Работа учителя начальных классов Бражниковой Людмилы Александровны МБОУ СОШ № 16 им. И. П. Федорова Выступление для учителей начальных классов.
статья (4 класс)

Бражникова Людмила Александровна

Выступление содержит материал из опыта работы по подготовке учащихся к ВПР в 4 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа  учителя начальных классов

Бражниковой Людмилы Александровны

МБОУ СОШ № 16 им. И. П. Федорова

Выступление для учителей начальных классов.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

пос. Красносельского им. И. П. Федорова

муниципального образования Гулькевичский район Краснодарского края

«Рекомендации к подготовке и проведению ВПР»

Выступление на практико – ориентированном семинаре методического объединения учителей начальных классов.

      Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки школьников.

Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.

Необходимо помнить, что Всероссийская проверочная работа учащихся 4 класса не является государственной итоговой аттестацией, проводится на региональном или школьном уровнях и является аналогом традиционных годовых контрольных работ.

          «Результаты проверочных работ могут быть полезны родителям для определения образовательной траектории своих детей. Они могут быть также использованы для оценки уровня подготовки школьников по итогам окончания основных этапов обучения, для совершенствования преподавания учебных предметов в школах, для развития региональных систем образования», — отметил руководитель ведомства Сергей Кравцов.

             Первоначально пытались сравнивать ВПР и ЕГЭ. Сейчас мы все больше и больше понимаем, что ВПР  это НЕ ЕГЭ! От ВПР дальнейшая судьба школьника не зависит. Все выпускники начальной школы будут зачислены в среднюю школу на общих основаниях. Оценка, полученная за эту работу,  не влияет на четвертную и годовую оценку учащихся.

Еще не существенное отличие - вместо КИМ – варианты проверочной работы.  Нет заданий с выбором ответа.

     На чем базируется ВПР в начальной школе? Русский язык 4 класс – на основе диктанта; математика 4 класс – на основе проверки логического мышления младших школьников; ознакомление с окружающим миром 4 класс – на основе практических и лабораторных работ в начальной школе.  Это  позволит провести оценку предметных результатов в соответствии с ФГОС НОО, оценку УУД.

Всероссийские проверочные работы в каждом учебном году проводятся согласно ведомственному приказу Минобрнауки России.

        Всероссийские проверочные работы проводятся в одни и те же дни по всей России. Задания одни и те же для всех школ, они были разработаны специалистами федерального уровня. Критерии проверки тоже — одни и те же. Каждая проверочная работа рассчитана на один урок. Всего заданий:

русский язык — 16 (по 8 на каждую часть, то есть — на 2 дня); математика — 11 заданий; окружающий мир — 10 заданий.

Выполняя задания ВПР, школьники не могут пользоваться никакими вспомогательными материалами. Запрещены: рабочие тетради, учебники, словари, справочники, калькуляторы. Фактически, на партах будут лишь листочки чистовиков и черновиков, ручки, карандаши, линейки, резинки.
То, что дети напишут в черновиках проверяться и оцениваться не будет.

Как помочь ученикам эффективно подготовиться к ВПР? Что могут сделать для этого родители и учитель? Как добиться наилучших результатов, так необходимых многим учащимся? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.

Основными вопросами являются:

  1. Как подготовить учеников к ВПР?
  2. Что представляет из себя готовность к ВПР?
  3. Как настраивать ребенка на ВПР?

         Составляющие готовности к сдаче ВПР:

• информационная готовность (знание о правилах поведения и т.д.);

• предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать задания);

 • психологическая готовность ("настрой", состояние внутренней готовности к определенному поведению, ориентированность на целесообразные действия).

Предметная готовность предполагает отработку и закрепление умений учащихся.  Например, на сайте НИКО (Национальные исследования качества образования) размещен «Банк заданий» — демо версии тестов по всем трем предметам. Потренировавшись, ученик уже будет лучше ориентироваться в форме и направленности вопросов. К тому же ребенок привыкнет к объему работ, который довольно внушителен. Неплохо помочь в подготовке ребенка могут и тестовые задания на сайте «Образовательные тесты». Здесь можно проверить школьника на знания по всем предметам и выявить «слабые места», над которыми стоит поработать тщательнее. Также различные тестовые задания по всем предметам можно найти на Современном учительском портале

Психологическая готовность включает позитивный настрой учащихся и их родителей. Накануне работы обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

   Посоветуйте детям во время работы обратить внимание на следующее:

   - пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

   - внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

   - если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

   И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Как настраивать ребенка на ВПР?

 Инструктаж для учащихся:  Помни! Материалы ВПР сгруппированы из заданий разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания разрабатываются в соответствии с программой. - Подыши, успокойся. Вот и хорошо! А теперь.. Будь внимателен! В начале работы тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов! Соблюдай правила поведения на ВПР! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос учителю, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с текстом. Сосредоточься! После заполнения бланка задания, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется. Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы. Пропускай! Пропускай трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах. Думай только о текущем задании! Забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс выполнить хорошо. Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за основное время пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над «трудными», которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг). Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки. Удачи тебе!

Очень важно при подготовке к ВПР, позитивно настроить ребенка на предстоящие события. Следует помнить, что для ребенка важна положительная самооценка. Пусть говорит про себя: «Я уверен в себе. Я справлюсь с поставленными задачами, и все будет хорошо…» Научите ребенка представлять себя спокойным и полностью владеющим собой, уверенным в своих знаниях.Постарайтесь справиться со своими эмоциями, чтобы Ваше волнение не передалось ребенку и не увеличило его тревожность. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятности допуска ошибок.

При подготовке к ВПР в течение года можно тренироваться работами, размещенными на сайтах:

-vpr.statgrad.org  – сайт с демоверсиями ВПР для НШ;

  • www.eduniko.ru – банк работ по ВПР в НШ по предметам: математика, русский язык, ознакомление с окружающим миром;
  • http://www.prosv.ru - Издательство «Просвещение»

Вывод: в целом, ВПР — это хорошо, это не сложно. Относиться к ним надо спокойно. И очень хочется надеяться, что это, действительно, поможет слабым школам и не очень сильным учителям стать лучше, опытнее и полезнее для своих подопечных, да и для страны в целом, как бы высокопарно это ни звучало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном МО учителя начальных классов МКОУ СОШ№ 8 с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Людмилы Петровны по теме «Проектная деятельность младших школьников региональной направленности»

Отсутствие учебных часов на предмет или факультатив «краеведение» в начальной школе стало для меня своеобразным стимулом для определения темы моей работы  «Проектная деятельность младших школьник...

Методическая работа учителя начальных классов МБОУ СОШ №27 г. Пятигорска Ставропольского края Ляпиной Натальи Александровны

1. Работа, занявшая 3 место во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Мой лучший урок по ФГОС  "2. Статья "Современный урок: традиции и новации"3. Разработка урока русского языка в ...

Методическая работа учителя начальных классов МБОУ СОШ №27 г. Пятигорска Ставропольского края Ляпиной Натальи Александровны

1. Работа, занявшая 3 место во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Мой лучший урок по ФГОС  "2. Статья "Современный урок: традиции и новации"3. Разработка урока русского языка в ...

Рабочая программа УМК "Планета знаний" русский язык . МБОУ лицей №6 имени ак. Г.Н. Флерова. Учитель начальных классов Савельева Елизавета Александровна.

Рабочая программа УМК "Планета знаний" русский язык (расширенный уровень) . МБОУ лицей №6 имени ак. Г.Н. Флерова. Учитель начальных классов Савельева Елизавета Александровна....

Конспект урока по математике, 2 класс, УМК «Планета Знаний», автор М.И. Башмаков , М.Г. Нефёдова Разработал учитель начальных классов: Ушакова О. И. Тема: Увеличение в 2 раза.

Тема: Увеличение в 2 раза.Цели деятельности учителя: создать условия для формирования умений увеличивать числа вдвое и различать действия в случаях «увеличить на 2» и «увеличить в 2 ...

Выступление ММО учителей начальных классов Тема «Групповая работа как эффективная форма организации урока»

Одним из критериев качественного обучения является умение воспроизвести знания и применить их на практике в различных ситуациях. Для этого нужно иметь способ учебного сотрудничества, в этом помогут гр...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Отрывок из фантастической повести Кира Булычева «Путешествие Алисы» «Кустики»» учителя начальных классов «МБОУ «Баскаковская средняя школа»

УчительПолищук Ольга Константиновна Ссылка на видеоурок: https://disk.yandex.ru/i/MHq-OWqHGxiPKwКласс4Автор УМК (программы учебного курса)Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Вино...