"Формирование читательской грамотности"
материал

Монастырева Светлана Григорьевна

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monastyreva_s.g.formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности – путь к успеху.

Люди перестают мыслить,

когда перестают читать.

Д. Дидро

Первостепенной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. 

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «Читательская грамотность -  способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».  

Для чего используется термин «читательская грамотность» вместо термина «чтение»? Содержание понятия «читательская грамотность» включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной).  

Ученые выделяют ряд аспектов, мешающих развитию читательской грамотности учащихся: вынужденный характер чтения, обилие источников информации, малочитающие родители, невостребованность социумом начитанности, в основном развлекательная функция современной литературы.  

Чтение – это многогранная способность человека, и результаты овладения им должны быть представлены несколькими характеристиками, основанными на:

  • содержании (типах текстов);
  •  проверяемых видах деятельности; 
  •  ситуациях, в которых читаются письменные тексты за пределами школы.  

На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности и культуры.  Данная проблема масштабна – это не проблема одного человека, а проблема целого общества.

Как такую глобальную проблему может решить обычный учитель? Он может в каждом своём ученике раскрыть умения, и направить их на приобретение знаний, необходимых ему для развития и самосовершенствования, а также помочь ему научиться учиться.

         Функциональное чтение формируется не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и в повседневной жизни. Необходимо порекомендовать тексты следующих стилей для формирования навыков читательской грамотности:

  • публицистический стиль (газеты, журналы, новостные ленты);
  • научно – популярный стиль (учебные тексты, научно – популярные журналы, энциклопедии). 

Чтение художественных произведений является наиболее значимым фактором культурного развития.

Группы текстов для изучения на уроке литературы:

Информационные тексты (НЕ образно –оценочные)

Публицистические тексты (оценочно – информационное восприятие)

Художественные тексты (образно – оценочное восприятие)

  • биографии писателей
  • статьи по теории литературы
  • литературоведческие статьи
  • критические статьи
  • тексты произведений художественной литературы
  • тексты мемуарных произведений

Формирование читательской грамотности школьников на уроках русского языка и литературного чтения предполагает использование разнообразных приемов.

Выбор приемов должен быть таким, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, но и повышением результатов обучения.

В своей работе я применяю технологию критического мышления.  В рамках данной технологии предлагается использование следующих приемов: 

  • «верные - неверные утверждения». Цель использования приема на этапе «Стадия вызова»: повышает мотивацию к изучению нового материала, при работе в парах обучающиеся активизируются. Ребенок ставит перед собой вопрос по данной теме, формируется представление о том, чего он не знает: «Что хочу знать?»;
  • «кластер». Цель использования: стимулирование и активизация мыслительной деятельности. Прием приводит в действие все полученные ранее знания ребят, способствует развитию устной речи (требуется произносить полные ответы);
  • прием «работа с вопросником», используемый при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Педагог предлагает детям ряд вопросов к тексту, на которые им необходимо ответить. Причем вопросы и ответы представлены как в прямой, так и в косвенной форме, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт;
  • прием «уголки», использование которого предполагается при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Суть данного приема состоит в том, что класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, руководствуясь текстом и своим жизненным опытом, другая – отрицательных, обосновывая свое мнение цитатами из текста;
  • прием «синквейн». Этот прием является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления. 

Актуальной является и проектная технология, рассматриваемая в качестве совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности, имеющей общую цель, согласованные методы и способы деятельности, обеспечивающие достижение результата – создание проекта.

Приемами формирования читательской грамотности в рамках проектной технологии являются:

  1. написание сочинения-рассуждения на заданную тему;
  2. выполнение творческой работы – иллюстрации к произведениям, викторина или кроссворд по прочитанным произведениям;
  3. сочинение своего стихотворения, басни, сказки.

Информационно-коммуникационная технология, которая в рамках формирования читательской грамотности является особенно актуальной. Она предусматривает работу с разными источниками информации. При проведении словарной работы для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.

Игровая технология, обеспечивающая достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Данная технология предполагает получение и обмен информации, формирование навыков общения и взаимодействия. Также в своей работе по развитию читательской грамотности школьников является организация литературных игр. Литературные игры — игры, построенные на словесном материале: игры и упражнения по развитию речи, литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.), литературные викторины. Литературные игры интересны и полезны школьникам. В основе их лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию.

Таким образом, сочетание указанных технологий способствует эффективной организации работы на уроке литературы по формированию читательской грамотности, обеспечивает развитие у школьников навыков мышления и рефлексии, способствует повышению результатов обучения.

« Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом»

В.А.Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода"

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода.Методические ...

Описание приёма по формированию читательской грамотности "Чтение с остановками"

Описание приёма по читательской грамотности "Чтение с остановками" на уроках литературного чтения в начальной школе....

Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности

В данном материале продемонстрированы приемы работы над словарными на уроках русского языка и внеурочной деятельности...

Методы и способы формирования читательской грамотности

В статье рассказывается о формировании читательской грамотности учащихся, приводятся рекомендации на формирование прочного навыка грамотного чтения, способствующие развитию знаний и возможностей, для ...

Разработка мастер-класса. Формирование читательской грамотности посредством приёма «Ромашка Блума».

Разработка мастер-класса. Формирование читательской грамотности посредством приёма «Ромашка Блума»....