Программа по развитию мыслительных процессов у обучающихся 3 класса с нарушением зрения
методическая разработка (3 класс)

Волкова Инна Николаевна

данная  программа направлена на оказание помощи в освоение учебной деятельности через развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, мелкая моторика).

В программе конкретизированы игры и упражнения, необходимые для данной группы детей – обучающихся с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv._progr._3_kl._novaya.docx63.68 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Специальная коррекционная начальная школа – детский сад  № 144»

Нижегородская обл. г.Дзержинск.

Адрес: улица Советская,11А;    тел/факс: 22 29 64

http:// mdoy.ru/dz/144

_____________________________________________________________________________

Рассмотрено:  

на заседании Педагогического совета

ГБОУ «СК НШ – ДС  № 144»

от 30.08.2023г.                     протокол № 1

                                                Утверждаю:

Директор ГБОУ «СК НШ-ДС № 144»

                                                                                           Приказ №  154           от   31.08.2023г.  

 _________________    Синицына Н.В.

 Программа развивающих занятий

 для обучающихся 3 класса

(познавательные процессы)

Срок освоения программы: 9 месяцев (сентябрь-май)

                                                                                                                  Программа составлена

Педагогом-психологом

ГБОУ «СК НШ-ДС № 144»

 Волковой И.Н.

2023 г

Пояснительная записка

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно- логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.

С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу. Даже хорошо подготовленные дети часто показывают нестабильные результаты в освоении программы.  Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе.  Таким образом, данная  программа направлена на оказание помощи в освоение учебной деятельности через развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, мелкая моторика).

В программе конкретизированы игры и упражнения, необходимые для данной группы детей – обучающихся с нарушением зрения.

Актуальность программы обусловлена тем, что нарушения зрения, слепота и слабовидение, оказывают влияние на формирование всей психологической системы человека. Для слепых и слабовидящих характерно недостаточное осмысление запоминаемого наглядного материала. Трудности классификации, сравнения, анализа и синтеза, связанные с нечетко воспринимаемыми качествами объектов, трудностями дифференцирования существенных и несущественных качеств, приводят к недостаточности логической памяти. Вместе с тем запоминание логически связанных стимулов у этих детей, как и в норме, более эффективно, нежели материала, не объединенного смысловыми связями. Совершенствование мнемических процессов у слепых и слабовидящих состоит не только в многочисленных повторениях и тренировках, но и в логической обработке материала, уточнении образов, в показе значимости усваиваемой информации для жизни и деятельности.

В связи с перечисленными особенностями данной группы детей, учащиеся с нарушением зрения нуждаются в дополнительной психолого - педагогической помощи при освоении учебной программы.

Программа развивающих занятий для обучающихся 3 класса (познавательные процессы) составлена в соответствии с обновленными ФГОС   НОО, ФАОП НОО, адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения ГБОУ «СК НШ – ДС № 144».

Задачи:

1.Способствовать положительной мотивации к учению.

2.Содействовать развитию большей произвольности при выполнении заданий.

3.Способствовать созданию атмосферы принятия и взаимопонимания в детском коллективе.

Контингент: обучающиеся 3 класс.

Занятия с детьми проводятся  1раз в неделю, продолжительностью 30 минут,  в групповой форме, с сентября по май

Взаимодействие происходит с детьми от 14 до 17 человек с различными офтальмологическими диагнозами.

В результате цикла занятий воспитанник должен уметь использовать

-логические приемы запоминания;

-уметь исключать лишние понятия;

-владеть обобщающими словами;

-составлять логические цепочки;

Тематический план развивающей программы

по развитию познавательных процессов

Тема

(раздел)

Задачи

Кол-во часов

Литера-

тура

1.Диагностика

Определение  уровня умственного развития младших школьников, внимания и учебной мотивации.

1

№6 с. 29, №7 с.57

2.Свойства памяти. Запоминание на слух, с опорой на наглядность. Межполушарное взаимодействие.

Развивать способность к запоминанию на слух, с помощью зрения, Развитие сенсомоторных и графических навыков.

2

№1 с.26,28; № 2 с.14; № 3 с.104; № 4 с.6

3. Свойства памяти. Ассоциативное запоминание. Операция сравнения.

Развивать способность к запоминанию по ассоциации, учить находить существенные признаки сходства.

2

№ 1 с.26, 28, 29, 30; № 3 с.104,105;

4.Свойства памяти.

Запоминание с опорой на наглядность. Операция обобщения.

Развивать способность к запоминанию с опорой на наглядность, учить находить существенные признаки сходства и различия, называть одним словом.

2

№ 1 с.26, 31, 33. 35; № 4 с.9, 10, 11, 12, 13; № 3 с.104, 105; № 5 с.5,6;

5. Мышление. Операции сравнения и обобщения. Межполушарное взаимодействие

Учить находить существенные признаки сходства и различия, обобщать предметы и явления. Развивать  нейронные связи в обоих полушариях.

2

№ 1 с.26, с.29, с.36, 38; № 4 с.6, № 5 с.6, 8, 9,10

6.Ассоциативное запоминание. Образное мышление.

Развивать способность к запоминанию по ассоциации. Развивать абстрактное мышление.

2

№ 1 с.38,39; № 4 с.6, 8, 21; № 5 с.11, 12, 14

7. Развитие концентрации  внимания, процессов сравнения и обобщения

Способствовать целенаправленной концентрации внимания, умения работать по аналогии

2

№ 1 с.26, 36, 44, 45; № 4 с.6, 17; № 5 с.15, 17;

8. Развитие концентрации  внимания. Запоминание на слух, с опорой на наглядность, ассоциативное запоминание. Развитие мыслительных операций.

Способствовать целенаправленной концентрации внимания, развивать способность к запоминанию. Учить находить существенные признаки сходства, отличия, обобщать, классифицировать.

3

№ 1 с.29, 38, 44, 46, 47; № 3 с.105; № 4 с.6, 21, 23; № 5 с.20;

9.Ассоциативное запоминание. Развитие ассоциативного мышления.

Развивать способность к запоминанию по ассоциации. Развивать абстрактное мышление.

2

№ 1 с.33,44, 46, 52; № 2 с.15; № 3 с.105 № 4 с.20,23

10.Развитие пространственной ориентировки, координации тонких движений рук одновременно.

Развивать межполушарное взаимодействие

2

№ 1 с.36,38; № 3 с.105,106;  № 4 с.6,23,26;

11.Развитие образного мышления, ориентировке на листе бумаги

Учить мыслить образами, ориентироваться на ограниченной плоскости

2

№ 1 с.44; № 2 с.18; № 3 с.106,107; № 4 с.6,.21,23

12.Развитие способности к анализу на вербальном уровне, описанию придуманного сюжета

Способствовать умению описывать сюжет, так, чтобы поняли другие.

2

№ 1 с.35,38,46; № 3 с.108,109; № 4 с.8,20,23

13.Развитие умения выделять существенные признаки предметов и явлений, концентрировать внимание на конкретном обьекте

Учить отличать существенные признаки от несущественных, сосредотачиваться на объекте.

2

№ 1 с.29,44,52,66,67,68; № 3 с.110; № 4 с.6,17

14.Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости, находить главный смысл в тексте

Учить делить текст на абзацы, выделять главный смысл прочитанного

2

№ 1 с.44,46,70,72; № 3 с.111,112; № 4 с.20,26

15.Развитие ассоциативной памяти, межполушарного взаимодействия, умения анализировать текст

Развивать способность к запоминанию по ассоциации. Развивать абстрактное мышление.

2

№ 1 с.29,46,72,73; № 3 с.113,114; № 4 с.6, 21,23

16.Развитие целенаправленного внимания, умения анализировать текст, строить сообщение по алгоритму

Развивать все свойства внимания, находить главное в тексте, грамотно выстраивать свое сообщение.

3

№ 1 с.38,44,46,68,.72,73; № 3 с.112,113,114;  № 4 с.20,21,23

17. Диагностика

Определение  уровня умственного развития младших школьников, внимания и учебной мотивации.

1

№6 с. 57, №7 с.29

Общее количество часов

34 ч.

Содержание развивающей программы

по развитию познавательных процессов

С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать учебную программу. Зачастую подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития   уходят на второй план или опускаются вовсе. На традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени подкрепляются. Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.

Перед началом цикла занятий проходит групповая диагностика по определению  уровня умственного развития  младших школьников, внимания и учебной мотивации.

Автор методики Э.Ф. Замбацявичене, его методика состоит из 4 субтестов. По количеству набранных баллов определяется уровень умственного развития. Изучение внимания проводится по методике «Корректурная проба» (буквенный вариант) Б.Бурдона, диагностика учебной мотивации включает в себя анкету А.Н.Лускановой и метод наблюдения.

 В разделе «Процессы памяти» делается акцент на упражнения, способствующие развитию слуховой, зрительной, ассоциативной памяти. Упражнения выполняются на наглядном и вербальном уровне.

Тема «Пространственная ориентация» актуальна для учащихся с нарушением зрения, т.к. из-за особенностей офтальмологических диагнозов дети испытывают трудности при ориентировке на листе бумаги, в окружающем пространстве. Это упражнения на развитиесенсомоторики (рисование обеими руками одновременно по образцу и по словесному указанию), штриховка предметов – развитие мелкой моторики.

Развитие мыслительных операций включает в себя анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию   на вербальном и наглядном уровне. Чем шире сформируется понятийный аппарат у воспитанников, тем полнее они будет воспринимать окружающий мир, понимать более сложные мысли и точнее выражать свои. Это упражнения на род-вид; вид-род (обобщение); пятый лишний; вид-вид; часть-целое; противоположности; задания на аналогии, сравнения, описания предмета;

Закрепление пройденного материала позволяет актуализировать полученные знания, еще раз повторить упражнения на более высоком уровне.

В конце  цикла занятий проходит групповая диагностика по определению  уровня умственного развития  младших школьников, внимания и учебной мотивации. По итогам диагностики составляется справка.

Структура занятий включает в себя:разминка, основная часть, подведение итогов;

Методы и приемы: игры, упражнения, зрительная гимнастика.

Ожидаемые результаты:

-умеет использовать логические приемы запоминания;

-умеет исключать лишние понятия;

-владеет обобщающими словами;

-составляет логические цепочки;

-повышается уровень внимания;

-формируется учебная мотивация.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебный   кабинет, столы, стулья.

Тетради, листы бумаги, карандаши.

Цветные карточки с изображением предметов для запоминания слов.

Распечатанные бланки с заданиями.

Презентации с заданиями.

Литература

1.Глазунов Д.А.Психология. Развивающие занятия 3 класс. М.: «Глобус», 2010. – 190с.

2.Голубь В.Т. Графические диктанты. М.: «ВАКО», 2009. -144с.

3.Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции. Ростов на Дону: «Феникс», 2010. – 349с.

4.Коновалнеко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Москва: «Издательство Гном и Д»  2000. – 64с.

5.Любимова Т.Г. Подумай и ответь. Чебоксары, 1997. – 89с.

6.Альманах психологических тестов. Москва «КСП», 1996. – 198с.

7.Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалий, развития личности. В сб.: Здоровье, развитие, личность. М.: Медицина, 1990.

Приложение

Конспекты развивающих занятий в 3 классе

Занятие №1 Диагностика.

Определение  уровня умственного развития (№6 с.29)

Определение внимания и учебной мотивации (№7, с.57)

Занятие №2

Упражнение 1 Движение глазами по четырем направлениям и диагоналям (№ 1, с.26)

Упражнение 2.Развитие слуховой памяти (10 слов) (№ 1, с.26)

Упражнение 3.Развитие координации движений и графических навыков (графический диктант)(№ 2, с.14)

Упражнение 4.Гимнастика для глаз (6 кругов по часовой стрелке, 6 против)(№4, с.6)

Упражнение 5. Работа в тетради «Найди 10 отличий»

Упражнение 6.Припоминание 10 слов из упр.2

Подведение итогов

Занятие №3

Упражнение 1. Движение глазами по четырем направлениям и диагоналям (№ 1,с.26)

Упражнение 2.Запомни и ответь (Сюжетные рисунки)(№ 1,с.28)

Работа в тетради «Найди 10 отличий»

Упражнение 3. «Исключение лишнего» (№ 3, с.104)

Упражнение 4.Гимнастика для глаз (6 кругов по часовой стрелке, 6 против)(№ 4, с.6)

Подведение итогов

Занятие №4

Упражнение 1. Развитие межполушарного взаимодействия («Лезгинка»)(№ 1,с.29)

Упражнение 2.Развитие  ассоциативной памяти («Слово-подсказка») (№ 1 с.29)

Упражнение 3. «Комиксы» (№ 1,с.30)

Упражнение 4.Гимнастика для глаз (9 кругов по часовой стрелке, 9 против) (№ 4, с.6)

Работа в тетради «Найди 10 отличий»

Упражнение 5. «Поиск аналогов» (№ 3, с.105)

Упражнение 6.  «Слова-подсказки» (припоминание слов) (№ 1, с.29)

Подведение итогов

Занятие №5

Упражнение 1.Развитие  сенсомоторики (нарисовать одновременно  обеими руками  по образцу) (№ 4 , с.9)

Упражнение 2.Выделение существенных свойств объекта «Сравни пару» (№ 1,с.31)

Упражнение 3.Гимнастика для глаз (глазами написать свое имя и фамилию) (№ 4, с.10)

Работа в тетради «Найди 10 отличий»

Упражнение 4. «Способы применения предметов» (№ 3, с.105)

Подведение итогов

Занятие №6

Упражнение 1. Движение глазами по четырем направлениям и диагоналям (№ 1, с.26)

Упражнение 2.Запомни и ответь (Сюжетные рисунки) (№ 1,.с.33)

Упражнение 3.Гимнастика для глаз (написать глазами цифры от 0 до 9)(№ 4, с.12)

Работа в тетради

Упражнение 4. «Обобщение и исключение» (с запоминанием) (№ 4, с.11)

Подведение итогов

Занятие №7

Упражнение 1.Развитие сенсомоторики (нарисовать одновременно  обеими руками  по образцу) (№ 4, с.13)

Упражнение 2. Смешанный рассказ (на бланках два рассказа, не связанных между собой по смыслу) (№ 1, с.35)

Упражнение 3.Гимнастика для глаз (написать глазами сегодняшнюю дату)(№ 4, с.13)

Работа в тетради

Упражнение 4.Установление ассоциаций (назвать все знакомые слова, связанные с данным понятием) (№ 5, с.5)

Упражнение 5.Написать видовые понятия (№ 5, с.6)

Подведение итогов

Занятие №8

Упражнение 1. Развитие межполушарного взаимодействия («Лезгинка»)( № 1,с.29)

Упражнение 2. Сравни пару (Два слова, общие и различные признаки)(№ 1, с.36)

Упражнение 3.Двойной диктант (лист на две половины разделен, одновременно двумя руками) (№ 1, с.36)

Упражнение 4.Гимнастика для глаз (6 кругов по часовой стрелке, 6 против)(№ 4, с.6)

Работа в тетради

Упражнение 5. «Назови одним словом» (№ 5, с.6)

Упражнение 6. «Четвертый лишний» (№ 5, с.8)

Подведение итогов

Занятие №9

Упражнение 1. Движение глазами по четырем направлениям и диагоналям (№ 1, с.26)

Упражнение 2. Нарисуй и опиши (рисунок на листе на заданную тему, 10 минут) (№ 1, с.38)

Упражнение 3.Гимнастика для глаз (9 кругов по часовой стрелке, 9 против)(№ 4, с.6)

Работа в тетради

 Упражнение 4. «Продолжите» (вид-вид) (№ 5, с.9)

Упражнение 5. Сравнение    видового и родового понятия (№ 5, с.10)

Подведение итогов

Занятие №10

Упражнение 1. Развитие пространственной ориентации и координации тонких движений (нарисовать одновременно  обеими руками  по образцу) (№3, с.9)

Упражнение 2. «Мысль другими словами»(записать фразу другими словами, 5 минут) (№ 1, с.39)

Упражнение 3.Гимнастика для глаз (нарисовать перевернутые восьмерки  глазами)(№ 4, с.6)

Работа в тетради

Упражнение 4. «Продолжите» (части-целое)(№ 5, с.11)

Упражнение 5. «Назовите части, которые составляют целое» (№ 5, с.11)

Упражнение 6. «Укажите целое, частью которого являются…(№ 5, с.11)

Подведение итогов

Занятие №11

Упражнение 1. Развитие ассоциативной памяти (10 картинок-10 слов) (№ 4, с.8)

Упражнение 2. Нарисуй и опиши (рисунок на листе на заданную тему, 10 минут) (№ 1, с.38)

Упражнение 3.Гимнастика для глаз (глазами нарисовать 6 горизонтальных восьмерок и 6 вертикальных)(№ 4, с.21)

Работа в тетради

Упражнение 4. «Противоположности» (№ 5, с.12)

Упражнение 5. «Назови причины следующих событий»(установление причинно-следственных отношений) (№ 5, с.14)

Подведение итогов

Занятие №12

Упражнение 1. Движение глазами по четырем направлениям и диагоналям (№ 1, с.26)

Упражнение 2. «Спрятанное слово» (бланки с буквами)

Упражнение 3.Гимнастика для глаз (9 кругов по часовой стрелке, 9 против)(№ 4, с.6)

Работа в тетради

Упражнение 4. Аналогии (№ 5, с.15)

Подведение итогов

Занятие №13

Упражнение 1. «Горизонтальная восьмерка» (№ 1, с.44)

Упражнение 2. Сравни пару (Два слова, общие и различные признаки) (№ 1, с.36)

Упражнение 3. «Комиксы» (зарисовка рассказа и воспроизведение по памяти) (№ 1, с.45)

Упражнение «Пружинки» (нарисовать глазами пружинки) (№ 4 с.17)

Работа в тетради

Упражнение 4. Определение понятий (№ 5 с.17)

Подведение итогов

Занятие №14

Упражнение 1. «Движение по 4 направлениям с привлечением движения языка» (№ 1,с.46)

Упражнение 2. «Симметричный рисунок»(фигуры, простые рисунки, повторяющиеся элементы) (№ 1, с.46)

Упражнение 3. «Мысль другими словами» (записать фразу другими словами, 5 минут) (№ 1, с.47)

Упражнение 4. «Глазами нарисовать 6 горизонтальных восьмерок и 6 вертикальных восьмерок» (№ 4, с. 21)

Работа в тетради

Упражнение 5. «Найди отличия»(№ 5, с.20)

Подведение итогов

Занятие №15

Упражнение 1.Развитие сенсомоторики (нарисовать одновременно  обеими руками  любые фрукты) (№ 4, с.23)

Упражнение 2. Нарисуй и опиши (рисунок на листе на заданную тему, 10 минут) (№ 1, с.38)

Упражнение 3. «Глазами написать числа от 1 до 10» (№ 4, с.23)

Работа в тетради

Упражнение 4. «Поиск общего» (№ 3, с.106)

Подведение итогов

Занятие №16

Упражнение 1 «Горизонтальная восьмерка» (№ 1, с.44)

Упражнение 2.Развитие  ассоциативной памяти («Слово-подсказка») (№ 1, с.29)

Упражнение 3. «Симметричный рисунок» (фигуры, простые рисунки, повторяющиеся элементы) (№ 1, с.46)

Упражнение 4.Гимнастика для глаз (нарисовать перевернутые восьмерки  глазами)(№ 4, с.6)

Работа в тетради

Упражнение 5.«Найди общее» (два понятия) (№ 5,с.20)

Подведение итогов

Занятие №17

Упражнение 1 «Горизонтальная восьмерка» (№ 1, с.44)

Упражнение 2. «Интервью» (опиши предмет и задай вопросы о нем) (№ 1, с.52)

Упражнение 3.Запомни и ответь (Сюжетные рисунки)(№ 1,с.33)

Упражнение 4.Напиши глазами сегодняшнюю дату (№ 4, с.20)

Работа в тетради

Подведение итогов

Занятие №18

Упражнение 1. «Движение по 4 направлениям с привлечением движения языка» (№ 1, с.46)

Упражнение 2. Графический диктант (№ 2, с.15)

Упражнение 3. «Глазами написать числа от 1 до 10» (№ 4, с.23)

Работа в тетради

Упражнение 4. «Поиск аналогов» (№ 3, с.105)

Подведение итогов

Занятие №19

Упражнение 1.Развитие сенсомоторики (нарисовать одновременно  обеими руками  любые овощи) (№ 4, с.23)

Упражнение 2. Нарисуй и опиши (рисунок на листе на заданную тему, 10 минут) (№ 1, с.38)

Упражнение 3.Гимнастика для глаз (9 кругов по часовой стрелке, 9 против)(№ 4, с.6)

Работа в тетради

Упражнение 4. «Способы применения предметов» (№ 3,с.105)

Подведение итогов

Занятие №20

Упражнение 1. Развитие пространственной ориентации и координации тонких движений (нарисовать одновременно  обеими руками  по образцу) (№ 4, с.9)

Упражнение 2.Двойной диктант (лист на две половины разделен, одновременно двумя руками) ( № 1,.с.36)

Упражнение 3.Глазами написать цифры от 0 до 10 и наоборот (№ 4, с.26)

Работа в тетради

Упражнение 4. «Поиск общего» (№ 3, с.106)

Подведение итогов

Занятие №21

Упражнение 1. «Горизонтальная восьмерка» (№ 1, с.44)

Упражнение 2. «Спрятанное слово» (бланки с буквами)

Упражнение 3.Гимнастика для глаз (9 кругов по часовой стрелке, 9 против)(№ 4, с.6)

Работа в тетради

Упражнение 4. «Поиск предмета по заданным признакам» (№ 3,с.106)

Подведение итогов

Занятие №22

1.Развитие сенсомоторики (нарисовать одновременно  обеими руками  любые ягоды) (№ 4, с.23)

Упражнение 2. Графический диктант (№ 2,с.18)

Упражнение 3.Гимнастика для глаз (Глазами нарисовать 6 треугольников по часовой стрелке, 6 – против часовой стрелки) (№ 4, с.26)

Работа в тетради

Упражнение 4. «Поиск соединительных звеньев» (№ 3, с.107)

Подведение итогов

Занятие №23

Упражнение 1. «Движение по 4 направлениям с привлечением движения языка» (№ 1,с.46)

Упражнение 2. Нарисуй и опиши (рисунок на листе на заданную тему, 10 минут) (№ 1,с.38)

Упражнение 3.Напиши глазами сегодняшнюю дату (№ 4, с.20)

Работа в тетради

Упражнение 4. «Формулирование определений» (№ 3,с.108)

Подведение итогов

Занятие №24

Упражнение 1. Развитие ассоциативной памяти (10 картинок-10 слов) (№ 4, с.8)

Упражнение 2. Смешанный рассказ (на бланках два рассказа, не связанных между собой по смыслу) (№ 1, с.35)

Упражнение 3. «Глазами написать числа от 1 до 10» (№ 4, с.23)

Работа в тетради

Упражнение 4. «Выражение мысли другими словами» (№ 3, с.109)

Подведение итогов

Занятие №25

Упражнение 1 «Горизонтальная восьмерка» (№ 1, с.44)

Упражнение 2 «Угадай по описанию» (8-10 предметов, похожие по определенному признаку) (№ 1, с.67)

Упражнение 3. «Небылицы» (Текст со смысловыми ошибками) (№ 1, с.66)

Упражнение 4.«Пружинки» (нарисовать глазами пружинки) (№ 4,с.17)

Работа в тетради

Упражнение 5. «Перечень возможных причин» (№ 3, с.110)

Подведение итогов

Занятие №26

Упражнение 1. Развитие межполушарного взаимодействия («Лезгинка») (№ 1,.с.29)

Упражнение 2.«Спрятанное слово» (бланки с буквами) ( № 1,с.68)

Упражнение 3. «Интервью» (опиши предмет и задай вопросы о нем) (№ 1, с.52)

Упражнение 4.Гимнастика для глаз (9 кругов по часовой стрелке, 9 против)(№ 4, с.6)

Работа в тетради

Упражнение 5. «Построение системы причин» (№ 3, с.110)

Подведение итогов

Занятие №27

Упражнение 1 «Движение по 4 направлениям с привлечением движения языка» (№ 1,с.46)

Упражнение 2. «Инопланетянин» (Предметы для описания) (№ 1, с.70)

Упражнение 3.Графический диктант (№ 2, с.24)

Упражнение 4. .Гимнастика для глаз (Глазами нарисовать 6 треугольников по часовой стрелке, 6 – против часовой стрелки) (№ 4, с.26)

Работа в тетради

Упражнение 5. «Перечень заглавий к рассказу» (№ 3,с.111)

Подведение итогов

Занятие №28

Упражнение 1 «Горизонтальная восьмерка» (№ 1, с.44)

Упражнение 2. «Слово-трансформер» (Из букв заданного слова составить другие слова) (№ 1, с.72)

Упражнение 3.Напиши глазами сегодняшнюю дату (№ 4, с.20)

Работа в тетради

Упражнение 4. «Построение сообщения по алгоритму» (№ 3, с.112)

Подведение итогов

Занятие №29

Упражнение 1.Развитие сенсомоторики (нарисовать одновременно  обеими руками  любые овощи) (№ 4, с.23)

Упражнение 2. Развитие ассоциативной памяти «Вспомни по описанию» (7-10 слов, записать к каждому по 2 ассоциативных слова) (№ 1, с.73)

Упражнение 3.Гимнастика для глаз (глазами нарисовать 6 горизонтальных восьмерок и 6 вертикальных)(№ 4, с.21)

Работа в тетради

Упражнение 4. «Путаница» (№ 3, с.113)

Упражнение 5. Развитие ассоциативной памяти (попросить вспомнить слова из упражнения 2, ориентируясь на собственные описания и записать) (№ 1, с.73)

Подведение итогов

Занятие №30

Упражнение 1. Развитие межполушарного взаимодействия («Лезгинка») (№ 1, с.29)

Упражнение 2. «Симметричный рисунок» (фигуры, простые рисунки, повторяющиеся элементы) (№ 1, с.46)

Упражнение 3. «Слово-трансформер» (Из букв заданного слова составить другие слова) (№ 1, с.72)

Упражнение 4.Гимнастика для глаз (6 кругов по часовой стрелке, 6 против)(№ 4, с.6)

Работа в тетради

Упражнение 5. «Найди ошибку» (№ 3, с.114)

Подведение итогов

Занятие №31

Упражнение 1. «Движение по 4 направлениям с привлечением движения языка» (№ 1, с.46)

Упражнение 2.«Спрятанное слово» (бланки с буквами) (№ 1, с.68)

Упражнение 3. Нарисуй и опиши (рисунок на листе на заданную тему, 10 минут) (№ 1, с.38)

Упражнение 4.Гимнастика для глаз (нарисовать перевернутые восьмерки  глазами)(№ 4, с.6)

Работа в тетради

Упражнение 5. «Найди ошибку» (№ 3,  с.114)

Подведение итогов

Занятие №32

Упражнение 1 «Горизонтальная восьмерка» (№ 1, с.44)

Упражнение 2. «Слово-трансформер» (Из букв заданного слова составить другие слова) (№ 1, с.72)

Упражнение 3.Напиши глазами сегодняшнюю дату (№ 4, с.20)

Работа в тетради

Упражнение 4. «Построение сообщения по алгоритму» (№ 3, с.112)

Подведение итогов

Занятие №33

Упражнение 1.Развитие сенсомоторики (нарисовать одновременно  обеими руками  любые овощи) (№ 4, с.23)

Упражнение 2. Развитие ассоциативной памяти «Вспомни по описанию» (7-10 слов, записать к каждому по 2 ассоциативных слова) (№ 1, с.73)

Упражнение 3.Гимнастика для глаз (глазами нарисовать 6 горизонтальных восьмерок и 6 вертикальных)(№ 4, с.21)

Работа в тетради

Упражнение 4. «Путаница» (№ 3, с.113)

Упражнение 5. Развитие ассоциативной памяти (попросить вспомнить слова из упражнения 2, ориентируясь на собственные описания и записать) (№ 1, с.73)

Подведение итогов

Занятие №34 Диагностика

Определение  уровня умственного развития (№6 с.29)

Определение уровня внимания и учебной мотивации (№7, с.57)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

Рабочая программа  учебного предмета «Развитие речи» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

Рабочая программа учителя-дефектолога(тифлопедагога). Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения и группы риска в образовательном процессе.

Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска  приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробело...

Рабочая программа . Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения в образовательном процессе.

Аннотация к рабочей программе УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА (тифлопедагога) на 2016-2017 учебный годСопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения в образовательном процессе....

Результаты оценки уровня развития мыслительных процессов обучающихся

Результаты оценки уровня развития мыслительных процессов обучающихся...

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ на занятиях учителя-дефектолога

Данная статья поможет учиителям-дефектологам разработать план занятия с учетом развития обучающихся....

Стендовое сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла «Развитие фонематических процессов у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на коррекционных занятиях по логопедии как фактор повышения качества освоения программ учебных предметов"

В настоящее время проблема возникновения и коррекции нарушений письменной речи у детей является одной из самых актуальных, так как навык грамотной речи расценивается как средство к усвоению базовых уч...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция и развитие познавательных процессов» для обучающихся 4 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата ТМНР (6.4)

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция и развитие познавательных процессов» для обучающихся 4 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата ТМНР (6.4) Рабочая программа пред...