Главные вкладки

    Доклад на тему: Основные педагогические приемы и методы проведения урока по ФГОС.
    учебно-методический материал на тему

    Самородова Марина Николаевна

    Доклад на тему: Основные педагогические приемы и методы проведения урока по ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx19.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад на тему: Основные педагогические приемы и методы проведения урока по ФГОС.

                                                                             

                                       

                                                         

    Меня как учителя начальных классов, работающего по ФГОС заинтересовал вопрос: «Возможно ли на каждом уроке реализовывать ФГОС, какие факторы влияют на проведение урока на высоком профессиональном уровне, как заинтересовать ребенка в изучении предмета, как мотивировать детей к учебе». Не люблю оставаться в стороне, считаю поднятые вопросы наиважнейшими. Давно убедилась в том, что только мотивированный ребенок будет внимать моим словам. Педагогические приемы и методы проведения урока по ФГОС способствуют этому. Только общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся может обеспечить  такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Конечно, еще со времен К. Д. Ушинского никто не придумал другой этапности уроков, а вот что касается форм и методов, то тут для современного учителя с современными учениками огромное поле деятельности. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Джордж Бернард Шоу утверждал: «Если умыть кошку, она, многие говорят, никогда больше не станет умываться сама. Человек никогда не научится тому, чему его учат». Эти слова как никогда актуальны и сегодня. Каждый из учителей, я думаю, согласится со мной, что без хорошего (качественного, продуманного обучающимся) чтения не будет результата ни по одному предмету. Потому я практикую классные родительские собрания, проходящие под девизом: «Ни дня без книги, ни дня без мысли!» Мои дети знают, что у них могут быть выходные, а вот у книги, у чтения - выходных нет. Часы домашней поэзии приносят в класс не только дети, но и родители детей, дедушки и бабушки, сестренки и братишки. Есть у нас в классе и копилка пословиц и поговорок всех членов семьи, есть и семейный словарь фразеологизмов. Своими находками дети делятся с одноклассниками, работая на уроках в группах, в парах. Я стараюсь сочетать на каждом уроке учебные и воспитательные цели с практической деятельностью детей. Мои «Друзья инспектора ГАИ» не только следят за ношением обучающимися светоотражающих повязок, но и готовят нашему инспектору, дежурящему у перехода в микрорайоне школы книжки – малышки: «Инспектору – пять!!» Ведь именно он ежедневно отвечает за их маленькую  жизнь и здоровье. Такие книжки – малышки «родились» на уроках русского языка при защите проектов, лучшие из которых и стали их страницами.  На уроках математики (при составлении текстовых задач) использую «Задачи – продолжалки»: «Кот Обормот нашел 10 рублей, он вприпрыжку припустился в кошачий магазин и купил себе на 5 рублей «Вискаса». Он торопливо его проглотил и решил на оставшиеся деньги купить себе заводную мышь, но, выходя из магазина, кот не заметил, что потерял монету в один рубль…» Что же делать несчастному Обормоту? Фантазии детей нет предела!

                 На одном из последних уроков чтения при изучении произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка «Приемыш» дети переделали печальный конец произведения (познавательные УУД: переработка информации).

                 Уроки по ФГОС строятся в рамках системно - деятельностного подхода: школьники самостоятельно ставят учебную задачу, проектируя пути рационального её решения, контролируя и оценивая свои достижения (самооценка, оценка). Школьники учатся в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями (регулятивные УУД). Любят ученики и «Самопроверка» по любому предмету при повторении изученного материала (вытаскивают билеты с теоретическими и и практическими вопросами, один из билетов «счастливый». Тот, кому он достанется, получает без ответа «пять»). Учу детей сочинять рассказы, сказки «слева – направо»: «Возвращался солдат со службы, а навстречу ему старик. «Здорово, отец», - поприветствовал его солдат. Старик хитро улыбнулся: «Старость уважать надо, я тебе не отец1» «А как же мне тебя величать? - удивился солдат. «Обращайся ко мне со словом, которое читается одинаково что справа, что слева», - хитро улыбнулся старик. «Дед», - сообразил солдат. «Верно, а вот жену мою и дочь также прозывают слева – направо – и всё одинаково. Догадался?» - попытался слукавить дедушка. Но не так-то просто было смутить служивого: «Анна и Алла!» «Молодец», - одобрил дед и продолжал: «А ведь я тоже служил на флоте, и профессию мою можно прочитать что справа, что слева. Сообразил?» « Кок!», - воскликнул солдат. Дети продолжают диалог, выискивая все новые и новые слова, читаемые слева – направо, адекватно используя речевые средства для решения различных коммуникативных задач (коммуникативные УУД). Часто практикую в своей работе задания типа «списать» строки, изменив их так, чтобы окружающие услышали шелест дождя, жужжание пчелы, визг тормозов и т.д. Работать в паре, выдвинув гипотезу, предлагаю на тему: «Котенок и Дружок», одновременно можно сочинить и песенку, которая тоже может исполняться в паре, при этом стремлюсь развивать у учащихся способности самостоятельно  ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации (ведь зачастую у детей наблюдается несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления, ограниченность общения со сверстниками). На каждом уроке (в соответствии с новыми стандартами) нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Большая часть времени урока (20—25 минут) должна быть посвящена изучению нового материала («учить на уроке»), я сторонник того, чтобы работать без домашних заданий. Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Отсюда название первой части — актуализация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос». Считаю, что контрольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик — учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели. И вновь приходят в голову слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения».

          Набирая каждый раз первый класс, я всегда переживаю за то, чтобы ненароком не обидеть малыша, приохотить его к учебе, чтобы у моих малышей выросли крылья, ведь очень легко сломать эти тоненькие веточки души, которые тебя, конечно, простят, а вот обнять не смогут – веточки ведь сломаны… Педагогические приемы и методы проведения урока по ФГОС помогают мне строить современные уроки под девизом: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".

    Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО....

    : «Использование педагогических технологий в начальной школе при проведении урока по ФГОС».

    Педагогические технологии. Какие? Подробно узнаете,прочитав доклад....

    Доклад по теме "Психолого - педагогические основания конструирования технологической карты урока, формирующего УУД"

    В докладе раскрываются психолого - педагогические основания конструирования технологической карты урока - нового вида методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное освоение учебног...

    Доклад на тему: "Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО"

    Доклад на тему:«Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов...

    Основные педагогические приемы и методы проведения урока по ФГОС.

    «Возможно ли на каждом уроке реализовывать ФГОС, какие факторы влияют на проведение урока на высоком профессиональном уровне, как заинтересовать ребенка в изучении предмета, как мотивировать детей к у...

    Доклад. «Использование педагогических технологий в начальной школе при проведении урока по ФГОС».

     Сделать урок интересным для современных детей – это один из актуальных вопросов нашего времени.   Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для ...

    доклад на тему: "Основные затруднения педагогических работников в системе ФГОС»

    С чем связаны трудности педагогов, преступающих к реализации системно-деятельностного подхода? Ключевые слова: ФГОС, системно-деятельностный подход, инновации, образовательный процесс, универсаль...