Проектный метод как методический приём при изучении словарных слов.
методическая разработка

Запоминание словарных слов должно стать осмысленным, а не механическим, поэтому  основой формирования орфографических навыков должна быть активная учебная работа самих учащихся. На мастер – классе я хочу показать, как можно организовать активную деятельность учащихся, используя проектный метод, и результатом его станет создание мини – проекта «книжка – малышка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnyy_metod_kak_metodicheskiy_priyom.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектный метод как методический приём

при изучении словарных слов»

Мастер – класс для учителей.

(Предварительно раздаю листы с заданиями).

Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами и научить писать их правильно – сложная задача, стоящая перед учителем. В этой работе особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

Слайд 2. Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка. Алексей Васильевич Текучёв.

Слайд 3.  Работу над словарными словами провожу поэтапно:

  • предъявление слова: загадка, картинка, описание признаков предмета или слово синоним;
  • толкование  (объяснение значения слова) – обязательное использование толковых словарей;
  • этимологический анализ (содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении) – использование этимологического словаря;
  • фонетический разбор слова;
  • определение морфологических признаков;
  • освоение орфографии (обращение к орфографическому словарю, проговаривание слова, выделение ударного и безударного слога, указание «трудного» места, запись слова в словарик, использование мнемонических приёмов (обращение к этимологии «малина – от слова малые (части);
  • подбор однокоренных слов с выделением корня;
  • введение слова в активный словарь путём творческой деятельности (закрепление написания слова, используя различные виды работы)

Запоминание словарных слов должно стать осмысленным, а не механическим, поэтому  основой формирования орфографических навыков должна быть активная учебная работа самих учащихся. На мастер – классе я хочу показать, как можно организовать активную деятельность учащихся, используя проектный метод, и результатом его станет создание мини – проекта «книжка – малышка»

Сегодня мы изучаем новое словарное слово – МЕДВЕДЬ. Представим себе, что все этапы, кроме творческой деятельности пройдены, и наша «книжки – малышка» уже наполнена некоторой информацией. 

Задание группам: Я раздала вам творческие странички, сейчас, в течение 3 – 4 минут вам необходимо ответить на поставленные вопросы, выбрать представителя от группы для презентации  ответа и далее, поместить творческую страничку в нашу «книжку – малышку».

А пока группы работают, я предлагаю Вам посмотреть, какие мини – проекты мы создаем с учениками моего класса.

Урок: Где живут слоны? Задачи: создать условия для формирования первоначальных знаний о природных объектах жарких районов Земли; познакомить с понятиями «пустыня», «саванна», «тропический лес», с разнообразием жизни в этих районах. После изучения темы я предложила детям создать мини – проект «Африка»….

Урок: Звуки и буквы. Это предваряющий урок в одноименном разделе, на котором решается проблема положительной мотивации к предстоящему изучению учебного материала. Задачами урока были: обобщить и систематизировать знания о звуках и буквах, полученных в 1 классе; развивать умения их различать; создать продукт проектной деятельности – дидактическое пособие «ленту букв», которое мы можем использовать на протяжении изучения всего раздела.

На этапе актуализации знаний с целью подготовки к изучению темы мы повторили: теоретический материал, изученный в 1 – м классе о буквах и звуках. Далее ребята, используя таблицу – помощницу, раскрасили  буквы, которые им предварительно были розданы. Обобщение урока я провела в форме блиц – турнира с последовательным созданием мини – проекта «Ленты букв» (Дети отвечают на вопросы, показывают буквы и приклеивают к ленте)

Итак, наши группы готовы, начинаем презентацию творческих страничек.

За 15 минут мы получили продукт проектной деятельности, который можно использовать многократно.

Вывод: Результатом применения данного метода являются качественные изменения в знаниях учащихся, уменьшение ошибок в письменных работах, усвоение не только слов, предусмотренных программой, но и многих других, т.е расширение словарного запаса. А каждый учитель знает: чем шире словарный запас ребёнка, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам.

Задания для групп:

Задание 1: Вам поручили составить рассказ о мЕдведе, не называя его. Составьте рассказ так, чтобы мы поняли, что это мЕдведь.

Задание 2: Представьте, что вы художники и вам поручили нарисовать мЕдведя. Расскажите, как вы будете рисовать этот предмет?

Задание 3: Запишите как можно больше признаков, по которым мы смогли бы узнать, что вы говорите о мЕдведе не называя его.

Задание 4: Подберите синонимы к слову мЕдведь и вставьте их в текст, так, чтобы ни один из них не повторился.

Задание 5: Подберите как можно больше слов: мЕдведь – какой? Что делает? С чем сравним?

Задание 6: Подберите ассоциации к слову мЕдведь, запишите их.

Задание 7: Объясните фразеологизмы: Медведь на ухо наступил.  Медвежья услуга. Делить шкуру неубитого медведя. Медвежий угол. Глядеть медведем.

Задание 8: Найди вторую половину: Медведя бояться – так в лес не ходить. Медведь неуклюж – да дюж. Кто боится медведя - тот боится и его следов. Для медведя зима – одна ночь. Медведь одну лапу сосёт – да всю зиму сыт живёт.

Задание 9: Назовите сказки, где одним из героев является мЕдведь. Что вы можете сказать о его характере? Инсценируйте сказку.

Сказка «Сорока и Медведь»

- Эй, Мишка –  медведь, на вопрос ответь.

- Какой вопрос, Стрекотуха?

- А почему тебя Медведем зовут? Глухаря – понятно, он весной глухой. Зайца – беляка – понятно, он зимой белый. А вот медведь – непонятно!

- Хе – хе, бестолковая ты птица: МЁД – ВЕД – значит мёд ведающий. Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехнические приёмы при изучении словарных слов.

Использование мнемотехнических приёмов на уроках русского языка помогает лучше запомнить словарные слова....

Использование мнемотехнических приёмов русского языка при изучении словарных слов

Презентация содержит материал об эффективных способах запоминания словарных слов в начальной школе....

педагогический проект «Проектный метод как методический приём при обучении орфографии «трудных» слов»

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. "Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных нав...

Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах

Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и мет...

Проектный метод, как методический приём.

   Работа учителя начальных классов в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей учащихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания. Особен...

Методическая разработка по теме «Методы и приёмы работы со словарными словами в начальной школе»

В методической разработке даны приемы работы со словарными словами на уроках в начальнгой школе....

Методы,формы и приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Поэтому в начальном курсе грамматики, правописания и развития ре...