Сценарий проведения открытого заседания МО учителей начальных классов
методическая разработка

Герцог Наталья Николаевна

План-конспект проведения открытого методического объединения учителей начальных классов на конкурс "Лучшее МО"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое заседание МО учителей начальных классов

Сегодня мы проводим открытое методическое объединение учителей начальных классов.

Тема: «Использование  приемов  мнемотехники   для развития памяти младших школьников»

Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 Задачи:

 • дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с  принципами технологии, приемы  работы с мнемотаблицами на уроках литературного чтения;

 • дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при организации самостоятельной деятельности детей;

• использовать в образовательном процессе методы и приемы, обеспечивающие эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Ход заседания:

  1. Знакомство

1 ведущая:

Вы хоть верьте, а хоть нет

Жили мы почти без бед

Жили – не тужили и детей учили.

Как писать и как считать, и задачки как решать

Тут вдруг слышим мы приказ

«О МО подай рассказ

Вызывает интерес обучения процесс

Эффективен ли урок

Есть ли толк и есть ли прок?

По старинке вы живёте, иль с развитием идёте?

Начинаем наш рассказ про МО, да и про нас

2 ведущая:

Мы – МО одно из первых,

И важнее всех, наверно,

Какие дети придут в 5 класс?

Всё зависит ведь от нас

И поэтому в МО – таланты все до одного.

Песня «Где-то на белом свете».

Где-то на белом свете наше МО живёт,

Горя и бед не знает, дружбою слывёт.

Вместе детей мы учим, вместе ведём ремонт,

В праздник поём и пляшем. В будни дела найдём.

Припев:

Ла, ла, ла, ла, ла, ла, ла.

Дружбою МО слывёт.

В нашей начальной школе трудимся день за днём,

На уроки утром с радостью идём.

Мы лучше всех на свете, хвастаемся не зря,

И на нас, поверьте, держится земля.

3 ведущая:

МО учителей начальных классов насчитывает – 16 человек, 18 классов, 2 учителя работают в 2 смены.

Образование:

Высшее –  13 человек (81%)

Средне-специальное – 3 человек (19%)

Стаж работы:

От 5 до 15 лет – 3 чел (19 %)

От 30 до 40 лет – 8 чел. (50%)

От 41 и выше – 5 чел. (31%)

Категория:

Высшая – 4 учителя (25%)

Первая – 12 человек (75%)

Средний возраст – 54 года

4 ведущая:

МО учителей начальных классов работает по теме «Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся на уроках как важнейшее условие повышения качества образования» 

Задачи:

  1. Внедрять в работу современные образовательные технологии, направленные на формирование функциональной грамотности учащихся,    
  2. Транслировать опыт творчески работающих учителей через мастер-классы, открытые уроки, обучающие семинары,
  3. Формировать у обучающихся ключевые компетентности,
  4. Активно внедрять в педагогическую деятельность современные образовательные технологии в рамках внеурочной деятельности;
  5. Принимать  активное  участие  в  семинарах-практикумах, конференциях, конкурсах.

5 ведущая:

Итоги нашей работы за последний учебный год.

Заседания МО проводились 1 раз в месяц. В основном решались организационные вопросы:

  1.  Анкетирование учителей и планирование работы на новый учебный год
  2. Оформление и озеленение коридоров 2 и 3 этажей, фотографирование детей и учителей
  3. Оформление стендов: «Пожарная безопасность», «Правила дорожного движения», «К.И.Чуковскому – 140 лет со дня рождения», «День Космонавтики», «День Победы»
  4. Ремонт и систематизация дидактического материала в методическом кабинете
  5. Проведение литературной недели посвященной «К.И. Чуковскому – 140 лет со дня рождения
  6. Проведение предметных олимпиад  и комплексных контрольных работ
  7. Проведение международных эвристических олимпиад (ЭМУ, Совенок, Старт)
  8. Подготовка к НПК. Теория и практика
  9. Вести с курсов
  10. Как работать над формированием функциональной грамотности учащихся. Теория и практика.
  11. Приняли участие в районном конкурсе «Лучший мастер-класс», Попова Е.И. заняла 1 место

6 ведущая:

Профессия учителя начальных классов – это профессия, требующая всесторонне развитой личности. Учитель начальных классов – это и математик, это и русовед, это и знаток родного языка, это и историк, географ, биолог. Для учителя непрерывное образование всегда актуально, так как учитель остается учителем до тех пор, пока сам учится. Мы постоянно повышает свой профессиональный уровень:  

  • курсы (базовые, целевые, по новым педагогическим   технологиям);
  • семинары, педсоветы
  • заседания МО;
  • работа между заседаниями МО;
  • изучение методической литературы;
  • работа по самообразованию;
  • обмен опытом работы (взаимопосещения уроков, обобщение опыта работы);
  • тематические круглые столы; мастер-классы. 

7 ведущая:

Начальная школа реализует следующие УМК:

Вот мы какие!

Регулярно заседаем

Как учить, как развивать постоянно обсуждаем

В ногу с веком мы шагаем, компьютером овладеваем

По программе  Школа России обучаем.

Важной частью воспитательной работы являются школьные традиции, к которым можно отнести общешкольные праздники, такие, как День знаний, День Учителя, Новогодний маскарад, Прощание с Азбукой, Последний звонок,  

В родителях наших учеников мы  видим первых и самых важных своих союзников. Сотрудничество с родителями позволяет повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса. Благодаря их активной поддержке решаются задачи по организации оздоровительных мероприятий, школьных праздников, экскурсий. Нас   сближает  общая   цель:  качественное  образование   и  воспитание наших детей.

8 ведущая:

Тема сегодняшнего заседания МО выбрана не случайно.

  1. Выступление по теме Гуржаповой С.В.

МАСТЕР - КЛАСС

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРИЕМОВ  МНЕМОТЕХНИКИ  

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.3. Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 Задачи:

 • дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с  принципами технологии, приемы  работы с мнемотаблицами на уроках литературного чтения;

 • дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при организации самостоятельной деятельности детей;

1.4. Практическая значимость: представляет интерес для педагогов в работе по развитию памяти и связной речи детей.

1.5. Прогнозируемый результат мастер-класса:

 - получение педагогами представления о методике работы по мнемотаблицам;

 - активизация внедрения в образовательный процесс методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Ход мастер-класса

2.1. Организационный момент, сообщение темы мастер - класса

Новые стандарты, инновации,

Технологии, проблемные ситуации,

Методы, формы, приёмы…

Что в современном уроке применить мы готовы?

- Тема мастер – класса «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников»

- При  работе с детьми мною было замечено, что заучивание стихотворений вызывает у некоторых детей большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Я столкнулась с  проблемой - недостаточная сформированность психических качеств: внимания, мышления, воображения, памяти.

       Передо мной стояли вопросы:

- Как научить школьников прочно запоминать необходимую информацию в короткий промежуток времени?

-  Как научить выделять главное в тексте или в речи?

Одна из основных задач, стоящая перед нами учителями, это помочь ученикам преодолеть возникающий барьер между возрастающим объемом информации, которую должен обработать ученик, и его психофизиологическими возможностями.

 Поэтому я определила основное направление своей работы с детьми: «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников».

 Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые  я  использую в своей работе с детьми по развитию памяти.

 Надеюсь, что вы проявите творческую активность и поможете мне в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.

 2.2. Актуальность проблемы развития памяти детей младшего школьного  возраста.

- Многие младшие школьники  испытывают затруднения при пересказе текстов, при заучивании стихотворений, и вот здесь нам помогут приемы мнемотехники. Глядя на схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

 «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю» (Конфуций).

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»,- писал К. Д. Ушинский.

 Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему,   использую в работе по развитию памяти приёмы мнемотехники.

2.3. Технология использования приемов мнемотехники в работе с детьми.

- Уважаемые коллеги, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово МНЕМОТЕХНИКА? 

 Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания».

 Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Всем знакомый  пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это рисуночное письмо, пиктограмма, схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) придумывается значок, картинка, изображающая предмет, действие, признак и т.п.; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет. Очень важно, чтобы этот значок (рисунок) придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Так как ему достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст. (Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания.)

Этапы работы с мнемотаблицами

Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей младшего школьного возраста. С помощью мнемотехники   решаются следующие задачи:

  • развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
  • развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти;
  • развитие связной речи.

      - В зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, учитель сам решает, как будет проходить работа с мнемотаблицей. Если это первая (пробная) мнемотаблица, то основную задачу берёт на себя учитель.

На начальном этапе я предлагаю  готовую план – схему.

(Приложение 1)

     - Как вы думаете, из каких этапов состоит работа по использованию мнемотаблиц? 
   1    этап:  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 
   2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. 
   3   этап:  После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

    - Попытаемся перекодировать информацию и прочитать, что здесь написано. Определите жанр прочитанного.

     Это загадка: «Мухи белые летели и на крышу мухи сели» (Ответ: Снег)

       В дальнейшем, уяснив правила работы с мнемотаблицей, ребенок  активно включается в процесс создания своей схемы. Сначала дети работают с загадками, составляя мнемодорожку.

(Приложение 2)  

С неба звездой на ладошки водой. (Ответ: Снежинка)

      Затем переходят к составлению мнемотаблиц. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

(Приложение 3)

З.Александрова «Снежок»

(В сокращении)

Снежок порхает, кружится,

на улицах бело,

и превратились лужицы,

в прозрачное стекло.

В саду, где пели зяблики,

сегодня – посмотри:

как розовые яблоки,

на ветках снегири.

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при пересказе текста.

Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей разделён необходимый для запоминания материал.

На уроках можно использовать индивидуальный подход к каждому ученику, предлагая дифференцированные задания.

 1 вариант: «Сильные» ученики самостоятельно воспроизводят мнемотаблицу на листе бумаги. Для «слабых» учеников можно предложить следующие варианты : предложить разрезной дубликат мнемотаблицы , или необходимо заготовить бланк с 1-2-3 пустыми клетками, куда нужно вставить необходимые элементы.

  2 вариант:  Можно организовать работу по подгруппам (в данном случае учащимся предлагается воспроизвести только строчку или столбик мнемотаблицы). Затем всё объединяется и анализируется. В этом варианте задача усложняется, так как теряется связка ассоциаций.

Благодаря приему мнемотехники, мне удалось достичь следующих результатов:

  • у детей появился интерес к заучиванию стихотворений, появилось желание пересказывать художественные произведения;
  • активизируется словарный запас,
  • улучшилась память детей,
  • многие дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед классом.

2.4. Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.

А теперь мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники.

Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению.

К. Бальмонт «Осень»
       Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветках благовонья.

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.

Вторая группа – составление мнемотаблицы по загадке.

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?

(Ответ: Февраль)

Третья  группа – составление мнемотаблицы по рассказу:

«Весна»

Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Из далеких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы. Я очень люблю весну!

 Четвертая группа – составление «СИНКВЕЙНа» по нашей теме.

(В переводе с французского, синквейн – стихотворение,

состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

   1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  4.  Четвертая     строка   -   это  фраза  из     четырех    слов,    показывающая

отношение к данной теме.
 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.)

Просмотр полученных работ (1-3 группы). Участники читают произведение, а затем по схеме повторяют.

Систематизацию полученных знаний о данной технологии проведем с помощью приема «Синквейн» (4 группа).

«Мнемотехника

Творческая, интересная

Развивает, облегчает, содействует

Система методов и приемов

Память»

3. Подведение итогов, рефлексия

Применение приема символизации при запоминании позволяет глубже понять запоминаемый материал. Символизация запоминаемых понятий - это как раз и есть то, что обычно называют «думать при запоминании», «осмыслить запоминаемый материал».

Таким образом, использование методов мнемотехники:

 • облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;

 • позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

 • ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

 • развивает творческое познание детей.

Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в работе с детьми.

В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу мы видим в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом нам помогают образовательные  технологии.

Спасибо, уважаемые коллеги, за работу! Желаю вам творческих успехов!

 P.S. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе на уроках обучения грамоте (при изучении букв алфавита); на уроках литературного чтения по развитию памяти и связной речи детей (при обучении составлению рассказов, при пересказах художественного произведения, при заучивании стихотворений, потешек, загадок); на уроках русского языка (для обогащения словарного запаса, для развития речи - обучающие изложения и сочинения; на уроках математики (при решении задач); на уроках окружающего мира. Кроме того, мнемосхемы  служат дидактическим материалом не только для развития памяти, но и для  развития речи, особенно у детей с ОНР.  

  1. Просмотр открытого урока
  2. Самоанализ и обсуждение
  3. Подведение итогов

        От эмоционального состояния учителя зависит и сам образовательный процесс. Соответственно, тот, кто не умеет отдыхать, — не умеет работать.

Дома мы любящие мамы и бабушки, нежные и заботливые жёны. Любим спорт, вяжем, вышиваем, творим в кулинарии, садоводы мы и огородницы  и просто женщины!

Уважаемые коллеги! Желаем вам энергии в делах, взаимопонимания с вашими учениками и верности учительской профессии. Пусть всегда и везде вам сопутствует удача!

На этом разрешите заседание МО начальных классов считать закрытым. Мы всех благодарим за работу! До новых встреч!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании МО учителей начальных классов "Новые информационные технологии и стандарт второго поколения"

Выступление содержит сведения об изменениях и поправках, внесённых в проект стандартов второго поколения в сравнении со стандартами первого поколения. С выступлении указывается на основные задачи испо...

План заседания ММО учителей начальных классов

Заседание ММО учителей начальных классов проходило в форме деловой игры: это было обусловлено тем, что заседание проводилось в августе, когда было важно создать определенный настрой учителей на новый ...

Заседание ММО учителей начальных классов.

Презентация к заседанию ММО учителей начальных классов....

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....

Протокол №2 от 24.12.2021 года заседания МО учителей начальных классов МБОУ «Серго-Ивановская основная школа» по теме «Адаптация детей 1 класса»

     Протокол №2 от 24.12.2021 годазаседания МО учителей начальных классов МБОУ «Серго-Ивановская основная школа»по теме «Адаптация детей 1 класса&raq...