Рекомендации педагогам по работе с одаренными обучающимися
консультация

Надежда Васильевна Осипова

Рекомендации для педагогов по работе с одаренными детьми. Описание практических приёмов в работе педагогов, работающих с одаренными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_rabote_s_odarenymi.docx35.98 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для учителей по работе с одаренными детьми

Составила: Осипова Н.В., педагог-психолог

Рекомендации для учителей при работе с одарёнными детьми.

Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.

Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.

Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.

Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.

На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.

Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.

Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.

Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.

Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.

Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.

Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.

Качества и умения, необходимые учителю для работы с одарёнными детьми:

  • Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;
  • Быть доброжелательным и чутким;
  • Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
  • Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;
  • Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
  • Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;
  • Обладать чувством юмора;
  • Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;
  • Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;
  • Стимулировать когнитивные способности учащихся.       

Негативными сторонами одарённых детей являются следующие качества личности:

  1. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.  

2. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.  

3. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.  

4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.   

5. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.  

6. Стремление всегда быть правым и споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.   

7. Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.

Одарённые дети и учебная деятельность.

В учебной деятельности одарённые дети отличаются тем, что:

1. Хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.

2. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее умственным навыкам.

3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.

4. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.

5. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.

 6. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать хорошо. Отсюда - постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения.

7. Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».

8. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.

9. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.

10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.

11. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.

12. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.

Тест на определение готовности  педагога к работе с одаренными детьми.

Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?  Действительно ли вы можете  судить об одаренности ребёнка, понимать причины недостаточного развития способностей у здорового ребёнка?

Все это может показать тест, который вам предлагается выполнить. Дайте на каждый вопрос один из трёх ответов – «да», «нет», «не знаю». Можете обозначить их: «да» - (+), «нет» - (-), «не знаю» - (о).Приступайте!

1. Нельзя слишком рано учить ребёнка читать, даже если он сам к этому стремится.

2. Память – это самое главное для развития способностей.

3. Пока ребёнок мал, никаких жестких требований к нему нельзя  предъявлять.

4. Нельзя одаренного ребёнка учить точно так же, как обычного.

5. Одаренные дети иногда с трудом усваивают знания и навыки, не

    соответствующие их способностям.

6. Ребёнку с ранних лет необходимо предоставлять выбор везде, где это

    только можно: в еде, прогулках и даже в выборе друзей.

7. Чувство долга нельзя воспитывать слишком рано, нельзя предъявлять 

    маленькому ребёнку строгие требования – от этого страдает его личность.

8. Математику до 12-13 лет должны достаточно полно изучать все дети вне 

    различий в способностях.

9. Одаренный ребенок часто имеет трудности в общении.

10. Нужно, чтобы с первых дней обучения в школе ребёнок был

    ориентирован только на отличные отметки.

11. Нельзя постоянно проявлять любовь к ребёнку, пусть даже маленькому –

    можно избаловать.

12. Детей до 11-12 лет нельзя обучать в профилированных классах –      математических, гуманитарных и т.д.

13. Нельзя наказывать ребёнка за сломанную игрушку – он не виноват.

14. Ребёнка нельзя заставлять читать, особенно художественную литературу.

15. Ребёнка с малых лет необходимо приучать к обязанностям по дому.

16. У каждого ребёнка должна быть уверенность в своих силах.

17. Строгие наказания вредны для развития ребёнка.

18. Нельзя наказывать ребёнка за плохое выполнение интеллектуальной

      деятельности: плохо прочитал, неправильно сосчитал.

19. Если ребёнок обыкновенный, нельзя, чтобы он считал себя способным,

      это будет мешать ему в жизни.

20. Одарённость только от бога или от природы.

21. Маленького ребёнка нельзя постоянно брать на руки – этим его можно

      избаловать.

22. Одарённого ребёнка можно сразу определить – он поражает всех своими знаниями и суждениями.

23. Хороший учитель тот, на уроке которого детям всегда интересно, и они

     не замечают,  как идет время.

24. Нужно, чтобы с самого раннего детства ребёнку поменьше запрещали,

     тогда он вырастет настоящей личностью.

25. Маленького ребёнка нельзя наказывать, это ведёт к подавлению

      личности.

26. От оценок в школе желательно по возможности избавляться.

27. Когда взрослые читают ребёнку, очень важно, чтобы он сидел тихо и 

      прислушивался к каждому слову.

28. Одарённым детям ни в коем случае нельзя говорить, что они одарённые.

      Они могут зазнаться.

29. Для того, чтобы ребёнок вырос способным, с ним обязательно надо

      заниматься ещё до школы чтением, счётом, иностранным языком.

30. Для развития способностей нужно требовать, чтобы школьник ежедневно

      читал хотя бы две-три страницы.

Ответы на тест: ВЕРНО – (+), НЕВЕРНО – (-).

1. –         9. +         17. –      25. –

2. –         10. –      18. +       26. –

3. –         11. –      19. –       27. –

4. +         12. +      20. –      28. –

5. +        13. +       21. –      29. –

6. +         14. +      22. –      30. –

7. –         15. +      23. –

8. +         16. +      24. –

А теперь подсчитайте количество правильных ответов. Следует предупредить: ответов на некоторые вопросы нельзя найти в тексте и правильный ответ на них свидетельствует о вашей педагогической или родительской интуиции (либо о просвещённости в этой области).

                Итак, если у вас более половины ответов неправильных, то вам необходимо заняться своим самообразованием, (либо сочинить свою педагогическую теорию). Работать с одаренными детьми вам пока рановато.

                Если неправильных ответов всего 5-7 – очень неплохо, в целом вы чувствуете, что называется, истину, остается только реализовать её на практике.

                Если неправильных ответов всего 1-2 – это просто замечательно, вы настоящий талант, у вас педагогическая интуиция, - вам необходимо срочно найти себе дело, соответствующее вашим  недюжинным способностями.

Психологическая памятка для учителя по работе с одаренными детьми.

1. Поверьте, работа с одаренным учеником оставит в вашей педагогической деятельности неизгладимый след. Но помните, что это будет испытанием на прочность вашей личности, вашего самоуважения и в очень большой степени вашего терпения. В такой работе расти и меняться должен не только ваш удивительный воспитанник, но и вы сами.

2. У одаренного ученика, как правило, очень высокая самооценка. Но в то же время именно у таких детей самооценка бывает крайне противоречивой — постоянные переходы от сознания своих особенностей, возможностей до полного самоотрицания. Но одаренному ребенку нужна устойчиво высокая самооценка, именно в ней такой ребенок и черпает силу для своего каждодневного напряженного труда. Педагог, работающий с этими детьми, должен преодолеть сложившееся бытовое представление о вреде "зазнайства" и не только разрушать такую самооценку, но, наоборот, в минуты его отчаяния внушать, что он обладает незаурядными возможностями. Важно твердо верить, что этому ребенку дано понять и совершить такое, что другим недостижимо.

3. Уважайте и обсуждайте любую даже, на первый взгляд, бредовую идею, предложенную учеником. По выражению Нильса Бора, именно "сумасшедшие" идеи сделали современную физику. Если возрастает количество вопросов, на которые вы не знаете ответа или тратите на их выяснение слишком много времени, то лучше обратитесь к администрации, чтобы этому ученику подобрали другого препреподавателя, иначе у вас будут накапливаться (ведь он у вас не единственный) усталость, нехватка времени, раздражение. Все это приведет к печальному результату: ученик может разочароваться в вас. Вероятно, все, что вы могли сделать - сделано. Ему нужен другой преподаватель.

4. Это, конечно, не значит, что одаренным детям нужны только всезнающие учителя, "ходячие энциклопедии". Даже самый подготовленный педагог имеет право чего-то не знать - всегда есть пространство для развития у любого образованного человека. Важно, как педагог реагирует на свое незнание. Если с достоинством и без "закомплексованности", да при этом хорошо владеет навыками работы со справочной и любой другой подсобной литературой - такой педагог находка для одаренного ребенка.

5. Не переживайте и не обижайтесь на то, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами — не самые любимые у этого ученика. Не ожидайте и особой благодарности от одаренного ученика за то, что вы затратили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он посчитает это за норму и даже может не заметить этого, хотя, сразу оговорюсь, одаренные дети - благодарные ученики.

6. Учитель всегда должен помнить, что одаренному ученику необходима серьезная умственная нагрузка: если обучение будет легким, пустым, ученик, как ни странно, быстро устанет. А вот от трудной деятельности, тем более лежащей в сфере жизнеопределяющих интересов, ребенок никогда не устает. Его мозг должен быть постоянно в работе. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и самому себе - обязательные составные части успешных уроков. Одаренные ученики – трудоголики, особенно когда они увлечены какой-либо идеей. Они способны с головой уходить в интересующую их сферу и полностью игнорировать все, что к ней не относится.

7. Психологи отмечают, что при своих необычайно высоких способностях одаренные дети часто с трудом приобретают школьные умения и навыки. Так называемая школьная или академическая одаренность, ничего общего не имеет с интеллектуальной и тем более творческой одаренностью. По- настоящему одаренные дети редко обладают школьной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов. Школьные отметки для них не самоцель, и воздействовать на них плохими отметками и можно разве только в начальных классах. Их можно обидеть, унизить, но подтолкнуть к действию оценками почти невозможно. А вот сложная, пусть даже неразрешимая задача вполне может их "завести". Учитель может пользоваться этой их особенностью.

8. Все одаренные дети обладают невероятной способностью "поглощать" знания, обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. И учителю следует быть не столько преподавателем своего предмета, сколько вводить таких детей в науку. Основной упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении. Способность одаренного ребенка к самостоятельному обучению необычно высока. Учитель должен знать: непрерывное самообучение должно стать его собственной устойчивой характеристической чертой.

9. В соответствии с интересами ученика определяется его творческая тема, требующая от него придумывания, самостоятельного выдвижения идей и их реализации. Работая над увлекающей его идеей, школьник удовлетворит свое любопытство, свой "исследовательский инстинкт". Научным руководителем темы может быть школьный учитель, так и человек со стороны (например, научный работник). Зная творческую тему ученика, многие преподаватели будут приспосабливать к ней свой предмет.

10. От учителя одаренных детей больше всего требуются качества личностные, душевные, а вовсе не только и не столько интеллектуальный или даже методический "багаж". Учитель, решившийся на такую самоотверженную работу, достоин уважения и поддержки. По словам В.Эфроимсона, такая работа возможна только "в коллективе, слитом в единое целое напряженным творческим порывом, группой исключительно даровитых людей, с умами взволнованными и напряженными, объединенными общей целью и беззаветным руководителем".

Рекомендации учителям по работе с одарёнными детьми

 Начальные классы.

 • Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель.

• Учителю следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.

• Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы.

• Учителю следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия. Учителям нередко необходима помощь методистов, чтобы разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных учеников.

Средняя ступень. Старшая ступень.

 • Создавать ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых ситуаций.

• Разрешение и поощрение множества вопросов.

• Создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности.

• Стимулирование ответственности и независимости.

 • Делать акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях.

• Формировать более разнообразный взгляд на мир.

• Внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих их взрослых.

• Не давать ребенку прямых условий, рекомендаций. Ребенок должен сам их выработать.

 • Не сдерживать инициативу, даже в ущерб урока.

• Научить прослеживать межпредметные связи.

• Приучить детей к самостоятельности принятия решения и анализа ситуации.

 • Оказывать поддержку в ситуации успеха.

• Обеспечить исследовательскую деятельность для одаренных детей.

• При взаимодействии с одаренным ребенком учитель должен проявлять чувство юмора.

 • Формировать безоценочные критерии в работе с одаренным ребенком.

• Педагогу необходимо проявлять настойчивость в работе по развитию определенных способностей ребенка. Рекомендации по развитию творческих способностей у детей

• Подхватывайте мысли учащихся и оценивайте их тут же, подчеркивая оригинальность, важность и т.п.

• Усиливайте впечатлительность детей на новое в его области интересов (животные, искусство, техника).

• Поощряйте оперирование предметами, материалом, идеями. Ребенок пытается практически решать исследовательские задачи.

• Учите детей систематической оценке каждой мысли. Никогда не отрицайте, не отбрасывайте ее.

 • Вырабатывайте у учащихся терпимое отношение к новым понятиям, мыслям.

• Не настаивайте на запоминании схем, формул, одностороннего решения, где имеется много способов.

 • Культивируйте творческую атмосферу. Учащиеся должны знать, что творческие предложения, мысли, класс встречает с признанием, принимает их, использует.

 • Учите детей ценить свои и чужие мысли. Очень ценно фиксировать их в блокноте, в тетради.

• Часто ровесники относятся к способным детям агрессивно, насмешливо. Это необходимо предупреждать. И лучшим способом является объяснение способному ученику, что это обычно, и развивать у него терпимость и уверенность.

• Подбрасывайте интересные факты, случаи, технические и научные идеи.

• Рассеивайте страх у талантливых детей, вызываемый произведениями искусства. Рассказывайте об истории, творческой лаборатории художника, ученого и др.

• Стимулируйте и поддерживайте инициативу и самостоятельность учащихся, подбрасывайте им проекты, которые могут увлечь.

• Привязывайте талантливых учеников к какой-либо действительной проблеме, что они носились с ней.

• Создавайте проблемные ситуации, требующие альтернатив, прогнозирования, воображения.

• Создавайте поочередно периоды творческой активности. Многие гениальные решения приходят в такие фазы.

• Развивайте критическое отношение.

 • Побуждайте доводить начинания до логического завершения.

• Воздействуйте собственным примером.

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высокоодаренным ребенком — индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

Учителю- предметнику в работе необходимо: 1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно - научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка . 2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам. 3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени. 4. Ребенку предоставить: 1. название темы. 2. план изучения темы 3. основные вопросы 4. понятия и термины, которые он должен усвоить 5. практические работы 6. список необходимой литературы 7. формы контроля 8. задания для самопроверки 5. Для анализа результатов работы оформить таблицу: 1. предмет 2. дата и время консультаций 3. главные рассматриваемые вопросы 4. время работы с темой по программе 5. фактическое затраченное время 6. дополнительные вопросы, не предусмотренные программой 7. невыясненные вопросы 8. причины отклонений от сроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

      Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности ...

Рекомендации по организации работы с одаренными детьми.

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей акт...

Рекомендации педагогам по работе с агрессивными и гиперактивными детьми.

Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка "активный" значит деятельный, действенный, а греческое слово "гипер" указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляет...

Рекомендации педагогу по работе с детьми с синдромом дефицита внимания.

Рекомендации педагогу по организации работы с гиперактивными детьми....

Статья " Рекомендации педагогам при работе с одаренными обучающимися"

В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.В. А. Сухомлинский...

Рекомендации педагогам для работы с обучающимися девиантного поведения

Рекомендации педагогам для работы с обучающимися девиантного поведения...