ ВИД в ситуации обследования: 

опрятный, поддерживает в течение всего дня, не опрятный.

Состояние слуха: норма, тугоухость, глухота.

Состояние зрения: норма, близорукость, дальнозоркость, косоглазие, атрофия зрительного нерва, слабовидение.

Контакт: речевой, жестовый, мимический.

В контакт не вступает.

Проявляет речевой негативизм.

Контакт формальный (чисто внешний).

В контакт вступает не сразу, с большим трудом.

Не проявляет заинтересованности в контакте.

Контакт избирательный.

Легко и быстро устанавливает контакт.

Проявляет заинтересованность, охотно подчиняется.

ПОВЕДЕНИЕ в ситуации обследования: 

Темп деятельности________________________________________________________________
Работоспособность:    крайне низкая;    снижена;    достаточная.

Характер деятельности: 

отсутствие мотивации к деятельности;

работает формально;

деятельность неустойчивая;

деятельность устойчивая;

работает с интересом.

Уровень развития деятельности. Проявляет больший интерес:

к игровой деятельности;

к учебной деятельности.

Стойкость интереса:

длительно занимается одним видом или переходит от одного к другому;

интереса к предложенной деятельности не проявляет (никак не действует. В совместную деятельность со взрослыми не включается. Самостоятельности не проявляет); 

проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес;

проявляет стойкий избирательный интерес.

Адекватность употребления предложенных игрушек и предметов: 

совершает неадекватные действия с предметами (нелепые);

предметы, игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его назначением) 

Реакция на одобрение: 

адекватная (радуется одобрению, ждёт его); 

неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему);

Реакция на замечание: 

адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием); 

адекватная (обижается); 

нет реакции на замечание;

негативная реакция (делает назло) 

Запас общих представлений и социально-бытовая ориентация: 

низкий уровень,     ограничен,     соответствует возрасту.

Обучаемость, использование помощи (во время обследования): 

обучаемость отсутствует; помощь не использует;

нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания;

обучаемость  низкая, помощь использует недостаточно, перенос знаний затруднён.;

ребёнок обучаем, использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому), осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание (N)

Отношение к неудаче: 

неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки);

отсутствует оценка неудачи;

негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА: 

активен / пассивен;

деятелен / инертен;

бодрый / вялый;

работает с удовольствием / из подчинения;

адекватное / неадекватное поведение;

двигательная расторможенность / заторможенность;

агрессивность; избалованность; колебания настроения; конфликтность;

страхи.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: 

Внимание (длительность сосредоточения, стойкость, переключение): 

ребёнок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость);

недостаточно устойчивое, поверхностное;

быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности;

плохое переключение внимания;

достаточно устойчивое, длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.

Зрительное восприятие:

Восприятие цвета: 

представление о цвете отсутствует;

сличает цвета;

узнает и называет основные цвета;

различает цвета спектра.

Восприятие величины: 

представление о величине отсутствует;

соотносит предметы по величине;

дифференцирует предметы по величине (выделяет по слову);

называет сам величину предмета.

Восприятие формы: 

нет представления о форме;

соотносит предметы по форме;

различает геометрические формы (выделяет по слову);

называет (плоскостные и объёмные) геометрические формы.

Восприятие пространственных соотношений: 

знание частей тела и лица (визуальная ориентация); 

ориентировка в сторонах собственного тела: ДА, НЕТ;

зеркальное отображение: ДА, НЕТ;

дифференцирование пространственных понятий (выше - ниже: ДА, НЕТ; дальше - ближе: ДА, НЕТ; справа - слева: ДА, НЕТ; впереди - сзади: ДА, НЕТ; в центре: ДА, НЕТ) 

Временные представления: 

Части суток ___________________________________________________________________

Времена года__________________________________________________________________

Дни недели ___________________________________________________________________

Часы, минуты_________________________________________________________________

Память: 

механическая память;

опосредствованная (вербально-логическая).

Мышление: 

Уровень развития мышления:

наглядно-действенное;

наглядно-образное;

элементы абстрактно-логического мышления.

Целостный образ предмета:

складывание разрезанных картинок: по образцу, по представлению.

Разрез по вертикали, по горизонтали - ДА, НЕТ,

по диагонали, ломаной линией - ДА, НЕТ.

Действия:       адекватные / неадекватные.

Способы выполнения задания:

действует силой;

перебор вариантов;

целенаправленные пробы;

примеривание;

зрительное соотнесение

понимание и использование логико-грамматических конструкций.

Складывание пазлов из 24, 54 элементов___________________________________________ Классификация предметов__________________________________________________________
Парные картинки:

находит без ошибок,

находит с ошибками,

не находит.

Конструирование: 

из строительного материала (по подражанию, по образцу, по представлению); 

из палочек складывание фигур (по подражанию, по образцу, по представлению).

Четвёртый - лишний:______________________________________________________________
Нелепицы: понимание картин с бессмысленным, нелепым сюжетом.

Понимание картин со скрытым смыслом (Пример: "Опять двойка") 

Последовательность событий______________________________________________________ 
Моторика: 

ведущая рука:    правая, левая;

нога:    правая, левая;

ухо    правое, левое;

глаз    правый, левый.

Развитие манипулятивной функции рук: 

резко ограничена (манипулировать не может);

ограничена;

недостаточная мелкая моторика;

сохранная;

Согласованность действий рук: 

отсутствует;

норма;

тремор, нарушение координации движений;

Развитие графической деятельности, рисунок________________________________________ 

Координация движений: 

Особенности походки, жестикуляции________________________________________________ 
Удержание равновесия, регуляция темпа движений____________________________________
Нарушения координации (гиперкинезы, синкенизии, навязчивые движения) ______________
Сформированность учебных навыков (соответствие требованиям программы):

Чтение___________________________________________________________________________
Письмо___________________________________________________________________________
Математика:
Счёт _____________________________________________________________________________
Решение задач (понимает, не понимает условие задачи)________________________________
Решение примеров________________________________________________________________
Количественные представления:

порядковый счёт и пересчёт предметов _________________________________________

определение количества предметов_____________________________________________

выделение нужного количества из множества____________________________________

соотнесение предметов по количеству___________________________________________

понятия "много-мало", "больше-меньше", "поровну" _____________________________

Психолог: _________/ ______________________________________
                                                                                                                        ФИО 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ФИО ученика (-цы) ________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________                        

  Класс ________

Общая характеристика деятельности ребенка в школе

Сформированность учебных навыков (итоговые оценки по основным предметам)

_______________________________________________________________________________________

Характерные ошибки при письме, чтении, счете _____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Освоение норм поведения_________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальные контакты: сверстники__________________________________________________
взрослые___________________________________________________________________________

Учебная мотивация_________________________________________________________________________

Общая оценка ребенка в ситуации обследования ___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Латеральный фенотип: рука____________________, глаз__________________, ухо_________________

Работоспособность___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________        

Особенности развития психических функций.

Сформированность функций программирования и контроля ___________________________________

_______________________________________________________________________________________

Развитие моторных функций (динамическая организация движений, кинестетическая организация движение) ______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Сформированность пространственных представлений___________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Восприятие (зрительное и слуховое)__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

Внимание_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Память (слухоречевая, зрительная)________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мышление____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Качественная характеристика речи _________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Личностные характеристики_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Интересы, представление о будущем________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение (уровень актуального развития, характерные нарушения и особенности) _________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации _____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

« ____» ____________ 20…г.        Психолог:    _________/ ________________________________

     

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

ФИО ученика (-цы)_____________________________________________________________

1 кл
1 чет

1 кл
4 чет

2 кл
1 чет

2 кл
4 чет

3 кл
1 чет

3 кл
4 чет

4 кл
1 чет

4 кл
4 чет

1

Звукопроизношение

2

Фонематическое восприятие:

Ба-па _____ па-ба______

Са-ша _____ ша-са _____

Ба-па-ба______па-ба-па_____

Та-да-та______да-та-да_____

Ша-са-ша______са-ша-са____

Ра-ла-ра _____ла-ра-ла_____

3

Фонематический анализ и синтез:

Определение места звука в слове

Определение количества звуков в слове

Определение количества слов в предложении

Поиск слов на заданный звук

Определение количества слогов в слове

4

Слоговая структура слова

5

Словарь:
Существительные:
Название предметов

Обобщающие слова

Части тела

Временные представления

Глаголы:
Действия предметов

Прилагательные:
Антонимы

Геометрические фигуры

Цвет

Свойства предметов

Притяжательные прилагательные

Относительные прилагательные

Порядковые и качественные числительные

Наречия

Местоимения

6

Грамматический строй речи:

Выполнение инструкции из одного задания

Выполнение инструкции из двух заданий

Причинно-следственные связи

Пространственные отношения

Лево-право_______ верх-низ_______

Понимание предлогов

Словоизменение:
По падежам

По числам

По родам

По временам

Словообразование:
Образование приставочных глаголов

Образование глаголов с противоположным значением

Образование уменьшительно-ласкательных слов

Образование прилагательных от существительных

Образование глаголов от прилагательных

Подбор родственных слов

7

Связная речь:

Составление рассказа по картине, по серии картин

Составление рассказа на заданную тему

Пересказ текста

8

Письменная речь:

Чтение

Письмо

9

Заикание


« ____» ____________ 20__ г.        Логопед: _________/ ______________________________

« ____» ____________ 20__ г.        Логопед: _________/ _____________________________ 

« ____» ____________ 20__ г.        Логопед: _________/ ______________________________

« ____» ____________ 20__ г.        Логопед: _________/ ______________________________

« ____» ____________ 20__ г.        Логопед: _________/ ______________________________

« ____» ____________ 20__ г.        Логопед: _________/ ______________________________

« ____» ____________ 20__ г.        Логопед: _________/ ______________________________

« ____» ____________ 20__ г.        Логопед: _________/ ______________________________

                                                                                                                  

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ФИО ученика (-цы) ________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________                         Класс ________

Краткий анамнез раннего речевого развития _______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая среда и социальные условия_______________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общая и мелкая моторика_________________________________________________________

Артикуляционный аппарат_________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

Устная речь:

общее звучание речи:_____________________________________________________________________
понимание речи    ______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________

активный словарь ______________________________________________________________________

грамматический строй речи______________________________________________________________

слоговая структура речи  _________________________________________________________________

звукопроизношение____________________________________________________________________

фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез ________________________________________

______________________________________________________________________________________

связная речь____________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

темп и плавность речи (особенности речи, связанные с заиканием) ______________________________________________________________________________________

Письменная речь:

Чтение________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Письмо___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение (уровень актуального развития, характерные нарушения и особенности) _________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

« ____» ____________ 20__ г.        Логопед:    _________/ ________________________________

 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ФИО ученика (-цы)__________________________________________________________

Параметры
характеристики школьника

1 кл
1 чет

1 кл
4 чет

2 кл
1 чет

2 кл
4 чет

3 кл
1 чет

3 кл
4 чет

4 кл
1 чет

4 кл
4 чет

1.

Особенности учебной деятельности
1. Последовательно выполняет поставленную задачу

 

2. Понимает требования учителя и старается их выполнять

 

3.При возникновении учебных трудностей на уроке прилагает усилия для их преодоления

 

4. На уроке самостоятельно способен показать имеющиеся знания

 

5. Способен отделять существенные свойства предмета от несущественных

 

6. Может рассказать о событиях своей жизни

 

7. Ориентируется в понятиях времени

 

8. Понимает и выполняет указания учителя на уроке

 

9. Может осуществить простейшие мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал

 

10. Может пересказывать содержание текста или рассказа учителя своими словами

 

11. Имеет достаточный словарный запас

 

12. Пишет разборчиво, выполняет основные требования к письму

 

13. Способен рисовать мелкие детали, точно обводить контур

 

14. Сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение всего урока

 

15. Способен работать в одном темпе со всем классом

2.

Особенности поведения и общения
1. Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнёров для игр и занятий

 

2. Не провоцирует конфликты со сверстниками, не бьёт первым

 

3. Имеет постоянных приятелей в классе

 

4. Может обратиться с просьбой к учителю

 

5. Уважительно относится к учителю, соблюдает дистанцию в общении

 

6. Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнять

 

7. Поддерживает опрятный вид в течение дня

 

8. Не списывает у других, старается работать самостоятельно

 

9. Соблюдает принятые правила поведения и общения

 

10. При ответе у доски контролирует движения тела

 

11. Достаточно активен на уроках, стремится показать свои знания

 

12. Самостоятельно может добраться до школы

 

13. Умеет себя вести в школьной столовой

 

14. Способен справляться с дежурством по классу

3.

Отношение к учебной деятельности:
1. Пропускает занятия

 

2. Проявляет заинтересованность в хорошей оценке

 

3. Имеет все необходимые школьные принадлежности

 

4. Усваивает школьную программу

 

Направленность познавательных интересов (напротив нужного поставить +):

  • Гуманитарный цикл
  • Математический цикл
  • Технологический цикл

Критерии оценки параметров:

5 баллов – всегда, 4 балла – часто, 3 балла – иногда, 2 балла – редко, 0 баллов - никогда

« ____» ____________ 20__ г.        Педагог: _________/ ______________________________

« ____» ____________ 20__ г.        Педагог:_________/ ______________________________ 

« ____» ____________ 20__ г.        Педагог: _________/ ______________________________

« ____» ____________ 20__ г.        Педагог: _________/ ______________________________

« ____» ____________ 20__ г.        Педагог: _________/ ______________________________

« ____» ____________ 20__ г.        Педагог: _________/ ______________________________

« ____» ____________ 20__ г.        Педагог: _________/ ______________________________

« ____» ____________ 20__ г.        Педагог: _________/ ______________________________

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

ФИО ученика (-цы)__________________________________________________________

Школьно-значимые функции и навыки

1 кл.
1ч.

1 кл.
4ч.

2 кл.
1ч.

2 кл.
4ч.

3 кл.
1ч.

3 кл.
4ч.

4 кл.
1ч.

4 кл.
4 ч.

Математика

Счет

  1. Прямой числовой ряд (без сбоя)

  1. Обратный числовой ряд

Соотнесенный пересчет

  1. Без называния итогового числа

  1. С называнием итогового числа

  1. Сравнение групп предметов пересчетом

Представления о числах и цифрах

  1. Знание цифр

  1. Соотнесение цифры и числа

  1. Письмо цифр под диктовку

  1. Знание места числа в ряду, соседей числа, числа "перед" данным и "после" данного

Устный счет в пределах

Тип счёта

  1. Самостоятельно

  1. Путем присчета и отсчета по 1

  1. На конкретном материале (пальцах)

  1. На конкретном материале путем присчета и отсчета по 1

  1. На конкретном материале с помощью педагога

  1. Понимание смысла действий

Ориентировка во втором десятке

Ориентировка в сотне, тысяче и понимание разрядности в сотне и тысяче

Решение задач

  1. Простых

  1. Составных

Чтение

  1. Знание букв

  1. Есть ли готовность к слиянию

  1. Есть ли правильное слияние

  1. Чтение медленное послоговое

  1. Чтение правильное послоговое

  1. Чтение правильное послоговое, короткие      слова целиком

  1. Чтение целыми словами, отдельные слова по слогам

  1. Беглое чтение

  1. Может ли повторить прочитанное

  1. Понимание смысла прочитанного

Письмо

  1. Письмо отдельных слов печатными буквами

  1. Готовность руки к письму

  1. Знание письменных букв

  1. Умение списывать с печатного текста

  1. Умение писать под диктовку

  1. Знание правил (заглавная буква, точка в конце предложения, жи-ши, ча-ща, чу-щу)

« ____» ____________ 20__ г.        Педагог: _________/ ______________________________

« ____» ____________ 20__ г.        Педагог:_________/ ______________________________ 

« ____» ____________ 20__ г.        Педагог: _________/ ______________________________

« ____» ____________ 20__ г.        Педагог: _________/ ______________________________

« ____» ____________ 20__ г.        Педагог: _________/ ______________________________

« ____» ____________ 20__ г.        Педагог: _________/ ______________________________

« ____» ____________ 20__ г.        Педагог: _________/ ______________________________

« ____» ____________ 20__ г.        Педагог: _________/ ______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология определения индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в образовательном учреждении

Данная презентация представляет опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов специалистами ППМС-центра. В рамках образовательного учреждения воспользоваться данной технологие...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

В данной статье говорится, что основным средством психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в нашей гимназии является построение индивидуального образовательного маршрута для каждого уче...

Инновационный проект «Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с низкими учебными возможностями».

Инновционный проект «Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с низкими учебными возможностями» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом началь...

Адаптированная основная Общеобразовательная программа по индивидуальному образовательному маршруту для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).

Целью данной программы является развитие эмоционального, познавательного  и социально-адаптивного поведения учащегося с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, разви...

Методическая разработка по индивидуальному маршруту обучения детей с нарушение слуха

В данной разработке описываеться 3 маршрута обучения. 1- рабочая программа индивидуальных занятий одной ученицы; 2- индивидуальные занятия для отстающих по общей программе;3- индивидуальный маршрут от...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

           Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического...