Роль артикуляционной гимнастики в коррекционно-образовательной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
консультация

Юлия Александровна Орлова

     Речевое развитие детей с ОВЗ протекает медленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются недостаточно сформированными.

Коррекционно-образовательная работа с детьми с ОВЗ осуществляется по нескольким направлениям. Но на каждом направлении огромное значение имеет развитие подвижности органов артикуляционного аппарата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль артикуляционной гимнастики в коррекционно-образовательной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

     Речевое развитие детей с ОВЗ протекает медленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются недостаточно сформированными.

Коррекционно-образовательная работа с детьми с ОВЗ осуществляется по нескольким направлениям. Но на каждом направлении огромное значение имеет развитие подвижности органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель  артикуляционной  гимнастики  -  выработка  правильных,  полно-ценных  движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного  произношения  звуков,  и объединение  простых  движений  в  сложные.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет решить задачи:

-улучшить кровоснабжение артикуляционных  органов  и их  иннервацию (нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Как проводить артикуляционную гимнастику.

При  проведении  артикуляторной  гимнастики  особое  внимание  необ-ходимо  уделять  качеству  выполнения  артикуляторных  движений.  Важно  следить  за  чистотой  выполнения  движений  (без сопутствующих  движений),  за  плавностью  движений,  темпом, нормальным  тонусом  мышц  (без  излишнего  напряжения  или  вялости),  за  объемом  движений,  умением  удерживать  движение определенное  время,  за  переключаемостью  движений,  т.е.  возможностью  перехода  от  одного  движения  к  другому,  за  точной координацией  движений языка и губ.

Поначалу  артикуляционную  гимнастику  необходимо  выполнять перед  зеркалом.  

Проводить  артикуляционную  гимнастику  нужно  ежедневно.

Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

• «Лягушка»;

• «Бегемот»;

• «Слоник»;

• «Чашечка»;

• «Блинчик»;

• «Иголочка»;

• «Горка» и другие.

Динамические упражнения – это такие упражнения, как:

• «Часики»;

• «Качели»;

• «Лошадка»;

• «Чистим зубки»;

• «Вкусное варенье»;

• «Дятел»;

• «Худышка – толстяк» и другие.

Разнообразить занятия помогут картинки, игрушки, детские стихотворения.  Можно  придумать много игр, предложить ребенку слепить предмет, который мы изображаем язычком. Можно предложить ребенку придумать движение руками, которое повторяет движение органов артикуляции.

Для поддержания интереса мы используем необычные и нестандартные методы выполнения артикуляционной гимнастики: биоэнергопластика, гимнастика  с использованием предметов и продуктов питания. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога.

Что такое биоэнергопластика?

Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:

«био» — человек как биологический объект;

«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Этапы работы с применением биоэнергопластики:

  1. Знакомство с артикуляционным упражнением. Отработка его перед зеркалом. Руки в упражнение не вовлекаются.
  2. Выполнение артикуляционных упражнений с участием ведущей руки.
  3. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
  4. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

 

Преимущества биоэнергопластики:

- оптимизирует психологическую базу речи;- улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;

- способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

- синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;

- позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Примеры артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики:

«Бегемотик»

  • Исходное положение- сидя перед зеркалом рот закрыт. На счет «один» открыть рот, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов.
  • Кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются

«Лягушка»

  • Рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Затем вернуть губы в исходное положение.
  • Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» немного прогнуть ладонь, пальцы слегка направить вверх.

«Хоботок»

  • Исходное положение- сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Затем вернуть губы в исходное положение.
  • Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» согнуть 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки.

«Качели»

  • На счет «один» открыть рот , упереть язык в альвеолы за верхними передними зубами. На счет «два» опустить язык вниз к альвеолам за нижними передними зубами
  • На счет «один» поднять сомкнутые пальцы вверх, на счет «два» опустить ладонь вниз.

«Лошадка»

  • Открыть рот, присосать язык к небу. Под счет ритмично и сильно щелкать языком.
  • 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Под счет смыкать и размыкать 4 пальца с большим пальцем руки, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах.

Биоэнергопластику можно использовать в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности.

В результате регулярного выполнения артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, улучшается кровоснабжение артикуляционных органов, развивается подвижность, укрепляется мышечная система языка, губ, щёк, улучшается внимание, память, мышление, речь.

Биоэнергопластику можно использовать на этапе постановки звуков на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Регулярные занятия над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, при этом усиливая их результативность.

      Для более успешного развития подвижности органов речевого аппарата родителям предлагается выполнять артикуляционную гимнастику дома. Для этого в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, родителям предлагаются нетрадиционные упражнения с продуктами питания, водой и предметами, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

  1. Держи крепче

Удерживать соломку, макаронину, сушку на языке, языком на губе, между губой и носом. Также можно пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ и языка.

  1. Бусинки

Кладем на тарелку крупные крошки печенья, маленькие круглые конфетки или шарики из сухих завтраков. Просим ребенка языком собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусы. Или просим ребенка перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.

  1. Сладкий футбол

Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградину, сухарик, орех, кусочек сахара, Крупную круглую конфету и т.д.

  1. Вкусное варенье

Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан детям) с губ, с печенья с сухаря и т.д.

  1. «Вкуснятина»

Намазываем на тарелку мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан детям) и просим ребенка облизать поверхность тарелки.

  1. «Поймай рыбку»

Насыпаем на тарелку крупные крошки, или шарики из сухого завтрака. Предлагаем ребенку поймать рыбку. Язык – это удочка, а крошки – это рыбки. Нужно широко открыть рот и высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка.

  1. «Рисуем язычком»

Нарисовать языком на печенье солнышко, цветочек, облачко или что-нибудь другое.

  1. «Жевательная резинка»

Даем ребенку, если это не противопоказано, несколько мягких жевательных резинок, просим их разжевать до образования большого кома. Большой комок жевательной резинки разжевать сложно, поэтому ребенок будет разрабатывать челюсти.

  1. «Чашечка»

Просим ребенка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку витаминку, конфетку или что-то другое и удерживать несколько секунд.

  1.  «Хомячок»

Ребенок набирает в рот немного чистой воды или сока и гоняет жидкость из одной щеки в другую.

  1.  «Зайчик»

Ребенок откусывает твердый фрукт, овощ, печенье, сухарик или корку хлеба и тщательно ее разжевывает.

  1.  «Сладкая зарядка с чупа-чупсом»

Круглый сладкий чупа-чупс – отличный логопедический тренажер:

- обхватите чупа-чупс губами и попробуйте удержать его 5-10 секунд;

- удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху-вниз, затем из стороны в сторону;

- приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

- поднимите широкий язык и прижмите чупа-чупс к небу;

- двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно.

- проведите леденцом сначала в уголках рта, затем над губой и под губой,      пытаясь языком достать и облизать чупа-чупс. 

Завершая сегодняшнее обсуждение, разрешите еще раз подчеркнуть, что овладение речью в дошкольном возрасте – одна из наиболее трудных и в тоже время основных задач дошкольного развития. Мы должны помнить и о том, что если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к шести-семи годам, то этот путь, как правило, сложнее будет успешно пройти на более поздних возрастных этапах. Нам нельзя упускать время, помогать ребенку нужно в сензитивный период!

Список литературы

1. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Просвещение, 2010. – 171 с.

2. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить [Текст] / М. М. Кольцова. – М.: Современная Россия, 1973. – 144 с.

3. Кузнецова Е. В. Развитие и коррекция речи детей 5–6 лет [Текст] / Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова. – М., 2004. – 173 с.

4. Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / Р. Г. Бушлякова. –Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2011.

5. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989

6. Шашкина, Г. Р. Изучение особенностей дошкольников с ОНР и ознакомление со спецификой коррекционной работы / Учебное пособие / Г. Р. Шашкина. – Москва, 2000. – 132 с.

7. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. – М.: АльянС, 2014

8. Беляковская Н. Н.Учим ребенка говорить: здоровьесберегающие технологии [Текст] / Н. Н. Беляковская, Л. Н. Засорина, Н. Ш. Макарова. М. – Творческий Центр «Сфера», 2009. – 128 с.

9. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования [Текст] / О. А. Зажигина. – С. – П.: Детство – Пресс, 2014, 96 с.

10. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика [Текст] / Пожиленко Е. А. - C.- П. Каро, 2006 – 92 с.

11. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. [Текст]/ Т. В. Будённая. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-64 с.

12. Сиротюк, А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. [Текст]/ А. Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.

13. Ястребова, А. В., Лазаренко, О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. [Текст]/ А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко. - М.: Аркти, 2001.- 144 с.

14. Ястребова, А. В., Лазаренко, О. И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. [Текст]/А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко. - М.: Аркти, 1999.-136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя-логопеда с леворукими детьми.

Особенности протекания психических процессов обусловленные механизмами межполушарного взаимодействия....

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....

Роль артикуляционной гимнастики в развитии правильного звукопроизношения.

Данная статья раскрывает всю важность артикуляционой гимнастики в развитии речи ребенка....

Методическая разработка "Дыхательная гимнастика в коррекционной работе учителя-логопеда"

В данной методической работе освещена ВАЖНАЯ роль дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда....

РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

В ДАННОЙ СТАТЬЕ СОБРАНЫ  АРТИКУЛЯЦИОНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ....

"Пальчиковая гимнастика в работе учителя-логопеда".

Сопряжённая гимнастика или театр пальчиков и языка....

Взаимодействие в работе учителя логопеда и учителя начальных классов, способствующее повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-лого...