Статья " Рекомендации педагогам при работе с одаренными обучающимися"
статья

Светлана Петровна Будз

В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.

В. А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Рекомендации педагогам при работе с одаренными обучающимися

В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.

В. А. Сухомлинский

Каждый человек в чем-то талантлив. Но добьется он успеха или нет, во многом зависит от того, будет ли проявлен и замечен его талант в детстве, представится ли ребенку возможность реализовать свою одаренность.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных     детей и работой с ними. Работа с одаренными детьми – это постоянный и сложный процесс. Он требует от педагогов новых знаний, гибкости, личностного роста   и тесного сотрудничества с родителями.

              Данную работу следует организовывать в трёх направлениях:

  1. выявление детских талантов и талантливых детей;
  2. поддержка развития талантов;
  3. повышение квалификации педагогов в области работы с высоко способными детьми.

Слово «одаренность» происходит от слова «дар».

            Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое   определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

              Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В наше время выражение «одаренные дети» употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одаренным.

В педагогике выделяется несколько категорий одаренных детей:

  1. Учащиеся с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
  2. Учащиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
  3. Учащиеся с высокими творческими способностями.
  4. Учащиеся с высокими лидерскими способностями.
  5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и особенностью психического склада.

Одаренные дети способны заниматься несколькими делами сразу – например, следить за двумя или более происходящими вокруг событиями. Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-

либо ограничений своих исследований. В раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий. Одаренные дети часто «перескакивают» через последовательные этапы своего развития. У них отличная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Они рано начинают классифицировать поступающую к ним информацию и собственный опыт, с удовольствием отдаются коллекционированию. При этом их целью является не приведение коллекции в идеальный и достаточно постоянный порядок, а реорганизация, систематизация ее на новых основаниях. У одаренных детей большой словарный запас, они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова и понятия. Одаренные дети легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. Одаренный ребенок способен длительное время концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно. Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока еще не по возрасту, и в решении некоторых из них добиваются успеха.

В педагогике сложилась классификация проблем одаренных детей следующим образом:

  1. Наличие специфических стратегий деятельности. У одаренных детей наблюдается своеобразный индивидуальный стиль деятельности, который выражается в склонности «всё делать по-своему» и связан с присущей одаренному ребенку системой контроля и регуляции своих действий.
  2. Особый тип обучаемости одаренных детей. Это может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
  3. Протестное поведение. Одаренный ребенок иногда выражает протест, если происходит длительное подавление его важных потребностей в активности, в демонстрации своих возможностей, лидировании. Протесты могут принимать в поведении формы демонстративной защитной агрессии. Такой ребенок ведет себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих.
  4. Увлеченность и одержимость одаренных детей. У одаренных детей часто прослеживается ярко выраженный интерес к определенной сфере деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность этой деятельностью.
  5. Негативное отношение к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям, а изучаемый на уроках материал давно знаком.
  6. Проблемы общения. Одаренным детям нравятся сложные игры, нестандартные ситуации, серьезные увлечения и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок не находит друзей среди сверстников, а дружба и общение с более взрослыми людьми не позволяет им быть лидерами, вследствие этого наблюдается нежелание ребенка быть в компании. Иногда такие дети оказываются в изоляции, уходят в себя.
  7. Стандартные правила и требования. Одаренные дети отвергают стандартные требования, не склонны к конформизму, не готовы соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Особенно сильно это проявляется, если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
  8. Философские проблемы. Одаренные дети часто погружаются в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как жизнь, любовь, совесть, космос, о вопросах мироздания, о мире духовных ценностей. Они ищут ответы на вопросы «Кто я? И зачем я на этой земле?». Поиски ответов на эти вопросы становятся главными, и одаренные дети уделяют много времени размышлениям, у них возникает свое видение мира, и это не всегда находит понимание у окружающих.
  9. Познавательная потребность. У большинства одаренных детей наблюдается повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности, что вызывает проблемы в урочной деятельности.
  10. Целеполагание. Одаренные дети часто вырабатывают, конструируют свои собственные цели, составляют собственный план действий. Цели и программы действий, которые задаются извне, часто не воспринимаются одаренными детьми.
  11. Мышление и моторика. Одаренные дети думают значительно быстрее, чем пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены, неаккуратны, выглядят незавершенными.
  12. Поверхностные знания. На ранних стадиях работы с одаренными детьми               можно наблюдать проблему, связанную с поверхностными знаниями. Это объясняется множественностью интересов ребенка, его желанием заниматься всем, к чему возникает интерес.
  13. Внимание взрослых. Одаренные дети испытывают повышенную потребность во внимании взрослых.

       14.Сверхчувствительность. Она возникает у детей в связи с излишней сенсорной восприимчивостью. Слова и невербальные сигналы они воспринимают очень остро. Одаренные дети не любят, когда на них повышают голос. Когда это происходит часто в их жизни, то на эмоциональном уровне у них происходит блокировка. Повышенная избирательная чувствительность направлена у таких детей либо на определенные стороны предметной действительности, либо на определенные формы собственной активности и сопровождается, как правило, повышенным эмоциональным всплеском. Это не всегда воспринимается спокойно окружающими

                 Принципы работы с одаренными детьми:

  • индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся).
  • принцип опережающего обучения.
  • принцип комфортности в любой деятельности.
  • принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей  обучающихся.
  • возрастание роли внеурочной деятельности.
  • принцип развивающего обучения.
  • принцип добровольности.

Требования, которые необходимо предъявлять к учителю, работающему            с одарёнными и способными детьми.

Учитель должен быть:

непременно талантливым;

способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; профессионально грамотным;

интеллигентным, нравственным и эрудированным; владеть передовыми педагогическими технологиями;

психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

знатоком во всех областях человеческой жизни;

разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;

быть доброжелательным и чутким;

уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;

быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;

быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;

иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг              интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;

обладать чувством юмора;

быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;

проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

 стимулировать познавательные способности учащихся;

 работать по специальному учебному плану;

работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

принимать взвешенные психолого-педагогические решения; анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса; отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел; регулировать и улаживать конфликты;

уменьшать стрессы учащихся.

Рекомендации учителям.

Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель.

Учителю не стоит выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.

Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или                   делать  из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы.

Учителю следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся                     занятия. Учителям нередко необходима помощь методистов, чтобы разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных учеников.

Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;

не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

Научите учеников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов; приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

Подходите ко всему творчески.

Психологическая памятка для учителя по работе с одаренными детьми.

  1. Поверьте, работа с одаренным учеником оставит в вашей педагогической деятельности неизгладимый след. Но помните, что это будет испытанием на прочность вашей личности, вашего самоуважения и в очень большой степени вашего терпения. В такой работе расти и меняться должен не только ваш удивительный воспитанник, но и вы сами.

  1. У одаренного ученика, как правило, очень высокая самооценка. Но в то же время именно у таких детей самооценка бывает крайне противоречивой — постоянные переходы от сознания своих особенностей, возможностей до полного самоотрицания. Но одаренному ребенку нужна устойчиво высокая

самооценка, именно в ней такой ребенок и черпает силу для своего каждодневного напряженного труда. Педагог, работающий с этими детьми, должен преодолеть сложившееся бытовое представление о вреде "зазнайства" и не только разрушать такую самооценку, но, наоборот, в минуты его отчаяния внушать, что он обладает незаурядными возможностями. Важно твердо верить, что этому ребенку дано понять и совершить такое, что другим недостижимо.

  1. Уважайте и обсуждайте любую даже, на первый взгляд, бредовую идею, предложенную учеником. По выражению Нильса Бора, именно "сумасшедшие" идеи сделали современную физику. Если возрастает количество вопросов, на которые вы не знаете ответа или тратите на их выяснение слишком много времени, то лучше обратитесь к администрации, чтобы этому ученику подобрали другого преподавателя, иначе у вас будут накапливаться (ведь он у вас не единственный) усталость, нехватка времени, раздражение. Все это приведет к печальному результату: ученик может разочароваться в вас. Вероятно, все, что вы могли сделать - сделано. Ему нужен другой преподаватель.

  1. Это, конечно, не значит, что одаренным детям нужны только всезнающие учителя, "ходячие энциклопедии". Даже самый подготовленный педагог имеет право чего-то не знать - всегда есть пространство для развития у любого образованного человека. Важно, как педагог реагирует на свое незнание. Если с достоинством и без "закомплексованности", да при этом хорошо владеет навыками работы со справочной и любой другой подсобной литературой - такой педагог находка для одаренного ребенка.

  1. Не переживайте и не обижайтесь на то, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами — не самые любимые у этого ученика. Не ожидайте и особой благодарности от одаренного ученика за то, что вы затратили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он посчитает это за норму и даже может не заметить этого, хотя, сразу оговорюсь, одаренные дети - благодарные ученики.

  1. Учитель всегда должен помнить, что одаренному ученику необходима серьезная умственная нагрузка: если обучение будет легким, пустым, ученик, как ни странно, быстро устанет. А вот от трудной деятельности, тем более лежащей в сфере жизнеопределяющих интересов, ребенок никогда не устает.

Его мозг должен быть постоянно в работе. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и самому себе - обязательные составные части успешных уроков. Одаренные ученики – трудоголики, особенно когда они увлечены какой-либо идеей. Они способны с головой уходить в интересующую их сферу и полностью игнорировать все, что к ней не относится.

  1. Психологи отмечают, что при своих необычайно высоких способностях одаренные дети часто с трудом приобретают школьные умения и навыки. Так называемая школьная или академическая одаренность, ничего общего не имеет с интеллектуальной и тем более творческой одаренностью. По- настоящему одаренные дети редко обладают школьной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов. Школьные отметки для них не самоцель, и воздействовать на них плохими отметками и можно разве только в начальных классах. Их можно обидеть, унизить, но подтолкнуть к действию оценками почти невозможно. А вот сложная, пусть даже неразрешимая задача вполне может их "завести". Учитель может пользоваться этой их особенностью.

  1. Все одаренные дети обладают невероятной способностью "поглощать" знания, обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. И учителю следует быть не столько преподавателем своего предмета, сколько вводить таких детей в науку. Основной упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении. Способность одаренного ребенка к самостоятельному обучению необычно высока. Учитель должен знать: непрерывное самообучение должно стать его собственной устойчивой характеристической чертой.

  1. В соответствии с интересами ученика определяется его творческая тема, требующая от него придумывания, самостоятельного выдвижения идей и их реализации. Работая над увлекающей его идеей, школьник удовлетворит свое любопытство, свой "исследовательский инстинкт". Научным руководителем темы может быть школьный учитель, так и человек со стороны (например, научный работник). Зная творческую тему ученика, многие преподаватели будут приспосабливать к ней свой предмет.

  1. От учителя одаренных детей больше всего требуются качества личностные, душевные, а вовсе не только и не столько интеллектуальный или даже методический "багаж". Учитель, решившийся на такую

самоотверженную работу, достоин уважения и поддержки. По словам В.Эфроимсона, такая работа возможна только "в коллективе, слитом в единое целое напряженным творческим порывом, группой исключительно даровитых людей, с умами взволнованными и напряженными, объединенными общей целью и беззаветным руководителем".

       Главные задачи современной школы: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

      Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности ...

Статья «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»

Кто такой одаренный ребенок? Как заметить таких детей в начальной школе и помочь развитию их способностей....

Рекомендации по организации работы с одаренными детьми.

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей акт...

Статья на тему: "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе"

В соответствии с современными взглядами, господствующими в психологии, одаренность – это системное качество личности, включающее организующее и соподчиняющее множество способностей, мотивов чело...

Рекомендации педагогам по работе с одаренными обучающимися

Рекомендации для педагогов по работе с одаренными детьми. Описание практических приёмов в работе педагогов, работающих с одаренными....

Рекомендации педагогам для работы с обучающимися девиантного поведения

Рекомендации педагогам для работы с обучающимися девиантного поведения...