Презентация по теме "Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ"
презентация к уроку
Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Основной задачей в области реализации права на образование детей с ОВЗ, является создание специальных условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.
Безусловно, отдельного внимания на сегодняшний день требуют категории детей с особыми потребностями, в частности дети с ограниченными возможностями здоровья.
Следовательно, для построение и реализация индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать индивидуальные способности каждого ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Основной задачей в области реализации права на образование детей с ОВЗ, является создание специальных условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей. Безусловно, отдельного внимания на сегодняшний день требуют категории детей с особыми потребностями, в частности дети с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, для построение и реализация индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать индивидуальные способности каждого ребенка.
Наша школа является ресурсным центром, опорной школой по теме «Образовательное пространство школы как условие личностного развития учащихся с ОВЗ в рамках инклюзивного образования» В 2024 учебном году в школе обучаются учащихся с ОВЗ с задержкой психического развития, вариант 7.1., 7.2, обучающихся с расстройствами аутистического спектра вариант 8.2. обучающийся. с нарушение опорно-двигательного аппарата вариант 6.2., с легкой умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями речи, а также дети с ЗПР. Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной основной образовательной программой для учащихся НОО и ООО, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида .
Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся с ОВЗ испытывающих трудности в освоение образовательных программ , может рассматриваться в качестве определенной последовательности компонентов деятельности, направленной на реализацию собственных целей познания. При этом он должен соответствовать возможностям, способностям, мотивации, интересам человека. Осуществляется эта деятельность при организующей, координирующей, консультирующей поддержке педагога , специалистов при взаимодействии с родителями. Для построения индивидуального образовательного маршрута необходимо : Провести диагностику – определение уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей, уровень обученности по предмету.
Исходя из результатов диагностики, определить цели и задачи, которые должны быть достигнуты обучающимися по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута, Разработать содержание учебно-тематического плана (почасового), формы занятий, приёмов и методов; Составить индивидуальный план обучения; учащийся с помощью учителя выбирает форму организации учебного процесса (ученик вправе использовать наряду с традиционными формами дистанционное обучение, экстернат, индивидуальный режим посещения занятий и др.), темп прохождения обучения, формы отчётности – творческие или аналитические, устные или письменные. При реализации индивидуального учебного плана , начинается продвижение учащегося по индивидуальному образовательному маршруту. Чтобы индивидуальный образовательный маршрут был пройден, необходим этап рефлексивно-оценочной деятельности.
Разработать критерии оценивания личностного роста учащегося (учащейся), успешности продвижения по индивидуальной образовательной траектории). Специалисты и педагоги , работающие с детьми с ОВЗ должны стать координаторами по организации системного сопровождения ребёнка. В школе разработана нормативно – правовая база : План мероприятий (дорожная карта) по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающихся с инвалидностью и обучающимися с ОВЗ план информационно –методического сопровождения введения ФГОС обучающихся с ОВЗ положение о рабочей группе по внедрению ФГОС НОО и ООО обучающихся с ОВЗ
порядок приема детей с ОВЗ, обучающихся по АООП; положение о классах коррекционно-развивающего обучения для детей с ОВЗ; положение о школьном ППк; положение о внутреннем мониторинге качества образования обучающихся с ОВЗ; положение об индивидуальном обучении для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а так же детей-инвалидов в части организации обучения по АООП на дому; положение об инклюзивном образовании, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся с ОВЗ», положение об организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ,
положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана для обучающихся с ОВЗ в МБОУ положение о структуре, порядке разработки, утверждения, реализации и внесения изменений в адаптированную основную общеобразовательную программу приказ по школе «Об утверждении и внесении изменений » в должностные инструкции работников, осуществляющих введение и реализацию и заместителя директора, курирующего данное направление
В связи с необходимость сопровождения данных учащихся нами был разработан и внедряется в практику индивидуальный маршрут сопровождения учащихся ОВЗ , в том числе испытывающих трудности в обучении. ( приложение № 1) Индивидуальный маршрут содержит : План реализации сопровождения обучающегося. Мониторинг успеваемости. Социальный паспорт семьи. Результаты диагностических обследований специалистами ППк ОО (протоколы медицинского обследования и индивидуальной диагностики, которая проводится в начале и конце каждого учебного года). Представления специалистов ППк по результатам диагностических обследований (медицинского работника, педагога (воспитателя, учителя начальных классов, классного руководителя), учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога). Заключение ППк ОО
Составляя индивидуальную образовательную программу педагог должен учитывать следующее: Индивидуальная образовательная программа касается только тех предметных областей, в освоении которых ребенок с ОВЗ испытывает реальные трудности. При определении приемов педагогической деятельности учитель опирается на знание возможностей ребенка, его сильные стороны, а также на точное понимание его возможных затруднений, индивидуальные особенности усвоения учебного материала, поведения. В соответствии с требованиями ФГОС педагогу необходимо включить мероприятия по формированию социальной компетентности ребенка, которая позволит ему самореализоваться в дальнейшей жизни. С целью успешной социализации ребенка и полноценного развития школа совместно с родителями должны разработать индивидуальный образовательный маршрут, который включил в себя и дополнительное образование, и мероприятия по формированию социальной активности детей с ОВЗ .
В рамках образовательной программы обучающийся должен научиться определять свои личные шаги к достижению знания. Они могут дополнительно фиксироваться в форме разного рода записей (дневниковых, например). Это, в свою очередь, потребует от обучающегося высокой культуры планирования и способностей подводить итоги. Как показывают наблюдения, данная деятельность достаточно легко осуществляется современными школьниками с помощью компьютерных технологий. При этом работа не вызывает какого-либо неприятия с их стороны. Формализация и в определенной степени детализация программ и планов с использованием рисунков, карт, логико-смысловых моделей, таблиц, по мнению самих обучающихся, дают возможность регулировать и явно видеть познавательную стратегию и перспективу в жизни.
В частности, должны быть предоставлены следующие возможности: Определять смысл изучения дисциплин. Ставить свои цели при освоении конкретного модуля, курса, раздела, темы. Выбирать оптимальные темпы и формы обучения согласно уровню подготовки. Использовать те способы познания, которые максимально соответствуют личным особенностям. Осознавать полученный результат в виде сформированных компетенций и пр. Выполнять оценку и корректировку работы в соответствии со спецификой общего хода познавательной деятельности.
В начальной школе для детей с ОВЗ осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности ребенка, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Учащимся прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию ребенка, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении.
Для того чтобы инклюзивное обучение и воспитание оказалось эффективным педагогу необходимо ознакомиться с рекомендациями лечащего врача, чтобы правильно определить режим нагрузок при организации образовательного процесса (организация режима дня, смена видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз). Важнейшей задачей является тесное сотрудничество семьи и школы, что успешно сказывается на адаптации ребенка к массовой школе. Необходимо воспитание окружающих толерантности и эмпатии как ценностных основ инклюзивного образования.
Учитель, работающий с детьми с ОВЗ должен стать координатором по организации системного сопровождения ребёнка медицинским работником, психологом школы, составить индивидуальную образовательную программу, включающую коррекционно–развивающую программу .
Рассмотрим подробнее основные этапы формирования индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ имеющих трудности в обучении: Диагностика На первом этапе были определены стартовые возможности каждого ученика: уровень обученности по предмету, индивидуальные познавательные и личностные особенности. Для этого использовались такие методы диагностики как: тестирование, анкетирование или собеседование с учениками. Далее полученные результаты были проанализированы и установлены мотивы деятельности учеников по отношению к предметам , определены предпочитаемые виды деятельности, формы и методы занятий. Целеполагание После диагностических процедур, в процессе общения учителя , специалиста с учеником было необходимо сформулировать индивидуальная цель, которую ученик хочет и может осуществить в процессе изучения конкретного предмета. Данная цель фиксируется в образовательном маршруте. 3.Формирование и реализация учебного индивидуального плана обучения.
В рамках данного этапа происходит формирование индивидуального плана каждого ученика. На этапе реализации индивидуальной образовательной траектории нужно проводить планомерный контроль основных параметров (уровня знаний, соблюдение контрольных сроков и т д). Учебные занятия для обучающихся с ОВЗ, организуются в первую смену. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений.
Программа коррекционной работы обеспечивает: - выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; - осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей; - оказание помощи в освоении обучающимися с ОВЗ АООП; - возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях.
Программа коррекционной работы содержит: - перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, и освоение ими АООП; - систему комплексного психолого- медико-педагогического и социального сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого- медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления особых образовательных потребностей обучающихся, мониторинг динамики развития и успешности в освоении АООП , корректировку коррекционных мероприятий;
- механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогов, специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, медицинских работников организации и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; - планируемые результаты коррекционной работы.
Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; развитие зрительно-моторной координации; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ОВЗ и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП в целом.
4. Этап рефлексивно-оценочной деятельности. Данный этап является итоговым. Учащиеся проходят повторную диагностику в виде тестирования, анкетирования или собеседования для сопоставления исходных (в начале) и полученных результатов (в конце), при реализации индивидуальных образовательных траекторий. В школе нужно разработать карту наблюдений, в которой отражались бы следующие показатели: особенности самовыражения ребенка (поведение, эмоции) , особенности общения (общение со взрослыми, общение со сверстниками), сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности (мотивация, произвольность, отношение к помощи окружающих) . Именно данная карта позволит нам сделать выводы о дальнейшем сопровождение ребенка. ( Приложение № 2)
Таким образом индивидуальная образовательная траектория есть процесс и результат осуществления учебной деятельности ученика, в ходе которой происходит его творческая самореализация, проявление и развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих его образование. Главная цель – это научить школьников учиться.
ФИО_________________________________________ Год поступления_______________________ В какой класс прибыл __________________ Сведения о первичном обучении ____________________________________________ Рекомендации ПМПК ______________________________________________________ Приложение № 1 Индивидуальный маршрут образования обучающегося, сопровождаемого ПМПк ОО
Содержание: План реализации сопровождения обучающегося. Мониторинг успеваемости. Социальный паспорт семьи. Результаты диагностических обследований специалистами ПМПк ОО (протоколы медицинского обследования и индивидуальной диагностики, которая проводится в начале и конце каждого учебного года). Примечание: Формы протоколов разрабатывают специалисты с учетом возраста обучающегося и используемых методик. Представления специалистов ПМПк по результатам диагностических обследований (медицинского работника, педагога (воспитателя, учителя начальных классов, классного руководителя), учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога). Заключение ПМПк ОО.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
№ Основные показатели 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1 чет. 4 чет. 1 чет. 4 чет. 1 чет. 4 чет. 1 чет. 4 чет. 1. Группа здоровья 2. Физкультурная группа 3. Физическое развитие: рост вес окружность грудной клетки давление 4. Острота зрения 5. Острота слуха 6. Определение состояния стопы 7. Динамометрия ПРОТОКОЛ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ФИО ученика(-цы)_________________________________________________________________ Диагноз:___________________________________________________________________________
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ УЧАЩЕГОСЯ ФИО _____________________________________________________________________________ ДАТА РОЖДЕНИЯ _________________________________________________________________ ДОМАШНИЙ АДРЕС________________________________ ТЕЛЕФОН (домашний)_______________________________________ ДАННЫЕ О РОДИТЕЛЯХ:
Предмет 2 класс 3 класс 4 класс 1 2 3 4 год 1 2 3 4 год 1 2 3 4 год Мониторинг Успеваемости учащегося ______________________________________________________
Дата Проведенное мероприятие Примечание
«Родитель +Учитель = Успех Ученика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
В данной статье говорится, что основным средством психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в нашей гимназии является построение индивидуального образовательного маршрута для каждого уче...
Инновационный проект «Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с низкими учебными возможностями».
Инновционный проект «Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с низкими учебными возможностями» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом началь...

Адаптированная основная Общеобразовательная программа по индивидуальному образовательному маршруту для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).
Целью данной программы является развитие эмоционального, познавательного и социально-адаптивного поведения учащегося с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, разви...
Индивидуальный образовательный маршрут логопедического сопровождения как одно из условий успешного обучения детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении.
Cовременная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности д...
Презентация "Использование индивидуальных образовательных маршрутов младшего школьника – основа реализации ФГОС через УМК «Начальная инновационная школа»"
Через презентацию делюсь опытом по использованию индивидуальных образовательных маршрутов младшего школьника. Предлагаю данную презентацию использовать учителя в своей педагогической деятельност...

Индивидуальный образовательный маршрут как условие создание комфортной и здоровьесберегающей среды для детей с различными образовательными возможностями в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»
Индивидуальный образовательный маршруткак условие создание комфортной и здоровьесберегающей средыдля детей с различными образовательными возможностямив МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Над...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического...