Планируемые результаты освоения СИПР
статья

Микишанова Е.А

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_2019.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»

Выступление на МО надомного обучения:

«Примерные требования к результатам освоения СИПР.

Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития адаптированной основной общеобразовательной программы».

                                                                  Составила

                                                              учитель надомного обучения:                                                

                                                                 Микишанова Е.А

 

   

Смоленск

2019              

Примерные требования к результатам освоения СИПР.

Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития адаптированной основной общеобразовательной программы(СИПР).

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.

В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР для данной категории детей показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Благодаря обозначенному в ФГОС варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных технологий, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.

Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни.

Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.

Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (СИПР).

Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Оцениваются предметные и личностные результаты достижений обучающихся.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и коррекционно – развивающей области, характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.

При оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

«выполняет действие самостоятельно» (+),

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

 «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».

Реализации СИПР участники экспертной группы оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, определенных индивидуальной программой. Например:

«выполняет действие самостоятельно» (+),

«выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки» (СШ),

«выполняет задание по подражанию» (П),

«выполняет задание по образцу» (О),

«выполняет задание с частичной помощью» (ЧП),

«выполняет задание со значительной помощью» (ЗП),

«задание не выполняет» (-).

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период. При проведении мониторинга по сенсорному развитию используются следующие обозначения:

 «негативная реакция» (НГ),

«нейтральная реакция» (НР),

 «положительная реакция» (ПР).

Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

дв

2. Активное участие. действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого ЗП

дд

- с частичной помощью взрослого ЧП

д

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

ди

- по подражанию или по образцу О

до

- самостоятельно с ошибками СШ

сш

- самостоятельно

с

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

-

2. Не выявить наличие представлений

?

3. Представление на уровне:

- использования по прямой подсказке

пп

- использование с косвенной подсказкой (изображение)

п

- самостоятельное использование

+

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

Требования к оценке личностных результатов

 (сформулированные в Стандарте).

Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе).

Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум. Он объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося желательно привлекать членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций.

Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.

Критерии личностных результатов

(сформулированные в Стандарте – вариант 2):

Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».

Социально – эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.

Игровая деятельность.

Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразие природной и социальной частей формирование уважительного отношения к окружающим.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах. Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком). Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни, двигательная активность, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения обучающихся важно учитывать затруднения в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

 что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

 что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

 насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

Процедура оценки достижения возможных предметных результатов освоения АООП обучающихся СИПР (вариант 2)

1. Оценка достижения возможных предметных результатов освоения АООП производится учителем.

2. Оценка достижений предметных результатов производится путем установления среднего арифметического из двух оценок – знаниевой (что знает) и практической (что умеет) составляющих. В спорных случаях приоритетной является оценка за практические учебные умения.

3. Оценка достижений предметных результатов по практической составляющей производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной и побуждающей помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

4. Оценка достижений предметных результатов по значимой составляющей производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.

1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.

2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.

3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.

4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.

5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.

Критерии оценивания образовательных достижений обучающихся с

умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

! – ребенок пассивен;

СП – сопряженная помощь (рука в руке);

НП – направляющая помощь (пошаговое выполнение действия ребенком с

частичной помощью педагога);

ОД – образец действия (подражание);

ИТК – выполняет действие по инструкции в виде технологической карты

(поэтапная графическая инструкция);

СИ – выполняет действие по словесной инструкции;

КП – выполняет действие с контролирующей помощью;

АО – алгоритм отработан.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения (в наших СИПРах)

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования для обучающихся с ТМНР должно стать достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития. Планируемые результаты для каждого обучающего должны носить сугубо индивидуальный характер. Некоторым детям оказывается недоступно усвоение тех или иных действий, или же формирование действия происходит замедленно, со значительными затруднениями. В этом случае необходимо знать причину затруднений в ее конкретном, точечном значении. Это позволяет адекватно и наиболее эффективно спланировать помощь ребенку для достижения максимально возможной динамики в развитии.

В конце каждого учебного полугодия перед промежуточной оценкой достижения возможных результатов освоения адаптированной основной образовательной  программы с обучающимися проводится диагностическая процедура по двум направлениям:

  1. Диагностика сформированности базовых учебных действий проводятся тестовые задания № 4, 5, 6, 8, 9, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 31, 32, 33 (см.бланк ниже).
  2. Диагностика сформированности жизненных компетенций проводятся контрольные эксперименты № 1, 2, 3, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 18, 26, 29, 30, 34, 35 (см. бланк ниже)

Классификатор жизненных компетенций

 (возможные результаты коррекционной работы):

1.Самостоятельный прием пищи

2.Самостоятельное мытье рук, умывание

3.Самостоятельное одевание

4.Самостоятельное раздевание

5.Самостоятельное обувание с различением обуви по схеме тела

6.Умение аккуратно складывать свои вещи в шкаф

7.Самостоятельное пользование туалетом

8.Использование бытовых предметов по назначению

9.Ориентировка в схеме тела (показ)

10.Соотнесение себя со своим именем

11.Использование учебных предметов

12.Различение предметов по форме (величине)

13.Умение выполнять действие по подражанию

14.Умение выполнять инструкции педагога

15.Направленность взгляда (на говорящего, взрослого, задания) 16.Освоение        доступных        способов        контроля        над        функциями

собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться

17.Пользование индивидуальным предметом - расческа

18.Умение выполнять действия с предметами по инструкции

19.Умение выполнять действия с материалами по инструкции

20.Рисование несложных предметов

21.Рисование геометрических фигур

22.Штриховка простейших фигур

23.Закраска фигур

24.Обведение фигур по трафарету

25.Различение множеств (один-много)

26.Установление количества предметов путем пересчета

27.Соотнесение   числа   с   соответствующим   количеством предметов.

Обозначение его цифрой

28.Понимание        слов,        обозначающих        объекты        природы,        объекты рукотворного мира и деятельность человека

29.Использование лексико-грамматического материала в учебных целях 30.Использование        лексико-грамматического        материала        в

коммуникативных целях

31.Использование средств альтернативной коммуникации

32.Узнавание и различение образов графем (букв)

33.Графические действия с использованием элементов графем (обводка, штриховка, печатание букв)

  34.Письмо печатной буквы

Операции оцениваются по двухбалльной шкале: выполняет ребенок операцию или не выполняет («+» или «-») .

После        оценки        всех        операций        оценивается        действие        целиком        по пятибалльной шкале.

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия, обозначенного в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:

  1. – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
  2. – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
  3. – не выполняет, помощь не принимает.
  4. – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
  5. –        выполняет        самостоятельно        по        словесной        по операциональной инструкции.
  6. – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки делается вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося с УО за год по каждому показателю по следующей шкале:

  1. – отсутствие динамики или регресс.
  2. – динамика в освоении минимум одной операции.

2 – минимальная динамика.

  1. – средняя динамика.
  2. – выраженная динамика.
  3. – полное освоение действия.

Все контрольные эксперименты и тестовые задания могут быть проведены в течение 1-3 учебных дней (с этой целью они чередуются в бланке).

В бланке диагностические процедуры нумеруются следующим образом: 1 - входящая диагностика, октябрь 1 класса.

  1. – май 1класса.
  2. – сентябрь 2класса.
  3. – май 2класса.
  4. – сентябрь 3класса.
  5. – май 3класса.
  6. – сентябрь 4класса.

8– май 4класса.

№ опера ц и и

Действие/операции

№ оценочной процедуры

1

1кл

нач

2

1кл

кон

3

2кл

нач

4

2кл

кон

5

3кл

нач

6

3кл

кон

7

4кл

нач

8

4кл

кон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образо...

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система оценки планируемых результатов освоения программы начального образования...

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа содержит особенности системы оценки, правила оценочной деятельности во 2-4 классах, оценку личностных, метапредметных и предметных результатов, разделы рабочего портфолио. ...

Планируемые результаты освоения учебной программы. Соотнесение требований к результатам согласно УМК и планируемых результатов. Структура рабочей программы по ФГОС. Воронина Н.И., учитель МБОУ СОШ №3 г. Шебекино Белгородской обл.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего об...

Планируемые результаты освоения ООП НОО и система оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД.

Материалы из ООПрограммы НОО "Средней школы № 8" г. Когалыма. Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных...

«Система оценки и мониторинга результатов освоения СИПР»

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом ...