Выступление на педагогическом совете
план-конспект занятия (1 класс)

Хромова Полина Сергеевна

Выступление на педагогическом совете на тему: "Формирование читательской самостоятельности младших школьников".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

«Формирование читательской самостоятельности младших школьников»

Хромова Полина, 43 Н

Читательская самостоятельность − это интегрированное качество, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и суммой знаний, позволяющих ему реализовать эти 4 мотивы с наименьшей затратой времени и усилий в связи с общественной и личной необходимостью. Это осознанный выбор книги, применение умений и навыков по чтению, которыми обладает ученик на момент деятельности с книгой.

Л.С. Выготский определяет речевую деятельность как вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), которая характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля. Читательская деятельность как вид речевой деятельности содержит основные взаимосвязанные структурные этапы. Первый этап характеризуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и цели чтения, которые являются двигателем процесса чтения. На втором (аналитико-синтетическом) − на основе совокупности знаний (текстологических, знаний о жанровых особенностях текста, анализа его структуры и др.) происходит первичное восприятие содержания, 8 определяются стратегии чтения, необходимые для осуществления коммуникации с текстом. Третий − исполнительный этап читательской деятельности − это углубленное понимание содержания, его интерпретация. Четвертый − рефлексивный − оценка, отношение к прочитанному, высказанные в вербальной и невербальной форме и т.д.). Развитие читательской деятельности школьников определено в качестве одного из главных планируемых результатов освоения основной образовательной программы в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения: «обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования… подготовки к трудовой и социальной деятельности».

Читательская самостоятельность представляет собой личностное свойство школьника, которое можно считать конечной целью и объективным показателем деятельности младших школьников по чтению. Далее, анализируя педагогические условия формирования читательской деятельности младших школьников, мы можем понять, что ими являются разнообразие методов, приемов работы, правильная организация образовательной среды, качественная подготовка учителя к процессу формирования читательской самостоятельности детей, активизация самостоятельной читательской деятельности, направленной на развитие способностей, интереса к литературе, совершенствование знаний, умений и навыков чтения. Процесс формирования читательской самостоятельности осуществляется при использовании разнообразных методов и приемов работы: метод чтения-рассматривания, оформление уголка читателя, выставки книг, ознакомление школьников с новыми произведениями, пересказ прочитанного, иллюстрирование, различные упражнения, игровые приемы, приемы работы с книгами.

Формирование читательской самостоятельности осуществляется при использовании разнообразных методов и приемов работы: метод чтениярассматривания, оформление уголка читателя, выставки книг, ознакомление школьников с новыми произведениями, пересказ прочитанного, иллюстрирование, различные упражнения, игровые приемы, приемы работы с книгами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...