"Приёмы обучения в ТРКМ"
презентация к уроку

Бадрутдинова Нурия Талховна

Презентация     "Приёмы обучения в технологии развития критического мышления".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon trkm_.ppt2.52 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Техноконтроль профессия технорук технопарки

Слайд 2

… В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков. Н.Некрасов.

Слайд 3

ТЕХНО – ЛОГ – И - Я

Слайд 4

У – успех, удача, улыбка … Р – работа, развитие, радость.. О – оценка, опыт, обобщение.. К – качество, команда…

Слайд 5

На уроках любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, а технология – на науке. (Владимир Павлович Беспалько) Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Слайд 7

Приёмы обучения в технологии развития критического мышления / ТРКМ/

Слайд 8

«Недостаточно иметь хороший ум, главное – правильно его использовать» Рене Декарт философ, механик, математик, физик, физиолог, создавший аналитическую геометрию и современную алгебраическую символику .

Слайд 10

Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.

Слайд 12

В чем же различия? Что принципиально нового несет использование критического мышления? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

Слайд 13

Основа ТРКМ – вызов осмысление рефлексия трехфазная структура урока :

Слайд 14

Функции стадии вызова Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе) Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе) Информационная (актуализация уже имеющихся знаний) Коммуникационная ( бесконфликтный обмен мнениями )

Слайд 15

Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету) Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом. Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

Слайд 16

«Верите ли Вы, что…?»; «Проблемный вопрос» «Загадка»; «Корзина» идей, понятий, «Что я знаю»….; Составление таблицы «ЗУХ»; «Мозговой штурм»; «Составление кластера»; «Ассоциации»; «Дерево предсказаний»; «Перепутанные логические цепочки»; «Верные и неверные утверждения» «Тонкие и толстые вопросы»; и т.д. Приёмы:

Слайд 17

«Корзина идей» Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. В корзине будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Слайд 18

1) Озвучивание темы; 2) Ответы на вопросы: - О чём может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «……»?; 3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана « Ассоциация»

Слайд 20

«Верно – не верно » 1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме; 2) Учащиеся ставят знак «+» там где они считают утверждение правильным и знак «-» там где по их мнению оно не верно

Слайд 21

«Кластер » 1 . Выписывается ключевое слово; 2. Записываются слова и предложения по теме; 3. Происходит разделение материала на отдельные блоки; 4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками

Слайд 22

Имя Точки Вершины Отрезки Стороны ТРИ РАВНЫЕ ОСТРЫЙ ПРЯМОЙ ТУПОЙ УГЛЫ РАЗНЫЕ КЛАСТЕР

Слайд 23

Кластер (гроздья) фольклор сказки загадки былины скороговорки потешки прибаутки песни пословицы поговорки

Слайд 24

Знаю Хочу узнать Узнал название падежа слово помощник вопросы падежа предлоги член предложения окончания Приём «ЗУХ» «Знаю, узнал, хочу узнать» Особое требование - записывать сведения, факты или понятия только своими словами.

Слайд 25

Функции стадии осмысления или содержания Информационная (получение новой информации) Систематизационная (классификация, ранжирование информации)

Слайд 26

Задачи фазы осмысления (реализации смысла) (осмысление материала во времени работы над ним ) Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Слайд 27

Возможные методы и приёмы Методы активного чтения : маркировка с использованием значков « v », «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. Выводы: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах

Слайд 28

Приёмы: Инсерт или «Пометки на полях»; «Кластер»; «Чтение с остановками»; «Толстые и тонкие вопросы»; «Знаю-Хочу узнать -Узнал»; «Взаимоопрос»; «Взаимообучение»; «Дневник двойной записи»

Слайд 32

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (выработка собственной позиции) Информационная (приобретение новых знаний) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Функции стадии рефлексии

Слайд 33

Приёмы : «Авторский стул» «Кластер»; «Метод 6 шляп»; «Синквейн»; «Пятиминутное эссе»; «Толстые и тонкие вопросы»; «Ромашка вопросов или ромашка Блума»

Слайд 34

«Авторский стул». Суть заключается в том, что ребёнок свою творческую работу может прочитать или рассказать (в зависимости от задания) не стоя перед классом, а сидя на удобном стуле, который ставится недалеко от первой парты. Ребёнок находится лицом к классу, только он не стоит, а сидит. Ученик в данный момент – автор, и он имеет право присесть перед своими слушателями. Почему бы и нет?

Слайд 35

«Оценочное окно» Сразу могу применить Хорошо понятно Совсем непонятно Пока не могу применить

Слайд 37

«Толстые и тонкие вопросы»; 3 класс, тема «Имя существительное » 1. Простые вопросы — что такое имя существительное? 2. Уточняющие вопросы . – Так значит имя существительное обозначает предмет ? Для чего имена существительные нужны в речи? Я могу ошибаться, но у имени существительного нет начальной формы? 3 . Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Почему имя существительное является самостоятельной частью речи? 4. Творческие вопросы . Что было бы, если бы все имена существительные исчезли из нашей речи? 5. Оценочные вопросы . Чем этот урок отличается от предыдущего? Что нового о имени существительном мы узнали сегодня? 6. Практические вопросы . Для чего мы изучаем имена существительные? Где мы можем применять данные знания?

Слайд 38

« Синквейн» Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях Правила написания: Первая строчка – название темы в одном слове (существительное) Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия) Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия) Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме Синоним из одного слова, который повторяет суть темы

Слайд 39

Синквейн Каким должен быть учитель? Учитель. Душевный, открытый. Развивает, претворяет, думает. Много идей- мало времени. Призвание .

Слайд 40

6 шляп мышления – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. – определение того, что было трудно, неясно. Противоположность жёлтой шляпе. – «эмоциональная» шляпа. Связь своего эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. – «позитивная» шляпа. Показывает, что было ясно и понятно. – творческое мышление. Ответ на вопросы: «Что можно было сделать иначе? Почему и как именно?» – «обобщающая» шляпа. Обобщение высказываний других «шляп» - «последнее слово» Белая Чёрная Красная Жёлтая Зелёная Синяя

Слайд 41

«Эссе» Эссе рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания. Предлагается ответить на вопросы: Что узнал и чему научился на уроке? Что хотел бы узнать?

Слайд 42

Осуществлять рефлексию своей деятельности Выслушивать чужое мнение Работать самостоятельно Задавать вопросы Анализировать и классифицировать Иметь своё мнение и защищать его Критически относится к мнению оппонентов Критическое мышление учит

Слайд 43

Благодарю за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы обучения навыков чтения

Комплексная работа на уроках обучения грамоте и чтения помогает значительно улучшить процесс обучения чтению, повышает интерес к нему обучающихся....

« Цветовое восприятие слога как приём обучения чтению первоклассников»

«Цветовое восприятие слога как приём обучения чтению первоклассников»(работа со звуковыми схемами в подготовительный период обучения грамоте).Виднейшими психологами установлено, что для младшего школь...

Здоровьесберегающие приёмы обучения на уроках русского языка

Информацию об окружающем мире мы получаем, используя три основных канала восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический. Приоритетным у каждого человека обычно является один канал. Как долж...

Творческая мастерская "Методические приёмы обучения дошкольников, младших школьников технике работы с солёным тестом".

Конспект занятияпо лепке из соленого теста "Аквариум" Цель:обучить технологии изготовления рыбок  из солёного теста, при использовании шаблонов. Задачи:Образовательные: - дать пре...

Современные методы и приёмы обучения аспектам иностранного языка на начальном этапе. Обучение фонетике

Современные методы и приёмы обучения аспектам иностранного языка на начальном этапе Обучение фонетике...

Современные приёмы обучения аспектам иностранного языка на начальном этапе. Обучение грамматике.

Материал подойдёт для обучении грамматике в начальной школе. В статье представлены отрывки уроков....