Адаптированная Стартовая диагностика- 1 класс (с нарушениями зрения)
методическая разработка (1 класс)

Марданов Тимур Ирекович

Предлагаю адаптированную Стартовую  диагностику  для обучающихся  1 класса (с нарушением зрения)

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА

обучающихся с нарушением зрения

  1. класс

202__-   202___ учебный год

Классный  руководитель:

 _________________

Оглавление

№ п/п

Наименование раздела

Стр.

1.

Методика проведения адаптированных стартовых диагностик для обучающихся 1 класса  с нарушениями зрения

2.

Аналитическая справка по результатам исследования стартовых базовых навыков   обучающихся 1   класса

3.

Стартовые диагностические материалы, адаптированные для обучающихся 1 класса с нарушениями зрения

 

                             

Методика проведения адаптированных стартовых диагностик для обучающихся 1 класса  с нарушением зрения

Задание 1

«Классификация фигур» (методика Н.Я. Чутко)

Цель: выявить умения классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию.

Организация работы.

Детям раздаются листы с нарисованными треугольниками (рельефный рисунок)

http://nsc.1september.ru/2007/16/9.gif


Инструкция: 

«Вы много раз изучали и рассматривали разные фигуры. Сейчас внимательно рассмотрите эти фигуры и мысленно разделите их на несколько групп так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. Сколько  групп геометрических фигур у тебя получилось?». (Задание повторяется дважды.)

Оценка задания
4-й уровень:
классификация выполнена – выделены три группы треугольников (3 равнобедренных треугольника, 3 равносторонних и 3 прямоугольных – названия треугольников даются для учителя);

3-й уровень:

допущена одна ошибка (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении или неразличение одинаковых фигур в прямом и зеркальном положении);

2-й уровень
: допущены две ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении и в прямом и зеркальном положении);

1-й уровень: а) допущены три ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении, в прямом и зеркальном положении, а также неразличение разных треугольников); б) бессмысленное хаотическое называние фигур.

Задание 2

Цель. Выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Текст задания. «Задание вы будете выполнять на клетчатой части своего листа (указывается место для выполнения задания). Найдите на клетчатом поле черную клеточку.

1. Возьмите грифель, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и в пятой поставьте прокол.

2. Возьмите грифель. От пятой  клетки отступите вниз на две клеточки и в третьей сделайте прокол.

3. Возьмите грифель. Теперь клеточку, расположенную слева от третьей, через одну клеточку от нее, проколите эту клеточку.

4. Возьмите правильно грифель. Отсчитайте от последней проколотой клетки вверх пять клеток и шестую проколите грифелем».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – ученик не приступил к выполнению задания; несколько клеток проколоты, но их расположение не соответствует инструкции;

1 балл – выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета;

2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;

3 балла – все пункты задания выполнены верно.

Если клетки плохо проколоты, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 3

Цель. Выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания. «Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники. Чего больше: кругов или треугольников?

Оценка выполнения задания:

0 баллов – сравнение проведено неверно (назван один треугольник);

3 балла – сравнение проведено верно (назван один круг).

Задание  4

«Математический диктант» (методика И.И. Аргинской)

Цель: выявление представлений о счете предметов и умении определять количество предметов тактильным способом.

Организация работы.

Предъявляются в шести клетках - квадратах  выпуклые изображения  разных предметов. Детям предлагается определить, какие предметы находятся в квадратах и сколько их.

Инструкция:

1)   определи, сколько всего предметов в каждом квадрате;

2) назови, что изображено в этих квадратах;

3) покажи в каком квадрате меньше всего предметов;

4) покажи в каком квадрате больше всего предметов;

5)  скажи, сколько всего  квадратов  на листе.

Оценка задания:

4-й уровень: все задания выполнены верно;

3-й уровень: 3–4 задания выполнены верно;

2-й уровень:
1–2 задания выполнены верно;

1-й уровень: ни одно задание не выполнено.

Задание  5

«Называние предметов» (методика И.И. Аргинской)

Цель: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю.

Работа состоит из двух частей:

1) выполнение задания (определение тактильно, какие предметы изображены);
2) самоконтроль  

Инструкция к 1-й части задания (повторяется два раза):

«Перед тобой на листочке нарисованы  различные предметы. Определи и скажи, какие предметы ты узнал».

Инструкция ко 2-й части задания: 

«Сейчас я загадаю один предмет. Я    буду  рассказывать тебе основные характеристики  предмета  и то,   для чего он нужен. А  ты мне скажешь и покажешь, где такой предмет нарисован, и как он называется. Слушайте внимательно». (Условие задания повторяется еще раз медленно, каждое условие выделяется голосом.)

Оценка задания (оценивается лучший вариант)


4-й уровень:
 задание выполнено правильно, учтены все четыре условия;


3-й уровень: учтены три условия;

2-й уровень: учтены два условия;

1-й уровень: учтено одно условие.

Оценка самоконтроля

4-й уровень: а) задание сразу выполняет правильно; б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;

3-й уровень: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;

2-й уровень: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет; б) при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок;

1-й уровень: при наличии ошибок к заданию не возвращается.

Задание  6

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Текст задания. Посмотрите на расположенные  в листе картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка "солнце", в слове "солнце" есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок.  А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания.

http://nsc.1september.ru/2002/03/9.gif

Оценка выполнения задания:

3 балла – правильное выполнение задания;

2 балла – выделен звук только из позиции начала слова; ошибочного выделения других звуков нет;

1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]-[з]);

0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с]-[з], [с]-[ц], [с]-[ш] или полное непринятие задания.

Задание 7

Цель. Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания. Вы видите "домик" с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком.

 http://nsc.1september.ru/2002/03/8.gif

Оценка выполнения задания:

3 балла – правильное выполнение задания;

2 балла – наличие ошибок в один звук;

0 баллов – непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества "окошечек"

Задание   8

Методика "Что в мешочке?" 

Цель. Определение  уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства. Диагностика  осязательного восприятия.

Предлагается от 8 до 10 предметов для осязания.

Инструкция: «В волшебном мешочке постоянно появляются новые предметы, но чтобы извлечь их из мешочка,  тебе нужно понять, какой это предмет. Положи  руку в мешочек, ощупывай предмет и называй его».

На самостоятельное выполнение   дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.

Анализ результатов.

В случае, если обучающийся верно распознает все предметы – 4 балла (тогда можно говорить о хорошо развитом осязательном восприятии).

За 1ошибку ставят 3 балла. За 2-3  ошибки - 2 балла. Если ошибок больше 4, то ставится 1 балл. Если правильно названных предметов нет, то ставят 0 баллов.

Если ребенок не узнает какой-то предмет, то сначала нужно убедиться в том, что этот предмет знаком ребенку, что он встречал его и имел возможность запомнить тактильный образ предмета. Если предмет ребенку знаком, но он не может его узнать, то данную ситуацию можно с осторожностью интерпретировать как нарушения осязательного/тактильного восприятия.

На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:

4 балла - высокий;
2-3 баллов - средний;
0-1 баллов – низкий.

Аналитическая справка

по результатам обследования стартовых базовых навыков  

обучающихся  1  класса с нарушением зрения  

 

В диагностический комплекс были включены задания,  разработанные Л. И. Солнцевой,  Н. Я. Чутко,  И. И. Аргинской. Этот  диагностический комплекс предназначен для определения предпосылок к обучению грамоте и математике обучающихся с нарушениями зрения 1 класса, помогает выявить умения классифицировать наглядный материал по самостоятельно найденному основанию. 

Цель диагностики: выявление уровня сформированности предпосылок к обучению грамоте и математике у первоклассников с нарушениями зрения на первоначальном этапе обучения.

Для успешного овладения чтением, письмом и математикой в 1 классе необходимо:

  1. владение устной речью, предполагающее достаточный словарный запас и умение выразить свою мысль в общении со взрослым и сверстниками;
  2. развитие слухо-речевой памяти;
  3. сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом;
  4. развитие ряда неречевых функций (тактильного и пространственного восприятия,  тактильно - моторной координации);
  5. наглядно-образного мышления, начал логического мышления;
  6.         определенного уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребенка;
  7. достаточно высокий уровень развития зрительного и пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, основ логического мышления (в том числе операции классификации, нахождения признака, по которому произведена классификация),
  8. достаточный уровень развития тактильно-моторных координаций,
  9. наличие у детей дочисловых представлений.

В психолого-педагогической литературе выделяют четыре основные группы показателей готовности к успешному овладению языковой и математической грамотой:

а) соответствующий возрастной норме уровень общего развития;

б) достаточная степень развития ряда неречевых функций;

в) соответствующий возрасту уровень развития устной речи;

г) наличие у ребенка интуитивных дочисловых представлений.

Полученная в ходе диагностических оценочных процедур информация дает возможность выявить обучающихся с разным уровнем подготовленности, создать условия для развития необходимых умений школьников и дальнейшего прогнозирования направлений работы с детьми по достижению индивидуального прогресса каждого первоклассника.

 

В диагностический комплекс входит 8 заданий для проведения в индивидуальной форме.

Задание 1 - проверяет умение   классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию.

Задание 2 – выявляет умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Задание 3 - выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета). 

Задание 4 - направлено на выявление представлений о счете предметов и умении определять количество предметов тактильным способом.
Задание 5 - выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю.

Задание 6 – проверяет состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.

Задание 7 - выявляет степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Задание 8 - определение  уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства. Диагностика  осязательного восприятия.

Диагностика готовности первоклассников к овладению грамотой и математикой позволяет не только выявить уровень развития у обучающихся  перечисленных выше умений, но и наметить индивидуальный план преодоления каждого обнаруженного в ходе обследования нарушения.

В таблице 1 представлены баллы полученные при выполнении отдельных заданий, а также суммарный  балл за всю работу.  

Таблица 1

Результаты стартовой диагностики

ФИО обучающихся

1

2

3

4

5

6

7

8

Сумма

 

По результатам суммарного балла стартовой диагностики можно выделить три уровня сформированности предпосылок к обучению грамоте и математике:

  1. высокий 20-25 баллов;
  2. средний 13-19 баллов;
  3. низкий 0-12 баллов.

На диаграмме 1 и в таблице 2 содержатся результаты распределения обучающихся по уровням выполнения работы в количественном и процентном соотношении.

Таблица 2

Количественный состав и процентное распределение первоклассников         по уровням выполнения стартовой диагностической       работы

Уровни

Количество учащихся

Количество учащихся,

%

Высокий

Средний

Низкий

Диаграмма 1

Распределение обучающихся по уровням прохождения диагностики


На диаграмме 2 можно наглядно представить результаты выполнения   заданий в 1   классе  

                                                                                             Диаграмма 2

Выводы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рекомендации:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кл. руководитель_______________________/____________________.



Предварительный просмотр:

Стартовые диагностические материалы, адаптированные для обучающихся 1 класса          с нарушениями зрения

Класс  ____________

Ф.И. обучающегося  ______________________

Задание  1

http://nsc.1september.ru/2007/16/9.gif

Класс  ____________

Ф.И. обучающегося  ______________________

Задание  2

Класс  ____________

Ф.И. обучающегося  ______________________

Задание 3

Класс  ____________

Ф.И. обучающегося  ______________________

Задание  4

Счетный материал по математике в детском саду картинки – Ой! -  club-detstvo.ru - Центр искусcтв и творчества Марьина Роща

Класс  ____________

Ф.И. обучающегося  ______________________

Задание  5

Раскраски-прописи - Бесплатная электронная библиотека для детей и родителей

        

Класс  ____________

Ф.И. обучающегося  ______________________

Задание 6

http://nsc.1september.ru/2002/03/9.gif

Класс  ____________

Ф.И. обучающегося  ______________________

Задание 7

http://nsc.1september.ru/2002/03/8.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные подвижные игры, Футбол сидя и ТиБи, с учащимися начальных классов имеющих нарушение зрения

Нетрадиционные подвижные игры, Футбол сидя и Тиби, разработанные специально для учащихся начальных классов имеющих нарушение зрения. Но в ходе активного применения их в учебно-воспитательном процессе ...

Особенности формирования сенсорных эталонов у учащихся начальных классов с нарушениями зрения и задержкой психического развития

В статье освещены особенности формирования представлений о цвете, форме, величине у детей с нарушениями зрения и ЗПР....

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ УЧАЩИМИСЯ 1 КЛАССОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

В разработке представлены методики исследования уровня восприятия формы первокласниками с нарушениями зрения....

Конспект занятия кружка «Волшебный пластилин» с обучающимися 4 класса с нарушениями зрения по теме «Изготовление панно «В гостях у сказки»

План-конспект внеурочного занятия для обучающихся 4 класса с нарушениями зренияПанно «В гостях у сказки». Цели: обучить детей с нарушениями зрения новым приемам изготовления панно в технике «плас...

Рабочая программа учителя-дефектолога(тифлопедагога). Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения и группы риска в образовательном процессе.

Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска  приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробело...

Рабочая программа . Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения в образовательном процессе.

Аннотация к рабочей программе УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА (тифлопедагога) на 2016-2017 учебный годСопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения в образовательном процессе....

Программа по развитию мыслительных процессов у обучающихся 3 класса с нарушением зрения

данная  программа направлена на оказание помощи в освоение учебной деятельности через развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, мелкая моторика).В программе конкретизированы ...