ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА».
методическая разработка

Юрченко Ирина Федоровна

Большинство детей  с ОВЗ имеют первичные или вторичные речевые нарушения различные степени сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_soprovozhdenie_detey_gruppy_riska.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Гагаринская общеобразовательная школа-интернат»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:

«ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ  «ГРУППЫ РИСКА»

                         

  (педсовет)

                                               

                                                                  Учитель-логопед: Юрченко И.Ф.

 2022-2023 учебный  год

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА».

    Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

     Большинство детей, поступающих в Гагаринскую школу-интернат, имеют речевые нарушения, чаще сложные, которые оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребенка, и таким образом, препятствуют его социальной адаптации. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас – это и успешность обучения в школе, и качество межличностных отношений с окружающими, и выбор будущей профессии, и психологический комфорт в семейной жизни.

         РЕЧЬ – ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ЧЕЛОВЕКА

        Большинство детей с ОВЗ имеют первичные, либо вторичные нарушения речи различной степени сложности. Зачастую, у школьников с речевыми проблемами, в зависимости от причин отставания в развитии и индивидуальных особенностей, могут возникать сенсорные, интеллектуальные, речевые и другие психические нарушения (Е.Ф.Архипова, М.В.Ипполитова, Е.М.Мастюкова, К.А.Семенова и др.), затрудняющие процесс обучения детей. Наибольшие сложности в школьной и социальной адаптации испытывают, в данном случае, школьники 1-5-х классов.

    В связи с этим, логопедическое сопровождение обучающихся является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы в рамках деятельности службы сопровождения.

1слайд  

Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ  имеет две цели:

- кратковременную – коррекция и  профилактика речевых расстройств,

 а также

- долговременную  - обеспечение оптимального развития ребенка, и успешная интеграция его в социум.

2слайд

Основными задачами логопедического  сопровождения   являются:

1.Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся.

2.Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.

3.Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей, законных представителей учащихся.

 3 слайд

Пути реализации данных задач:

  • всестороннее изучение речи обучающихся;
  • организация речевого мониторинга;
  • логопедическое сопровождение детей с речевыми отклонениями (проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий);
  • оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении учениками русского языка;
  • проведение консультаций и бесед с родителями;

участие в работе школьного ПМПк, в заседаниях Службы сопровождения.

Особенности речевого развития детей с ОВЗ

      Развитие речи обучающихся в организации для детей с ОВЗ характеризуется целым рядом отклонений.

      Речевое развитие таких детей характеризуется наличием очень стойких аграмматизмов, недостатков звукопроизношения, слоговой структуры. Дети имеют ограниченный словарный запас. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, ограниченное употребление прилагательных, особенно, относительных, наличие фразовой речи, недоразвитие фонематического восприятия, отсутствие навыков фонематического анализа и синтеза, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий. Нарушения речи отрицательно влияют на всю психическую деятельность, вследствие чего у них затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается формирование познавательных процессов, то есть имеются существенные препятствия в формировании личности, в социальной адаптации детей. У этих детей оказывается несформированной не только сама речь, но и ее предпосылки: у них не развиты ориентировочные действия, не сформирован интерес к окружающему, не развита предметная деятельность. Все эти факторы лежат в основе развития смысловой стороны речи и ее грамматического строя. Кроме того, не сформированы слуховое внимание и восприятие, фонематический слух и артикуляционный аппарат, обеспечивающие становление звуковой стороны речи. Речь у детей слабо развита, что не может осуществлять нормальную функцию общения.

Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ начинается с момента его поступления в школу и осуществляется в несколько этапов:

4 слайд

Этапы логопедического сопровождения:

 диагностика (выявление нарушений, разработка групповых и индивидуальных занятий);

 коррекция (исправление присущих учащимся недостатков в речевом развитии) на основе создания условий для развития творческого потенциала личности каждого учащегося;

 оценка и контроль: оценка динамики речевого развития, отсутствие рецидивов (повторное обследование, сравнительный анализ результатов первичного и повторного обследований).

5 слайд  

Параметры речевого обследования:

 состояние органов артикуляции,

 фонематическое восприятие,

 общая и мелкая моторика,

 слоговая структура,

 грамматический строй,

 навыки чтения и письма.

I этап логопедического сопровождения начинается со всестороннего обследования речи ребенка (устной и письменной). Это первые 2 недели сентября (начало учебного года).

      Особенности проведения логопедического обследования связаны с психофизиологическими особенностями обучающихся.

6 слайд  

Диагностика речевого обследования содержит следующие пробы:

1. Исследование понимания речи.

2. Исследование сенсомоторного уровня речи.

3. Исследование грамматического строя речи и словоизменения.

4.Исследование словаря и навыков словообразования.

5.Исследование связной речи.

6.Исследование общей и мелкой моторики.

7.Исследование письменной речи.

      В то же время продолжается работа по пополнению базы методик и методических материалов по проблеме речевой диагностики обучающихся с ОВЗ. Все полученные данные анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевых картах детей. На основании этих данных заполняются логопедические представления на учащихся, которые потом озвучиваются на заседаниях школьного ПМПк.

    С результатами логопедического обследования знакомятся учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы, воспитатели. Краткий анализ данных обследований позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего логопедического сопровождения. На этом этапе составляются планы работы по группам воспитанников.

    Полученная информация по вновь прибывшим учащимся обсуждается на медико-педагогическом консилиуме, заседаниях службы сопровождения.

6 слайд (Методики обследования)

     Диагностика речевого развития проводится по адаптированной  методике обследования О.Б.Иншаковой.                  

В альбоме представлен иллюстративный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, который позволяет выявить нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического анализа и синтеза, состояния словарного запаса, грамматического строя речи ребенка.

Часто используется альбом И.А.Смирновой, предназначенный для обследования состояния фонематической системы у детей с расстройствами устной и письменной речи. Наглядный материал позволяет определить способность дифференцирования фонем на слух по различным фонематическим признакам и выявить способность ребенка к произношению слов, имеющих различную звукослоговую структуру, а также логопедический альбом этого же автора для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения.

         При необходимости применяется методика Даскаловой Ф.Г. «Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия   при  обучение родному языку», а также   В.И.Лурия  «Диагностика речевого развития младших школьников».

       Все обучающиеся с нарушениями речи, обнаруженные в результате первичного обследования, отмечаются в специальном журнале учета речевых нарушений.

      Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту, заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи.

      Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий и включающий в себя обследование обучающихся, комплектование групп и оформление первичной логопедической документации, рассчитан на две - три недели учебного года.

II этап логопедического сопровождения осуществляется со второй половины сентября по первые две недели мая. Этот этап самый объемный и значимый.

        В зависимости от логопедического заключения строится дальнейшая   коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных, подгрупповых или групповых занятиях. Логопедическая работа проводится по адаптированным программам в соответствии с целями и задачами коррекционно-развивающей работы. Программы согласовываются с заместителем директора по КМР и утверждаются директором школы-интерната.

7 слайд  (Программы)

 Это:

1.Программа «Коррекция звуковой стороны речи для детей с ЗПР», 2 класс.                                                                                                                                                    

2.Программа «Коррекция лексико-грамматического строя речи младших школьников с ЗПР», 3 класс.                                                                                                         3.Программа по предупреждению и коррекции нарушений на почве языкового анализа и синтеза учащихся с ЗПР», 2 класс.                    4.Индивидуальная программа по коррекции звукопроизношения и развития речи учащейся с моторной алалией, 3 класс.

5.Индивидуальная программа по коррекции звукопроизношения и развития речи учащегося с дизартрией, 2 класс.  

       На этом этапе проходит и промежуточная диагностика речевого развития школьников (по запросу МСЭ, территориальной ПМПК, в рамках классно-обобщающего контроля, четвертных, годовых контрольных работ).

       Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, программы по родному языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.

      Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности.

«Логопедические занятия» - курс, подводящий обучающихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно.

       Временные рамки III этапа – это вторая половина мая. На данном этапе идёт отслеживание динамики речевого развития детей (конкретного ребёнка).     Повторная диагностика речевого развития по тем же методикам, которые были использованы на первом этапе логопедического сопровождения. Идёт отслеживание результатов коррекционной работы, делается вывод об эффективности применяемых методик.

        Существенным звеном в логопедическом сопровождении является совместная работа со специалистами школы-интерната  в рамках деятельности Службы сопровождения: с психологом, дефектологом, социальным педагогом, а также педагогами школы. Данное сотрудничество осуществляется на протяжении всех  этапов  логопедического сопровождения.

      С целью повышения эффективности логопедического сопровождения и соблюдения единого речевого режима на уроках и во внеурочной деятельности также осуществляется коррекционно-логопедическая работа.              На уроках, занятиях в группах проводятся логопедические минутки, посещаются уроки русского языка и чтения  учителей начальных классов, беседы с учителями русского языка с целью наблюдения за детьми, имеющими речевые нарушения, контролируется выполнение детьми индивидуальных заданий. Учителям  предлагаются рекомендации по применению специальных методов и приёмов оказания логопедической помощи детям с отклонениями в речевом  развитии (комплексы артикуляционных гимнастик, упражнений на развитие мелкой и общей моторики, задания на коррекцию нарушений письменной речи  и т.д).

       На всех этапах коррекции отклонений в развитии речи осуществляется взаимосвязь логопедов с педагогами школы-интерната; обсуждаются результаты контрольных диктантов, отслеживается изменение техники и качества чтения и письма, намечаются пути исправления или ослабления недостатков. Совместная работа логопеда и учителя  требует постоянного контакта, координации, взаимных консультаций, корректировки методов и приемов работы с детьми.

Так же помощь в работе над  речевыми дефектами оказывают родители учащихся.

      Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребенка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

8 слайд

Особенности логопедической работы с обучающимися

Основными направлениями логопедической работы является:

 диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

 диагностика и коррекция лексической стороны речи;

 диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

 коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;

 коррекция нарушений чтения и письма;

 расширение представлений об окружающей действительности;

 развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

Обеспечение здоровьесберегающих условий.

      Во время занятия чередуются различные виды деятельности (слушание, говорение, письмо, чтение). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности не превышает 7-10 минут. Занятия проводятся с детьми не чаще, чем 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия не превышает 40 минут. Занятия проводятся с соблюдением санитарно – гигиенических правил и норм. С целью предупреждения утомляемости и профилактики физических, умственных, психологических перегрузок детей проводятся физкультурные минутки.

Осуществляется связь логопеда с родителями.

      Работа логопеда с родителями осуществляется путем личного контакта с отдельными родителями, присутствия родителей на логопедических занятиях, консультациях, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми, в процессе которой предполагается организация правильного отношения к речи ребенка в домашней обстановке и помощь в выполнении домашних заданий, даваемых логопедом.

Данное сотрудничество осуществляется на протяжении всех этапов. С целью повышения эффективности логопедического сопровождения и соблюдения единого речевого режима на уроках и во внеурочной деятельности осуществляется коррекционно-логопедическая работа. На всех этапах коррекции отклонений в речи осуществляется взаимосвязь с педагогами образовательной организации; совместно с педагогами отслеживается изменение техники и качества чтения и письма, готовится документация для школьного консилиума и ПМПК.

9 слайд

Работа школьного ПМПк.

Особенности логопедической работы:

 Сбор информации.

 Анализ информации.

 Выработка рекомендаций.

 Консультирование.

 Решение проблемы.

 Анализ выполнения рекомендаций.

 Дальнейший анализ развития ребенка.

      Формирование правильной речи представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит как от профессионального уровня учителя – логопеда, так и от рациональной организации логопедической работы.

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

2. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2013г.

3. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования для детей с НОДА.

5. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учебное пособие для студентов. — М.: Классике Стиль, 2003. — 160с.

6. Елецкая О. В. Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М. – 2006.

7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с.

8. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. – М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети группы риска.

Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за...

Программа психологического сопровождения учащихся « Группы риска».

Программа направлена на определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон качеств и свойств личности «трудного» ребенка с ОВЗ, выявление путей и способов их профилактики и коррекц...

защита детей группы риска

ребенок инвалид, попал под влияние плохих детей учитель проводил с ним воспитательную работу. После проведенной воспитательной работы ребенка сняли с учета по делам несовершеннолетних....

Организация помощи детям "группы риска"

Психологическая помощь детям...

Психолого - педагогическое сопровождение детей "группы риска"

Дети «группы риска», психолого-педагогическое сопровождение. Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем систему деятельности педагога-психолога и социального педагога, н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска»» на 2022 – 2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска»» на 2022 – 2023 учебный год...