Доклад на тему: «Реализация работы с родителями по реализации требований обновленных ФГОС НОО»
материал

Курбатова Юлия Викторовна
Взаимодействие ОУ с родителями учащихся всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость. Партнерство ОУ и родителей учащихся – является основой качественного образования. В практике отечественной общеобразовательной школы традиционно сложились и утвердились такие формы работы школы с родителями, как родительские собрания, тематические конференции по обмену опытом, лекции, семинары – практикумы, тематические вечера, индивидуальные тематические консультации, презентации позитивного опыта, лектории, диспуты, Дни открытых дверей, посещение семьи, тематические конференции по обмену опытом, лекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsiyu.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Жердевская средняя общеобразовательная школа

Доклад на тему: «Реализация работы с родителями по реализации требований обновленных ФГОС НОО»

                                                                        Подготовила: учитель нач. классов                  Курбатова Ю.В.

Жердевка,2023

Взаимодействие ОУ с родителями учащихся всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость. Партнерство ОУ и родителей учащихся – является основой качественного образования. В практике отечественной общеобразовательной школы традиционно сложились и утвердились такие формы работы школы с родителями, как родительские собрания, тематические конференции по обмену опытом, лекции, семинары – практикумы, тематические вечера, индивидуальные тематические консультации, презентации позитивного опыта, лектории, диспуты, Дни открытых дверей, посещение семьи, тематические конференции по обмену опытом, лекции.

Цель работы с родителями учащихся – это создание условий для привлечения родителей учащихся к сотрудничеству.

Задачи:

  • повышение психолого-педагогической культуры родителей учащихся через специально организованное обучение;
  • расширение представлений родителей о формах и методах их влияния на детей;
  • стимулирование и мотивация родителей к сотрудничеству со школой;
  • организация работы по сплочению детского и родительского коллективов через совместную деятельность;
  • гармонизация детско-родительских отношений;
  • раскрытие творческих способностей родителей учащихся;
  • поэтапное привлечение неактивных родителей к сотрудничеству через индивидуальные и групповые формы работы.

Этапы работы:

1 этап – Мониторинг родительских запросов и ресурсов.

2 этап – Проектирование конкретных программ совместной работы.

3 этап – Выполнение общего и индивидуальных планов.

  1. Информирование, просвещение, консультирование, обучение, психологическая помощь семье.
  2. Участие родителей в подготовке и проведении внеурочных занятий и внеклассных мероприятий, в организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.
  3. Привлечение родителей учащихся к организации учебного процесса.

4 этап – Диагностика. Оценка педагогами и родителями полученных результатов. Сравнительный анализ.

1 этап – Мониторинг родительских запросов и ресурсов.

Изучение семей учащихся (опрос, анкетирование, тестирование, наблюдение, интервьюирование, ведение дневника наблюдений).

Результат: выявление зон особого внимания (общих и частных проблем). Составление карты проблем семьи по отношению к ребёнку и карты проблем отдельных учащихся, формирование групп родителей со сходными проблемами. Составление социального паспорта класса.

2 этап – Проектирование конкретных программ совместной работы.

Согласование с родителями направления и содержания деятельности по обучению детей достойному и нравственному поведению, по отработке навыков ЗОЖ и экологическому воспитанию, содержания и направления деятельности по созданию условий для развития способностей детей.

Проведение переговорных площадок.

Привлекаются более 100 активных родителей учащихся 1-4 классов, коллектив педагогов, представители администрации школы.

На переговорных площадках родители высказывают свои просьбы и пожелания педагогическому коллективу, администрации школы. Далее создается родительская инициативная группа, которая принимает участие в разработке ООП НОО, в контроле за выполнением вынесенных решений.

Результат: создание программы сотрудничества школы, классного руководителя с родителями учащихся в целом, плана работы учителя с каждой семьёй или с группой семей в частности. Таким образом, родители становятся реальными субъектами образовательного процесса.

3 этап – Выполнение общего и индивидуальных планов.

1. Информирование, просвещение, консультирование, обучение, психологическая помощь семье.

2. Участие родителей в подготовке и проведении внеклассных и внеурочных занятий и мероприятий, в организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.

Общеинтеллектуальное направление

Общекультурное направление

  • Конкурс семейных талантов, праздники, концерты, театрализованные представления;
  • Творческие мастерские родителей для детей;
  • Выставки коллекций, творческих работ родителей, семейные вернисажи.

Спортивно-оздоровительное направление

Духовно-нравственное направление

Социальное направление

3. Привлечение родителей учащихся к организации учебного процесса.

Учитель информирует родителей учащихся о достижении планируемых результатов обучения в каждом классе по всем предметам, обеспечивает родителей обучающими материалами, которые помогают им создать условия для обучения дома, даёт домашнее задание, которое нужно выполнить вместе с членами семьи. Родители посещают уроки, принимают участие во внеурочной и внеклассной деятельности, оказывают помощь своим детям в выполнении домашнего задания.

4 этап – Диагностика. Оценка педагогами и родителями полученных результатов. Сравнительный анализ.

Формы работы с родителями в рамках реализации ФГОС

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить .Проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания.

Мы, учителя, работающие в начальных классах, знаем, какие тревожные чувства и какое опасение может вызвать у маленького ребёнка начало учёбы в школе. Не меньше волнений вызывает оно и у родителей учащихся. Возникает очень много вопросов:

– Как ребенок будет учиться?

– Успешен ли будет он?

– Найдет ли он контакт с будущим учителем?

– Как сложатся отношения с одноклассниками в будущем коллективе?

Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. Наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Существуют такие формы взаимодействия учителя и родителей:

Индивидуальные:

1. Посещение на дому.

2. Приглашение в школу.

3. Индивидуальные консультации педагога.

1. Посещение семьи на дому.

Эту форму работы я использую редко, при острой необходимости и кто в этом нуждается.

Посещая учащихся на дому, выясняю условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания. Меня интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.

2.Приглашение в школу.

Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия ребенка в театральной постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т.д. Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.

3. Индивидуальные консультации педагога.

Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке я выясняю необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).

4. Переписка (эл. дневник) В работе с родителями переписку использую довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут. Удобная форма взаимодействия(отметки, объявления, фото мероприятий, рекомендации…)

Групповые:

1. Родительский лекторий.

2. Тематические консультации.

3. Родительский обмен опытом.

1. Родительские лектории.

Задачи лектория многообразны: я знакомлю родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе, даю практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д.

2. Тематические консультации.

3. Родительский обмен опытом.

Свободная беседа родителей друг с другом, обмен опытом, разрешения различных ситуаций в своих семьях, помогает иначе воспринимать трудности, лучше понять индивидуальные особенности ребенка, расширить возможности воспитания. Например: у меня в классе, у ребенка бабушка работала библиотекарем. Она нам рассказала как привить любовь к чтению, с чего начать, какие книги нужно прочитать в этом возрасте. Обязательно должно быть совместное чтение ребенка и родителя. Дала много рекомендаций. Родители уже по-другому воспринимают.

Коллективные:

1. Научно-практическая родительская конференция.

2. Классные родительские собрания.

3. Общешкольные родительские собрания.

4. Дни открытых дверей.

6. Творческие отчеты.

7. Выставки детских работ.

8. Классные детские мероприятия.

1. Научно-практическая родительская конференция – форма сочетания пропаганды педагогических знаний с практическим передовым опытом семейного воспитания. Их организаторами выступают родительский комитет и актив класса. Это могут быть заседания, посвященные отдельным воспитательным проблемам. Эту форму я использую тоже редко, но она имеет место быть. Конференции проводятся 1-2 раза в год, так как требуют тщательной подготовки. Ход конференции обсуждается на родительском комитете: продумывается план, выявляются семьи, чей опыт воспитания достоин распространения.

2. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов:

1. Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.). В 1 кл. мы всегда с родителями садимся за круглый стол(расставляю парты),чтобы был визуальный контакт. Рассказываю о себе. Родители рассказывают о себе и о своем ребенке. Так происходит первое знакомство.

Во 2-4 классах спрашиваю на какую тему хотели бы поговорить, что их волнует, вместе планируем. Учитываю их мнение. Отталкиваюсь от их желания, затем планирую совместную работу.

3. Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).

4. Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.

Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов:

  1. родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
  2. тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
  3. собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
  4. классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
  5. родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;

каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.

3. Общешкольные родительские собрания.

Общешкольные родительские собрания проводятся 2-4 раза в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, заместители, отчитывается о работе родительский попечительский совет школы. В конце учебного года награждаются семьи, активно участвующие в жизни школы. В нашей школе такие награждения проходят.

4. Родительские дни (дни открытых дверей)

Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности детей.

5. Концерты.

Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы.

6. Творческие отчеты.(внеурочная деятельность)

Творческие отчеты служат для подведения итогов работы различных кружков художественной самодеятельности, внеурочной деятельности. Чаще всего используются не как самостоятельная форма, а включаются в общешкольные праздники, концерты и другие формы воспитательной работы.

7. Выставки работ.

Подобная форма работы также используется в основном, как сопутствующая другим формам, а не самостоятельная.

Так, например, выставки организовывают во время проведения дня открытых дверей, концертов, родительских собраний и т.д.

Выставки являются своеобразным стимулом для детей, желающих, чтобы родители похвалили и оценили по достоинству их труд.

8. Классные детские мероприятия.

Но главным взаимодействием семьи и школы является – совместная деятельность.

В течение учебного года внутри класса проводятся различные мероприятия Родители помогают в организации и проведении конкурсов, экскурсий,  походов, праздников, поездок в театры, классных часов. При проведение таких мероприятий родители ещё лучше сближаются между собой, со своими детьми – удивляются талантам, которые раскрывают дети при проведении праздников. Налаживается контакт между учителем и родителями.

Огромную помощь родители оказывают своим детям в подготовке и проведении исследовательской работы в научно-практических конференциях и проектах. Именно в тесном сотрудничестве, вместе с родителями рождается исследовательская работа и когда добиваешься результатов, понимаешь, что совместный труд был не напрасен.

Заключение.

Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей.

Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога.

Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от нас, учителей поддержка, помощь и просто добрый совет.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.

И если мы найдём ключик к каждой семье и детской душе – то несомненно подарим частичку своего сердца и воспитательный процесс обязательно будет иметь положительный результат!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Возможности УМК Школа 2100 для реализации требований ФГОС

Главная задача Образовательной системы «Школа 2100» - помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими п...

Организация работы с родителями при реализации ФГОС начального общего образования

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Эффективность воспитания детей зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Родите...

Работа с родителями в реализации ФГОС

ФГОС увеличивают роль семьи и родителей в образовательном процессе, влияя на формировании личности ребенка. роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения...

Доклад на тему УМК «Школа России» как инструмент реализации ФГОС в начальной школе

Ведущей целевой установкой УМК «Школа России» на протяжении всех лет было и является: «Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота Р...

«Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя»

В данной теме представлена сравнительная таблица практической работы в период прохождения курсов по ФГОС НОО 2021 . Представлены параметры сравнения: Требования к условиям реализации программ обучения...

Доклад по теме: "Проектирование современного урока в контексте требований обновленных ФГОС"

Проектирование современного урока в контексте требований обновленных ФГОС...