Режим дня младшего школьника.
статья (1 класс)

Кривкова Ирина Вильевна

Материал для работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezhim_dnya_mladshego_shkolnika.docx824.61 КБ

Предварительный просмотр:

https://ugorskinfo.ru/wp-content/uploads/2021/09/Montazhnaya-oblast-1-35.jpghttps://cf2.ppt-online.org/files2/slide/c/CUdbkEBrIn075PXo34mcifxRDGw6YeVOhyLJKQ/slide-7.jpghttps://cf3.ppt-online.org/files3/slide/o/OHXYmMSgs78FoZ1TKtPGJvLVye2hpQuAI6NRj4/slide-2.jpghttps://kidsbebus.ru/wp-content/uploads/6/1/9/6193fb9c661c7e72fc27abc694034bf9.jpeghttps://s1.slide-share.ru/s_slide/7fe87f0675deb025a054947e777ccc69/06941a0f-43bb-4847-98bc-9c7e160f5e01.jpeghttps://thepresentation.ru/img/tmb/3/245610/6d93579ed9245021a23376dc0dc2cda3-800x.jpghttps://fsd.intolimp.org/html/2020/05/15/i_5ebe366fb9b18/phpzFYTLP_adaptatsiya_detey_2.jpeghttps://dahar.ru/wp-content/uploads/4/5/2/45261669f5778636a251807d3589a0d3.jpeghttps://detkisuper.ru/wp-content/uploads/5/a/5/5a56e1f66fba871d6f7522a292078f58.jpeg

Тема: «Режим дня в жизни младшего школьника»

 

      Начало обучения ребенка в школе – это, в первую очередь, экзамен на зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Школа, ребенок, семья….Звенья одной цепи.

Перед нами стоит общая задача обучения и воспитания школьника.

И мы все вместе должны вырастить здорового и воспитанного человека. 
    Здоровье ребенка во многом зависит от выполнения режима дня. Это предохраняет от утомления.  Если отдых недостаточен, то утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению.

      А это - плохой сон, аппетит, головные боли, безразличие, снижение внимания, памяти, умственной и мышечной работоспособности, падение сопротивляемости болезням. Утомление снимается хорошим продолжительным сном, отдыхом на свежем воздухе, движением, питанием.
     У учеников начальных классов работоспособность ниже, чем у старшеклассников, наблюдается плохая сопротивляемость утомлению. Однако из года в год работоспособность и сопротивляемость утомлению повышается: умственная работоспособность у мальчиков 8-10лет одинаковая, а мышечная у девочек ниже, они и менее выносливы. Влияет на работоспособность и здоровье детей. Например, зрение. Для таких детей нужен щадящий режим.

      Работоспособность младших школьников колеблется в течение суток, недель, года.

 В течение суток высокий подъем работоспособности наблюдается с 8 до 11 часов утра, с 16 до 17 часов - второй подъем.

 Во вторник и среду – работоспособность наиболее высокая.

В пятницу она падает. Умственная работоспособность наиболее высока с октября по январь.

 С января по март – снижается. Потом опять нарастает до июня. 
     Определенную роль играют гигиенические условия работы. Помещение должно быть достаточно освещено. Стол должен стоять у окна, а свет падать слева. На окнах не должно быть сплошных занавесок и высоких цветов. Чистые стекла пропускают ультрафиолетовые лучи, которые убивают болезнетворные микробы. Осенью и зимой нужно использовать настольную лампу с абажуром. Температура помещения - не ниже18-20˚.помещение должно проветриваться.
     Одной из причин, которые приводят  к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение  режима дня школьника. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим».

     Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранить физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия.

    Специальными исследованиями установлено, что 40% первоклассников заканчивает учебный день с признаками сильного, выраженного утомления, а у 68-75% детей непривычные школьные нагрузки и недосыпание проявляется в неврозоподобных реакциях, поэтому учебу следует чередовать с полноценным отдыхом.

     Утомление - закономерный результат любой работы или деятельности и не должно нас пугать. Ребенок приходит из школы на спаде работоспособности!

Низкая работоспособность характеризуется:

  1. снижением количества правильных ответов на уроках и дома после того, как ребенок выучил материал  урока;
  2. повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
  3. рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
  4. изменением почерком ребенка в связи с ухудшением регуляции физических функций.

 

Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье.

 Правильное питание. На состояние здоровья человека оказывают влияние многочисленные факторы. Один из важнейших – питание. . Рекомендуется использование детьми в профилактических дозах витаминно-микроэлементных комплексов, особенно в зимний и весенний период времени. Чтобы устранить нарушения режима питания, взрослым необходимо помнить: дети в младшем школьном возрасте должны питаться 4-5 раз в день. Основные правила питания: разнообразие, умеренность, своевременность. 

Физическое развитие. 
     Важно обращать внимание на положение тела ребенка во время выполнения домашних заданий, поскольку неправильная посадка - одна из основных причин нарушения осанки.

 К основным факторам, вызывающим эти нарушения относятся : недостаточное и неравномерное развитие мышечной системы; плохие привычки ( опора при стоянии на одну ногу, неправильная походка, привычка носить тяжести в одной и той же руке, спать на одном боку, на очень высокой подушке или на очень мягкой кровати, сворачиваться «калачиком» и т.д.)
   Неправильная посадка учеников в школе, во время подготовки домашних заданий часто становится причиной нарушения у них зрения. Желательно, чтобы ребенок в течение недели смотрел не более 2-3 телепередач. Ученики начальных классов очень впечатлительны, доверчивы и восприимчивы, поэтому сцены насилия, жестокости, увиденные ими по телевизору, могут стать причиной нервных срывов и даже психических заболеваний. Вот почему взрослые члены семьи должны ежедневно изучать программу телепередач, выбирая те, которые не повредят ребенку.
Сон.
 
Младший школьник много времени проводит в школе, посещает разные секции, кружки, он подвижен и вместе с тем легко возбудим, поэтому ему требуется полноценный отдых-сон. В возрасте 6-7 лет суточная норма сна составляет 11 часов, в 8-10 лет-10 часов. Сон обеспечивает отдых и высокую работоспособность человеческому организму. Полноценный сон является одним из важнейших условий умственной работоспособности. Правильная организация умственного труда ( очередность и время приготовления домашних заданий, физкультурные паузы, правильная посадка и освещение и др.) предупреждает возникновение переутомления и его отрицательных последствий.

Режим дня - правильная организация и чередование основных видов деятельности: труда, отдыха, питания, сна.

 

Правильно организованный режим дня поддерживает оптимальную возбудимость нервной системы школьника 

 При приготовлении уроков дома следует обратить внимание на правильную организацию рабочего места школьника; соответствие размеров стола и стула росту ребенка.

 

№ п/п

Рост ребенка

Высота

стола

Высота стула

1

100-115

46см

26см

2

116-130

52см

30см

3

131-145

58см

34см

4

146-160

64см

38см

 

Естественное освещение должно быть  с левой стороны, обязательно настольная лама с абажуром и мощностью лампы не менее 60 вт.

Следует выполнять домашнее задание по тем предметам, которые были в школе в этот день (даже  если в расписании уроков  следующего  дня нет).

 А накануне данного урока – домашнее задание надо повторить. Это будет способствовать лучшему усвоению и запоминанию материала.

Если дети учатся во вторую смену, домашнее задание надо выполнять на следующий день с 8.30 - 11.00

 

При организации отдыха школьников следует обратить внимание на то, чтобы отдых был достаточный и активный.  

1.      Продолжительность пребывания на воздухе не менее 3-3,5 часов

2.      На прогулках играть в подвижные игры

3.      Отдых должен быть активным

4.      После школы сразу не делать уроки

5.      Делать ежедневно утреннюю гимнастику

6.      Заниматься в спортивных кружках и секциях

7.      Во время приготовления уроков делать физкультурные паузы.

8.      Просмотр телевизора 2-3 часа в неделю

9.      Уделять достаточное время утреннему и вечернему туалету, переодеванию детей, гигиене перед едой.

10.  Уделять много времени сну .

 

Возраст ребенка

Ночной сон

Дневной сон

6-7 лет

12-11,5ч

1,5ч

8-9 лет

11-10,5ч

-

10-11 лет

10-10,5ч

-

 

Факторы хорошего сна

  1. Не играть в шумные игры перед сном
  2. Не заниматься спортом перед сном
  3. Не смотреть страшные фильмы перед сном
  4. Не ругать ребенка перед сном
  5. Погулять перед сном 30 минут
  6. Легкий ужин за 2 часа до сна
  7. Проветрить помещение перед сном
  8. Отключить в комнате: телевизор, радио, свет
  9. Соблюдать личную гигиену перед сном

 

Полноценное питание  

Режим питания

  1. Определенное время принятия пищи
  2. Кратность 4-5 раз в день
  3. Интервальность 3,5-4 часа
  4. Правильное распределение калорийности по приему пищи
  5. Отведенное время на еду

•         Завтрак 10-15 минут

•         Обед 20-25 минут

•         Ужин 15-20минут

 

Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка

 

  • Приучать своего ребенка к гимнастике с 2-3 лет.
  • Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разные.
  • Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
  • Включать веселую и ритмическую музыку.
  • Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
  • Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
  • Выполнять зарядку в течение 10-20 минут.
  • Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
  • Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.

 

Оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий

 

  • Оздоровительная минутка проводится через каждые 10-15 минут выполнения домашних заданий.
  • Общая продолжительность оздоровительной минутки не более 3 минут.
  • Если ребенок выполнил перед этим письменное задание, необходимо выполнить упражнения для рук: сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистями.
  • Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения.
  • После длительного сидения ребенку надо делать потягивания, приседания, повороты туловища в разные стороны.
  • В доме должен быть спортивный инвентарь: скакалка, мяч, обруч, гантели.
  • Выполняйте  все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость.

  

Примерный вариант режима дня

  1. Подъём – 6.30
  2. Зарядка, умывание, уборка постели – 6.30-7.00
  3. Завтрак – 7.00-7.15
  4. Дорога в школу –7.15- 7.45
  5. Занятия в школе – 8.00-11.30
  6. Прогулка на свежем воздухе – 11.30-13.00
  7. Обед, отдых, помощь по дому – 13.00-15.00
  8. Приготовление уроков – 15.00-16.00
  9. Свободное время – 16.00-18.30
  10. Ужин – 18.30-19.00
  11. Свободное время – 19.00-20.00
  12. Личная гигиена, подготовка ко сну - 20.00-20.30
  13.  

Памятка ученику о соблюдении режима дня

  •  Встань в 6.30
  •  Сходи в туалет.
  •  Убери постель.
  •  Сделай зарядку.
  •  Умойся и оботрись или прими душ.
  •  Почисти зубы, надень форму.
  •  Не спеша позавтракай, вымой за собой посуду.
  •  Дорога в школу – своеобразная прогулка.
  •  Уроки в школе.
  •  Вернись домой после школы.
  •  Переоденься, повесь одежду  на место.
  •  Вымой руки.
  •  Пообедай.
  • Прогулка, подвижные игры.
  • Подготовь уроки (начинай с трудных, между уроками делай отдых)
  •   Собери сумку в школу, проверив по расписанию
  •   Поужинай.
  • Посети кружки, секции.
  • Занятия по интересам.
  • Подготовься ко сну.
  • Ложись спать в 20.30-21.00

Анализ анкет детей (Анкеты для детей и для родителей заполняем заранее. )

 Анкета для детей

  1. В котором часу ты встаешь утром?
  2. Тебя будят родители или ты встаёшь сам?
  3. Ты встаешь охотно или с трудом?
  4. Какие процедуры входят в твой утренний туалет?
  5. Делаешь ли ты зарядку по утрам?
  6. Ты делаешь её один или с родителями?
  7. Как долго ты делаешь уроки?
  8. Ты выполняешь их сам или тебе помогают родители?
  9. Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашнее задания?
  10. В котором часу ты идешь спать?

 

Анкета для родителей

  1. Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребенка выполнение им режима дня?
  2. Ваш ребенок встает сам или вы его будите?
  3. Он встает охотно или с трудом?
  4. Как вы на это реагируете?
  5. Занимаетесь ли вы закаливанием вашего ребенка?
  6. Делает ли ваш ребенок зарядку?
  7. Являетесь ли вы для него в этом примером?
  8. Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?
  9. Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?
  10. Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?
  11. Как долго по времени делает уроки ваш ребенок?
  12. Каков ежедневный ритуал ко сну вашего ребенка?
  13. Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым и бодрым?

 

Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня.

  1. Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу.
  2. Кормить ребенка перед школой и после школы сухой пищей, бутербродами.
  3. Требовать только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.
  4. Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания.
  5. Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе.
  6. Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права.
  7. Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности.
  8. Заставлять многократно переписывать в черновике.
  9. Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий.
  10. Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки.
  11. Сидеть у компьютера и телевизора более 40-45 минут.
  12. Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.
  13. Ругать ребенка перед сном.
  14. Не проявлять двигательную активность в свободное время от уроков.
  15. Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.
  16. Не прощать ошибки и неудачи ребенка.

 

Вывод

Правильно организовывать режим для школьника: обеспечивать достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну; предусмотреть регулярный прием пищи (4-5 разовое питание); установить определенное время приготовления уроков; выделить время для отдыха на открытом воздухе, творческой деятельности, свободных занятий и помощи семье. Это залог успешного обучения ребенка в школе.

Литература

 

  1. Александрова Г.А.Работа школы по организации учебного процесса и укреплению здоровья учащихся. Новгород Издательство НГПИ, 1993
  2. Артюхова И.С. Настолдьная книга классного руководителя. М..: Эксмо, 2008.
  3. Безруких М.М., Ефимова С.П .Как помочь хорошо учиться. М., 2003.
  4. Василевич Л.П. Дневник самопознания. Минск,2002.
  5. Дереклеева Н. И. Родительские собрания.М.: «Вако»,2004
  6. Титова Е.В.Если знать как действыовать. Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. М.: ПРОСВЯЩЕНИЕ,1999

 


https://s0.slide-share.ru/s_slide/d8aab119d3fe8295063ebf25c66a0d29/3e7d04f4-4af8-442f-a4a5-2527a71b963e.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РЕЖИМ ДНЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА"

РЕЖИМ ДНЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ...

Режим дня младшего школьника.

               Режим  дня  необходимо   соблюдать  точно  и  неукоснительно....

Презентация "Режим дня младшего школьника"

Презентация "Режим дня младшего школьника" была подготовлена к общешкольному родительскому собранию и составлена на основе распорядка дня конкретно нашей начальной школы.Получила положительные отзывы ...

Родительское собрание "Режим дня младшего школьника"

текст выступления и примерный режим дня младшего школьника....

Родительское собрание "Режим дня младшего школьника"

- Здравствуйте, уважаемые родители!Прежде, чем мы с вами начнем родительское собрание, я предлагаю ответить вам на вопросы теста, лежащего перед вами, который поможет определить тему нашего собрания. ...

Режим дня младшего школьника

В разработке представны материалы для родительского собрания по теме "Режим дня младшего школьника"...

режим дня младших школьников

Статья может помочь в организации родительского собрания в начале учебного года. В ней содержатся основные рекомендации о том, как составить режим ребенка наиболее рационально....