Арт-терапия как средство развития творческих способностей младшего школьника
методическая разработка (1 класс)

Родикова Наталья Вадимовна

Особенность технологии арт-терапии в том, что она использует невербальные способы самовыражения и общения. В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. В повседневной жизни человек в основном использует левое полушарие. При этом, гармоничное развитие человека предполагает одинаковое развитие обоих полушарий. И как раз творчество, интуиция, культурное образование, устройство семьи, воспитание детей требуют от современного человека работы правого полушария.

Арт-терапия является частной формой терапии творчеством и связана, главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой, а также их различными комбинациями с другими формами творческой деятельности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodikova._art-terapiya.docx569.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Арт-терапия как средство развития творческих способностей младшего школьника»

Методическая разработка учителя начальных классов Родиковой Натальи Вадимовны

МКОУ” Отрадненская общеобразовательная школа №2”, г.Отрадное, Кировский район, Лен.обл.

Современный этап развития общества предъявляет человеку качественно новые требования, обусловливает необходимость становления успешной и коммуникативной личности с яркой творческой индивидуальностью. В Федеральном Законе Российской Федерации «Об образовании, «Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г.», в и других официальных государственных документах в качестве ведущих выделяются задачи формирования творчески активной личности, способной эффективно решать проблемы жизни нестандартно.

 Потребность в творческом выражении и самоопределении, существующая уже в детском возрасте, является условием для дальнейшего развития личности, ее успешной творческой деятельности. Для достижения качественных результатов законодателем выделяется одно из приоритетных направлений политики в образовании - «совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества». Это обусловливает актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.

 Необходимым условием развития креативности является психологопедагогическое руководство познавательной деятельностью младшего школьника. Эффективным и действенным инструментом для достижения этой цели может являться арт-терапия.

Основоположниками исследования арт-терапии как средства имеющего богатый потенциал развития творческих способностей личности были E. Кейн, В. Ловенфельд. Они видели неразрывную связь изобразительной деятельности индивида с развитием его познавательной и эмоциональной сфер.

В связи с этим существует потребность в теоретическом обосновании и разработке педагогических и средств и методов, обеспечивающих развитие у младших школьников творческих способностей посредством арт-терапии.

Особенность технологии арт-терапии в том, что она использует невербальные способы самовыражения и общения. В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. В повседневной жизни человек в основном использует левое полушарие. При этом, гармоничное развитие человека предполагает одинаковое развитие обоих полушарий. И как раз творчество, интуиция, культурное образование, устройство семьи, воспитание детей требуют от современного человека работы правого полушария.

Арт-терапия является частной формой терапии творчеством и связана, главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой, а также их различными комбинациями с другими формами творческой деятельности).

Задачами арт-терапии, на наш взгляд, являются

 Организовывать занятия, развивающие познавательные и моторные навыки; в целях максимальной реабилитации давать возможность испытывать успех от деятельности и ориентироваться в реальности.

 Создавать условия для облегчения и побуждения к самовыражению, общению и социализации, к приобретению личной ценности.

 Дать возможность обратится к внутренним творческим способностям для изменения отношения к себе и другим, что ведет к ослаблению внутренних и внешних конфликтов.

 Создать условия для самопознания и самоисследования, что расширяет диапазон личностного творческого опыта.

Арт-терапия, как и другие педагогические инновации, обладает следующими признаками:

 совокупностью теоретических и практических идей, новых технологий, составляющих ее сущность;

 многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями;

 относительной самостоятельностью (обособленностью) от других составляющих педагогической деятельности (например, процессов обучения, управления);

 собственной историей возникновения и развития, описанной в литературе, документах и других материалах;

 способностью к интеграции и трансформации [5]. Обучение должно основываться на основных гуманистических и дидактических принципах:

 сознательности и активности;

 постепенности и прогрессивности;

 индивидуально-дифференцированного подхода;

 взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора формирования личности.

Рассмотрим два средства арт-терапии - изотерапия и пластилинотерапия, которые активно можно использовать на уроках у младших школьников.

Современная изотерапия - это в основном процесс художественного творчества. Арт-терапия рисованием используется широко. Процесс и результат рисования анализируется по следующим параметрам: скорость заполнения листа, характер линий и форм, изображенных на рисунке, и преобладающие цветовые тона. Яркие краски выражают творческое начало, позитивное эмоциональное состояние; преобладание пастельных тонов свидетельствует о высокой чувствительности. Цвета, их расположение, игра красок - это свой особый, индивидуальный язык, здесь нет никаких установленных правил, это скорее рисунок души, отражающий ее состояние.

Особенностью изотерапии в работе с детьми является то, что она используется для создания положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, помогает детям развивать фантазию, используя различные цветовые гаммы, различные материалы для работы. Изотерапия имеет огромное коррекционное значение не только при развитии мелкой моторики пальцев рук, участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, но во многом способствует воспитанию художественно-эстетического вкуса ребенка.

Пластилинография – это искусство лепки и рисования пластилином; это новый способ отражения действительности, который помогает создавать картины, декорировать предметы. Главный принцип работы в этой технике изобразительного искусства, заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности, техника развивает воображение, глазомер, чувство формы, цвета, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус, что позволяет в дальнейшем реализовать потенциал, заложенный в каждом ребенке.

Работа в технике «Пластилинография» позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Получая новый опыт, навыки, изучая в процессе творчества разнообразные техники, дети одновременно закрепляют информацию, полученную ранее на занятиях по развитию речи, изучению окружающего мира, т.е. происходит интеграция предметных областей знаний.

К неоспоримым достоинствам техники «Пластилинография» относятся: простота исполнения работы; яркость фактурного материала; возможность моментального исправления, а значит отсутствие страха перед возможной неудачей; насыщенность игровыми приёмами, упражнениями, благодаря которым решения поставленных задач осуществляется без перегрузки и напряжения. Для рисования пластилином нет ограничений. Все зависит от смелости творческой мысли, яркости идей и художественной фантазии.

Поскольку основным инструментом в работе является рука, а точнее пальчики, а материалом – пластилин, в процессе работы происходит развитие мелкой моторики, которая является одним из главных стимуляторов мозговой деятельности ребенка.

Авторская программа «Радужные фантазии» с примерными темами.

Данная программа имеет художественно – эстетическую направленность. Программа разработана и адаптирована в соответствии с психофизическими, возрастными и индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Основным содержанием курса являются занятия по пластилинографии и изотерапии. Специфика данных видов деятельности позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций, в результате которых развивается ручная умелость, мелкая моторика рук, способствующих развитию психофизических функций детей, творческих способностей детей. Основные направления программы: пластилинография, декорирование предметов, шерстяная акварель, рисование в технике «Зентангл», «Дудлинг», работа с нестандартными материалами.

Пояснение: дудлинг и зентангл - это два направления интуитивного рисования, когда вы берете бумагу, ручку или карандаш и выводите разные загогулинки на листе. Никаких особенных правил и требований не существует, но между дудлингом и зентанглом есть некоторая разница.

Во-первых, для дудлинга нет необходимости разграничивать свой лист на сектора - можно начинать рисовать из любого места, постепенно дорисовывая детали в разные стороны. Во-вторых, дудлинг можно рисовать, особо не задумываясь о композиции или повторяемости/неповторяемости рисунка, это действие для расслабления скорее, чем для собранности и концентрации. В-третьих, в дудлинге нет никаких запатентованных узоров или требований к бумаге. Он может быть абсолютно любым.

В зентангле же, во-первых, есть определенные правила - в идеале узоры для зентангла рисуют на квадратах 9 на 9 см. Во-вторых, принято ограничивать область рисунка линией (произвольной, но все равно), или даже несколькими линиями-секторами, в которых располагают разные узоры. В-третьих, зентангл является запатентованной техникой рисования, в которой есть свои определенные правила, сформулированные авторами идеи - Риком Робертсом и Марией Томас. Они определяют зентангл как форму медитативного искусства. Сам процесс представляет собой форму медитации с использованием ручки и карандаша. И тут совсем некстати говорить об аккуратности или правильности линий.

В книге Бекки Крахула "Зентангл" говорится о практической пользе зентангла как медитативной практики: "Зентангл ... улучшает память, стимулирует творческие способности, поднимает настроение, успокаивает в стрессовых ситуациях и может быть использован как инструмент управления гневом.... Не надо учиться рисовать - зентангл сам всему научит. Художественные знания и умения тоже не нужны - зентангл подходит всем".

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/088b/0001b63a-1ef4d5cc/img9.jpg

Пластилинография – это искусство лепки и рисования пластилином; это новый способ отражения действительности, помогающий создавать картины, декорировать предметы. Этот вид творчества развивает воображение, глазомер, чувство формы, цвета, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. Техника пластилинографии требует от учащихся ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Тем самым занятия пластилинографией полезны для детей. В процессе работы у детей вырабатываются такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивается творческий потенциал. В ходе работы ребенку необходимо запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы выполнения работы – все это стимулирует, совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Этот вид деятельности вызывает стойкий интерес у детей. Использование в процессе работы разных методик положительно влияет на познавательные возможности для коррекционного учебного процесса.

Примерные темы.

Введение

1 Выполнение эскиза рисунка с использованием оборудования (ноутбук, планшет для рисования).

 2 Рисование картин по замыслу.

3 «Нам осень сказку подарила».

4 «Мир вокруг нас» (по замыслу).

5 «В гости к сказочным героям».

 6 Рисование картин в технике «Зентангл».

7 Рисование по замыслу картин в технике «Дудлинг»

8 Пластилинопластика. Декорирование небольших предметов.

9 Изготовление броши, игрушек из драпа, фетра

10  «Птицы зимой».

11 Рисование зимних пейзажей по замыслу.

12 «Букет для мамы»

13 «Домашние любимцы»

14 «Весеннее очарование» (рисование весенних пейзажей).

15 Как я вижу (представляю) этот мир.

16 Выставка работ учащихся

Для определения результативности данной программы можно применить диагностическую методику «Незаконченные рисунки» Я.Л. Коломенского и Е.А. Панько, основанную на анализе продуктов детской деятельности.

На первых занятиях можно провести Субтест 1.  "Нелепицы". Стимульный материал представляет собой рисунок, содержащий массу явных "нелепостей", то есть вещей, которые в реальной жизни невозможны и смешны. "Нелепицы" предлагаются в качестве первого задания, поскольку в ходе обсуждения картинки ребенок, как правило, раскрепощается и успокаивается. Основным результатом данного субтеста является способность ребенка эмоционально откликаться на "нелепость" рисунка и умение объяснить смысловые ошибки изображения.

Инструкция

Картинка предлагается ребенку со словами: "Посмотри, какая у меня картинка". Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), педагог может спросить: "Ты рассмотрел картинку? Смешная картинка? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?" При

этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку.

Критерии оценки

Ребенок получает 2 балла, если он реагирует на картинку живо, непосредственно, без вмешательства взрослого. Она смешит его, вызывает

улыбку. Он с легкостью указывает на все "нелепости".

Ребенок получает 1 балл, если его реакция менее спонтанная, но он самостоятельно или с небольшой помощью —1 или 2 вопроса —находит нелепые места. Ребенок получает 0 баллов, если эмоционально никак не реагирует на картинку и только с помощью педагога находит несоответствия в ней. Свое отношение к происходящему он никак не выражает.

https://ok-t.ru/studopedia/baza12/1807032305611.files/image007.jpg

По окончанию теста, предлагается ребенку самому нарисовать рисунок на данную тематику.

Для выявления результатов успешности программы был использован тест «Незавершенные фигуры» из невербальной батареи Е.П. Торренса.

Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека. Наиболее популярный из них - тест Торренса. Креативность по Торренсу (от лат. creatio - созидание) - это чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы, видоизменяет их, перепроверяет их, окончательно обосновывает результат. Э. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году. Другая часть теста - «Завершение картинок» (Complete Figures) была адаптирована в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е. Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

 Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления.

Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0fd1/000a3578-adc2c9fd/hello_html_m4595d098.jpgВозможно также использовать методику «Домик» (Н. И. Гуткина), которая представляет собой задание на срисовывание картинки с изображением дома, отдельные детали которого состоят из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей в возрасте 5–10 лет. Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться по образцу, точно его копировать, определить особенности развития непроизвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2019/09/15/domik_0.jpeg?itok=24DODmRv

Список использованной литературы:

1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: [Текст] / Москва.: Издательский центр «Академия», 2015, 320 с.

2. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / Копытин А.И. - СПб. : Питер, 2002 - 368 с

3. Лебедева, Л.Д. Арт-терапия в педагогике [Текст] / Л. Д.Лебедева// Педагогика. - 2015.-№9. - С.27-34.

4.Сакович, Н. День за днем в стране фантазии: программа развития самосознания детей 7 - 9 лет средствами сказкотерапии [Текст] / Н. Саков// Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2005 - №9.

5. Сизова А.В. Арт-терапия как педагогической помощи детям с проблемами развитии [Текст] / А. В.Сизова/ / Коррекционная педагогика. - 2005 - №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников. Анализируя продуктивное детское творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интереса...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»

«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное  время как средство развития творческих способностей  младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...

статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»

«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное  время как средство развития творческих способностей  младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...

Театр как средство развития творческих способностей младшего школьника

Практика показывает, что минимум трудностей испытывают в развитии, учебе те дети, у которых развиты коммуникативные качества. А сейчас это особенно актуально, когда в образовательном процессе становит...

Статья "Арт-терапия как средство развития творческих способностей младшего школьника"

Арт-терапия является эффективным средством развития творческих   способностей младших школьников, она создает положительный эмоциональный настрой в группе, облегчает процесс коммуникации со ...