«Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в начальной школе»
статья

Долгаева Татьяна Анатольевна

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи, учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию должен помочь ребенку учитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА «ГИМНАЗИЯ № 34»

        

«Эффективность использования электронных  образовательных ресурсов

в начальной школе»

         Выступающий:  Т.А.Долгаева,

   учитель начальных классов,

                  высшая квалификационная категория

Ульяновск

(Слайд 1)

«Эффективность использованияэлектронных  образовательных ресурсов в начальной школе

«Расскажи мне, и я забуду, покажи мне,

и я запомню, вовлеки меня – и я пойму»,

- гласит китайская мудрость.

(Слайд 2)XXI век — век высоких компьютерных технологий. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи, учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию должен помочь ребенку учитель.

(Слайд 3)Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
1. Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников.
2.Достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе.
3.Развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения.
4. Снижению дидактических затруднений у учащихся.
5. Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции.
6. Приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

В реализации всех этих задач учителям начальных классов должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР)

(Слайд 4)КЛАССИФИКАЦИЯ ЭОР:

- по типу среды распространения и использования

- по виду содержимого контента

- по реализационному принципу

-по составляющим входящего контента

Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет  осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

(Слайд 5)Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиаресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используются все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиаресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

   Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Где можно скачать интернет – ресурсы ?

(Слайд 6)Федеральные коллекции:

Федеральный Центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)  

http://www.fcior.edu.ru

(Слайд 7)ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВВ 2006 году был запущен портал (www.school-collection.edu.ru), объединяющий ресурсы, созданные в рамках проекта «Информатизация системы образования» Национального фонда подготовки кадров.

Цель создания портала – сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к широкому набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин.

Хранилище предоставляет всем заинтересованным участникам образовательного процесса бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ к учебным материалам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, все ресурсы которой предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации.

В настоящее время в хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, функционирующем на базе дата-центра ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», размещено более 110 тысяч ресурсов практически по всем школьным предметам.

(Слайд 8)РОССИЙСКИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ (www.school.edu.ru)был создан в 2002 году и за время своего существования успешно развивался как в плане предоставляемых сервисов, так и с точки зрения информационного наполнения.

                Одним из основных компонентов портала является Каталог интернет-ресурсов, содержащий аннотированные описания образовательных интернет-ресурсов для дошкольного и общего (среднего) образования, дополнительного образования детей, повышения квалификации педагогов и методистов.

Тематические коллекции являются собственными ресурсами портала,  ориентированными на удовлетворение образовательных потребностей пользователей и предназначенными для использования в практической педагогической работе.

Коллекции включают полные тексты литературных произведений и исторических документов, иллюстративный материал по истории, живописи, архитектуре, аудио- и видеоматериалы, а также сборники диктантов по русскому языку, опытов по физике и химии, комментариев по законодательству в образовании, проводится полнотекстовый поиск с учетом морфологии (словоформ русского языка).

(Слайд 9)Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»

(Слайд 10)Таблица ЦОР

        (Слайд 11)   Сайты, которые я использую:

kid-mama.ru Этот сайт помогает при самостоятельной подготовке к урокам. Здесь можно найти готовые презентации, тренажёры, готовые уроки, статьи, энциклопедии, занимательные игры по темам.

          (Слайд 12)ya-umni4ka.ruи proshkolu.ruЗдесь собрано множество тестов-тренажеров для начальной школы. Они подобраны по классам, темам, предметам. (например, «Части речи», «Найди числа», «Словарные слова», «Меткий стрелок», «Исправь ошибку»….)

        (Слайд 13)   Особую ценность для меня представляет cepia.ruТаблицы Шульте. Это онлайн тренажер по скорочтению. Он помогает учить детей быстрому, правильному чтению.

         (Слайд 14)Ltfrning.Apps.orgЭто сервис готовых упражнений. Кроме этого можно создавать свои тренажеры. Сервис LearningApps предназначен для создания интерактивных учебно-методических пособий по разным предметам. Сервис основан на работе с шаблонами (заготовками) для создания работы. Тематика разнообразна от работы с картами до разгадывания кроссвордов и создания карт знаний. Для начала работы необходимо зарегистрироваться.Зарегистрировавшись, создаете папку мой 1 «В» класс. В эту папку я помещаете приложения по темам урока. Дома учащиеся под своими аккаунтами заходят на сервис и выполняют эти задания. Все они в игровой форме, поэтому дети выполняют их с удовольствием. А родители контролируют этот процесс. У Вас же высвечивается информация, с какими приложениями работали учащиеся.

(Слайд 15)   Для работы с одаренными учащимися я вместе со своим классом зарегистрированы на сайте МЕТАШКОЛЫ и Сайте  Olimpiada.ru

                 Учащиеся получают задания и выполняют дома в удобное для них время. В моём кабинете отражаются все результаты их работы. Очень удобно отслеживать как ребята занимаются. В определенный день и время проходит основной тур той или иной олимпиады. Ребята в режиме онлайн в течении часа выполняют задания. После окончания олимпиады, дети сразу получают результаты. Дипломы и грамоты, если побеждают, и сертификаты за участие, если что то не получилось.

Учи.ру — это онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме.

Олимпиада охватывает сразу несколько предметов: математику, русский язык, предпринимательство и окружающий мир.

                Задания олимпиады направлены на развитие нестандартного мышления и представлены в понятной игровой форме.

                Задачи тренируют внимание, логику и пространственное воображение, но при этом не требуют углубленного знания школьной программы. Олимпиада охватывает сразу несколько предметов: математику, русский язык, предпринимательство и окружающий мир.

                Эта онлайн-платформа мне нравится еще и потому, что здесь даются задания, которые ребята выполняют в любое удобное для них время. Перед каждой олимпиадой проходят тренировочные туры, где дети проверяют свои силы в разных заданиях, а учитель прослеживает те темы, с   которыми дети не справляются и помогает им. Родители так же являются постоянными участниками данного процесса. У них свои аккаунты, они заходят на страничку своих детей и прослеживают  их достижения. После каждого тренировочного тура идёт основной. В течении недели в любое время учащиеся имеют возможность поучаствовать  в олимпиаде.

                После закрытия тура, они сразу получают уведомление о том, как они справились и получают грамоты в зависимости от баллов которые набрали.

                Преимущества данной олимпиады еще и в том, что мне регулярно на электронную почту приходят сообщения о том, как мои учащиеся справляются с заданиями, кто работал и сколько каких заданий выполнил правильно, а в каких сделали ошибки. Тем самым, я даже не заходя на сайт знаю продвижение учащихся.

(Слайд 16)Применяя в начальной школе все виды электронных образовательных ресурсов (ЭОР) – электронные учебники и учебные пособия, мультимедиакурсы, интерактивные тренажеры и тестирующие системы и др. – учитель начальных классов использует систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый.

Применение ЭОР дает учителю экономию времени на уроке, повышенную мотивацию обучения, возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов, привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.

В свою очередь для ученика ЭОР содействует росту успеваемости по предмету, позволяет проявить себя в новой роли, формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности, делает занятия интересными и развивает мотивацию – учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Но следует помнить и о негативных последствиях, которые могут возникнуть: нарушение зрения у детей, перегрузка обучающихся. Необходимо следить за соблюдением санитарных норм, не допускать перегрузки учащихся, давать задания дозированно.

      (Слайд 17)

Задача учителя не в том,

чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том,

чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний,

научить добывать знания и пользоваться ими.

 Константин Кушнер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА

Аннотация к проектуXXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.  Первоклассник, впервые переступив порог школы, попадает в мир знани...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Повышение эффективности образовательного процесса в начальной школе посредством применения ИКТ-технологий»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий. Одни...

«Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности в начальной школе»

В работе описаны  методы, приемы и средства повыщения эффективности образовательной деятельности в начальной школе и из личного опыта в рамках ФГОС. Работа учителя приняла участие  на ...

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ.

Сочетание новых информационных технологий с наиболее эффективными методами традиционной педагогики, с новыми приемами в преподавании дает ощутимый результат  для освоения нового материала учащими...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка как средство повышения эффективности учебного процесса в начальной школе.

В методической разработке приводится методика использования ИКТ в образовательном процессе, которая может быть полезна  для успешного обучения на уроках русского языка. Раскрываются возможности и...

Статья по теме "Использование ЭОР в начальной школе для повышения эффективности обучения школьников"

Использование ЭОР в начальной школе для повышения эффективности обучения школьниковМеняется время – меняется подход к обучению детей. Ведь мы живем в XXI веке. А XXI век,  как известно — век высо...