Воспитательный возможности урока окружающего мира в начальной школе
учебно-методический материал

Светлана Петровна Будз

Воспитание навыков культуры поведения ребенка начинается в семье, и к моменту поступления в школу он в принципе должен овладеть достаточным объемом информации. Однако, как показывает практика, дети приходят в школу с различным уровнем сформированности культурных навыков. И зачастую именно педагогам приходится восполнять серьёзные пробелы в семейном воспитании детей, а в лучшем случае, продолжать формирование у младшего школьника качеств человека культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Воспитательный возможности урока окружающего мира в начальной школе

«Только ЖИВОЙ ПРИМЕР 

воспитывает ребёнка, а не слова,

пусть самые хорошие, но не подкреплённые делом»

                                                         А.С. Макаренко

Воспитание навыков культуры поведения ребенка начинается в семье, и к моменту поступления в школу он в принципе должен овладеть достаточным объемом информации. Однако, как показывает практика, дети приходят в школу с различным уровнем сформированности культурных навыков. И зачастую именно педагогам приходится восполнять серьёзные пробелы в семейном воспитании детей, а в лучшем случае, продолжать формирование у младшего школьника качеств человека культуры.

Роль школы в формировании общей культуры весьма высока, уже потому, что дети школьного возраста большее время находятся в стенах школы. Школа является той общественной организацией, которая специально организует педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств.

(Слайд 2) В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.

Большой воспитательный эффект уроков окружающего мира ни у кого не вызывает сомнения.

(Слайд 3) Главная задача уроков окружающего мира:

- формирование элементарной целостной научной картины мира, позволяющей систематизировать и упорядочить опыт младшего школьника;

– формирование в сознании младших школьников целостной картины социоприродного и поликультурного мира через познание природы и общества родного края, страны, мира;

– обеспечение восприятия детьми окружающей действительности через призму российской и мировой культур;

– усвоение общечеловеческих и этнокультурных норм поведения, адаптация к жизни в поликультурном мире, определение места и роли личности в окружающем мире;

– формирование эколого-экономической и валеологической культуры, навыков безопасной жизнедеятельности, в том числе и на основе приобщения к народной мудрости и национальным традициям;

– воспитание чувства патриотизма, национального самосознания, уважения к культуре своего и других народов, любви и бережного отношения к природе родного края.

В УМК «Школа России» это находит отражение следующим образом. Иллюстративный материал учебника «Окружающий мир» А.А. Плешакова знакомит ребят с многообразием национальных костюмов, блюд, традиций.

(Слайд 4) Изучая тему «Как устроен мир», учащиеся знакомятся с государственными символами своей страны, народами, проживающими на её территории, достопримечательностями. Благодаря проекту «Богатства, отданные людям» дети собирают информацию о великих русских учёных, писателях, поэтах, художниках и делятся своими знаниями.  (слайд 5) Обсуждаются примеры самоотверженности и героизма сынов России, защищавших в годы Великой Отечественной и других войн свою общую Родину (проект «Имена в истории России», 4 класс).

Естественнонаучный компонент предмета «Окружающий мир» нацелен на развитие у младших школьников первоначальных представлений и понятий о разнообразии природы, законах ее развития, взаимосвязях человека и природы. Его содержание обладает мощным общекультурным потенциалом, поскольку личность, познающая природу, не только приобретает определенные знания, но и обогащается духовно.

Приобщение младших школьников к сокровищнице народной мудрости происходит на протяжении всех лет обучения в форме включения в учебный материал загадок, сказок, легенд, былин, песен русского и других народов России. Наиболее полно этнопедагогический материал представлен в содержании таких тем, как «Эта удивительная природа», «Родной край – часть большой страны»».

Для организации усвоения знаний в структуру учебника и рабочих тетрадей включены система познавательных и развивающих заданий, а также упражнения для выработки необходимых умений и навыков. Во многих случаях задания имеют игровой характер, что особенно привлекательно для детей младшего школьного возраста.

Например, некоторые виды организации учебной деятельности по воспитанию патриотических качеств.

(Слайд 6) В 1 классе изучается раздел «Что и Кто?» (тема «Что такое Родина?») дети рассказывают о своём крае из личных наблюдений, составляют проект «Моя малая Родина», привлекают к работе родителей, которые помогают им собрать необходимую информацию.

Во 2 классе в разделе «Где мы живём?» есть проект «Родной город(село)». Дети выполняли творческие задания: найди и отметь герб РФ, а затем и своего города; разложи полоски так, чтобы получился флаг РФ, расскажи всё, что о нём знаешь; узнай о том, какие народы проживают на территории твоего города, расскажи о них. Работая в группах, дети, с помощью учителя и родителей, учатся собирать информацию по определённой теме.

В 3 классе в разделе «Путешествие по городам и странам» ребята совершили виртуальное путешествие по Москве, а затем они представили фотографии, сувениры из тех мест, где побывали в течении учебного года.

      Формирования у детей ответственного отношения к природе – очень важная задача. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. А это сказывается на жизни животных растений, да и самого человека.

Начальная школа формирует у учащихся первичные знания о природе и навыки ее охраны, это связано с тем, что успешному осуществлению экологического воспитания младших школьников способствуют их экологические особенности: эмоциональная отзывчивость, склонность к подражательности, восприимчивость к воспитательным воздействиям, любознательность. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразия связей человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе. Надо, чтобы ребенок понял, что природа – это первооснова красоты и величия, ему надо внушать, что любить природу – значит творить добро. Можно сказать, что начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Большим воспитательным потенциалом на уроках окружающего мира обладает творческая работа учащихся. Прежде всего, это связано с тематикой творческих работ, которые могут включать актуальные сюжеты с точки зрения формирования гражданских и нравственных качеств личности; развития эстетических потребностей, экологической культуры; формирования представления о ценности семьи и семейной жизни; воспитания уважения к старшему поколению своей семьи, родителям, бабушкам и дедушкам, своим землякам - героям труда, защитникам России и др. Тема для творческой работы должна отвечать интересам ученика, быть ему понятной и близкой. Это темы, посвященные культуре и повседневной жизни своего края в различные времена, истории конкретных памятников культуры, семейной истории, выдающимся людям своего Отечества или края.

Используются следующие виды творческих работ:

1. сообщения с компьютерной презентацией (иллюстрации по теме);

2.творческие работы с элементами проектной деятельности (по истории своей семьи);

3.составление фотоальбомов по теме;

4. создание фотогазет.

Некоторые формы работ по экологическому воспитанию на уроках окружающего мира.

(Слайд 7) В 1 классе в разделе «Как? Откуда? Куда?» есть множество практических работ, одна из которых «Изготовление кормушки». Дети под руководством взрослых изготовили уютные домики для птиц и развесили на пришкольной территории, в парках, у дома.  (Слайд 8) Ребята ежегодно участвуют в акции «Помоги птицам зимой». (Слайд 9) В разделе «Почему? Зачем?» дети выполнили практическую работу «Изготовление созвездия» и рассказали одноклассникам о них.  (Слайд 10) Очень увлекла ребят творческая работа «Круговорот воды в природе». (Слайд 11) Защищая проекты «Домашние питомцы», ребята поделились информацией о своих четвероногих друзьях, о их привычках   и повадках.

 (Слайд 12) Проект «Моя семья» дал возможность каждому ребёнку рассказать о своей семье, её ценностях и традициях при помощи рассказа, рисунка, презентации, видеоролика.

Ссылка: https://nsportal.ru/video/2016/12/proekt-moya-semya

 (Слайд 13) В 3 классе в разделе «Эта удивительная природа» тема урока «Берегите воду» можно использовать театральную инсценизацию, которая позволит подчеркнуть значимость данного природного ресурса.

Ссылка: https://vk.com/video456930916_456239022

Театрализованная постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цели: 

формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.

Задачи: 

  • расширить и обогатить кругозор учащихся о воде;
  • раскрыть проблемы загрязнения и охраны вод;
  • развивать познавательный интерес к изучению природы;
  •  воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

                                     Ход мероприятия.

Крошка сын к отцу пришёл,
и спросила кроха:

— Что такое хорошо
и что такое плохо?

- К речке мы с тобой пришли

Плавать и купаться.

— Это очень хорошо –

Надо закаляться!

- У реки гурьба людей

Весело играет, кушает,

А мусор тут, под кустом бросает.

Ты задумайся, дружок,

Это очень хорошо?

- Нет, конечно же, они

Плохо поступают!

Следует всегда, везде

У озера, у речки

Банки, склянки убирать,

Мусор здесь не оставлять!

- Если ты спешишь, малыш,

 Отдохнуть у речки,

Мусорный пакет возьми,

Поступи по-человечески.

- Ведь приятно посидеть

На чистом бережочке,

Окунуться в лоне вод,

Попрыгать на песочке.

- После паводков весной,

Весь мусор, что у речки,

Плавает в воде, смотри!

- Как бесчеловечно!

- Пластик, к слову, например,

Долго разлагается,

Алюминий ещё дольше.

Что же получается?

- Снова плохо мне, тебе!

Природа разрушается!

- А морские обитатели

В той воде плескаются,

Сказать о том, что они гибнут

У них не получается!

- Так безмолвно умирают

Не сказав словечка.

Нарушается цепочка -

Не только в этой речке!

— Вот завод на берегу

Быстро разрастается,

Делает колбасы, мясо.

- Вкусно получается!

- Присмотрись, вон от завода

Вниз труба спускается.

Из неё бегут отходы

И в воду тут сливаются.

- Ой, как плохо, не пойму,

Опять природа огорчается?

- Стоки, выбросы, отходы

Ухудшают жизнь природы.

Воду сложно очищать,

В питьевую превращать.

Пестициды подсыпаем,

Урожай все собираем.

Радуемся, но беда,

Вновь подземная вода и дожди

Несут отходы.

- Снова мы вредим природе!?

- Порошками мы стираем,

Чистящими убираем.

Догадался? Всё тот час

В водоёмах здесь у нас.

- Снова плохо! Ох, беда!

Всё исчезнет без следа!

- Просто каждый, без труда,

Должен знать, как дважды два:

«Насорил – так убери!

И другим ты говори,

Что вода для нас важно,

Без неё мы никуда!»

Скоро, сын, ты подрастёшь,

Новшество изобретёшь,

Воду от беды спасёшь!

Флора, фауна тогда

Расцветёт как никогда!

- Пусть же это все случится,

Мир тогда развеселится.

Зажурчат и там, и тут ручейки

И запоют: «Стали люди хороши,

Благодарим их от души!

Будет рыба вновь плескаться,

Вода сверкать, переливаться.

Птицы звонко запоют,

Будет им комфортно тут»

Если будем мы любить,

Только лишь добро творить,

Будет точно хорошо

И не будет плохо!

(Слайд 14 – 15) Урок природоведения является основной организационной формой обучения и воспитания по данному предмету. Но он будет гораздо интереснее, если будет проведён в виде праздника, игры, наблюдения, экскурсии викторины и др.

            В основе эстетического воспитания младших школьников, которое осуществляется на уроках окружающего мира, лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Возникающие при этом ситуации удивления определяют эмоционально-положительное отношение к рассматриваемому объекту. В этом случае эмоции выполняют ориентирующую и регулирующую роль. Разнообразие, яркость, динамичность объектов окружающего мира влияют на устойчивость эмоциональных впечатлений, а взаимосвязь между эмоциональным и познавательным становится условием развития эстетических чувств. Задача уроков как раз и состоит в том, чтобы поддержать родившееся эмоциональное состояние, использовать его для приобретения знаний и развития познавательного интереса.

(Слайд 16) «Окружающий мир» - предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее и т.д.).

(Слайд 17) Таким образом, курс «Окружающий мир» может стать мощным средством духовно-нравственного развития младших школьников. Содержание предмета «Окружающий мир» способствует расширению кругозора, воспитанию нравственных качеств, развитию патриотических чувств, любви к Родине, как к малой, где родился, так и к стране в целом. Оно обеспечивает знакомство с особенностями региона и страны, а также приобщает школьников к национальной культуре родного народа, выступает фундаментом для взаимодействия с культурой других народов, мировой культурой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе.

В данной презентации  рассматриваются некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ)...

Развитие исследовательских умений на уроках окружающего мира в начальной школе.

Развитие общих  исследовательских  умений и навыков на примере программы "Перспективная начальная школа"...

"Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе"

В статье представлен опыт работы, тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе  с использованием ИКТ....

Урок окружающего мира УМК «Начальная школа 21 век» 1 класс Тема: «Где ты живешь?»

Приходя в первый класс, дети осваивают новые для себя роли. Они теперь - ученики. Многим из них приходится уже самостоятельно добираться до школы. И очень важно, чтобы путь этот был безопасен для них....

Развивающее обучение на уроках окружающего мира в начальной школе

Конспект урока окружающего мира во 2 классе....

Воспитательные возможности урока литературного чтения в начальной школе

Воспитательные возможности урока литературного чтения в начальной школе...