Выступление на районной конференции
учебно-методический материал

Дудина Анна Владимировна

Доклад по теме «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rayonnaya_konferentsia.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Районная конференция

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников

на основе русских народных сказок»

Доклад по теме «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ»

(вторая младшая, средняя группа)

Дудина Анна Владимировна, воспитатель

МБОУ «Начальная школа – детский сад посёлка Текстильщики»

2022 Тотьма

Сказка — это зернышко, из которого прорастает

эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.

В.А. Сухомлинский

Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становиться неспособным выстраивать даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения.

Особенно четко данная проблема прослеживается в современном мире, когда ребенок уже в возрасте 2 – 3 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать социально-коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Выделяют несколько групп социально - коммуникативных умений:

1. Собственно речевые умения: вступать в общение, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно в нормальном темпе;

2. Умения речевого этикета: обращение, знакомство, просьба, извинение, жалоба, сочувствие, и т.д.;

3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе;

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждение;

5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

Работа по социально-коммуникативному развитию детей посредством сказок началась у нас год назад, когда дети посещали младшую группу. Мы изучали, читали, слушали, играли и, конечно же использовали разнообразную театрализованную деятельность. С помощью сказки можно решать практически все задачи методики развития речи.

Была поставлена задача: обеспечить положительную динамику формирования и развития социально - коммуникативных способностей у детей в разновозрастной группе и привлечение родителей к продуктивному сотрудничеству;

Воспитание сказкой оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а так же нравственных качеств личности ребёнка, которое определяет его внутренний мир. Сказки в воспитательно – образовательной работе с детьми используем в интегрированной форме, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной и совместной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты и на праздниках).

Для решения данных задач по работе со сказкой создана соответствующая предметно-развивающая среда. Во ФГОС ДО предметно-пространственная развивающая образовательная среда заявлена как один из аспектов образовательной среды для ребенка дошкольного возраста, а одной из функций предметно-пространственной развивающей среды определена коммуникативная функция.

Игры и пособия в группе доступны всем детям. Все элементы среды безопасны, соответствуют требованиям надёжности и качества.

Представляю вашему вниманию опыт работы по созданию условий для формирования положительных нравственных представлений детей о нормах социальных отношений и моделях поведения посредством сказок.

В театральном центре – собраны разнообразные виды кукол. Здесь есть пальчиковый театр, резиновые игрушки, настольный театр, магнитный театр, куклы би-ба-бо, а также некоторые атрибуты сказки: избушки, лес, домики и др. Также в театральном центре у нас есть театр масок и сундучок ряженья, ну и конечно, же ширма, которая позволяет сделать кукольный спектакль более интересным.

Одним из любимых видов театра для наших детей стал настольный театр. Он прост, доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками – персонажами, перевоплощаются в действующих персонажей (заяц, лиса, волк, медведь), пытаются передать характер героев (мимикой, интонацией), повторяют запомнившиеся фразы («Колобок, я тебя съем…», «Козлятушкт, ребятушки, отопритеся…»). В настольном театре дети используют любые резиновые, пластмассовые или деревянные игрушки. Этот вид театра позволяет развивать у детей любознательность, воображение, коммуникабельность, помогает справиться с застенчивостью

Очень любят дети пальчиковый театр. Дети надевают кукол на пальцы и сами действуют за персонажа, т. е. развивается мелкая моторика, активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, развивается воображение. Игры с пальчиковыми куклами способствуют развитию подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, развивают словарный запас.

После представления с куклами би-ба-бо даём детям возможность пообщаться с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели, интерес к куклам после этого не угасает, дети с удовольствием продолжают играть с ними. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, играть дружно, не ссориться.

Театр масок способствует развитию психофизических способностей, помогает справиться с застенчивостью, дети с удовольствием показывают мимику животных, имитируют голоса животных. Также маски используются на занятиях в сюрпризных моментах, на праздниках.

Инсценировки по сказкам помогают детям примерить на себя роль различных персонажей, прочувствовать их эмоции, передать тембр голоса мышки или мишки косолапого, понять причины тех или иных поступков, способствуют уверенности в себе, развивается культура речи, формируется навык правильного произношения мало употребляемых слов.

В книжном центре находится художественная литература соответственно возрасту и тематике. Здесь дети знакомятся с писателями и произведениями, привлекается их внимание к оформлению книг, к иллюстрациям. Дети имеют возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее и иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим и понравившимся эпизодам. Произведения: «Гуси - лебеди», «Репка», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Старик и волк», «Заюшкина избушка», «Жихарка», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Дружба звере», «Рукавичка», «Крошечка- хаврошечка» и др.

Настольно – печатные игры по сказкам позволяет подобрать материал для развития воображения, памяти, внимания, речевых навыков, формирования норм поведения и общения. В процессе игры у детей развивается уступчивость, сотрудничество, сосредоточенность, усидчивость, а так же умение доводить дело до конца. Д/и », развивающая игра «Любимые сказки», разрезные картинки, «Расскажи сказку», «Герои русских народных сказок», «Зайцы! Прячьтесь!», «Найди зверят», развивающая игра «Любимые сказки», лото «Сказочные герои» и др.

С помощью сюжетных картинок по сказкам ребята учатся рассказывать в определённой последовательности, в соответствии со структурой повествования (начало, середина, конец).

С удовольствием дети раскрашивают сказки – раскраски с полюбившимися героями или дорисовывают персонажу хвост, ушки, глазки и т.д.

Чтобы работа по социально-коммуникативному развитию была более эффективной, заинтересовывали родителей. Старались привлечь их к формированию социально-коммуникативных навыков у детей. Для этого использовали различные формы работы:

• консультации по запросам родителей: «Как выбрать полезную сказку для детей», «Роль сказок в развитии речи ребенка»; «Речь на кончиках пальцев».

• проводили родительское собрание с показом презентации «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста»

• помогали в оснащении группы игровым материалом;

• помогали в изготовлении костюмов, атрибутов к сказкам;

• рекомендовали совместное чтение

При организации предметно – развивающей среды в разновозрастной группе важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.

На четвертом году жизни детям необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.

В среднем - дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. В группе имеются материалы, учитывающие гендерные различия - интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

Важным условием успешного развития социально - коммуникативных навыков младших дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, согласовывая свои интересы с интересами и потребностями других и т.д.

Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе детей, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Сказочное произведение развивает у детей важнейшие социально - коммуникативные и интеллектуальные навыки: образное мышление, внимание, все виды памяти, активную речь, умение связно выразить мысль; творческие способности и фантазию, умение правильно использовать мимику.

Таким образом, созданная предметно – развивающая среда, направленная на развитие социально - коммуникативных навыков детей разновозрастной группы способна обогатить социальный опыт детей. Даёт возможность развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов и уровня активности.

Список литературы:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. С- Пб.: Союз, 2007. С. 311-314.
  2. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений Маханёва М. Д. –М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.
  3. Худякова Татьяна Николаевна, воспитатель (30/11/2022)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районной августовской конференции педагогических работников по теме: "Опыт работы по ФГОС НОО: первые итоги, проблемы и перспективы".

Выступление на районной августовской конференции педагогических работников по теме: "Опыт работы по ФГОС НОО: первые итоги, проблемы и перспективы"....

Выступление на районной конференции по теме: Предшкольная подготовка "Готовлюсь к школе"

Выступление на районной конференции по теме: Предшкольная подготовка "Готовлюсь к школе"...

Презентация к выступлению на районной конференции

Презентация к выступлению на районной конференции "Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании учащихся как технологическая основа ФГОС" на тему "Использование системно-деятельностного подх...