ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ В ПАРАХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка

Петрова Карина Андреевна

Формирование системы знаний и способов действий, образующих умение работать в команде, особенно важно в современных условиях. Проблема развития умения работать в команде у младших школьников очень актуальна. Уровень развития командных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и становление личности в целом.

Целью нашей работы будет являться развитие умений работать в паре у детей младшего школьного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_razrabotka.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Карина

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ В ПАРАХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование системы знаний и способов действий, образующих умение работать в команде, особенно важно в современных условиях. Проблема развития умения работать в команде у младших школьников очень актуальна. Уровень развития командных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и становление личности в целом.

Целью нашей работы будет являться развитие умений работать в паре у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

-  научить детей учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать у детей собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

Комплексная задача: сформировать у младших школьников положительное отношение к работе в паре, способность к работе в команде

Специальные задачи:

1.Познавательно-мировоззренческая: дети осознают ценность и важность работы в паре

2.Эмоционально-волевая: обучающие будут стремиться к работе в группе, они почувствуют, что работать в паре интереснее

3. Действенно-практическая: они научатся работать в команде, овладеют навыками, которые для этого необходимы

Средства: мини – мониторинг психологических особенностей ребёнка (умение общаться в микроколлективе); тренинги; методики; наблюдение; беседа; игры

Возраст: 7-8 лет (1 класс)

Длительность периода – год

Функции учителя:

Он становится организатором и соучастником коллективной деятельности; объясняет цели предстоящей работы; комплектует группы; комментирует задания для групп; ведёт контроль за ходом работы; обращает внимание на типичные ошибки, даёт оценку работе учащихся.

Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини – мониторинг психологических особенностей ребёнка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать своё мнение).

Этапы проведения:   

Этапы

Задачи

Деятельность педагога

1 этап – вводный

(Подготовительная работа)

- формирование и развитие у учащихся представления о сотрудничестве в учебном процессе, правилах совместной работы на уроке.

  1. Беседа с учащимися о сотрудничестве, взаимопомощи с привлечением ДДТ

(Расширить представление учащихся о сотрудничестве, его преимуществах. Основные правила общения. Сформулировать правила работы в паре, группе – Приложение 1)

  1. Тренинг на сплочение (Приложение 2)
  2. Беседа с каждым участником по методике Г.А. Цукерман, либо выдаем каждому карточки с вопросами

(Приложение 3)

  1. Рефлексия «Дерево целей»

Основной этап

- формулировать у детей собственное мнение

- практические приемы (К примеру, простой вопрос «Что ты об этом думаешь?» постепенно добавляет уверенности ребенку)

- сюжетно-ролевые игры, где он сам имеет возможность расспросить продавца о понравившейся игрушке, самостоятельно обсудить с официантом свой заказ, попросить сделать желаемую прическу

- Чтение К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «У страха глаза велики», «Гуси – лебеди».

-Как поступил герой в данной ситуации?

-Как вы думаете, почему, так поступил герой (герои)?

-Посоветуйте, что надо было бы сделать?

-Как бы поступили вы, на месте этого героя?

- предлагается детям понаблюдать за определенной ситуацией или явлением природы и выразить собственное мнение, находя нужные аргументы.

- умение слушать партнера и слышать то, что он говорит.

Игра «Испорченный телефон» (слушать)

Упражнение «Чтец и слушатели» (слышать)

Упражнение: "Инструкции"(тренировка искусства слушания)

Вопросы для обсуждения:

какие вещи были сложнее для запоминания?

что помогло услышать собеседника?

помогал ли собеседник как-то, может жестами?

смотрели ли в глаза, когда говорили?

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Игры для детей «Учимся договариваться»

(Приложение 4)

Вопросы для рефлексии:

Что дает эта игра?

Что понравилось вам на нашем занятии больше всего?

Что узнали нового, чему научились?

- умение решать конфликтные ситуации

1. Тренинг «Разрешение конфликтов»         (приходит социальный педагог)

2. Проблемные ситуации:

- Ты участвовал в соревновании, занял первое место, а твой друг был почти последним. Твои действия, слова.

- Твой друг попросил у тебя твою любимую игрушку, а вернул ее сломанной.

- Мама принесла три апельсина: тебе и твоему другу. Как ты их поделишь? Почему?

- Ребята играют в интересную игру, а ты опоздал к началу. Попроси, чтоб тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если тебе откажут, не возьмут играть?

«Синквейн»

Заключительный этап

Совершенствовать умение сотрудничать, формировать эмоционально - положительное отношение к совместной деятельности.

1.Упражнения на развитие умения сотрудничать:

«Общий рисунок»,

«Эхо»

2.Рефлексивная беседа «Карусель общения»

(закрепление изученных понятий)

3. Проведение повторной диагностики уровня сформированности умения сотрудничать у младших школьников:

методика Г.А. Цукерман

4. Обращение к «Дерево целей»

(смотрим, достигли мы то, чего хотели)

Внеурочная деятельность (закрепление, полученных знаний)

Направление

Задания

Спортивно-оздоровительное

«Часы здоровья», где дети выполняют упражнения в паре (с мячиком, по командам)

Общеинтеллектуальное

  • Кружок «Занимательная математика» Ход задания: каждый учащийся индивидуально решает кроссворд, при необходимости пользуясь учебником. После этого дети меняются решенными кроссвордами и проверяют друг друга.
  • Работа по карточкам. Один ученик ищет ответы в тексте и диктует, второй – вписывает необходимые ответы. При заполнении второй карточки роли меняются.
  • При изучении какой-либо темы можно провести игру, в которой один ребенок задает вопрос, а второй отвечает, верит он в это или нет. Необходимо запомнить свои ответы, и затем, уже по ходу чтения текста и узнавания нового материала, ребенку нужно вспомнить свои ответы и сравнить с тем, что написано в тексте. Рефлексия: учитель интересуется, у кого получилось правильно угадать все вопросы.

Примеры вопросов:

1.     Веришь, что Наполеон Бонапарт писал математические работы?

2. Веришь ли, что А.С.Пушкин и М.Ю. Лермонтов увлекались математикой?

Общекультурное

Кружок «Час мастерства»

Дети делают поделку в парах, а потом организуется выставка прикладного творчества

У детей формируются умения, которые позволят младшим школьникам конструктивно сотрудничать при работе в паре и группе, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности, строить общение в соответствии с учебной задачей, ориентироваться на позицию партнера во взаимодействии при решении учебных задач, допускать существование различных точек зрения. Также, развивается способность точно выражать свои мысли и понимать сообщение собеседника, разрешать разногласия с помощью аргументов.

Приложение 1

Примерные правила:

  • Умей выслушать собеседника, не перебивай
  • Не согласен - объясни, почему
  • Доказывай своё мнение спокойно, вежливо
  • Будь внимательным
  • Работать надо дружно, помогать друг другу
  • Активно участвуй в обсуждении вопросов
  • Не стесняйся высказывать своё мнение
  • Правило поднятой руки.
  • Доверительный стиль общения ("нет" насмешкам)

 Приложение 2

Название

Описание

Цель

«Волшебные картинки»

Участники игры делятся на подгруппы. Каждая группа садится вокруг своего стола. На столах листы бумаги А3, наборы цветных карандашей и фломастеров.

«Сейчас мы с вами попробуем нарисовать большую семью. Рисовать будем следующим образом. Я назову члена семьи и включу музыку. А вы должны будете нарисовать этого человека за то время, пока она звучит. Когда музыка прекратится, каждый из вас передаст свой лист сидящему рядом по часовой стрелке игроку команды. После я назову следующего члена семьи, и игра продолжится. Каждый может использовать только один цвет».

После этого организуются «смотрины». Коллективы самых удачных работ поощряются. Каждый автор сообщает о своем вкладе в общее дело.

Цель - воспитание привычки оценивать свой вклад в коллективную работу.

Упражнение «Паззлы»

Дети делятся на

команды, каждой команде даются карточки в виде паззлов с изображением

животных. Каждому ребенку должно достаться 1-3 детали головоломки.

Психологический смысл упражнения заключается в том, что дети осознают, что справиться с заданием они могут только лишь согласуя свои действия и усилия. При этом дети объединены общей целью, а также задействованы все участники. После проведения данного упражнения детям задаются вопросы: «В чем были

трудности? Почему все-таки так важно работать в команде? Справились ли бы вы в одиночку?» и т.д.

Целью данного упражнения является формирование и сплочение команды,

а также обучение распределению ролей в группе.

«Уменьшающаяся газета»

Дети делятся на группы, каждой группе выдается газетный лист. Дети должны все вместе на него встать, при этом поместиться должны все. Затем лист складывается пополам и задание повторяется. Детям придется

тесниться, поддерживать друг друга, не толкаться и т.д.

В данное упражнение заложен следующий психологический смысл — оно тренирует навыки совместной деятельности, а также направлено на то, чтобы дети осознали себя командой, что каждый является ее неотъемлемой частью.

Сиамские близнецы»

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Чтобы третья нога была «дружной», можно две ноги скрепить веревочкой. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Близнецам предлагается:

-походить по помещению

-присесть

-лечь, встать

-нарисовать что-то

Цель - развивать умение работать в парах, чувствовать друг друга.

«Волшебная палочка»

Детям демонстрируется «волшебная палочка»

«Это волшебная палочка. Волшебная она, потому что знает все правильные ответы на все вопросы в мире. Сейчас она у меня. Значит, я – водящий. Выбираю себе партнера в кругу. Задаю вопрос.

Если ответ будет правильным, палочка перейдет в руки к ответившему, если нет, останется у водящего. Все остальные участники будут следить за ответами и помогать волшебной палочке. Но делать это надо по правилам. Если вы согласны с ответом, нужно сообщить об этом палочке аплодисментами. Если нет, сообщите об этом топаньем.

Примеры вопросов:

-Назови страну, в которой мы живем

-Сколько детей в нашей группе?

-Как называют людей с одинаковыми именами?

-Кем ты доводишься маме, дедушке, тете?

-Почему дикие животные боятся человека?

-Чем может быть полезен обществу пожилой человек?

-Что в тебе самое хорошее?

-Что можно делать только вместе с другими людьми?

-Трудно ли тебе сдерживать слезы?

-Есть ли у тебя друзья?

Цель - научить оценивать ответы и высказывания других детей, выражать свое мнение публично.

 Приложение 3

Методика «Кто прав?»

Ф.И. _______________________________________ Класс _________

Прочитай по очереди текст трех маленьких рассказов и ответь на поставленные вопросы.

Задание 1. «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Задание 2. «После школы три подруги решили готовить уроки вместе. «Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа». «Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя» «А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира». Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как им лучше поступить?»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», - предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4

Игры для детей «Учимся договариваться»

  • Игра «Мне не нравится» поможет детям лучше разбираться в своих ощущениях и правильно формулировать причину своего недовольства. Детям предлагается продолжить предложение «Мне не нравится, когда …».
  • Игра «Скажи конкретней» способствует развитию умения конкретизировать свои требования. Учитель просит школьников дать развернутый ответ «Я говорю «Отстань!», если …».
  • Игра «Я поступлю как …» поможет выбрать правильную модель поведения. Эту игру нужно проводить после просмотра мультфильма или прочтения литературного поведения.
  • Игра «Сделай по-другому» заключается в моделировании детьми правильного поведения в конфликтной ситуации. Для этого им нужно показать фрагмент какого-либо мультфильма, где продемонстрирована ссора, и попросить предложить вариант ее решения или предотвращения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста....

Опыт работы «Формирование культуры поведения на дорогах у детей младшего школьного возраста через интеграцию направлений и видов деятельности».

В  опыте подробно описываюся этапы работы по формированию культурного участника дорожного движения и организация работы отряда ЮИД в г. Нарьян-Маре...

Материал по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Представляю вам совместную деятельность учителя и воспитателя по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта....

Статья на тему "Формирование навыков самоконтроля и самооценки у детей младшего школьного возраста".

Самооценка — это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе....

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста Выпускная квалификационная работа

Выпускная кваликафиционная работа по специальности: "Учитель начальных классов". Тема: "Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста....

Формирование навыков самооценки и самоконтроля у детей младшего школьного возраста

Янковская Любовь Михайловна, учитель начальных классовВ своей работе по формированию навыков самоконтроля и самооценки я использую технологию оценивания, разработанную авторским коллективом разработчи...

Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Проблема воспитания здорового поколения до сих пор очень важна и актуальна в наше время. Если привить детям здоровые привычки с самого раннего детства, то в будущем они смогут вести здоровый и правиль...