Нейроподход в коррекционно-образовательной работе учителя-логопеда
статья по логопедии

Горлова Оксана Владимировна

В статье рассматривается исследование эффективности использования нейропсихологических методик в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда, взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи, преимущества использования нейротренажеров в логопедической практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_kopiya.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Нейроподход в коррекционно -образовательной работе учителя-логопеда

Движение может заменить лекарство – но ни одно     лекарство не заменит движения.

Ж.Тассо

         В последнее десятилетие в мире отмечается рост частоты рождения детей с врожденными физическими аномалиями – дефектами интеллекта, тяжелыми прогрессирующими заболеваниями, задержкой психического развития, когнитивными нарушениями, с расстройством аутистического спектра. Все чаще встречаются дети, поступающие на логопункт с сопутствующей неврологической симптоматикой (РЭП,ММД,СДВГ,дефицит внимания).У детей данной категории наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием, недоразвитием ВПФ, во многих случаях выявляется незрелость определенных функций головного мозга, нарушение межполушарного воздействия

Этот факт привлекает ученых разных областей- медицины, психологии, педагогики, нейропсихологии. Современные методы коррекции оказываются не всегда эффективными в преодолении трудностей развития ребенка, поэтому необходим поиск новых путей коррекционной работы с данной категорией детей.

 На сегодняшний день нейропсихологическая коррекция представляет собой наиболее эффективный метод безмедикоментозной помощи при отдельных видах нарушений. Нейропсихология – это относительно молодое направление, сочетающее в себе знания психологии, нейронауки и психофизиологии.

       Среди отечественных ученых, активно разрабатывающих вопросы при- менения нейроигр и упражнений в коррекции нарушения речи, можно назвать А.Н.Леонтьева, А. Г. Лурия, Н.С. Лейтеса. В работах данных учёных отмечена взаимосвязь с манипуляцией рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи. Согласно научным доказательствам Л.С. Выготского, А.Р.Лурия, мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуальном, речевом, эмоциональном развитии ребенка [1]. Благотворное влияние специальных двигательных упражнений на развитие человеческого интеллекта на основе своих наблюдений выявили и американские психологи Пол и Гейл Деннисон. Ими была создана методика психокоррекции детей с различными проблемами в обучении и развитии «Гимнастика мозга» [2].

   Нейропсихологические игры способствуют формированию новых нейронных связей, которые стимулируют и дают импульс тем участкам головного мозга, которые отвечают за высшие психические функции: мышление, речь, внимание, память и восприятие. Полноценное развитие межполушарного взаимодействия необходимо для успешного развития ребенка с ОВЗ. Нейропсихологические упражнения способствуют работе обоих полушарий, улучшают мыслительную деятельность и познавательную активность.

   По мнению многих  профессионалов, большая часть детей  дети — кинестетики. Дети-кинестеты познают мир через свои ощущения и через движения. Они привыкли все трогать, нюхать, пробовать на вкус. Такие дети очень активны, неусидчивы, подвижны, невнимательны. Они не могут  дослушать инструкцию учителя, им трудно сконцентрировать свое внимание. Для того, чтобы более конструктивно общаться с такими детьми и правильно выбрать формат обучения и коррекционной работы, очень важно учитывать доминирующий канал восприятия ребёнка. Как раз нейроигры очень подходят для данной категории детей. Они эмоционально привлекательны, многофункциональны. Они позволяют проводить автоматизацию и дифференциацию звуков в сочетании с двигательной активностью, а не только в статичном положении за столом, что очень важно в логопедической практике. Так существует такое понятие «Кабинетная речь». Это когда ребенок  пользуется правильным звукопроизношением только в условиях кабинета логопеда, а в свободной, самостоятельной речи дефекты речи сохраняются. «Кабинетная речь» чаще всего формируется, если коррекционная работа проводится сидя перед зеркалом. Поэтому очень важно автоматизировать  звуки не только сидя, но и стоя,  и в движении.

   Неоценимую помощь в коррекционно-развивающей работе учителя логопеда оказывает использование разнообразных нейротренажеров: нейровосьмерка, нейроскакалка , балансировочная доска Бильгоу, нейроладошки , кинезио мячи, межполушрные доски т.д.

    Нейровосьмерка — тренажер для активации мыслительных способностей и развития интеллекта ребенка. В упражнениях с тренажером участвуют одновременно руки и глаза, задействованы оба полушария, речевой центр и мозжечок. Ручной балансир направлен на тренировку и развитие глазной мышцы, максимально эффективно снимая нагрузку с глаз при долгом чтении и письме .

Работа на тренажере требует повышенной зрительной концентрации и прикладывания усилий для того чтобы шар двигался строго по траектории, не останавливался и не падал. Используя на логопедических занятиях данное пособие  можно  усложнить задание с одновременным проговариванием речевого материала (для автоматизации поставленных звуков в речи, расширению слованого запаса и т..д). Речевой материал подбирается индивидуально учителем-логопедом в соответствии  с решаемой проблемой .

  Доска Бильгоу – это нейротренажер для мозжечковой стимуляции,для развития умственных способностей, укрепления эмоционально-волевой сферы, физической формы, сенсорного развития и развития мелкой моторики. Также он эффективен в использовании при задержке речевого развития у детей.

Стоя на балансировочной доске ребенок  выполняет инструкции педагога, при этом сохраняя равновесие. Такие тренировки  похожи на интересную, подвижную, увлекательную игру.

Интерес ребенка  к занятиям на балансире нужно поддерживать и стимулировать, предлагая новые упражнения с различными дополнительными  элементами – мешочки, мячики -скакуны , мячик –маятник , лого-мишень эффективный тренажер для  активации речи у неговорящих детей , работе на этапе автоматизации звуков.

 Использование нейротренажеров, нейроигр  в коррекционно- образовательной работе учителя-логопеда позволяет не только разнообразить логопедическое занятие но и оказывает положительное влияние на коррекционный процесс, делая обучение более интересным, разнообразным и интенсивным, отимизируя работу учителя-логопеда и позволяя добиться более стойких результатов.

Список литературы

  1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т.Г. Визель. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 384 с.
  2. Деннисон Пол, Деннисон Гейл. Гимнастика мозга. Руководство для педагогов и родителей. – М., 1999. – 320 с.
  3. Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения. – М.: Айрис-пресс, 2018. – 112 c.
  4. Сиротюк А.Л. Нейропсихологоическое и психофизиологическое сопровождение обучения /А.Л.Сироюк.-М.:ТЦСфера,2003г.-288с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»

РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...

Взаимодействие в работе учителя логопеда и учителя начальных классов, способствующее повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-лого...

Роль артикуляционной гимнастики в коррекционно-образовательной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

   Речевое развитие детей с ОВЗ протекает медленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются недостаточно сформированными.Коррекц...