Выступление «Формы воспитательной работы, формирующие рост ценностей по гражданско-патриотическому воспитанию»
материал

Одинокова Надежда Николаевна

выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_uchitelya_nachalnyh_klassov_odinokovoy_n.n.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление учителя начальных классов Одиноковой Н.Н.

«Формы   воспитательной работы, формирующие рост ценностей по гражданско-патриотическому воспитанию»

В современной школе проблема гражданско-патриотического воспитания на сегодняшний день актуальна. Поставленная на современном этапе перед школой задача гражданско-патриотического воспитания предполагает не только формирование веры и убеждений, но и претворение теоретических предложений в конкретные дела. В связи с этим, каждый из педагогов стремится найти новые методы и формы организации процесса непрерывного воспитания. Непрерывное воспитание учащихся определяет основные условия эффективности гражданско-патриотической работы в учреждении образования: профессионализм, высокий уровень идейной убежденности педагогов. Для её эффективного решения от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся. Организация воспитательного процесса испытывает некоторые трудности, связанные с малочисленными методическими разработками, организацией и планированием гражданско-патриотической работы. Перед учреждением образования стоят следующие цели и задачи.

Цель: прививать учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.

Для достижения цели по гражданско-патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи:

Задачи:

  • изучение истории своего края;
  • воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;
  • развитие у детей уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям; родной природе.
  • создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.

Правильное определение цели и задач гражданско-патриотической работы помогает выбрать оптимальные методы и формы организации воспитательных мероприятий:

формы: конкурсы рисунков, песен, стихов, сочинений

поисково-исследовательская работа

акции

инсценировки

уроки мужества

методы: беседы, просмотр видеофильмов, экскурсии.

  1.  В нашей школе воспитательная работа в 6-ти направлениях , одно из них «Я –гражданин» , основной целью данного направления и является, воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

     Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Родины. В процессе развития человек постепенно осознает свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу, Родине. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином страны.

    Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из определяющих понятий которого является идеология.

  Дети начальной школы посещают кружки « Мы граждане России» ( 100%), а так же каждый учитель проводит тематические  классные  часы.

Во время кружковой работы дети в течении года знакомятся и углубляют свои знания по блокам «Семья», « Село», «Родина». Задача  моя как педагога на основе сравнения постепенно показать детям, что Родина это тоже семья, которую нужно уважать, ценить, прислушиваться к мнению других и т.д. Кроме работы кружка, гражданско-патриотическое воспитание можно проследить и в целом ряде классных часов, проводимых в течение года . Например «Урок мира», « Моя малая Родина» , « В городе дорожных наук», «Города-герои», «Исторические личности- Жуков герой ВОВ», « За отвагу», « Герои моей семьи», « А ну-ка мальчики», « Наши мамы лучшие на свете», « Герои нашей области».

Кроме классных часов провожу в нестандартных формах:        

-познавательная игра « Право имею»,

-викторина « Я люблю тебя Россия»

- уроки мужества «Дети-герои».

Так же дети участвуют в различных акциях « Дети-детям», « Поздравь ветерана», « Открытка солдату», « Пятёрка для мамы», « Чистый двор»

Всероссийские уроки « Хранители воды».  И т.д.

 Такие формы объединяют детей, ведут к общей цели.

Именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму и гражданственности.

Формированию гражданственности и патриотизма у учащихся во многом способствуют воспитательные мероприятия, посвященные Дню призывника, Дню воина-интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы и Дню независимости.

Гражданско-патриотическое воспитание должно ориентироваться не только на любви к Родине, но и веры в себя, в собственные силы, в великие свершения наших отцов и дедов. Это любовь к каждому уголку и каждому гражданину нашей многонациональной России. Воспитывать ребят надо на победах, а не поражениях, на созидании, а не на разрушении.

Воспитательная работа по гражданско-патриотическому направлению будет считаться эффективной, если учащиеся овладеют знаниями истории России, современно-экономической, социально-политической культурной жизни общества. Если у них будет развито чувство гордости за свою страну , а идейно-политическое сознание, информационная и правовая культура будут на высоком уровне. Ребята в полной мере должны овладеть знаниями конституции, символики Р.Ф, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать активную жизненную позицию, участвовать в жизни класса, школы. Работу по данным направлениям включаем в уроки ОЗОЖ ( темы из правового блока «Гражданин и государство», «Права и обязанности граждан России», «Что значит быть и жить в настоящем времени», « Символика Р.Ф», семьеведческий блок: «История создания праздников», «Общенародные и государственные праздники», «Семейные праздники в традициях народов», «Традиции в моей семье»), и уроки « Окружающего мира».

При планировании различных мероприятий и разработок урока учитываются интересы ребят, темы для обсуждения на уроках ОЗОЖ предлагаю на выбор. Например истории создания праздника, традиций, дети готовили по наиболее любимому им.

В заключении хочется повторится, что достижение целей гражданско-патриотического воспитания  не может быть достигнуто только силами школы, поэтому я стараюсь организовать в работе взаимодействие школы, семьи и социума, что способствует формированию устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, основных правах и обязанностях детей и учащихся, их социальных связях и отношениях.

Гражданско-патриотическое воспитание это сложный и многогранный процесс, так как на него оказывают влияние не только школа, но и семья, и окружающий социум. В связи с этим важно охватить всех учащихся разнообразными массовыми, групповыми и индивидуальными формами воспитательной работы и организовать это так, чтобы школа стала центром и способствовала обогащению учащихся их гражданским опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и формы воспитательной работы в младших классах.

В настоящее время особо остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей, проживающих в специальных (коррекционных)...

Программа по воспитательной работе "Ступеньки роста" 1-4 класс

Данная программа была разработана учителем начальных классов Белозеровой Еленой Владимировной, принята на МО учителей начальных классов ЦО №491, согласована с кафедрой воспитательной работы ЮВОУО. Про...

Презентация "Формы воспитательной работы в малокомплектной школе"

Внеклассная воспитательная работа с учащимися имеет разнообразные формы. Под формой следует понимать варианты организации педагогического процесса, композиционное построение воспитательного мероприяти...

Программа воспитательной работы "Ступеньки роста"

Программа содержит основные разделы воспитательной работы и план мероприятий....

Компетентность педагога в вопросе духовно – нравственного воспитания личности. Эффективные формы воспитательной работы.

Проблема  духовно-нравственного развития в настоящее время актуальна и своевременна,...