Статья "Как развивать потребность в чтении у детей начальной школы"
статья

Исауленко Ирина Витальевна

В данной статье содержатся приемы развития у ребёнка желания читать.Можно использовать учителям и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_uchashchihsya.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

В.А Сухомлинский писал «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, то у них складывается структура малодеятельного мозга». Важное влияние оказывает чтение книг и на успеваемость детей, так как много читающие дети приобретают навык самостоятельно добывать знания, умеют пользоваться справочной и научно-популярной литературой, периодикой, находить ответы на интересующие их вопросы. Хорошо читающий ребёнок адекватно может оценить ситуацию, быстро принять правильное решение; обладает большим объемом памяти, владеет нормированной речью, точнее формулирует свои мысли, свободнее письменно излагает рассуждения. В последнее время к сожалению прослеживается закомерность,отмечают учителя и психологи,что дети читают мало и неохотно – предпочитают получить готовую картину на экране, вместо того чтобы добывать визуальные образы с помощью воображения и абстрактного мышления, как это происходит при чтении.

Учителя хотят  приобщить ребёнка к чтению, научить его воспринимать книгу всей душой. Дети, которые не любят читать, нередко владеют плохой техникой чтения.Одной из первостепенных задач стоит отработка технической стороны чтения, которая, как и любой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования.Одним из основных эффективных элементов при обучении чтению является жужжащее чтение, то есть чтение, при котором все ученики в течение трёх-пяти минут читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Этот метод является общепризнанным и применяется многими учителями. При такой методике каждый ученик поупражняется в чтении. 

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Например, ученик читает предложение, состоящее из 6 —8 слов. Дочитав до третьего-четвёртого слова, забывает первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.Эффективно работать по методике «Зрительные диктанты» Федоренко.

Важно проводить упражнения, направленные на расширение знания детей о различном тоне речи.  На уроках дети учатся выбирать подходящий тон для произнесения готового высказывания в зависимости от его содержания, основной мысли и чувств героев.Способствуют расширению знания о различном тоне и различные игры.Учитель произносит подготовленные фразы разным тоном. Дети должны определить характер тона, то есть, с каким чувством была произнесена фраза- радостно,грустно,равнодушно,удивлённо,с досадой и огорчением.

Умение говорить с нормальной громкостью является важным коммуникативным свойством речи и имеет существенное значение для восприятия сообщаемой информации. В связи с этим целесообразно расширять знания детей об уместности или неуместности громкой (тихой) речи в определенных ситуациях, формировать умения школьников использовать громкость как средство.

Например.

-Прочитайте стихотворение.Обратите внимание на пометки справа. Какие строчки надо прочитать громко, какие - тихо, или совсем тихо? Подготовьтесь читать, изменяя громкость своего голоса.Большая роль отводится работе по разучиванию скороговорок, так как упражнения в произношении  скороговорок способствуют выработке отчетливой, разборчивой, внятной устной речи. Скороговорки лучше использовать по группам,в зависимости от отработки произношения разных звуков.

В работе над темпом устной речи помогают и специально подобранные пословицы. Особое внимание уделяю развитию эмоциональной сферы учащихся. «Заразить» ребенка чтением помогает узнавание себя в литературном герое. Самоузнавание и определяет желание вновь и вновь открывать себя в другом, а другого – в себе. Дополнительные тексты нужно подбирать таким образом, чтобы в рассказах шла речь о сверстниках. Сопереживание - самый сильный стимул, подвигающий ребенка к книге: испытанное им эмоциональное потрясение, возникающее в результате сопереживания героям книги. Для стимулирования ребенка к самостоятельному чтению, использую такой прием как сокращенный текст.Это может быть рассказ или стихотворение, после которого через группу вопросов, подвожу ученика к тому, что необходимо взять и прочитать эту книгу целиком или выучить наизусть.Систематически работаю над выразительностью чтения, передачи эмоционального тона, применяю различные формы драматизации: постановка «живых картин», произнесение реплики персонажа с использованием мимики и пантомимики, чтение по ролям, развернутая драматизация.

Хорошо зарекомендовал себя конкурс выразительного чтения подготовленного произведения или наизусть. Дома прошу детей репетировать перед зеркалом. Форма конкурса способствует формированию самооценки у каждого учащегося, отработке навыка выразительного чтения (в сравнении с чтением одноклассников). Текст подбирается эмоционально ярко окрашенный, но небольшой по объёму (полстраницы). Это может быть абзац или отрывок из произведения.

Примерно 2 раза в год проводится проверка чтения про себя. В учебнике для чтения выбираю один из прозаических текстов. В своём экземпляре учебника карандашом над каждым словом текста ставлю цифру – его порядковый номер. Ученикам предлагаю взять в руки простой карандаш. По команде учителя ученики углубляются в чтение. По прошествии 2 минут даю команду «Стоп!» Каждый ученик ставит точку карандашом над словом, на котором его застала команда «Стоп!» Он называет это слово, учитель находит его в своей книге и по цифре, которой пронумерованы слова, устанавливает количество прочитанных слов. Это количество делится на два, и получается, сколько слов ученик прочитал за минуту.

Помимо текущей проверки техники чтения, провожу итоговую, рубежную проверку в конце четверти, полугодия, года. Эта проверка носит строго индивидуальный характер. Результаты обязательно с детьми анализируем, обсуждаем, делаем выводы. И опять поощряем лучших. Это позволяет ускорить процесс развития техники чтения.

В 1 классе мы заводим читательский дневник и учимся его вести.Больше уделяем внимания составлению рисунков к прочитанным произведениям.Во 2классе учимся выполнять таблицу. В третьем  классе мы уже представляем продукты своей читательской деятельности – это и краткие биографии писателей и поэтов, это и составленные кроссворды, презентации любимых книг и словарную работу, а также расширенные таблицы о  прочитанных летом книгах.В 4 классе составляем отзывы.В классе поощряем тех читателей, которые прочитали много книг за летние каникулы.

Каждый, пусть даже маленький успех ученика, должен быть замечен и отмечен учителем. Важно показать ребёнку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу высокой отметкой. При такой постановке дела дети работают заинтересованно, увлечённо. Очень полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником, с его прежними.  Применять стимулирование необходимо очень осторожно, очень внимательно следя за состоянием учеников, хвалить их даже за малейший успех, чтобы не привести детей к отрицательным эмоциям, к негативному отношению к чтению..Можно сделать каждому ребёнку график читательского роста.

Родителям  рекомендую  список детских книг, которые необходимо читать, а в классе мы проверяем, насколько глубоко дети поняли прочитанную книгу и  выявляем лучших читателей.Важная роль в руководстве детским чтением принадлежит именно семье. Как правило, читать любят дети читающих родителей. Родителям даю рекомендации:  

Советую каждый день организовывать  вечерний час чтения, когда систематически читают не только дети, но и взрослые.Дети растут,но важно продолжать читать им вслух.

Наслаждаться чтением самим и вырабатывать у детей отношение к чтению как к удовольствию.Важно не забывать делиться прочитанным.

Чаще ходить в библиотеку.

Дети постепенно станут выбирать сами себе книги по вкусу, по своим интересам,

 Не поощрять стремление ребёнка часто смотреть телевизор.

Простейший способ отключить мозги – это включить телевизор.Дети, которые учатся с телевизионного экрана, привыкают ждать, что все ответы придут к ним в виде готовых мелькающих картинок, Они становятся нелюбознательными учениками, у которых подавлено желание делать собственные открытия.Чтение должно стать каждодневной обязанностью для детей перед тем, как они лягут спать.

Чаще ребёнок должен читать вслух.

Чтение вслух развивает речь вашего ребенка. Он будет стараться произносить правильно слова, которые будет встречать в книге. Произношение слов, которых ребенок еще не встречал, никогда до этого, также очень полезно. Ведь таким образом ребенок учится выполнять задания самостоятельно, будет наполнять их чувством гордости, тем самым, способствуя развитию чувства собственного достоинства.Советую родителям обращать внимание детей на черты характера персонажей,мысли героев,главную мысль произведения.

 -Во многих комнатах главное место должны занимать книги. Родителям необходимо положить книги на журнальный столик таким образом, чтобы они были заметны и выделялись. А в детской комнате на полке на видном месте должны стоять детские книги. Полезно родителям разгадывать с детьми кроссворды.

-. На первоначальном этапе детям лучше читать короткие рассказы, и тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

Важно поощрять дружбу ребёнка с детьми, которые любят читают.        

Читающих детей легко узнать по красивым, глубокомысленным  ответам и рассуждениям. Но ни одна система поощрения не поможет, если сам ребёнок не мотивирован на результат. « Лень - матушка впереди всех шагает, кто сможет её обуздать, тот и будет успешен».Чтобы хорошо читать,нужно много читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Формирование исследовательских умений у детей начальной школы..."

Презентация на тему "Формирование исследовательских умений у младших школьников на уроках  "Окружающего мира" через систему упражнений."...

Сценарий праздника для детей начальной школы "Осень"

   Эту работу я выполняла на курсах повышения квалификации. Сценарий праздника писался для детей с нарушением зрения. (Работала я тогда в школе  для слепых и слабовидящих детей)...

Программа антинаркотической работы с родителями детей начальной школы

Программа антинаркотической работы с родителями детей начальной школы...

Речевая конференция для детей с особыми образовательными потребностями с нарушениями слуха в начальной школе

Речевая конференция длядетей с ООП с нарушения слуха в начальной школе "Путешествие в Страну Знаний"...

III территориальная педагогическая конференция «Педагог и ребёнок с особыми образовательными потребностями в детском саду и начальной школе: содружество, сотворчество, сотрудничество» Сборник тезисов

В сборнике представлены материалы педагогов-практиков, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, в том числе, с детьми с расстройствами аутистического спектра. Тезисы подготовили п...

Консультации для родителей ДОУ Как развивать любовь к чтению у детей

С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие....