Психолого - педагогическое сопровождение детей "группы риска"
материал

Ермакова Валентина Викторовна

 Дети «группы риска», психолого-педагогическое сопровождение. Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем систему деятельности педагога-психолога и социального педагога, направленную на профессиональное создание условий для успешной социализации детей, их обучения и развития. К детям «группы риска» относятся подростки, которые подвержены негативным воздействиям со стороны социума и его криминальных элементов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Психология и педагогика.18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска»

 Аннотация. Классификация проблем учащихся, находящихся в зоне или группе риска, позволяет составить целостное представление об основных трудностях, возникающих у детей подросткового возраста  и тем самым дает возможность педагогам своевременно и профессионально разобраться в комплексе неудач, преследующих подростка, оказать конструктивную поддержку, психологическую и педагогическую помощь, обеспечить морально-нравственное становление подростков и их благополучную социализацию.

 Ключевые слова: дети «группы риска», психолого-педагогическое сопровождение. Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем систему деятельности педагога-психолога и социального педагога, направленную на профессиональное создание условий для успешной социализации детей, их обучения и развития. К детям «группы риска» относятся подростки, которые подвержены негативным воздействиям со стороны социума и его криминальных элементов.

 Подростки попадают в «группу риска» за счет ряда обстоятельств: – асоциальное поведение родителей (пьянство, воровство, тунеядство и т.д.);

 – жесткое обращение с детьми; – конфликты со сверстниками;

 – пропуски учебных занятий;

 – употребление спиртных напитков; – побеги из дома.

 Поэтому педагогам-психологам и социальным педагогам в своей профессиональной деятельности необходимо своевременно выявлять подростков «группы риска».

 Работа педагога-психолога и социального педагога с детьми группы риска осуществляется следующим образом:

 – выявление неблагополучных семей;

 – определение причин семейного неблагополучия;

 – создание доверительных отношений «педагог-психолог – подросток», «социальный педагог – подросток»;

 – организация взаимодействия с семьей ребенка;

 – психологическая и социально-педагогическая поддержка детей «группы риска».

 Основные задачи психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска»:

1) выявление причин деформации в развитии детей «группы риска»;

 2) поиск средств и способов их устранения;

3) своевременное выявление детей группы риска;

4) преодоление психологического кризиса детей подросткового возраста;

5) оказание разносторонней помощи нуждающимся детям;

6) повышение самооценки и социального статуса;

 7) нормализация отношений с социальной средой;

 8) проведение индивидуальных консультаций для формирования установки на изменение образа жизни.

 Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска» состоит из ряда этапов:

Первый этап – мониторинг детей «группы риска». На данном этапе осуществляется выбор методов диагностического обследования. Диагностические материалы позволяют получить результаты, способствующие учету причин жизненных затруднений подростков. На данном этапе важна деятельность не только социального педагога, но и классного руководителя, психолога, заместителя директора по воспитательной работе.

Для выявления детей «группы риска» необходимо изучить о следующих социально-педагогических условиях подростка:

- личное дело ученика;

 - журнал успеваемости ученика;

- журнал посещаемости ученика;

 - социальный паспорт класса;

 - медицинская карта.

 При работе с детьми «группы риска» важна деятельность именно классного руководителя, так как он лучше других знает своих «трудных» учеников, может выявить этих детей, чтобы не усугубить ситуацию. Чаще всего для выявления детей «группы риска» используют социальный портрет класса, составляемый классным руководителем совместно с социальным педагогом. При обнаружении существенных проблем классный руководитель сообщает об этом социальному педагогу-психологу либо социальному педагогу. После обращения классного руководителя социальный педагог занимается сбором социального анамнеза семьи ребенка, изучает социальные сети, наблюдает за поведением при общении со сверстниками. Обязательно должна проводиться беседа социального педагога с подростком в ходе диагностической деятельности. Также для выявления детей группы риска часто используют методику первичной диагностики М. И. Рожкова и М. А. Ковальчука. Данная методика включает 74 вопроса, которые затрагивают различные стороны жизни и поведения детей и требуют однозначного ответа «да» или «нет». После опроса выявляются следующие показатели: отношение в семье, агрессивность, недоверие к людям, неуверенность в себе, акцентуации характера.

Второй этап – прогнозирование результатов воспитательной деятельности подростков. В ходе реализации этапа ведется профилактическая работа с детьми «группы риска». При этом определяются потенциальные возможности детей с затруднениями. После анализа полученной информации разрабатывается план индивидуального сопровождения ребенка. Также возможно использование метода группового психолого-педагогического сопровождения. Суть данного метода заключается в помощи подростку, при которой используют потенциал группы для развития духовных и физических сфер под наблюдением педагога-психолога. В данной работе активно используется творческая деятельность, динамическое общение. В результате расширяется персональный опыт, социальная активность всех членов группы.

 Третий этап – коррекция выявленных нарушений. Указанный этап способствует формированию коллективных мнений и суждений о подростке; перестройке общения ребенка со сверстниками в системе межличностных отношений; включению подростка в коллективно организуемые виды деятельности; развитию и коррекции познавательных процессов учащихся; формированию положительного отношения к учебно-познавательной мотивации учения. При работе с детьми «группы риска», в первую очередь, изучается ближайшее окружение. Это родители, учителя, одноклассники. Важную роль в психолого-педагогической поддержке играет практическая часть, представляемая в виде социальных технологий. Например, творческие мастерские, тренинги, игры, т.е. организация совместной деятельности педагогов и подростков, которая строится на основе диалога и направлена на познавательную активность. Благодаря таким технологиям, подросток может реализовывать свои возможности в различных сферах жизнедеятельности. Создаются условия для выражения своих взглядов, а также для обмена опытом и точек зрения в обсуждении вопроса, решения данного вопроса, предвидения последствий своих поступков. Тем самым стимулируется потребность в общении, в умении договариваться. Успех реализации подобных технологий выражается в изменении поведения подростка, так как ему приходится находиться в нестандартных ситуациях, что способствует открытости его новому социальному опыту. Все это происходит под наблюдением педагога, в нужный момент им оказывается консультативная помощь подростку в целях поддержки.

Четвертый этап – анализ и оценка результатов деятельности по осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска». Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска» должно быть реализовано комплексно. Только в таком случае возможно достичь положительных результатов. Поэтому комплексный подход должен быть положен в основу работы с данной категорией детей. Преодоление конфликтных ситуаций с детьми «группы риска» представляет собой координацию профессиональных умений различных специалистов, которые работают с ними, в целях обеспечения эффективности работы в нужном направлении.

 Классный руководитель предоставляет сведения о подростке «группы риска» по следующим  показателям:

 - участие ученика в жизни класса;

 - положительные качества личности;

 - взаимоотношение со сверстниками;

 - досуг ребенка в свободное время;

 - влияние семьи;

 - причины возникновения конфликтов со сверстниками;

 - проведённая работа с подростком и ее результаты.

Социальный педагог:

- собирает все имеющиеся сведения в систему;

- проводит беседы с подростком, с одноклассниками, семьей, учителями;

 - посещает уроки, особенно те занятия, в которых возникают конфликтные ситуации;

 - привлекает к работе с подростком психолога.

 Педагог-психолог:

 - изучает поведение подростка группы риска, особенности его жизни и воспитания, отношение к учению, взаимоотношение со сверстниками;

- выявляет недостатки семейного воспитания, взаимоотношение с родителями, «авторитет» родителей;

 - проводит консультации с целью осознанности своих поступков, умения бороться со своими эмоциями, преодоления страхов в общении из-за чего возникают конфликты;

- проводит психологические тренинги с подростком, наблюдает за его поведением в разрешении конфликтных ситуаций;

- выявляет эффективные методы работы с подростком, которые приносят положительные результаты.

 На основе полученных данных специалистами, сопровождающего подростка, и составляется индивидуальный план работы с ним. Если после проделанной работы не наблюдается положительный результат при работе со специалистами, то заместитель директора по воспитательной работе организует педагогический консилиум с участием учителей-предметников и специалистов, работающих с данным подростком.

 Директор школы осуществляет координацию деятельности всех специалистов и в случае необходимости принимает следующие решения:

 - о приглашении родителей подростка на заседание Совета профилактики;

- в случае уклонения от исполнения родительских обязанностей о ходатайстве перед ПДН о составлении протокола на родителей;

- о направлении подростка на Комиссию по делам несовершеннолетних;

- о вынесении вопроса на педагогический совет для обсуждения и принятий коллегиального решения. Оказывая психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска», следует учитывать работу не только одного специалиста.

 Необходимо проанализировать комплексную работу всех специалистов, деятельность которых направлена на оказание всесторонней помощи подростку. Важным условием для формирования положительных результатов работы с подростком «группы риска» является работа с семьей. Необходимо проводить профилактические беседы с родителями подростка, в ходе которых выясняются некоторые причины соответствующего поведения ребенка. Изучение семьи может быть успешным при условии проявления социальным педагогом высокого такта, уважительного, внимательного и чуткого отношения к родителям.

Привлечение родителей и детей к занятиям художественной деятельности, является одним из самых распространенных направлений психолого-педагогического сопровождения, так как в процессе группового творчества осуществляется динамика роста в эмоциональной и социальной сферах. Такое направление также предполагает развитие изобразительной деятельности, что способствует нормальному развитию ребенка. Через художественную деятельность развиваются такие качества, как уважение труда (своего либо чужого), самостоятельность, взаимовыручка, патриотизм, любовь к природе, искусству, людям. В работе с подростками «группы риска» чаще всего используется «интегративная арт-терапия», корректирующая нарушения взаимоотношений ребенка и родителей, а также повышающая их социальную адаптацию. Основными видам арт-терапии, используемыми в работе с данной категорией детей, являются: музыка, театральная и игровая терапия, танцы, художественная лепка, сочинительство. Выбор направления для работы с семьей зависит задач, поставленных для коррекции и индивидуальных потребностей подростков и их родителей.

 Подводя все вышесказанное, мне хотелось бы отметить несколько общих правил при работе с детьми «группы риска»: 1) изучая особенности ребенка, необходимо быть справедливым (для этого нужно получить информацию о нем из различных источников, например, родители, сверстники, учителя, руководители кружков); 2) подбирая методы работы с ним, выбирать именно те, которые в большей степени способствуют его всестороннему развитию, учитывая индивидуальные особенности; 3) изучая личность школьника, не нужно забывать о том, что процесс его становления динамичен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Целью данной программы являются:1.Оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации восприятия мира детям -сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей обучающихся в МБОУ Новониколаев...

Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска»» на 2022 – 2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска»» на 2022 – 2023 учебный год...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА».

Большинство детей  с ОВЗ имеют первичные или вторичные речевые нарушения различные степени сложности....