Развитие наглядно- действенного мышления в процессе изучения технологии городецкой росписи у обучающихся с ТМНР
учебно-методический материал

Бард Ольга Викторовна

Материал может быть полезен учителям коррекционных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад на ШМО20.85 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ г. Пушкино «Школа- интернат»

Доклад

на школьном методическом объединении

  «Развитие наглядно- действенного мышления в процессе изучения технологии городецкой росписи у обучающихся с ТМНР»

                         Подготовила учитель Бард О.В.

Ноябрь 2022г.

  Развитие наглядно- действенного мышления в процессе изучения технологии городецкой росписи у обучающихся с ТМНР

 Городецкая роспись — это русский народный художественный промысел, особый вид росписи по дереву, который появился в середине XIX века в Нижегородской губернии.
      Городецкая роспись возникла в Поволжье, в районе города под названием Городец. Жители близлежащих деревень украшали деревянные прялки резьбой. Сначала узор создавали с помощью вставок из других пород дерева, затем резной орнамент стали подкрашивать, а еще позже роспись полностью вытеснила резьбу.
      Вскоре яркими рисунками стали украшать не только прялки, но и 
сани, сундуки, мебель, игрушки, шкатулки, деревянные панно и многие другие предметы. Изначально для росписи использовали яичные краски, а на смену им пришли масляные, темперные и гуашевые.
      Городецкую роспись выполняли на деревянной основе, которую перед этим грунтовали желтым, красным или черным цветами. Краски наносили большими цветовыми пятнами, после чего приступали к прорисовке деталей.
      Сюжетами городецкой росписи становились, прежде всего, жанровые сцены: праздники, прогулки, чаепития, охота, свидание влюбленных и многие другие.
      Вторым излюбленным мотивом городецких мастеров были цветы. Часто встречались и изображения животных, в частности коней и птиц. Но некоторые мастера прибегали к более экзотическим образам, например, рисовали львов. Такие рисунки обычно были парными: животные на изделиях смотрели друг на друга, как на гербах.

Стиль и манера рисования в этой росписи окончательно установились в конце 19 века и остаются неизменными до наших дней.
      Знакомство обучающихся с народным промыслом городецкая роспись я распределила на несколько этапов
:

       На первом знакомстве с городецкой росписью обучающиеся рассматривают изделия, красочные иллюстрации. При рассматривании обращается внимание на особенности городецкой росписи, подчеркивается яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи.

Далее проходит знакомство с элементами данной росписи, обучающиеся учатся рисовать: точки, дуги, капельки.

        В дальнейшем знакомимся с новыми элементами - волнистая линия, круги, а также закрепляется цветовая гамма. Больше внимания стоит обратить на технику рисования. Перед тем как изобразить какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе.

       Устные инструкции педагога, состоящие из нескольких, следующих друг за другом заданий, воспринимаются обучающимися с большим трудом. Большинство могут действовать только сопряжено с учителем или по показу. Все обучение строится на основе предметно – практической деятельности, сопровождаемой указаниями учителя.

         Но, поскольку, работать кистью обучающиеся моего класса не умеют, то мы упростили технику росписи, подстроили её под свои возможности. Мы используем трафареты.  Круги можно штамповать поролоновыми спонжами, различными крышечками, пробками и т.д. Штампы для печатания листочков можно вырезать, например, из картофеля, поролона. Дуги, точки, волнистые линии мы рисуем ватными палочками.

        В результате обучения деятельность становится более целенаправленной, осмысленной, организованной.  Обучающиеся быстрее понимают задание, их действия становятся более четкими.

        Иллюстрации городецкой росписи, как дидактические пособия, можно использовать на всех уроках. Мастера изображали то, что было вокруг них. Домашнее застолье с самоваром и угощеньями, отдых на природе, всадников, кареты, барыни, домашних и диких животных, птиц, времена года.

 Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, его необходимо хорошо рассмотреть: определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве, сконцентрировать свое внимание на руке.                   Требование передать в рисунке сходство с изображаемым объектом заставляет обучающихся подмечать в нем такие свойства и особенности, которые, как правило, не становятся объектом внимания при пассивном наблюдении.

 В ходе целенаправленных занятий рисованием обучающиеся начинают лучше производить сравнение, легче устанавливать сходство и различие предметов, взаимосвязь между целым и его частями.
       Занятия прикладным искусством способствуют формированию умения концентрировать внимание, стимулируют развитие памяти, конструктивное мышление, творческое воображение, способствуют развитию художественного вкуса,  умению переносить знания и навыки, приобретенные во время обучения, в практическую деятельность вне урока.

  В процессе изобразительной деятельности обучающиеся развивают речевые функции, удерживая творческий замысел, планируя работу, фиксируя готовый результат.

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пространственного мышления в процессе изучения геометрического материала

Работа-обобщение опыта по теме самообразования "Развитие пространственного мышления на уроках математики."Программа «Начальная школа ХХIвека» предполагает глубокое и всестороннее изучение младши...

Занятие кружка "Умники и умницы" на тему "Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Создание мини-проекта".

Занятие кружка «ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ» во 2-м классе.Тема:совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления. Создание мини-проекта.Цели:Ø   развивать творческие способно...

Развитие наглядно-образного мышления глухих детей младшего школьного возраста

Несмотря на то, что работа выполнена в 2002 году,она не потеряла своей актуальности и сегодня.Надеюсь,что данный материал пригодится воспитателям и психологам,работающим в коррекционных учреждениях с ...

Разрезные картинки для развития наглядно-образного мышления

Разрезнве картинки-развитие наглядно-образного мышления....

Развитие пространственного мышления в процессе изучения геометрического материала

Развитие пространственного мышления в процессе изучения геометрического материала...

Проект на тему: «Развитие наглядно-образного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках математики с использованием Smart Board»»

За последние пять лет, мы часто слышим и произносим «модернизация образования». А что такое модернизация? Как она влияет на школьников? Для чего все это нужно в образовательном процессе?От...