Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Жучкова Светлана Валерьевна

Рабочая программа по предмету «Речевая практика» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа ориентирована на учебник С.В. Комарова, Т.М. Головкина Речевая практика, Москва «Просвещение» 2018.

Согласно учебному плану на изучение Речевой практике во 2 классе отводится 68 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rech_praktika_2_klass_vi_.docx44.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 школа - интернат №3 «Развитие» муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области

140009 Московская обл., Люберецкий р-н, г.п. Красково, д. Марусино, ул. Заречная, д. 35

тел./факс (499) -…., e-mail: ….

«Рассмотрено»

Председатель МО

…..

________________________

Протокол № ___

 «__» августа 2021г.

«Согласовано»

На педагогическом совете

Зам. директора по УВР

….

______________________________

Протокол № ____

«__» августа 2021 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ школа-интернат VIII вида №3 «Развитие»

….

___________________________

Приказ № _____

«__» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Речевая практика»   

для обучающихся 2 «А» класса 

 

 

Разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 

Вариант 1 

                                                                                                                                                         Составитель: 

Жучкова Светлана Валерьевна    

учитель начальных классов 

первой квалификационной категории

                                                                                                                                                                                     

2021                                                                                                       

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

         

Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:      

- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- СанПиН 2.4. 3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в

общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28.)

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

-Учебного плана образовательного учреждения, принятого на педагогическом совете.

-Письмо Минобрнауки 15.10.2015 №08-ПГ-МОН-37849

 

Рабочая программа по предмету «Речевая практика» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа ориентирована на учебник С.В. Комарова, Т.М. Головкина Речевая практика, Москва «Просвещение» 2018.

Согласно учебному плану на изучение Речевой практике во 2 классе отводится 68 часов.

      Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

       Задачи обучения во втором классе:

- учить школьников понимать и четко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу,

- развитие интонационной выразительности речи детей, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного монологического высказывания.

Общая характеристика учебного предмета

     На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.

Подраздел «Аудирование и понимание речи» направлен на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения той информации, которая заложена в устном высказывании. Воспитание этого умения влияет на выразительность речи учащихся, развивает внимательное отношение к слову, а в дальнейшем способствует правильному восприятию и лучшему пониманию информации по любому учебному предмету.

Материал, включенный в подраздел «Аудирование и понимание речи», реализуется на каждом уроке речевой практики в виде самостоятельных тренировочных упражнений (в т.ч. артикуляционной гимнастики) или сопровождает задания других подразделов. Например, выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка – миска); выбор картинки по ее описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции, слушание и понимание текста, читаемого учителем и т.д.

Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на выработку у школьников четкости произносительной стороны говорения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.

Подразделы «Базовые формулы речевого общения» и «Примерные темы речевых ситуаций» являются ведущими с точки зрения организации работы по развитию собственно устной разговорной речи. В содержание подразделов включен перечень базовых формул речевого этикета, над формированием которых осуществляется работа в дополнительном классе, а также примерные темы речевых ситуаций, связанных с учебной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя таким образом различные варианты речевого поведения в типичных сферах коммуникации людей.

Предлагаемая в программе проблематика речевых ситуаций является примерной и может изменяться учителем в зависимости от особенностей жизни и интересов школьников

Описание места учебного предмета в учебном плане

         Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

        В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для дополнительного первого класса (I’) -IV классов, курс речевой практики во втором классе рассчитан на 68 ч. (34 учебные недели).

      Количество часов в неделю, отводимых на уроки речевой практики в первом классе, определено Примерным недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для дополнительного первого класса (I’) -IV классов и составляет 2 ч. в неделю.

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

«РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» ВО 2 «А» КЛАССЕ

Предметные результаты Обучающийся научится:

Достаточный уровень:

- выполнять различные задания по словесной инструкции учителя, понимать речь, записанную на магнитофонной пленке;

- использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;

 - участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и спрашивать ответа у товарищей;

 - правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;

 - уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;

 - знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей, сотрудников, часто взаимодействующих с детьми в школе, ближайших        родственников;

- слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинныйо - символический план.

 Минимальный уровень:

 - выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;

 - называть предметы и действия, соотносить их с картинками;

 - правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;

- адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;

- знать свое имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы и дома маршрут до школы и дома;

- участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами);

 - слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал.

Обучающийся получит возможность научиться:

     

Личностные результаты, ожидаемые после 2 года обучения:

1) Зарождение представлений о праздниках личных и государственных, связанных с историей страны.

2) Практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын-дочь, воспитанник, одноклассник и др.).

3) Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами этикета и правилами культурного поведения.

4) Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2 года обучения).

5) Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2 года обучения).

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» ВО 2 «А» КЛАССЕ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аудирование и понимание речи

Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова). Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет-пакет, удочка-уточка, гладит-глядит и др. (с опорой на наглядные средства).

Выполнение действий по инструкции с противопоставляемыми предлогами: в - на, у – за, над - под, с - на, к - от и др., Например,: положи книгу на парту, положи книгу в парту, встань у парты, зайди за парту, подержи руку над партой, а теперь – под партой и т.д.

 Выполнение движений или заданий по словесной двухчленной инструкции учителя с последующим речевым отчетом о действии (Что ты делал?).

Прослушивание заданий, записанных на магнитофонной ленте. Выполнение каждого задания. Например, Наташа, подойди к доске и напиши свое имя; Миша, выйди к доске и допиши её фамилию; Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши свое имя и свою фамилию и т.д.

Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-родственники или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку. Дети слепили во дворе снеговика. Дети вылепили во дворе Снегурочку.

Дикция и выразительность речи.

Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приемы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.

Дыхательные упражнения: посчитаем Егорок на горке (сначала - двух Егорок, потом – трех на одном выдохе (Как на горке на пригорке стояли 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.)

Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен.

Громкая, тихая и шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях. Быстрая и медленная речь.

Упражнения в использовании нормального темпа речи.

Помощники устной речи: мимика и жесты в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражения лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое.

 Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.

Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, излучавшемуся в 1 классе)

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»).

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи (те», «Звони(те)».

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

 Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне …», «Можно я …». Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».

Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

 Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

 Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Раздел

№ урока, тема

Содержание и форма организации учебных занятий

Вид деятельности обучающегося

Аудирование

Речевая ситуация

Культура общения

Контрольно-диагностические материалы

1-4. Добро пожаловать!

1 Добро пожаловать.

  1. Приветствие, представление новых учеников (беседа, игра «Приветствие») 2. Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы) 3. Актуализация правил поведения при знакомстве. 4. Тренировочные упражнения в использовании приветливого выражения лица, в произнесении реплик приветливым тоном. 5. Конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель-ученик, ученик – ученик. 6. Ролевые игры по теме 7. Составление рассказа «1 сентября» с опорой на картинный план

Комбинированный урок.

Поздравление с началом учебного года.

Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания.

Ответные реплики в типовом диалоге.

2.  У нас новая ученица.

Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции).

 Знакомство с новой ученицей.

Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве.

Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица). Прослушивание песни «Улыбка» В. Шаинского. Игра «Наши имена»

3. Правила для школьника.

Конструирование реплик по теме.

Введение детей в ситуацию знакомства Развитие умения участвовать в вопросно-ответном диалоге.

Расширение представления детей о правилах поведения при знакомстве.

Игра «Дополни предложение» по условно-графическим схемам. Проигрывание диалогов знакомства игрушек.

4. Дежурим с другом (подругой)

Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы из песни

Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал

Закреплять умение строить высказывание-просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом

Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов.

Уточнение обязанностей дежурных.

5-8. Истории о лете

5-6. Истории о лете.

  1. Ведение в ситуацию (отгадывание загадки, беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы, работа с условно графическими изображениями) 2. Подготовка и составление рассказов по теме ситуации (коллективное составление рассказа по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу», «Дополни предложение», «Копилка вопросов», индивидуальные рассказы с опорой на план).

Комбинированный урок.

отгадывание загадки о лете

Моделирование диалогов на основе изображенной на картинке ситуации

Познакомить с правилами участия в полилоге

Игра «Рассказ по кругу»

7-8. Я расскажу вам, где отдыхал.

Разучивание считалок

Моделирование диалогов на основе изображенной на картинке ситуации и по собственному опыту

Познакомить с правилами участия в полилоге

Составление рассказа о лете с опорой на вопросительно – символический план

9-11. Три поросенка

9. Знакомство со сказкой «Три поросенка»

1. Введение в тему ситуации (беседа, работа с иллюстрацией, отгадывание загадки – «звуковое письмо») 2. Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации) 3. Разучивание песенки из сказки 4. Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая игра-хоровод по сюжету сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма, игры «Живые загадки», «Звуковые загадки») 5. Инсценированные сказки 6. Обобщающая бесед. Комбинированный урок.

Выбор из нескольких, близких по содержанию картинок, той, которая соответствует услышанной сказке.

Познакомить учащихся со сказкой «Три поросенка»

Формирование навыков взаимопомощи на примере героев сказки.

Выкладывание изображений персонажей сказки на парте после ответа на вопрос учителя «Кто из чего построил домик?»

10-11. Инсценировка сказки «Три поросенка»

Прослушивание аудиозаписи сказки «Три поросенка»

Инсценирование сказки и использование элементов костюмов

Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки

Беседа «Самая интересная сказка» с привлечением личного опыта учащихся

12-15. Расскажи мне о школе.

12. Играем на перемене.

1. Ведение в ситуацию (беседа на основе иллюстраций) 2. Моделирование диалогов на основе иллюстраций с опорой на имеющиеся знания о правилах знакомства и приветствия старших и ровесников. 3. Составление рассказов об отдельных местах в школе (работа с символическими обозначениями помещений, составление предложений, коллективное рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы учителя и друг друга, игра «Угадай, где я был») 4. Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на план и иллюстрации. Комбинированный урок.

Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Умей играть самостоятельно»

Формировать умение школьников разворачивать диалог в игровых ситуациях.

 

Умение игры по правилам.

Игра «Кто быстрее?»

13. Не надо больше ссориться.

Слушание стихотворения Э. Мошковская «Не надо больше ссориться»

Моделирование спорных ситуации и способы их решения

Формировать доброжелательное отношение друг к другу

Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов.

Игра «Что такое хорошо?»

14. Дружат в нашем классе девочки и мальчики.

Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы из песни

Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал

Закреплять умение строить высказывание-просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом

Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов.

Уточнение обязанностей дежурных.

15. Наш товарищ заболел

Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Если друг попал в беду, помоги ему»

Выявление представлений детей по теме «Опасные ситуации» с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал

Закреплять умение строить высказывание-просьбу, обращенную к учителю.

Рассказ по сюжетным картинкам порядка действий в опасной ситуации

16-18. Вспоминаем любимые сказки.

16.  Знакомство со сказкой «Три медведя»

1. Введение в тему ситуации (беседа, работа с иллюстрацией, отгадывание загадки, «звуковое письмо» и др.) 2. Актуализация содержания сказки (коллективный пересказ с опорой на иллюстрации) 3. Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая игра хоровод по сюжету сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма, игры «Живые загадки», «Звуковые загадки») 4. Инсценирование сказки. Комбинированный урок.

Разучивание чистоговорки

Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Три медведя»

Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве.

Выкладывание картинок в правильной сюжетной последовательности

17-18. Инсценировка сказки «Три медведя»

Коллективное рассказывание сказки.

Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов

Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки

Беседа «Самая интересная сказка» с привлечением личного опыта учащихся

19-22. Алло! Алло!

19. В воскресенье все дома

1. Введение в тему (беседа на основе личного опыта учащихся, рассматривание иллюстраций). 2. Выявление умений учащихся пользоваться телефонным аппаратом. Тренировочные упражнения в наборе заданного телефонного номера на телефонных аппаратах разных типов. Упражнения в чтении телефонных номеров разных типов (городской, сотовый, номер экстренного вызова). Знакомство с правилами набора разных типов номеров. Сигналы «ждите» и «занято», ответы операторов мобильных сетей. 3. Знакомство с правилами ведения телефонного разговора: говорить чётко, громко, использовать приветствие в начале разговора, завершать разговор фразой прощания. при (беседа с элементами рассказа) . 4. Заучивание необходимой информации для общения с диспетчерами экстренных служб (фамилия, имя и отчество, адрес учащегося) 5. Закрепление полученных знаний (конструирование возможных реплик в телефонном диалоге с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов) 6. Ролевые игры по теме ситуации. Комбинированный урок.

Слушание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»

Понимание прямых родственных отношений: мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры. Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братьев и сестёр, их занятий. «Кто старше, кто младше?».

Формировать уважительное отношение к старшим

Выявление знаний, учащихся о членах своей семьи, о понимании отношений: старше - младше, умения составлять предложения по сюжетным картинкам.

20.Расскажи о себе

Знание своего имени, отчества, фамилии, адреса.

 

Рассказ о себе по образцу

21. Я звоню себе домой

Разучивание чистоговорки

Моделирование телефонных разговоров с мамой.

Познакомить с правилами общения по телефону

Чтение номеров телефонов, запись и заучивание домашнего номера телефона

22. Я звоню в экстренные службы

Слушание и воспроизведение чистоговорки:

Конструирование диалога с диспетчером «Скорой помощи»

Познакомить с правилами общения по телефону

Составление рассказа с опорой на картинки

23-26. С Днем рождения!

23. Мы в гостях на день рождении

1. Введение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта учащихся, ) 2. Разучивание чистоговорки 3. Выявление и расширение знаний о традициях празднования дня рождения, заучивание дат рождения учащимися 4. Конструирование поздравлений и ответных реплик, в том числе реплик, сопровождающих вручение подарка. Дифференциация поздравлений, адресованных ровеснику и взрослому. 5. Моделирование диалогов на основе иллюстраций. 6. Ролевые игры по теме ситуации. 7. Составление рассказа о праздновании дня рождения с опорой на картинно-символический план. Комбинированный урок.

Расширять представления, учащихся о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими

Учить школьников правильно вести себя при знакомстве со старшим по возрасту гостем

Коллективное составление рассказа «Как мы ходили в гости» по опорным картинкам

24. День рождения! Знакомимся с гостями

Драматизация песни «К нам гости пришли»

Познакомить первоклассников с понятием «познакомить кого-то с кем-то»

Учить школьников правильно вести себя при знакомстве со старшим по возрасту

Коллективное составление рассказа «Как я гостей встречал» по вопросам учителя

25. День рождения!

Провожаем гостей

Отрывок из сказки А. Милна «Вини-Пух и все, все, все…»

Расширять представления, учащихся о правилах поведения при прощании с ровесниками и старшими

Учить школьников правильно вести себя при прощании со старшим по возрасту

Ролевая игра «Кукла провожает гостей»

26. Накрываем на стол

Отгадывание загадок

Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы посуды. Правила этикета за столом.

Использование в речи слов «передайте, пожалуйста», «подайте, пожалуйста»

Ролевая игра «Кукла накрывает на стол»

27-29. Новогодняя сказка

27. Готовимся к празднику

1. Введение в ситуацию (беседа, рассказ учителя) 2. Составление предложений по теме с опорой на иллюстрации, условно графические схемы. 3. Разучивание стихотворений, песенок новогодней тематики. 4. Подготовка письменных приглашений на новогодний праздник.

Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя.

Составление письма Деду Морозу с опорой на условно-графические схемы предложений

Учить отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение

Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа о новогоднем празднике с опорой на сюжетные картинки.

28-29. Новогодние поздравления

Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем

Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков.

реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков

Проигрывание диалогов между учащимися при преподнесении подарков.

30-32. Новогодний карнавал.

30. Новогодние чудеса

1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем) 2. Приглашение гостей на карнавал (устно и распространение письменных приглашений) 3. Новогодний карнавал: приветствие гостей, комплименты, игры на празднике. 4. Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?» Комбинированный урок.

Слушание песенки «В лесу родилась елочка»

Моделирование ситуации знакомства на карнавале

Развивать у школьников жестово-мимическую и интонационную выразительность

Игра «Узнай меня»

31-32. Новогодний карнавал.

Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем

Моделирование возможных диалогов между героями картинки и участниками карнавала.

реплики-приглашения, сопровождающие вручением приглашений

Проигрывание диалогов между учащимися.

33-36. Дежурство

33. Дежурим с другом (подругой)

1. Ведение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, рассказ учителя) 2. Разучивание чистоговорки 3. Введение в ситуацию: распределение обязанностей между дежурными в классе, в столовой, на пришкольной территории и др. (беседа по сюжетной картинке, составление предложений, обсуждение выхода из возможной проблемной ситуации) 4. Конструирование возможных реплик в диалогах: просьба, предложение, отказ, согласие. 5. Тренировочные упражнения в произнесении реплик с соответствующей интонацией. 6. Моделирование диалогов с опорой на иллюстрации. 7. Ролевые игры по теме 8. Составление рассказа по теме «План дежурства» (с опорой на сюжетную картинку, серию картин или символический план) Комбинированный урок.

Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы из песни

Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал

Закреплять умение строить высказывание-просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом

Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов.

Уточнение обязанностей дежурных.

34. «Ура! Перемена!»

Чтение учителем стихотворения «Перемена»

Обсуждение ситуации по вопросам учителя.

Познакомить школьников с основными правилами поведения на перемене.

35-36. План дежурства.

Тренировочные упражнения в произнесении реплик с соответствующей интонацией

Закреплять умение строить высказывание-просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом

Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов.

Уточнение обязанностей дежурных.

37-40. У меня есть щенок!

37. Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок»

1. Ведение в тему (подбор слов, точно характеризующих щенков на иллюстрациях, выбор картинки, точно соответствующей услышанному предложению, игра «Живое предложение»,) 2. Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание фрагментов стихотворения. 3. Составление предложений по теме ситуации (просьба в утвердительной и вопросительной формах) 4. Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу. 6. Моделирование диалогов. 7. Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации 7. Коллективное составление рассказа по теме «Утро школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит») Комбинированный урок.

Заучивание четверостишья из стихотворения.

Познакомить учащихся с творчеством С. Михалкова

Воспитывать у детей любовь к животным.

Воспроизведение содержания стихотворения по сюжетным картинкам.

38. У меня есть щенок!

Проигрывание стихотворения А. Прокофьева «Тузик»

Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта

Называние ласково

Составление описания собаки по картинно-графическому плану

39. Я умываюсь

Слушание отрывка из стихотворения «Мойдодыр»

Активизировать в словарном запасе школьников слова, обозначающие предметы гигиены

Закреплять умение строить высказывание-просьбу

Составление короткого рассказа на тему «Я умываюсь» и закрепление его действиями

40. «А у нас в квартире кот! А у вас?»

Слушание стихотворения Б. Заходер «Кискино горе»

Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта

Называние ласково

Составление описания кота по картинно-графическому плану

41-44. Пошли в столовую!

41-42. Помощница.

1. Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку) 2. Знакомство со стихотворением А. Барто «Помощница». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание. 3. Составление предложений по теме ситуации (просьба, предложение в утвердительной и вопросительной формах) 4. Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу и/или распределение обязанностей. 6. Моделирование диалогов. 7. Ролевые игры по теме («Дежурство в классе» и др.) 8. Коллективное составление рассказа по теме «День школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит» Комбинированный урок.

Слушание стихотворения А. Барто «Помощница»

Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта

Называние ласково

Составление рассказа  по картинно-графическому плану

43-44.День школьника.

Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции).

Экскурсия по школе: посещение медицинского кабинета, столовой. Знакомство с персоналом.

Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве.

Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица). Прослушивание песни «Улыбка» В. Шаинского. Беседа по итогам экскурсии. Игра «Кто знает, пусть продолжит»

45-48. «Красная Шапочка»

45-46. Знакомство со сказкой 

«Красная Шапочка»

1. Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки) 2. Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации) 3. Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма) 5. Инсценирование сказки 6. Обобщающая беседа. Комбинированный урок.

Прослушивание загадки в форме «звукового письма»

Познакомить учащихся со сказкой «Красная Шапочка»

Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве.

Игра «Расскажи по кругу» с опорой на картинки

47-48. Инсценировка сказки «Красная Шапочка»

Коллективное рассказывание сказки.

Инсценирование сказки и использование элементов костюмов

Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки

Рассказывание сказки учащимися с опорой на предметные картинки.

49-52. Я поздравляю тебя!

49. Поздравляем папу

1. Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем) 2. Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата 3. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов 4. Создание видеопоздравления. Комбинированный урок.

Заучивание стихотворения к 23 февраля по выбору учащихся

Составление поздравления папе с опорой на условно-графические схемы предложений

Учить обучающихся строить реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков

Проигрывание диалогов между учащимися при преподнесении подарков.

50. Поздравляем маму

Заучивание стихотворения к 8 Марта по выбору учащихся

Составление поздравления маме с опорой на условно-графические схемы предложений

Учить обучающихся строить реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков

Проигрывание диалогов между учащимися при преподнесении подарков.

51-52. «К нам весна шагает…»

Слушание стихотворения А. Плещеева «Весна»

Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки весны

 Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов.

Составление рассказа с опорой на картинный план

53-56. Я записался в кружок!

53. Я иду в кружок. Кто со мной?

1. Ведение в тему (работа с иллюстрациями). 2. Тренировочные упражнения в интонировании предложений. 3. Игра «Живое предложение» 4. Конструирование возможных диалогов в ситуации записи в кружок (студию, секцию). 5. Моделирование диалогов. 6. Ролевые игры по теме. 7. Коллективное составление рассказа по теме с опорой на план. Комбинированный урок.

Конструирование реплик-обращений в ситуации записи в кружок

Ролевая ситуация «Я записываюсь в кружок»

Познакомить с основными моделями поведения в ситуации записи в кружок

Беседа с опорой на личный опыт

54. Я тоже занимаюсь в кружке. Беседа

55-56. Игра «Живое предложение». Игра «Живое предложение»

57-61. Вспоминаем любимые сказки

57. Кот и лиса. Русская народная сказка

1. Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки и др. ) 2. Игра «Вспоминаем сказки» 3. Закрепление содержания знакомых сказок (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов, коллективное рассказывание) 5. Инсценирование сказки (вариант: творческая работа «Наша сказка») 6. Обобщающая беседа Комбинированный урок.

Коллективное рассказывание сказки.

Инсценирование сказки и использование элементов костюмов

Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки

Рассказывание сказки учащимися с опорой на предметные картинки.

58. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Русская народная сказка

59 Царевна лягушка. Русская народная сказка

60.Игра «Вспоминаем сказки»

61.Наш сказка.

62-65.

62-63. Скоро лето.

1. Введение в тему (работа с иллюстрацией) 2. Актуализация личного опыта школьников: беседа с элементами рассказывания. 3. Конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель-ученик, ученик – ученик. 4. Ролевые игры по теме 5. Составление рассказа «Ура, каникулы!» с опорой на картинный план. Комбинированный урок.

Слушание стихотворения И. Гуриной «Здравствуй лето!»

Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки лета

 

Правила поведения на воде

Игра «Морские фигуры»

64-65. Здравствуй лето!

64.Эксурсия.

Отгадывание загадок, доскажи словечко

Экскурсия на школьный двор.

 

Составление рассказа о лете по впечатлениям о прогулке. Правила поведения в лесу

66-68. Поклонимся памяти Героев

1. Введение в ситуацию 2. Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией 3. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов 4. Создание видеопоздравления Комбинированный урок.

Заучивание стихотворения к 9 мая

Составление поздравления с опорой на условно-графические схемы предложений

Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией

Составление рассказа с опорой на картинный план

        

                

4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» ВО 2 «А» КЛАССЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

                                                                       I модуль

1

Добро пожаловать!

03.09.21

2

Добро пожаловать!

07.09.21

3

Добро пожаловать!

10.09.21

4

Добро пожаловать!

14.09.21

5

Истории о лете

17.09.21

6

Истории о лете

21.09.21

7

Истории о лете

24.09.21

8

Истории о лете

28.09.21

9

Три поросенка

01.10.21

II модуль

10

Три поросенка

12.10.21

11

Три поросенка

15.10.21

12

Расскажи мне о школе

19.10.21

13

Расскажи мне о школе

22.10.21

14

Расскажи мне о школе

26.10.21

15

Расскажи мне о школе

29.10.21

-

16

02.11.21

09.11,

17

05.11.21

12.11

18

Вспоминаем любимые сказки (сказка, которая станет темой данного урока, выбирается учителем из сказок, которые уже знакомы учащимся, вызывали у них интерес, но не были темой урока «Речевой практики»)

09.11.21

19

Вспоминаем любимые сказки (сказка, которая станет темой данного урока, выбирается учителем из сказок, которые уже знакомы учащимся, вызывали у них интерес, но не были темой урока «Речевой практики»)

12.11.21

Вспоминаем любимые сказки (сказка, которая станет темой данного урока, выбирается учителем из сказок, которые уже знакомы учащимся, вызывали у них интерес, но не были темой урока «Речевой практики»)

16.11.21

Алло! Алло!

19.11.21

                                                                                  III модуль

20

Алло! Алло!

23.11.21

21

Алло! Алло!

26.11.21

22

Алло! Алло!

30.11.21

23

С Днем рождения!

03.12.21

24

С Днем рождения!

07.12.21

25

С Днем рождения!

10.12.21

26

С Днем рождения!

14.12.21

27

Новогодняя сказка

17.12.21

28

Новогодняя сказка

21.12.21

29

Новогодняя сказка

24.12.21

30

Новогодний карнавал

28.12.21

                                                                                  IV модуль

31

Новогодний карнавал

11.01.22

32

Новогодний карнавал

14.01.22

33

Дежурство

18.01.22

34

Дежурство

21.01.22

35

Дежурство

25.01.22

36

Дежурство

28.01.22

37

У меня есть щенок!

01.02.22

38

У меня есть щенок!

04.02.22

39

У меня есть щенок!

08.02.22

40

У меня есть щенок!

11.02.22

41

Пошли в столовую!

15.02.22

42

Пошли в столовую!

18.02.22

                                                                                 V модуль

43

Пошли в столовую!

01.03.22

44

Пошли в столовую!

04.03.22

45

«Красная Шапочка»

08.03.22

46

«Красная Шапочка»

11.03.22

47

«Красная Шапочка»

15.03.22

48

«Красная Шапочка»

18.03.22

49

Я поздравляю тебя! (Место уроков по данной теме в последовательности уроков 3 четверти определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарным датам 23 февраля и 8 марта)

22.03.22

50

Я поздравляю тебя! (Место уроков по данной теме в последовательности уроков 3 четверти определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарным датам 23 февраля и 8 марта)

25.03.22

51

Я поздравляю тебя! (Место уроков по данной теме в последовательности уроков 3 четверти определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарным датам 23 февраля и 8 марта)

29.03.22

52

Я поздравляю тебя! (Место уроков по данной теме в последовательности уроков 3 четверти определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарным датам 23 февраля и 8 марта)

01.04.22

VI модуль

53

Я записался в кружок!

12.04.22

54

Я записался в кружок!

15.04.22

55

Я записался в кружок!

19.04.22

56

Я записался в кружок!

22.04.22

57

Вспоминаем любимые сказки

26.04.22

58

Вспоминаем любимые сказки

29.04.22

59

Вспоминаем любимые сказки

03.05.22

60

Вспоминаем любимые сказки

06.05.22

61

Вспоминаем любимые сказки

10.05.22

62

Скоро лето!

13.05.22

63

Скоро лето!

17.05.22

64

Скоро лето!

20.05.22

65

Скоро лето!

24.05.22

66

Поклонимся памяти Героев (Место уроков по данной теме в последовательности уроков 4 четверти определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарной дате 9 мая)

27.05.22

67

Поклонимся памяти Героев (Место уроков по данной теме в последовательности уроков 4 четверти определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарной дате 9 мая)

-

68

Поклонимся памяти Героев (Место уроков по данной теме в последовательности уроков 4 четверти определяется учителем по календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарной дате 9 мая)

-

ИТОГО

Количество часов в год -68 ч

Фактически:

________66______

Дано:

_____________

5.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе примерной рабочей программы по истории для коррекционной школы VIII вида по достижению планируемых результатов освоения АООП образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представлено следующими объектами и средствами:

1. Учебно-методическое обеспечение:

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 
  • Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
  • Методические рекомендации (размещены на сайте).

2. Учебники предметной линии С.В. Комарова Речевая практика, Москва «Просвещение» 2018. 

3. Технические средства:

  • интерактивная доска;
  • персональный компьютер (ноутбук, планшет);

4. Учебно-практическое оборудование:

печатные пособия:

С.В. Комаров, Т.М. Головкина Речевая практика (рабочая тетрадь) 2 класс,

Москва «Просвещение» 2020

дидактический раздаточный материал:

  • карточки с заданиями, дидактическими играми и игровыми упражнениями;
  • карточки с заданими;
  • карточки- схемы        ;
  •  сюжетне картинки;        
  •  открытки-поздравления;
  • открытки- приглашения;
  • маски для театрализованных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...