План самообразования учителя
методическая разработка

Измайлова Лариса Алексеевна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_izmaylova_l.a.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

учителя начальных классов МБОУ «ЦО № 7 имени Дунина-Горкавича А.А.»

Измайловой Ларисы Алексеевны

Тема самообразования: «Использование ИКТ в начальной школе как мотивационно - ценностное отношение младших школьников к учению»

Цели: 

1. Изучение и апробирование ИКТ как мотивационно - ценностное отношение младших школьников к учению.

2. Совершенствование методики преподавания предметов в рамках введения ФГОС второго поколения.

3. Повышение профессионального мастерства в использовании ИКТ технологий на уроках в начальной школе.

Задачи:

-изучение информационно-коммуникационных технологий;

-активное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

-развитие метапредметных навыков обучающихся: универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных) посредством применения ИКТ в учебном процессе;

-развивать творческий потенциал обучающихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности обучающихся;

-внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ИКТ- компетентностей и повышения мотивации обучающихся к учению;

-повышение качества проведения учебных и внеурочных занятий в результате применения ИКТ- технологий.

Предполагаемый результат:

-создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

- создание текстовых работ;

- обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

- разработка учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ;

- разработка дидактических материалов (таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.

- разработка методических рекомендаций по применению ИКТ во внеклассных мероприятиях;

- разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;

- выступления на заседаниях ШМО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта, участие в педсоветах, семинарах, вебинарах.

- умение оказать практическую помощь коллегам.

Форма отчета по проделанной работе: выступления на заседаниях школьного и городского педагогических сообществ, педсоветах, участие в конкурсах, конференциях, семинарах.

Форма самообразования:

индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей начальных классов, педагогических сайтов, а также через участие в жизни школы.

Этапы и содержание самообразования:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

1. Диагностический

Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме имеющегося опыта

1. Анализ затруднений: как формировать ИКТ-компетентность учителя начальных классов?

2. Постановка проблемы.

3. Обзор информации, работа с Интернет-ресурсами по теме.

4.  Изучение единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. 

2017-2018г.

Курсы повышения квалификации учителей.

Изучение ФГОС начального общего образования.

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Изучение нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности и нормативных документов по педагогической аттестации.

2. Прогностический

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов: участие с детьми в интернет-конкурсах, онлайн проектах.

2017-2022 г.

Участие в дистанционных онлайн-конкурсах,

педагогических тестированиях, семинарах для учителей начальных классов. Выступление на семинарах, конференциях педагогов.

3. Практический

Внедрение опыта работы

1. Система мер, направленных на решение проблемы: регистрация на педагогических сайтах, обучение учащихся работе на компьютере в разных программах, обучение работе в интернете.

2. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

3. Использование ИКТ в учебной и внеурочной деятельности.

4. Освоение возможностей новых ТСО компьютерных программ, учебных платформ.

5. Разработка пакета материала в электронном виде.

6.  Применение в урочной и внеурочной деятельности единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы

2017-2021 г.

Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.

Участие в вебинарах, семинарах учителей.

Выступление на педсовете «Особенности самореализации детей, требующих особого внимания», «Работа с одаренными детьми». Выступления на заседаниях МО «Технология деятельностного метода обучения» (из опыта работы), «Требования к современному уроку».

Выступление на ГПС с темой «Игра как способ повышения качества и продуктивности обучения русскому в начальной школе».

Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей). Участие в олимпиадах, конкурсах.

Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе и воспитанников.

4. Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов.

2017-2022 г.

Участие в работе городского сообщества учителей начальных классов и в проведении городских семинаров.

Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.

Участие в работе школьного сайта.

Консультативная помощь учителям и учащимся. Проведение онлайн уроков, классных часов, родительских собраний.

Ведение профессионального портфолио.

5. Внедренческий

 Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

 Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

Публикации на педагогических интернет сайтах.

Участие в семинарах «Моделирование образовательного пространства с инструментами МЭО», «Создание цифровой среды на

уроке в современной школе".  

Участие во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок».  

Участие во Всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку.

Участие во Всероссийском конкурсе: «Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС».

Участие в региональном конкурсе учителей,

использующих цифровые технологии в образовании «Учитель будущего — ХМАО-Югра».

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Форма результатов

Профессиональное

Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования по предметам начальной школы.

Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

Повышать квалификацию на курсах для учителей.

Успешно пройти аттестацию.

Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.

Презентация своих профессиональных достижений: выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях; личное участие в профессиональных конкурсах разных уровней; наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях, размещение авторских материалов в сети Интернет и т.д.

Конспекты

Памятки

Рекомендации

Презентации

Психолого-педагогическое

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Методическое

Совершенствовать знания современного содержания образования воспитанников.

Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

Принимать активное участие в работе школьного и городского МО.

Организовать работу с детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах, творческих работ, олимпиадах.

Изучать опыт работы лучших учителей своей школы и через Интернет.

Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

Создать собственную базу лучших сценариев, уроков, интересных приёмов и находок на уроке.

Поводить открытые уроки для коллег.

Участвовать в конференции на базе школы на тему: «Использование информационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации по предмету и качества образования».

Работа по теме самообразования.

Программы и учебно-тематические планы.

Учебные рабочие программы, тестирующие программы

Методико-дидактические материалы

Конспекты уроков

Информационно-коммуникативные технологии

Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

Обзор в Интернете информации по педагогике и психологии.

Создание и накопление методической копилки на собственном сайте.

Комплекты методико-дидактических электронных материалов.

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

Методические рекомендации по теме «Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения познавательной активности младших школьников»

Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ:

Владеть основами работы на компьютере.

Иметь навыки работы с мультимедийными программами.

Владеть основами работы в Интернет.

Учителю должен владеть рядом умений.

Основными являются:

технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;

методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;

технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ необходимо соблюдать этапы.

Этапы подготовки к уроку:

диагностика

прогнозирование

планирование

ДИАГНОСТИКА:

характер учебного материала

структура урока

временные затраты в учебном процессе

возможности, интересы и способности учащихся и т. д.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ:

оценка различных вариантов проведения урока

выбор наиболее оптимального

ПЛАНИРОВАНИЕ:

создание методической структуры урока

выбор оптимального для проведения урока форм организации учебной деятельности учащихся, средств обучении и т. д.

Возможности использования мультимедийной презентации на различных этапах урока

Этапы урока

Содержание

Цели

Условия достижения положительных

результатов

Организационный

Демонстрация темы и целей

урока

Подготовить учащихся к работе

на уроке

Положительный настрой учителя и

Учащихся; быстрое

включение класса в

деловой ритм;

обеспечение полной

готовности класса и

оборудования к

работе

Проверка

домашнего

задания

Демонстрация правильного решения для заданий, вызывающих затруднения, тестовый

опрос по теории

Выявить уровень

знаний учащихся

по заданному на

дом заданию

Устранение типичных ошибок;

обнаружение причин

невыполнения домашнего задания отдельными учениками

Актуализация

опорных знаний

и способов

действий

Вопросы и задания,

подводящие к необходимости изучения

темы; краткое обобщение по пройденному материалу

Восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий

Формирование дидактической цели

вместе с учащимися; использование различных приемов организации

деятельности учащихся по принятию цели

Формирование новых понятий и способов действий

Основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты, иллюстрирующие особенности нового материала

Демонстрация нового учебного материала

Применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения

Контроль и учет знаний

Задания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний

Организация контроля и самоконтроля

Использование различных способов контроля и самоконтроля знаний, рецензирование работ учащихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях

Применение ИКТ в начальных классах на различных уроках.

1. Русский язык

Наверное, многие согласятся, что многие дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь из глаз пытливый огонёк жажды знаний? Поэтому мультимедиа очень удобна.

2. Чтение

Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.

3. Математика.

На уроках математики с помощью слайдов может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка. В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. Начиная с первого класса, ребята должны научиться понимать задачу, поэтому учителю приходится рисовать иллюстрации, чертежи и рисунки к задаче, а это отнимает драгоценные учебные минуты, да и учителю приходится долго готовиться, чтобы сделать рисунок, а здесь достаточно щелчка мышки.

4.Окружающий мир

Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания, формирование представления о государственном устройстве нашей страны. Презентации помогают узнать о правах человека, познакомить с государственной символикой, а также с главными праздниками страны – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а, следовательно, запоминающимся. Необходимо отметить, что огромная роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова.

5.Изобразительное искусство, технология.

Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии.

Рекомендации по оформлению презентации: 

При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.

Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.

Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.

Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.

Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.

Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.

Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.

Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

Рекомендации учителю по применению ИКТ  

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:

- постоянно совершенствоваться во владении компьютерными технологиями. Мы живем во времена, когда техника и технология стремительно эволюционируют. Учитель должен быть готов идти в ногу со временем, постоянно обучаться новым приемам подачи информации;

- не увлекаться ИКТ сверх меры. Применение компьютерных технологий не должно быть самоцелью. Достичь эффективности в обучении можно только в том случае, если использование компьютерных технологий в данном случае уместно и оправдано;

показывать все возможности компьютерных программ и сервисов на личном примере. Если педагог использует достижения ИКТ в своей повседневной практике, то и для учеников не составит труда овладеть основными приемами. Главное — понимать, что за каждой ситуацией использования ИКТ стоит конкретная учебная задача, а порой и педагогическая стратегия;

- избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

- ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.

- дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;

- учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной).

      Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.

Возможности интерактивной доски PROMETHEAN Activboard

Основные приёмы, которые я использую в работе с доской:

1-        так называемый приём на контрастном изображении, он незаменим при фронтальной работе на любом этапе урока, любого предмета;

2-        приём блокирования изображения на верхнем слое, часто пользуюсь на уроках математики, на этапе актуализации, либо введении новой темы;

3-        также в продолжение второго приёма, часто пользуюсь свойством копирования объекта, в основном этим приёмом я пользуюсь на уроках математики при устном счёте;

4-        приём установки свойства для объекта (у каждого объекта, который внесён на экран есть свои свойства), также применяю практически на всех уроках;

5-        приём приписывания для объекта, определённого (нужного) действия (действие привязывается к любым объектам, которые выносятся на доску);

6-        приём «Волшебные чернила», этот приём очень любим детьми, вносит эффект неожиданности, вызывает восторг, удивление у первоклашек;

7-        приём накладывания ограничения на движение в какой-либо области (в результате чего невозможно перемещение действия за пределы этого ограничения), возможности использования этого приёма на уроках в начальной школе также неоспоримы;

8-        приём «Сетка». Из тех возможностей доски, которые заложены изначально, учителя часто пользуются возможностями разлиновки, это так называемая сетка, которая выставляется просто, в свойствах самого флипчарта, того инструмента, который идёт в приложении доски, собственно лист в клетку или в линейку (особенно в косую линию, так важную на этапе обучения письму). Линейка хороша тем, что является внутренним элементом, можно удалить, что написано, стирается текст, а не сама сетка.

   Флипчарты можно создавать самим, просто отсканировать нужную страницу учебника, сохранить картинку, найденную в интернете, вывести задание, составленное предварительно для урока, а затем сохранить флипчарт и спокойно воспользоваться им на уроке.

Преимущества интерактивной доски

-доска позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам;

-позволяет существенно экономить время на различных этапах урока, например, если нужно вставить буквы и знаки, то на уроке можно использовать скриншот страницы, ученик на интерактивной доске будет выполнять нужное задание (это весьма актуально в условиях интенсивного обучения, где дефицит времени ощутим);

-интерактивная доска дает возможность многократно использовать подготовленный материал: при объяснении нового материала, при проверке домашнего задания и тематическом повторении;

-использование интерактивной доски стимулирует активность учеников на уроках, усиливается процесс запоминания и повторения.

     Учитель в зависимости от темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат:

-обеспечить положительную мотивацию обучения;

-проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

-обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

-повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

-усовершенствовать контроль знаний;

-рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

-формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

-обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

-сокращает времени для контроля и проверки знаний учащихся (тестирование);

-школьники учатся навыкам контроля и самоконтроля;

-повышают качество знаний;

-продвигают ребенка в общем развитии;

-помогают преодолеть трудности;

-вносят радость в жизнь ребенка.

       Конечно, очень важно не перегрузить учащегося информацией, поэтому объем учебного материала необходимо определять с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика за компьютером, а также с учетом основных дидактических принципов обучения по предмету

Гигиенические требования

        В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» для учеников

 I-IVклассов время за компьютером на уроке не должно превышать 15-ти минут, для учеников V-VIIклассов – 20 минут,

для учеников VIII-IXклассов – 25 минут,

для старшеклассников X-XIклассов на первом часу учебных занятий – 30 минут и на втором – 20 минут.

    Внеучебные занятия с использованием ИКТ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

для обучающихся II-Vклассов – не более 60 минут;

для обучающихся VIклассов и старше – не более 90 минут.

      При этом время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 минут для II-Vклассов и 15 минут для учащихся более старших классов.

      Детям до трех лет работать за компьютером и играть в компьютерные игры не рекомендуется.

     Сохранить здоровье глаз помогут правила, которых стоит придерживаться во время работы за компьютером:

- чаще переводить взгляд на удаленный объект;

- правильно установить экран монитора и постараться предотвратить отсутствие бликов на экране;

- работать при надлежащей освещенности помещения, не работать в темноте;

- моргать каждые 3-5 секунд;

- выбрать правильное расстояние (не менее 50 см) до монитора;

- по возможности сокращать время работы за компьютером;

- делать 2-3-минутные перерывы при работе за компьютером.

Вывод:

Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ, в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуальной и дифференцированной работы. Они повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика.

Безусловно, в современных условиях младший школьник постепенно должен приобщаться к пользованию различными электронными ресурсами, чтобы более экономно и эффективно организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией, расширять свой кругозор, приобретать определённые умения и контролировать их становление.

Список использованной литературы

  1. Барышникова М.Ю., Карелова Е.И., Клецин В.И., Шумихина Т.А. Информационные технологии для учителя-предметника. – М.: Федерация Интернет Образования. 2003.
  2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: АРКТИ, 2003.
  3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: АРКТИ, 2003.
  4. Ильенко Л.П. “Опыт интегрированного обучения в начальных классах” // Начальная школа, 1989, №9
  5. Соловейчик С.М. Методика развития речи младших школьников. – М.: Линка-Пресс, 1994 - 43 с.
  6. Хоменко А. И. ИКТ на уроках в начальной школе. // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 237-239. — URL
  7. Шанский Н.М. Лексика современного русского языка. – М.: Просвещение, 1992 – 346 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования учителя

Самообразование по теме "приобщение учащихся к русской культуре"...

План самообразования учителя начальных классов

План самообразования по повышению уровня качественной успеваемости учащихся, направленный на становление сознания и личности ученика в целом....

Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов

Подробный план индивидуальной самообразовательной работы учителя начальных классов на 5 лет...

План самообразования учителя

В плане указаны разделы работы над методической темой...

Личный план самообразования учителя начальных классов

Материал содержит табличный материал по составлению плана самообразования с подробным перечнем литературы для изучения. Тема самообразования мною была озвучена следующим образом: "Формирование регулят...

План самообразования учителя

Может кому и пригодится в работе....

План самообразования учителя начальных классов на 2010-2013 годы

Материал содержит план самообразования по теме "Формирование типа правильной читательской деятельности как средство развития универсальных учебных действий по работе с информацией"....