Формирование глобальных компетенций в начальной школе
методическая разработка

Балицкая Татьяна Ивановна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_globalnyh_kompetentsiy.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ глобальных компетенций в начальной школе.

Врач и педагог Николай Иванович Пирогов писал:

«Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

Нельзя не согласится с тем, что начальная школа, это начало пути, в том числе пути закладывания мысли, как этот путь будет начат, настолько думающих подростков мы получим, соответственно из этого и сложится наше общее будущее.

Самое молодое направление компетенций российского образования, которое было включено в ФГОС в 2018 году.  Глобальная компетенция – это ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование учебных навыков.

Формирование глобальных компетенций в современном образовании очень актуально. Оно определено осознанием вызовов времени, отбором компетенций в образовательной среде, связанных с жизнью в глобальном сообществе.  На данный отбор повлияли некоторые факторы, взаимосвязанные и взаимозависимые.

1. Необходимость ориентироваться на будущее всего земного сообщества.

2. Специфика социально-экономического развития современного общества.

3. Возрастание роли комплексов умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами, важных во всякой профессии.

4. Динамизм, ускорение изменений во всех сферах жизни.

5. Необходимость модернизации содержания образования, поиск баланса между предметным и метапредметным содержанием образования.

6. Поиск новых подходов к социализации школьников.

Модель глобальных компетенций можно представить 4 компонентами:

Компонент знания в области глобальных проблем и межкультурных взаимодействий. В работах PISA он представлен и оценивается комплексным заданием. Когнитивные умения – это главные аналитическое и критическое мышление. Оценивается также комплексным заданием. Отношения – открытое, эффективное, уважительное взаимодействие с другими людьми в разных ситуациях.  Общечеловеческие ценности – ценности, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества, но, наполняется в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом. Если знания и умения можно оценить, то отношения и ценности находятся вне оценки.

Особенности направления глобальных компетенций в рамках функциональной грамотности.

1. Отсутствие предмета «Глобальные компетенции», метапредметное содержание включено в предметы география, обществознание, литературное чтение, окружающий мир, история.

2. В процессе формирования глобальных компетенций достигаются личностные образовательные результаты («soft skills»)

3. Интегративность, которая проявляется на уровне содержания ряда школьных предметов, на уровне социально-значимых ценностей, на организационном уровне. Она предполагает командную работу и взаимодействие всех участников образовательного процесса на уроках и вне уроков на предметном, меж-и метапредметном уровне, организацию воспитательной работы в школе, деятельность родителей (запрос системы образования, мотивация ребенка, поддержка, непосредственная помощь ребенку и учителю)

4. Непосредственная ориентация на «soft skills», связь с воспитательной работой школы, с воспитанием в семье и самовоспитанием.

5. Необходимость создания комплексных заданий, учитывающих отечественный опыт и особенности российского социума, которые позволят формировать глобальные компетенции в российских школах.

Какова же роль школы в формировании глобальных компетенций. В первую очередь это создание условий: для овладения знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества; для того, чтобы школьники осознали собственную культурную идентичность и понимали культурное многообразие мира; для освоения опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия; для формирования аналитического и критического мышления школьников.

В чем смысл глобальной компетентности!   Глобальные компетенции не формируются без видения локальных проблем. Способность «собирать пазл» о глобальном с малого и есть основная задача начальной школы.

Содержательные аспекты формирования «глобальных компетенций» в начальной школе.

Знания глобальных проблем:

  1. Причины возникновения и возможности разрешения глобальных проблем
  2. Взаимосвязь глобальных проблем. Проявление глобальных проблем в локальных ситуациях.
  3.  Изменение климата;
  4.  Мировой океан, вода;
  5.  Здоровьесбережение, питание;
  6.  Права человека, образование.

Данные аспекты формируются в основном на уроках окружающего мира.

Знания в области межкультурных взаимодействий

  1. Традиции и обычаи
  2.  Передача социального опыта
  3.  Воспитание и самовоспитание
  4.  Патриотическое образование
  5. Гражданское воспитание

Данные аспекты более актуальны для уроков литературного чтения.

Как именно мы можем формировать глобальные компетенции в рамках урока в начальной школе?

 В качестве примера используются учебники УМК «Школа России»: Литературное чтение Л. Ф. Климанова, Окружающий мир А.А. Плешаков, так же внеурочная деятельность и классные часы.

 В первую очередь наша задача - это коммуникация. Чтобы сплотить коллектив, настроить их на совместную работу, перед началом урока, предлагают задавать детям такие вопросы, чтобы заинтересовать детей, вопросы, которые выходят за рамки предмета:  -Каковы твои ближайшие цели и шаги?-Какие вопросы в этой теме тебе наиболее интересны? Что тебе кажется самым важным в этой теме?  Сегодня ученик и учитель выступают в роли двух партнеров. Поэтому учитель перестает быть оратором и источником информации, как это было раньше. Он затевает обсуждение, проясняет отдельные вопросы, помогает собрать информацию и разработать критерии для оценки. А ученик, в свою очередь становится соратником, коллегой. Он ищет информацию, оценивает результат

Педагоги должны обладать умением "раскручивать" программный материал в проектную деятельность и организовывать в нетрадиционной форме диспуты, споры (в спорах рождается истина и умение выслушать оппонента, воспринимать с уважением иную точку зрения). В начальных классах это можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, внеурочной деятельности и классных часах. Благоприятная почва подготовленная в начальной школе обязательно даст свои плоды в среднем и старшем звене.

 

Примеры заданий по формированию основ глобальных компетенций в начальной школе можно найти в учебниках УМК «Школа России»:

«Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, «Окружающий мир» А.А. Плешаков

Окружающий мир. Раздел Земля и человечество. Темы: «Мир глазами эколога», «Сокровища Земли под охраной человечества». Раздел Природа России. Темы «Моря, озера и реки России», «Лес и человек»,  Раздел Родной край – часть большой страны. Темы «Водные богатства нашего края», «Наши подземные богатства», «Земля – кормилица».

Приемы, упражнения, задания

1. Придумай рисунки-символы для каждой из изученных вами экологических проблем. Представь свою работу классу. Объясни предложенные тобой рисунки-символы. Творческая самостоятельная работа

2. Найди в Интернете информацию о работе международных экологических организаций. Подготовь сообщение. Домашнее задание совместно с родителями.

3. Диспут на тему «Виноват ли человек в загрязнении природы». Первый ряд отстаивает позицию, что виноват, второй ряд приводит доводы невиновности человека, третий ряд выступает как жюри.

4. Составьте рассказ про животное, насекомое или рыбу, которая обращается к людям с призывом беречь природу.

5. Прочитай в книге «Великан на поляне» рассказ «Бутылочная почта». Проанализируй свое поведение в природе. Были ли поступки, за которые тебе было стыдно? Поговори на эту тему со своими товарищами.

Так же на уроках окружающего мира ребята окунаются в  историю, и здесь то же можно провести работу по формированию глобальных компетенций.

  1. Проект «Мы помним» приуроченный к 9 мая. Ребятам предлагается написать о своем родственнике участвующем в Великой Отечественной войны.
  2. Написать письмо неизвестному солдату, задать в письме интересующие вопросы.

3. Проект «Города России» в ходе выполнения проекта ребятам предлагается не только рассказать об определенном городе, но и выразить свое мнение в чем важность взаимодействия всех городов между собой.

4. Проект «Родословная» позволяет узнать свою историю. Проблемными вопросами подчеркивается важность помнить историю. Примеры: Подумай, может ли дерево расти без корня? Как это связано с человеком и его жизнью?

Литературное чтение так же дает простор для мысли, этот учебный предмет подталкивает к большому количеству размышлений. Приведем несколько примеров.

  1. На примере произведения «Маленький принц» задать вопрос «Почему взрослые слепы?»  Так же множество проблемных вопросов: Какие чувства у вас вызывает высказывание «Ведут никому не нужные подсчеты звезд, вместо того что бы любоваться ими? «Почему взрослым нужно чаще прислушиваться к детям? Почему так важно в жизни любить и нести ответственность?»
  2. Л.Н.Толстой рассказ «Филипок» так же изучается в начальной школе. Рассказ про мальчика который так хотел в школу расскрывает важность образования в жизни каждого человека.Составить  тонкие  и  толстые  вопросы  к  рассказу один из видов работы над данным рассказом.

Выбрать  наиболее  удачные  вопросы,  записать  их  лепестках:

на  красных  -  тонкие,  на  желтых  -  толстые. Тонкие вопросы просто по содержанию, толстые раскрывают глубину произведения. Примеры вопросов:«Почему так важно для человека быть образованным» «Почему в глазах учителя этот маленький мальчик показался таким взрослым?....

  1. На уроках литературного чтения на примерах творчества Пришвина, Бианки, Чарушина так же раскрывается важность любви к природе и том как важна ответственность не только перед людьми, но и перед братьями нашими меньшими.
  2. На примере рассказов «Злая фамилия» «Три подвига» рассматриваем необходимость растить в себе мужество, отвагу, способность защитить ближнего.

«Можно ли делать выводы о человеке по внешности, одежде или фамилии? Нарисуй свои чувства когда читаешь строки о героических поступках? Игра «6 шляп» так же расширяет представления детей о событиях описанных в рассказе и способствует более эмоциональному восприятию.

 Внеурочная деятельность. В ходе внеурочной деятельности мы с ребятами посещали «Планетарий», где ребята ощутили насколько велика вселенная.

Посещали выставку «Девушки в шинелях фронтовых», где ребятам рассказали на реальных примерах, как сражались на фронте не только мужчины но и женщины, но наиболее трогательным для обучающихся, было услышать истории о детях –героях и об их подвигах.

Так же во внеурочной деятельности мы ездили на экскурсию «По старым улочкам города», где дети не просто прослушали лекцию о родном городе но и сами увидели разницу между новыми строениями и древней архитектурой. Так же после экскурсии мы рисовали не просто то что смогли посмотреть, а представили как город будет выглядеть в будущем.

Во время классных часов проводили «Уроки мира», так же просматривали фильм « Курск – город нашей великой победы»,еще темой классного часа было «Вежливые слова» на которой мы с ребятами разыгрывали сценку о том как по разному можно обращаться к людям и какая будет ответная реакция.

Влияние возрастных особенностей на процесс и результат формирования глобальной компетентности

 1. Возрастные особенности школьников проявляются: в восприятии учащимися содержательных аспектов «глобальных компетенций», в отношении к изучаемым проблемам, в особенностях осознания собственной идентичности, в характере взаимодействия с другими людьми.

 2. Усложнение познавательной задачи, естественное с точки зрения возраста и психологических особенностей учеников, уровня и содержания образования, влечет за собой возрастание затруднений у обучающихся.

3. Необходимо целенаправленно работать над составляющей «знания»; использовать потенциал метапредметного подхода в организации познавательной деятельности учеников.

Формирование глобальной компетентности — это составная часть целостного образовательного процесса, который отражает объективную необходимость, связанную с требованиями времени, и субъективный запрос мотивированных субъектов образовательного процесса - обучающихся, учителей и родителей.

Начальная школа закладывает основу глобальных компетенций, формируется способность думать, анализировать, от работы педагога и грамотно отобранного материала зависит захочет ли ребенок докапываться до истины, поразмышлять о том «Почему?», почитать, что-то дополнительно, мыслить широко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы

 В настоящее время в качестве цели образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной культуры,...

Мастерство учителя по формированию предметных компетенций в начальной школе

Об организации исследовательской деятельности и подготовке младших школьников к научно-практической конференции...

Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы

В данной презентации отображен перечень ключевых компетенций, основанный на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах...

Формирование коммуникативных компетенций в начальной школе

Презентация раскрывает пути формирования коммуникативных компетенций в начальной школе.Большое внимание уделено УМК "Перспектива"и её возможностям по работе над коммуникативными навыками обучающихся.Т...

Формирование глобальных компетенций учащихся начальной школы

В данной статье дано определение глобальных компетенций, его значение для всестороннего развития ребенка и приведены примеры заданий с помощью которых формируются у учащихся глобальные компетенции....

Формирование основ глобальных компетенций в начальной школе

Стратегия развития современного начального образования во многом определяется требованиями федерального государственного образовательного стандарта   к условиям организации учебно-воспитател...