РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ на занятиях учителя-дефектолога
статья (1 класс)

Гермонина Янина Витальевна

Данная статья поможет учиителям-дефектологам разработать план занятия с учетом развития обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл germonina_statya.docx202.21 КБ

Предварительный просмотр:

Гермонина Я.В.,

учитель начальных классов, учитель-дефектолог

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ на занятиях учителя-дефектолога

Формирование универсальных учебных действий становится одной их приоритетных задач, поставленных перед  педагогом в свете введения Федерального Государственного Стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).  Если до введения ФГОС больше внимания уделялось передачи знаний, умений и навыков ученику (предметные результаты, как мы бы их назвали сейчас), то сейчас учитель должен создать такие условия для ученика, при которых он научится самостоятельно получать знания и выбирать, какие знания ему будут необходимы: самостоятельность – это главная категория, которая пронизывает весь процесс обучения. Мы живем в информационном мире, где информация в избытке: узнать о чем-либо можно с помощью одного нажатия клавиши. Поэтому в этом мире важнее воспитать такого ребенка, который на выходе из школы смог бы фильтровать эту информацию, делать правильный выбор, быть самостоятельным и обладать теми качествами личности, которые помогли бы ему жить в новом мире. Ведь даже сейчас неизвестно каким будет этот мир через десять лет. Для этого и предполагается стандартом овладение всеми универсальными учебными действиями (УУД) обучающимися.

УУДы делятся на три группы: предметные, метапредметные и личностные. К метапредметным относятся: познавательные, коммуникативные и регулятивные. Подробнее в своей статье я хочу остановиться на регулятивных УУД, которые обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения предметного материала.

Обучающийся должен научиться самостоятельно ставить цель и задачи урока, контролировать и оценивать свои достижения – должен «научиться учиться». Эта возможность обеспечивается тем, что развитие универсальных учебных действий порождает мотивацию к обучению, что является тем фундаментом в образовательном процессе, на котором крепко держится образование ребенка.

Содержательно  ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при сравнении с ФГОС НОО устанавливает практически те же требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ разных вариантов.

С одной стороны, это является логичным, ведь после окончания начальной школы, ученики с ЗПР при успешном освоении программы могут перейти в массовую школу, где должны обучаться с детьми наравне, поэтому у них должны быть сформированы те же универсальные учебные действия, что и у их сверстников. Уровень и качество сформированности, конечно, будут отличаться в виду особенностей развития учеников с ЗПР, но эти отличия должны быть наименее заметными. Именно поэтому перед учителями начальной школы, которые реализуют адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП), ставятся те же задачи относительно развития универсальных учебных действий, что и перед учителями массовых школ, реализующих программу начального общего образования.

С другой стороны, особенности развития детей иногда не позволяют сформировать универсальные учебные действия на том уровне, который  соответствовал бы уровню развития нормально развивающегося ребенка. В силу того, что в классах для детей с ЗПР находятся дети, эмоциональная регуляция которых доминирует над рациональной (регулятивной), то формирование именно регулятивных действий составляют наибольшую сложность. Дети с инфантильными чертами поведения несамостоятельны и некритичны к своему поведению. Также психическая сфера ребенка с ЗПР обладает специфическими особенностями: замедленное восприятие, снижение объема памяти; внимание быстро рассеивается, пониженная активность мыслительной деятельности, недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, низкий уровень развития воображения. Обладая этими особенностями, ребенку трудно учиться регулировать своё поведение в рамках учебной деятельности.

Но именно требования к результатам сформированности универсальных учебных действия дает возможность учителю на уроках влиять на развитие ребенка с ЗПР, подводя его к большей самостоятельности.

Рассмотрим структуру деятельности по А.Н. Леонтьеву и применим ее к формированию регуляционных УУД школьников начальных классов с ЗПР (рис. 1). Я буду приводить пример фрагментов одного урока на каждом этапе. Тема урока: звук и буква З. 1 класс по программе 1-5.

Ученику необходимо регулировать собственное поведение на каждом этапе выполнения задания. Для начала у него должна появиться потребность и сформироваться мотив своей деятельности. Сказать более точно, учитель должен спланировать так начало урока, чтобы у учеников появилась потребность и мотивации к уроку. Например, продумать проблемную ситуацию, при решении которой ученикам будет недоставать информации. Чтобы решить данную учителем ситуацию, у учеников должна возникнуть потребность в изучении нового материала, и они должны самостоятельно для себя определить цель урока.

 

Рисунок 1. Структура деятельности

Например, учитель предлагает обучающимся расшифровать слово, чтобы узнать, куда мы отправимся на уроке. Для этого нужно определить первый звук в названии предмета и обозначить его буквой.

http://animalsvideoworld.ru/wp-content/uploads/3524737.jpg

http://www.hamertondonkeystud.com/files/image/general_donkeys_15_july_09_1.jpg

http://popugai.info/wp-content/uploads/2015/10/popugai_280_200.jpg

http://unpictures.ru/images/845880_foto-aist.jpg

http://lol-game.ru/data/avatars/l/33/33025.jpg?1360008842

http://www.time-namaz.ru/tmp/1441789202.jpg

?

о

о

п

а

р

к

Поскольку звук «З» был отработан на уроках логопедии, то выделить его из слова мы сможем. Но обозначить его буквой мы еще не умеем.. Таким образом, поставлена проблемная ситуация – надо узнать, как мы обозначаем звук «З», чтобы отгадать, куда отправимся в путешествие.

Также на этом этапе формулируется цель урока обучающимимся – научиться узнавать звук «з» и обозначать его буквой.

В отдельных случаях целесообразно озвучить задачи урока, которые помогут школьникам подойти к цели. На этот этап сначала учитель будет тратить много времени от 35-минутного урока, но это необходимо, чтобы в будущем формирование предметных результатов дало наилучший вариант.

Итак, мотивационно-потребностная сторона деятельности учеников подходит к операционно-технической. На этом этапе основным регулятивным УУД будет являться планирование собственной деятельности – составление плана и последовательности операций. Здесь учителем должен быть подготовлен алгоритм действий, на который будет опираться  ученик с ЗПР. Учитель должен постоянно привлекать внимание ученика к этому алгоритму. Может быть как алгоритм в виде структуры урока, так и последовательности действий в определенной ее части.

Например, учитель, после определения учениками, что звук «з» согласный, в процессе беседы уточняет, каким цветом на схеме мы обозначаем согласные. Обучающиеся вспоминает, что согласные мы обозначаем синим (твердый звук) или зеленым (мягкий звук). Учитель предлагает алгоритм действий, при котором обучающиеся смогут определить, когда звук обозначаем синим, а когда зеленым.

  1. Слушаем.
  2. Определяем на слух мягкий или твердый согласный.
  3. Находим гласную букву после согласного.
  4. Если это гласная А, О, У, Ы, Э, то предыдущий согласный твердый.
  5. Если это гласная Я, Ё, Ю, И, Е, то предыдущий согласный мягкий.

2.

В первом классе алгоритм должен быть в виде иллюстраций: сначала сюжетные картинки, затем постепенно переходить к предметам – символам (например, изображение цветного карандаша – раскрасить), а потом к написанным словами инструкциям). Алгоритм должен быть крупный на доске и в маленьком формате у учеников (можно один на двоих, при этом мы будем формировать и коммуникативные УУД). Сначала можно зачеркивать выполненную операцию, при этом будет осуществляться текущий контроль своей деятельности, который должен быть после каждого действия. Роль учителя на данном этапе также возрастает, он обязан продумать алгоритм заранее и использовать все средства для создания этого наглядного алгоритма. Виды деятельности по алгоритму можно изменять.

На последнем этапе как структуры деятельности, так и по сути всего урока, ученик должен оценить результат своей деятельности. У учеников с ЗПР наблюдается часто некритичность к себе, поэтому на данном этапе учителю необходимо продумать, по каким критериям ученики будут оценивать результат собственной деятельности, причем эти критерии необходимо обозначить в начале урока, чтобы обучающиеся знали, на что нужно им обратить внимание. Критерии могут меняться в зависимости от цели урока. Возможно использовать разбалловку.

Например, учитель в начале урока говорит обучающимся, что критериями оценки будут:

1. Правильность выполнения каждого задания (заданий всего 5) (правильно – 1б., неправильно – 0б.)

2. Желание ответить (всегда – 3б., часто – 2б., иногда – 1б.)

3. Соблюдение дисциплины (всегда – 2 б., часто – 1б.)

Итого ученики смогут получать за урок максимум 10 баллов. Эти баллы позволят ребенку правильно оценить свою деятельность. Таким образом, обучающийся оценивает не только свои «предметные результаты», но и обращает внимание на метапредметные. И именно в совокупности знаний и универсальных умений, ребенок оценивает результат своей деятельности.

Также при несоответствии результата нужно провести коррекцию - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Если формирование мотивационно-потребностной стороны было посредством проблемной ситуации, то результат деятельности каждого ученика нужно включить в эту проблемную ситуацию и проверить результат.

Например, в наше зашифрованное слово каждый ученик на своей индивидуальной карточке вписывает букву, которая обозначает первый звук в слове. Определяет лексическое значение слова. Затем ребята сравнивают с эталоном и делают вывод о том, достигли ли они цели урока.

Оценка деятельности учеников ил саморефлексия проходит только после итогового контроля. Работа может вестись разными способами (от поднятия картинок – улыбок, до развернутых ответов по образцу). Также на данном этапе учитель заранее все продумывает так, чтобы обязательно осталось время на реализацию данного этапа работы по формированию регулятивных УУД.

Например, обучающимся могут быть предложены следующие незаконченные предложения:

  1. На уроке я научился… (Теперь я умею…)
  2. На уроке мне понравилось…
  3. На уроке мне захотелось…
  4. На уроке у меня получилось

Таким образом, работа учителя по ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) возрастает в несколько раз. Учитель должен больше работать над уроком до его начала и как можно меньше на самом уроке, давая возможность ученикам проявлять свою активность и внушить школьникам с ЗПР, что все, что они делают – они делают сами. Работа учеников должна быть более видима работы учителя, именно при таком варианте будут формироваться все метапредметные результаты, несмотря на то, что роль учителя как никогда возрастает, поскольку без планирования урока учителем, без создания условий для того, чтобы активность учеников была высока, ребенок никогда не станет самостоятельным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий для развития мыслительных процессов

                                                      ...

Результаты оценки уровня развития мыслительных процессов обучающихся

Результаты оценки уровня развития мыслительных процессов обучающихся...

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога по теме "Дикие животные" для обучающихся с умеренной умственной отсталостью

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога по теме "Дикие животные" для обучающихся с умеренной умственной отсталостью...

Содержание коррекционно-развивающей работы и осуществление личностно-ориентированного подхода к обучающимся по АООП вариант 2, на занятиях учителя-дефектолога

Доклад . Областной дистанционный семинар "Пути дифференциации учащихся по ступени самостоятельности выполнения заданий на уроках в начальной школе"...

Проведение дистанционного индивидуального занятия учителя-дефектолога с обучающимися 1 класса при развитии навыка самостоятельной работы по инструкции

Данная работа создана с целью поделится накопленным опытом, представить разработанную презентацию по проведению индивидуального занятия учителя-дефектолога с обучающимся первого класса с задержкой пси...

Программа по развитию мыслительных процессов у обучающихся 3 класса с нарушением зрения

данная  программа направлена на оказание помощи в освоение учебной деятельности через развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, мелкая моторика).В программе конкретизированы ...