Формирование глобальных компетенций в начальной школе
методическая разработка

Балицкая Татьяна Ивановна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_globalnyh_kompetentsiy.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ глобальных компетенций в начальной школе.

Врач и педагог Николай Иванович Пирогов писал:

«Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

Нельзя не согласится с тем, что начальная школа, это начало пути, в том числе пути закладывания мысли, как этот путь будет начат, настолько думающих подростков мы получим, соответственно из этого и сложится наше общее будущее.

Самое молодое направление компетенций российского образования, которое было включено в ФГОС в 2018 году.  Глобальная компетенция – это ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование учебных навыков.

Формирование глобальных компетенций в современном образовании очень актуально. Оно определено осознанием вызовов времени, отбором компетенций в образовательной среде, связанных с жизнью в глобальном сообществе.  На данный отбор повлияли некоторые факторы, взаимосвязанные и взаимозависимые.

1. Необходимость ориентироваться на будущее всего земного сообщества.

2. Специфика социально-экономического развития современного общества.

3. Возрастание роли комплексов умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами, важных во всякой профессии.

4. Динамизм, ускорение изменений во всех сферах жизни.

5. Необходимость модернизации содержания образования, поиск баланса между предметным и метапредметным содержанием образования.

6. Поиск новых подходов к социализации школьников.

Модель глобальных компетенций можно представить 4 компонентами:

Компонент знания в области глобальных проблем и межкультурных взаимодействий. В работах PISA он представлен и оценивается комплексным заданием. Когнитивные умения – это главные аналитическое и критическое мышление. Оценивается также комплексным заданием. Отношения – открытое, эффективное, уважительное взаимодействие с другими людьми в разных ситуациях.  Общечеловеческие ценности – ценности, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества, но, наполняется в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом. Если знания и умения можно оценить, то отношения и ценности находятся вне оценки.

Особенности направления глобальных компетенций в рамках функциональной грамотности.

1. Отсутствие предмета «Глобальные компетенции», метапредметное содержание включено в предметы география, обществознание, литературное чтение, окружающий мир, история.

2. В процессе формирования глобальных компетенций достигаются личностные образовательные результаты («soft skills»)

3. Интегративность, которая проявляется на уровне содержания ряда школьных предметов, на уровне социально-значимых ценностей, на организационном уровне. Она предполагает командную работу и взаимодействие всех участников образовательного процесса на уроках и вне уроков на предметном, меж-и метапредметном уровне, организацию воспитательной работы в школе, деятельность родителей (запрос системы образования, мотивация ребенка, поддержка, непосредственная помощь ребенку и учителю)

4. Непосредственная ориентация на «soft skills», связь с воспитательной работой школы, с воспитанием в семье и самовоспитанием.

5. Необходимость создания комплексных заданий, учитывающих отечественный опыт и особенности российского социума, которые позволят формировать глобальные компетенции в российских школах.

Какова же роль школы в формировании глобальных компетенций. В первую очередь это создание условий: для овладения знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества; для того, чтобы школьники осознали собственную культурную идентичность и понимали культурное многообразие мира; для освоения опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия; для формирования аналитического и критического мышления школьников.

В чем смысл глобальной компетентности!   Глобальные компетенции не формируются без видения локальных проблем. Способность «собирать пазл» о глобальном с малого и есть основная задача начальной школы.

Содержательные аспекты формирования «глобальных компетенций» в начальной школе.

Знания глобальных проблем:

  1. Причины возникновения и возможности разрешения глобальных проблем
  2. Взаимосвязь глобальных проблем. Проявление глобальных проблем в локальных ситуациях.
  3.  Изменение климата;
  4.  Мировой океан, вода;
  5.  Здоровьесбережение, питание;
  6.  Права человека, образование.

Данные аспекты формируются в основном на уроках окружающего мира.

Знания в области межкультурных взаимодействий

  1. Традиции и обычаи
  2.  Передача социального опыта
  3.  Воспитание и самовоспитание
  4.  Патриотическое образование
  5. Гражданское воспитание

Данные аспекты более актуальны для уроков литературного чтения.

Как именно мы можем формировать глобальные компетенции в рамках урока в начальной школе?

 В качестве примера используются учебники УМК «Школа России»: Литературное чтение Л. Ф. Климанова, Окружающий мир А.А. Плешаков, так же внеурочная деятельность и классные часы.

 В первую очередь наша задача - это коммуникация. Чтобы сплотить коллектив, настроить их на совместную работу, перед началом урока, предлагают задавать детям такие вопросы, чтобы заинтересовать детей, вопросы, которые выходят за рамки предмета:  -Каковы твои ближайшие цели и шаги?-Какие вопросы в этой теме тебе наиболее интересны? Что тебе кажется самым важным в этой теме?  Сегодня ученик и учитель выступают в роли двух партнеров. Поэтому учитель перестает быть оратором и источником информации, как это было раньше. Он затевает обсуждение, проясняет отдельные вопросы, помогает собрать информацию и разработать критерии для оценки. А ученик, в свою очередь становится соратником, коллегой. Он ищет информацию, оценивает результат

Педагоги должны обладать умением "раскручивать" программный материал в проектную деятельность и организовывать в нетрадиционной форме диспуты, споры (в спорах рождается истина и умение выслушать оппонента, воспринимать с уважением иную точку зрения). В начальных классах это можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, внеурочной деятельности и классных часах. Благоприятная почва подготовленная в начальной школе обязательно даст свои плоды в среднем и старшем звене.

 

Примеры заданий по формированию основ глобальных компетенций в начальной школе можно найти в учебниках УМК «Школа России»:

«Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, «Окружающий мир» А.А. Плешаков

Окружающий мир. Раздел Земля и человечество. Темы: «Мир глазами эколога», «Сокровища Земли под охраной человечества». Раздел Природа России. Темы «Моря, озера и реки России», «Лес и человек»,  Раздел Родной край – часть большой страны. Темы «Водные богатства нашего края», «Наши подземные богатства», «Земля – кормилица».

Приемы, упражнения, задания

1. Придумай рисунки-символы для каждой из изученных вами экологических проблем. Представь свою работу классу. Объясни предложенные тобой рисунки-символы. Творческая самостоятельная работа

2. Найди в Интернете информацию о работе международных экологических организаций. Подготовь сообщение. Домашнее задание совместно с родителями.

3. Диспут на тему «Виноват ли человек в загрязнении природы». Первый ряд отстаивает позицию, что виноват, второй ряд приводит доводы невиновности человека, третий ряд выступает как жюри.

4. Составьте рассказ про животное, насекомое или рыбу, которая обращается к людям с призывом беречь природу.

5. Прочитай в книге «Великан на поляне» рассказ «Бутылочная почта». Проанализируй свое поведение в природе. Были ли поступки, за которые тебе было стыдно? Поговори на эту тему со своими товарищами.

Так же на уроках окружающего мира ребята окунаются в  историю, и здесь то же можно провести работу по формированию глобальных компетенций.

  1. Проект «Мы помним» приуроченный к 9 мая. Ребятам предлагается написать о своем родственнике участвующем в Великой Отечественной войны.
  2. Написать письмо неизвестному солдату, задать в письме интересующие вопросы.

3. Проект «Города России» в ходе выполнения проекта ребятам предлагается не только рассказать об определенном городе, но и выразить свое мнение в чем важность взаимодействия всех городов между собой.

4. Проект «Родословная» позволяет узнать свою историю. Проблемными вопросами подчеркивается важность помнить историю. Примеры: Подумай, может ли дерево расти без корня? Как это связано с человеком и его жизнью?

Литературное чтение так же дает простор для мысли, этот учебный предмет подталкивает к большому количеству размышлений. Приведем несколько примеров.

  1. На примере произведения «Маленький принц» задать вопрос «Почему взрослые слепы?»  Так же множество проблемных вопросов: Какие чувства у вас вызывает высказывание «Ведут никому не нужные подсчеты звезд, вместо того что бы любоваться ими? «Почему взрослым нужно чаще прислушиваться к детям? Почему так важно в жизни любить и нести ответственность?»
  2. Л.Н.Толстой рассказ «Филипок» так же изучается в начальной школе. Рассказ про мальчика который так хотел в школу расскрывает важность образования в жизни каждого человека.Составить  тонкие  и  толстые  вопросы  к  рассказу один из видов работы над данным рассказом.

Выбрать  наиболее  удачные  вопросы,  записать  их  лепестках:

на  красных  -  тонкие,  на  желтых  -  толстые. Тонкие вопросы просто по содержанию, толстые раскрывают глубину произведения. Примеры вопросов:«Почему так важно для человека быть образованным» «Почему в глазах учителя этот маленький мальчик показался таким взрослым?....

  1. На уроках литературного чтения на примерах творчества Пришвина, Бианки, Чарушина так же раскрывается важность любви к природе и том как важна ответственность не только перед людьми, но и перед братьями нашими меньшими.
  2. На примере рассказов «Злая фамилия» «Три подвига» рассматриваем необходимость растить в себе мужество, отвагу, способность защитить ближнего.

«Можно ли делать выводы о человеке по внешности, одежде или фамилии? Нарисуй свои чувства когда читаешь строки о героических поступках? Игра «6 шляп» так же расширяет представления детей о событиях описанных в рассказе и способствует более эмоциональному восприятию.

 Внеурочная деятельность. В ходе внеурочной деятельности мы с ребятами посещали «Планетарий», где ребята ощутили насколько велика вселенная.

Посещали выставку «Девушки в шинелях фронтовых», где ребятам рассказали на реальных примерах, как сражались на фронте не только мужчины но и женщины, но наиболее трогательным для обучающихся, было услышать истории о детях –героях и об их подвигах.

Так же во внеурочной деятельности мы ездили на экскурсию «По старым улочкам города», где дети не просто прослушали лекцию о родном городе но и сами увидели разницу между новыми строениями и древней архитектурой. Так же после экскурсии мы рисовали не просто то что смогли посмотреть, а представили как город будет выглядеть в будущем.

Во время классных часов проводили «Уроки мира», так же просматривали фильм « Курск – город нашей великой победы»,еще темой классного часа было «Вежливые слова» на которой мы с ребятами разыгрывали сценку о том как по разному можно обращаться к людям и какая будет ответная реакция.

Влияние возрастных особенностей на процесс и результат формирования глобальной компетентности

 1. Возрастные особенности школьников проявляются: в восприятии учащимися содержательных аспектов «глобальных компетенций», в отношении к изучаемым проблемам, в особенностях осознания собственной идентичности, в характере взаимодействия с другими людьми.

 2. Усложнение познавательной задачи, естественное с точки зрения возраста и психологических особенностей учеников, уровня и содержания образования, влечет за собой возрастание затруднений у обучающихся.

3. Необходимо целенаправленно работать над составляющей «знания»; использовать потенциал метапредметного подхода в организации познавательной деятельности учеников.

Формирование глобальной компетентности — это составная часть целостного образовательного процесса, который отражает объективную необходимость, связанную с требованиями времени, и субъективный запрос мотивированных субъектов образовательного процесса - обучающихся, учителей и родителей.

Начальная школа закладывает основу глобальных компетенций, формируется способность думать, анализировать, от работы педагога и грамотно отобранного материала зависит захочет ли ребенок докапываться до истины, поразмышлять о том «Почему?», почитать, что-то дополнительно, мыслить широко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы

 В настоящее время в качестве цели образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной культуры,...

Мастерство учителя по формированию предметных компетенций в начальной школе

Об организации исследовательской деятельности и подготовке младших школьников к научно-практической конференции...

Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы

В данной презентации отображен перечень ключевых компетенций, основанный на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах...

Формирование коммуникативных компетенций в начальной школе

Презентация раскрывает пути формирования коммуникативных компетенций в начальной школе.Большое внимание уделено УМК "Перспектива"и её возможностям по работе над коммуникативными навыками обучающихся.Т...

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся начальной школы.

Работа посвящена формированию коммуникативной компетенции обучающихся начальной школы. Приводятся разные типы заданий на отработку данных компетенций....

Формирование глобальных компетенций учащихся начальной школы

В данной статье дано определение глобальных компетенций, его значение для всестороннего развития ребенка и приведены примеры заданий с помощью которых формируются у учащихся глобальные компетенции....