Педагогические приемы, педагогические технологии, анализ урока
учебно-методический материал

Герцог Наталья Николаевна

Некоторые теоретические вопросы  в помощь учителю при проведении уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся.

 Опыт применения приемов педагогической техники Анатолия Гина представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока и обогащения методической копилки учителя.    

При составлении плана (конструктора) урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения материала, для обеспечения оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса детей к предмету и к себе лично.

ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  1. ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА.
  2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В УРОК.
  3. ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ.
  4. ПОСЛОВИЦА-ПОГОВОРКА.
  5. ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ.
  6. ЭПИГРАФ.
  7. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ (по М.И.Махмутову).
  8. ПРОБЛЕМА ПРЕДЫДУЩЕГО УРОКА.

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА

         Учитель дополняет реальную  ситуацию фантастикой.

         Вы можете переносить учебную ситуацию  на фантастическую планету; изменить значение любого параметра, который остаётся постоянным или имеет вполне определённое значение; придумать фантастическое растение/ животное и рассмотреть его в реальном биоценозе;  перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека…

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В УРОК

        Учитель начинает урок с "настройки".

        Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например, так: "Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос... (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное... (называется тема повторения)".

        Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза. Она может быть мажорно-возбуждающей, как "Танец с саблями" Хачатуряна или "Болеро" Равеля, или минорно-успокаивающей, как романс Глинки. Можно начать с традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса — простого опроса, ибо основная его цель — настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой. Могут быть и другие варианты входа в урок.

        Когда класс слабый, трудно настраивается, то начинаем урок всегда (или почти всегда) определенным образом. Но если класс слажен, проблем с управлением нет, то вход в урок можно разнообразить.

ПРОБЛЕМА ПРЕДЫДУЩЕГО УРОКА

        В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.                Например,  на   уроках  русского языка и литературы можно употребить множество приемов  целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и  т.д.). Вот некоторые из таких приемов  целеполагания.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА,

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. ТЕМА-ВОПРОС.
  2. РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ.
  3. СИТУАЦИЯ ЯРКОГО ПЯТНА.
  4. ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ.
  5. ГРУППИРОВКА.
  6. ДОМЫСЛИВАНИЕ.
  7. ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ.

ТЕМА-ВОПРОС

        Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, а чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъект-субъектных отношениях или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.           Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:                                                                                                                                                                                                                                                                                          

  1. Повторить знания об имени прилагательном.
  2. Определить, с какими частями речи сочетается.
  3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.
  4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.                                

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ

        На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится  к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

ИСКЛЮЧЕНИЕ

        Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.        Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.                                                                        Например, тема урока "Дикие животные".

        Второй вид. Задать детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
        Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые".
         – Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".
         – Что общего во всех словах? (Названия животных)
         –  Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

ДОМЫСЛИВАНИЕ

        Предлагается тема урока и слова "помощники":                                         Повторим
         Изучим
         Узнаем
         Проверим
                                                                                                      С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.                         

ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ

        Учитель чертит на доске  линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находят уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УУД В НАЧАЛЕ УРОКА ИЛИ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПО МЕРЕ НЕОБХОДИМОСТИ.

  1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА.
  2. ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА.
  3. ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ.
  4. ИГРА В СЛУЧАЙНОСТЬ.
  5. ОБСУЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ Д/З.
  6. ЛОВИ ОШИБКУ!
  7. ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА

        Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура “входа в урок” - можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление. Разминку можно проводить по разному:

  • Что лишнее (Земля, Марс, Луна, Венера) и т.п.
  • Обобщить – что это (бактерии, животные, растения, грибы – это царства)
  • Что пропущено – логическая цепочка (береза, растение = волк, …….)
  • Какое слово скрывается (фотамсеар - атмосфера) и так далее.

        Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

ИГРА В СЛУЧАЙНОСТЬ

        Формула: учитель вводит в урок элементы случайного выбора.

Там, где правит бал случай, - там азарт. Пробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Если трудно найти такую шикарную, как в телевизионной игре “Что? Где? Когда?”, достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот – вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача (как в телевизионной игре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик. Кроме рулетки, используют игральные кости, подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, вынимают бочонки русского лото с номером учащегося в журнале, запускают бумажный самолетик – в кого попадет…

ЛОВИ ОШИБКУ!

        Объясняя  материал, учитель намеренно допускает ошибки.                        Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется.                                                                        Приучайте детей мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание и готовность вмешаться!                                                                Ученик получает текст (или скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

(ПРАВИЛ, ПОНЯТИЙ, АЛГОРИТМОВ…).

  1. УДИВЛЯЙ!
  2. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ.
  3. СВОЯ ОПОРА.
  4. ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ.
  5. ЛОВИ ОШИБКУ!
  6. ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА.
  7. ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ.

        

СВОЯ ОПОРА

Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Этот приём уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приёма можно рекомендовать составление развёрнутого плана ответа (как на экзамене).

Замечательно,  если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не еда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.

ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА

        Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков по числительному можно задать вопрос: «Какое числительное буквально значит  «тысячища»? Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ

        К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов - суждений:

  • Почему?
  • Как доказать?
  • Чем объяснить?
  • Вследствие чего?
  • В каком случае?
  • Каким образом?

Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь.

        Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

  1. СВОЯ ОПОРА.
  2. «ДА-НЕТКА» ИЛИ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ИГРА ДЛЯ ВСЕХ.
  3. ЛОВИ ОШИБКУ!
  4. РАБОТА В ГРУППАХ.
  5. ИГРА – ТРЕНИНГ.
  6. ДЕЛОВАЯ ИГРА «Я – УЧИТЕЛЬ».
  7. ЩАДЯЩИЙ ОПРОС.

 «ДА-НЕТКА» ИЛИ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ИГРА ДЛЯ ВСЕХ

        Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: "да", "нет", "и да и нет".

        "Да-нетка" учит:

  • связывать разрозненные факты в единую картину;
  • систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • слушать и слышать соучеников.

ИГРА – ТРЕНИНГ

Эти игры приходят на помощь в трудный момент — чтобы растворить скуку однообразия...

1. Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

2. Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия

в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

ДЕЛОВАЯ ИГРА «Я – УЧИТЕЛЬ»

        Использование такой формы урока, как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что, в свою очередь, гарантирует успех такого урока у учащихся.

         Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

СФОРМИРОВАННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

  1. МИНИ-ПРОЕКТЫ.
  2. РЕШЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.
  3. МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ.
  4. РАБОТА С КОМПЬЮТЕРОМ.
  5.  «В СВОЁМ ТЕМПЕ».
  6. ОЗВУЧИВАНИЕ «НЕМОГО КИНО».
  7.  «РЕСТАВРАТОР».

        МИНИ-ПРОЕКТЫ
           
Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. Исследовательский мини-проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. Учащиеся могут сами выбрать возрастную группу для опроса в зависимости от поставленной перед ними задачи или группу для опроса определяет сам учитель (этот вариант более приемлем на первоначальном этапе, когда дети только знакомятся с такой формой работы).

        РЕШЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

          Учащиеся учатся выбирать правильный вариант написания слова из имеющегося набора.

        МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ

        Учитель “подталкивает” детей к правильному выбору темы исследования, попросив ответить на следующие вопросы.

  • Что мне интересно больше всего?
  • Чем я хочу заниматься в первую очередь?
  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
  • По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
  • О чём хотелось бы узнать как можно больше?
  • Чем я мог бы гордиться?                                                

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.

Тема может быть:                        

  • фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);  
  • экспериментальной;
  • изобретательской;
  • теоретической.

           

           ОЗВУЧИВАНИЕ «НЕМОГО КИНО»

          Учащиеся озвучивают фрагмент художественного, мультипликационного и др. фильма после предварительной подготовки.

           

            «РЕСТАВРАТОР»

          Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» учителем.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

  1. РАЗНОГО РОДА ТРАЕКТОРИИ.
  2. ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЁР «БЕГУЩИЕ ОГОНЬКИ».
  3. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ОСАНКИ.
  4. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ.
  5. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ КИСТЕЙ РУК.

ОБОБЩЕНИЕ УСВОЕННОГО И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В СИСТЕМУ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗУН И УУД.

  1. ТЕСТ.
  2. СВОЯ ОПОРА.
  3. КЛАСТЕР.
  4. ГРУППИРОВКА.
  5. ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ.
  6. ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ.
  7. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ.

            ГРУППИРОВКА

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.                                                                                                Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ

        Ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме. Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков и т.п.

ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ

        Ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме.

        На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем не обязательно на все.

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ

        Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.

КОНТРОЛЬ ЗА ПРОЦЕССОМ И РЕЗУЛЬТАТОМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.

  1. ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕ.
  2. ПРОГРАММИРУЕМЫЙ ОПРОС.
  3. ТИХИЙ ОПРОС.
  4. ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС.
  5. БЛИЦ-КОНТРОЛЬНАЯ.
  6. РЕЛЕЙНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
  7. ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ.

БЛИЦ-КОНТРОЛЬНАЯ

        Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы.

        По темпу блиц-контрольная сходна с фактологическим диктантом. Отличие же в том, что сюда входит проверка владения формулами, расчетами, другими стандартными умениями. Включает в себя 7—10 стандартных заданий. Время — примерно по минуте на задание.

        Технология проведения:

  • до: условия по вариантам открываются на доске или на плакате. При возможности условия распечатываются и кладутся на парты текстом вниз. По команде — переворачиваются.
  • во время: на парте — чистый лист и ручка. По команде ученики приступают к работе. Все расчеты, промежуточные действия — на листе, ответ обводится рамкой. Никаких пояснений или стандартного оформления задания не делается. По истечении времени работа прекращается по четкой команде.
  • после: работы сдаются учителю или применяется   вариант самопроверки:

                               а) учитель диктует правильные ответы или, что лучше,                                    

                                вывешивает таблицу правильных ответов. Ученики  

                                отмечают знаками "+" и "—" свои результаты;

 б) небольшое обсуждение по вопросам учеников.

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  1. РИСУЕМ НАСТРОЕНИЕ.
  2. «ЁЛОЧКА».
  3.  «ДЕРЕВО ТВОРЧЕСТВА».
  4.  «ОГОНЁК ОБЩЕНИЯ».
  5. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ.
  6. ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ».

РИСУЕМ НАСТРОЕНИЕ

        Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно  объяснить словами.

  • Красками на мокром листе нарисовать своё настроение.
  • На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течение 1 минуты).        

        

         «ДЕРЕВО ТВОРЧЕСТВА»

        По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

  • Плоды – дело прошло  полезно, плодотворно;
  • Цветок – довольно неплохо;
  • Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;
  • Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. ИР способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.

        1)  Выбери верное утверждение:        

  • Я сам не смог справиться с затруднением;
  • У меня не было затруднений;
  • Я только слушал предложения других;
  • Я выдвигал идеи….

        

        2)  Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы.

        

        3) Паучок (солнышко, цветочек) – фиксация ассоциативных связей любого понятия.

        

        4)  Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями в виде:

        5) Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

        

6) Пометки на полях  (инсерт, маркировка ) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» - знал,        

«!» - новый материал (узнал),        

«?» - хочу узнать

        7) Архивариус – вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе).

        8) Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

  1. Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.

  1. Восстановление деформированного высказывания, правила, текста  или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

  1. Синквейн  - составление четверостишья по схеме:

первая строка – понятие, выраженное существительным,

вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),

третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,

четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.

12)    Карточка с заданием  «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались….
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • Завтра я хочу на уроке…

13)  Варианты вопросов, которые задаются учителем  в конце урока с целью содержательной рефлексии:

  • Как бы вы назвали урок?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Зачем мы сегодня на уроке…?
  • Какова тема сегодняшнего урока?
  • Какова цель урока?
  • Чему посвятим следующий урок?
  • Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
  • Что для тебя было легко (трудно)?
  • Доволен ли ты своей работой?
  • За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

14)  Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию, по просьбе учителя…):

  • Что мы хотели выяснить на уроке?
  • Что нам удалось узнать?
  • Мы ответили на поставленный вопрос?
  • Что будем делать завтра?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Кто хочет кого-нибудь похвалить?

15)  Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для 5-7 минут в классе)

  • Примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока:
  • Сначала мы рассуждали так…
  • Потом мы столкнулись с проблемой
  • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)….
  • Мы увидели (поняли)…Значит…
  • Теперь мы будем…



Предварительный просмотр:

                 

 Преобразование современного урока связано не только с обновлением содержания образования, но и с использованием новых педагогических технологий.  Именно поэтому на каждом уроке проявляется результативность педагогической технологии как системы личностных и инструментальных средств учителя, используемых для достижения педагогических целей.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

  1. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии:
  • игровые образовательные технологии;
  • психотерапевтические технологии: игровая терапия, арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия и др.;
  • технология создания адаптивной образовательной среды, предполагающей учёт индивидуально-типологических особенностей развития детей; развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребёнка; максимальное выявление, инициирование и использование его индивидуального опыта.
  • технология безотметочного обучения;
  • технология поддержки и сопровождения в образовательном процессе.

  1. Информационно-коммуникативные технологии:
  • обучающие компьютерные программы;
  • контролирующие компьютерные программы;
  • демонстрационные компьютерные программы;
  • использование интерактивной доски;
  • компьютерные презентации.

  1. Технология проектной деятельности:
  • средство реализации компетентностно-ориентированного обучения.

  1. Технология деятельностного метода:
  • построение процесса обучения на основе учебных ситуаций.

  1. Технология учебного диалога.

  1. Технология проблемного (эвристического) обучения.

  1. Технология уровневой дифференциации:
  • дифференциация учебных заданий по уровню творчества, по уровню трудности, по объёму учебного материала;
  • организация дифференцированной работы по степени самостоятельности, по характеру помощи учащимся, по форме учебных действий.

  1. Педагогические технологии по выявлению и поддержке одарённых детей.

  1. Психолого-педагогическая технология «Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников».

  1.  Технология формирования литературного пространства на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.

  1.  Технология  выявления результатов образования в форме новых контрольно-измерительных материалов – итоговых интегрированых контрольных работ.

  1.  Педагогическая технология диагностики и мониторинга процесса  воспитания в школе: диагностики личностного развития школьника, диагностики детского коллектива, диагностики профессиональной позиции педагога.

  1.  Технология уровневой диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в 1 классе.

  1.  Технология оценки коммуникативно-речевых действий детей, поступающих в 1 класс.


Предварительный просмотр:

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока.  Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

         Самоанализ урока дает возможность:

  • правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
  • развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
  • формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
  • формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

            

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя

План самоанализа урока

  1. Характеристика класса:
  • межличностные отношения;
  • недостатки биологического и психического развития;
  • недостатки подготовленности класса.

  1. Место урока в изучаемой теме:
  • характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

  1. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

  1. Характеристика плана урока:
  • содержание учебного материала;
  • методы обучения;
  • приёмы обучения;
  • формы организации познавательной деятельности.

  1. Как был построен урок в соответствии с планом:
  • разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.
  1. Структурный аспект самоанализа урока:
  • анализ каждого элемента урока;
  • его вклад в достижение результата;
  • доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

  1. Функциональный аспект:
  • насколько структура урока соответствовала общей цели;
  • соответствие возможностям класса;
  • анализ стиля отношений учителя и учащихся;
  • влияние на конечный результат урока.

  1. Аспект оценки конечного результата урока:
  • формирование универсальных учебных действий на уроке;
  • определение разрыва между общей целью урока и  результатами урока;
  • причины разрыва;
  • выводы и самооценка.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА

        I. Краткая общая характеристика класса

  1. Общая подготовленность класса:
  • умение детей работать в парах;
  • умение детей работать в малых группах;
  • умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;
  • умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.
  1. Общая характеристика общения.
  2. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.
  3. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.
  4. Общая характеристика освоения программы к этому времени.

II. Анализ эффективности проекта урока

  1. Реальность цели урока.
  2. Каким образом организовать  работу на уроке?
  3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?
  4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?
  5. Что знают ученики об изучаемом понятии?
  6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.
  7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?
  8. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?
  9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?
  10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?
  11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?
  12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?

  1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?
  2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?
  3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?
  4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла  на дальнейший ход ее решения?
  5. Была ли принята учебная задача учащимися?
  6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?
  7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?
  8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?
  9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?
  10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

IV. Оценка целостности урока

  1. Насколько содержание  урока соответствовало требованиям ФГОС?
  2.  На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?
  3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.
  4. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.


Предварительный просмотр:

                                                                                               СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА                                                                                

 ОУ____________________________________________________   Класс ________   Учитель ______________________________________  Кол-во уч-ся ____________

Название УМК__________________________ Предмет _________________________  Место и роль урока в изучаемой теме:_________________________________Тип урока _______________________

Общая цель урока ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дидактические задачи: образовательная___________________________________ развивающая ________________________________________ воспитывающая  _________________________________            

Основные этапы урока

Деятельность Учителя

Деятельность Ученика

Универсальные учебные действия

Орг. момент

(мотивация, создание  комфортной образовательной среды)

Создание положительного эмоционального настроя  учащихся

Приветствие учителя, гостей

Подготовка рабочих мест

Личностные: 

Целеполагание

в начале урока

в процессе у рока

Формулировка цели урока

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

Актуализация знаний  

в начале урока

в процессе урока

Активное включение в образовательный процесс

Методы обучения: __________________________________________________

Формы обучения: ___________________________________________________

Приёмы обучения: __________________________________________________

Использование педагогических технологий: ___________________________

Регулятивные: 

Коммуникативные:

Познавательные: 

Обратная связь (линии взаимодействия): 

Динамическая пауза

Способы организации переключения внимания  уч-ся

Личностные: 

Первичное восприятие и усвоение нового теор.  уч. материала (правил, понятий, алгоритмов)

Соответствие учебного материала возрастным особенностям

Методы обучения: словесные (объяснение, фронтальный опрос, рассказ и беседа); наглядные; практические; репродуктивные; частично-поисковые; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

Формы обучения: фронтальная; групповая (в парах); индивидуальная; коллективная.

Приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; рабочая тетрадь; ИКТ; наглядность.

Использование педагогических технологий: здоровьесберегающие; информационно-коммуникативные; проектная деятельность и т.д.

Регулятивные: 

Коммуникативные:

Познавательные:

Обратная связь(линии взаимодействия): 

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

Методы обучения: __________________________________________________

Формы обучения: ___________________________________________________

Приёмы обучения: __________________________________________________

Использование педагогических технологий: ___________________________

Регулятивные: 

Коммуникативные:

Познавательные: 

Обратная связь(линии взаимодействия): 

Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

(решение учебных задач повышенной трудности или практических задач)

Методы обучения: __________________________________________________

Формы обучения: ___________________________________________________

Приёмы обучения: __________________________________________________

Использование педагогических технологий: ___________________________

Регулятивные: 

Коммуникативные: 

Познавательные: 

Обратная связь(линии взаимодействия): 

Динамическая пауза

Способы организации переключения внимания  уч-ся

Личностные:

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.

Методы обучения: __________________________________________________

Формы обучения: ___________________________________________________

Приёмы обучения: __________________________________________________

Использование педагогических технологий: ___________________________

Регулятивные: 

Коммуникативные: 

Познавательные: 

Обратная связь(линии взаимодействия): 

Рефлексия

(подведение итога совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельности)

Создание ситуации успеха

Рефлексивные действия:

- оценивать свою готовность;

- обнаруживать незнание;

- находить причины затруднения.

Регулятивные: 

Коммуникативные:

Познавательные: 

Гигиенические требования

Соблюдение СанПиН  (t режима, освещенность, соответствие классной мебели)

Примечание:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

СХЕМА АСПЕКТНОГО АНАЛИЗА СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Аспект: современные подходы к целеполаганию.

Анализ урока ______________________________________________________

                                                    (класс, предмет, тема, учитель)

Цели и задачи урока сформулированы:

Да

Скорее, да

Скорее, нет

Нет

Эмоционально привлекательно

Четко

Кратко

Доходчиво

Формулировка целей урока для учащихся осуществлена:

– через содержание и тему;

– через действия учащихся;

– через результат действий, на который выйдут учащиеся в итоге.

Постановка данной цели вызвана:

– программой;

– желанием учителя;

– интересами учащихся;

– случайным стечением обстоятельств.

Если цели урока достигнуты, то в чем это выразилось?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Если цели урока не достигнуты, то что этому помешало?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Аспект: современные подходы к работе с содержанием урока.

Анализ урока ______________________________________________________

                                                  (класс, предмет, тема, учитель)

Основные способы работы с содержанием:

– рассказ учителя;

– обсуждение с учащимися в ходе дискуссии;

– самостоятельная работа учащихся с учебным материалом.

Ведущая идея урока:

__________________________________________________________________

Ключевые понятия:

__________________________________________________________________

Учебный материал урока:

– был новым для учащихся;

– расширял представления учащихся об изучаемом;

– отвечал на вопросы учащихся;

– был полезным для решения ими сегодняшних проблем;

– будет полезен учащимся в будущем;

– давал информацию для самопознания;

___________________________________________________________(другое)

На какой стиль мышления (какие способности) учащихся был рассчитан материал урока?

Абстрактно-последовательный (интеллектуальные)

Абстрактно-случайный (эмоциональные)

Конкретно-случайные (интуитивные)

Конкретно-последовательный (деятельностные)

Как в ходе урока было осуществлено адаптирование учебного материала к особенностям конкретного класса?

Какие источники использовал учитель для отбора учебного материала?

Какие пространства содержания были реализованы на уроке:

– нормативное;

– дискуссионное;

– смысловое.

Аспект: современные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности на уроке.

Анализ урока: ______________________________________________________

                                                      (класс, предмет, тема, учитель)

  1. Палитра оценочных действий учителя:

Вариант действия

Количество

Примеры, иллюстрации

Согласие

Одобрение

Ободрение

Замечание

Отрицание

Упрек

Угроза

Неопределенная оценка

Опосредованная оценка

Невербальные оценки (мимика, жесты)

  1. Способы проверки знаний учащихся учителем:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Варианты взаимопроверки и взаимооценки учащимися:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Результативные действия учащихся на уроке:

Варианты

Количество

Ответы на вопросы учителя (фронтально)

Ответы на вопросы учителя (индивидуально)

Записи в тетрадях

Идеи, предположения, гипотезы (от групп или индивидуально)

Схемы. Рисунки

Алгоритмы

  1. Варианты самооценки и самоконтроля учащихся:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Адекватность оценочных суждений реальным достижениям:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

           отметок – нормативам:

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Основные педагогические приемы и методы проведения урока по ФГОС.

«Возможно ли на каждом уроке реализовывать ФГОС, какие факторы влияют на проведение урока на высоком профессиональном уровне, как заинтересовать ребенка в изучении предмета, как мотивировать детей к у...

Доклад на тему: Основные педагогические приемы и методы проведения урока по ФГОС.

Доклад на тему: Основные педагогические приемы и методы проведения урока по ФГОС....

Мастер-класс «Педагогические приемы формирования УУД на уроках»

"Педагогические приемы формирования УУД на уроках в начальной школе" Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУДЗадачи: Раскрыть и осмыслить понятие УУДРассм...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Педагогические приемы формирования УУД на уроках в начальной школе

Педагогический прием - это целенаправленное действие, обращенное на повышение продуктивности урока.     Какие же педагогические приемы формирования УУД на уроках в начальной ...