Методический конструктор уроков в начальной школе для обучающихся по АООП УО (ИН) в соответствии с ФГОС
статья

Доклад «Методический продукт «Конструктор уроков в начальных классах для обучающихся с УО (ИН) в соответствии с ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_konstruktor_urokov_v_nachalnoy_shkole.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Методический конструктор уроков в начальной школе

для обучающихся по АООП УО (ИН) в соответствии с ФГОС

Безлепкина Елена Анатольевна (учитель)

Мишакова Ольга Николаевна (учитель)

Нечаева Мария Владимировна (учитель)

начальные классы

Государственное общеобразовательное

казенногеучреждения Иркутской области

«Специальная (коррекционная)

школа № 27 г. Братска»

Современные требования новых образовательных стандартов диктуют педагогу поиск современных подходов не только в подаче учебного материала, но и к моделированию уроков.

Урок для учителя, это педагогическое произведение, а современный урок - это грамотное, последовательное отражение педагогической системы учителя, которую можно назвать творческой мастерской, и у каждого учителя она уникальна, так как «наполнена» разнообразными методическими приёмами.

Для формирования системного подхода к организации обучения в начальных классах коррекционной школы, в соответствии с требованиями ФГОС УО (ИН), наша творческая группа разработала «Методический конструктор» для «сборки» уроков различных типов в разных предметных областях.

Идея «Конструктора» принадлежит педагогу: Анатолию Александровичу Гину и описана в пособии «Приемы педагогической техники» из технологии ТРИЗ, её мы взяли за основу при составлении конструктора. Идея действительно замечательная, так как нельзя удержать в памяти все методические приемы.

Хочется отметить, что к моделированию уроков с помощью конструктора мы пришли не сразу. Каждый из нас строил уроки в контексте своей технологии: здоровьесберегающей, игровой, проблемного обучения, активных методов обучения. Постепенно «накопили» банк методических приемов, апробированных и адаптированных нами на уроках в коррекционной школе для обучающихся с УО (ИН). Для систематизации составили таблицу конструктор с описанием каждого приема. Совместно разработали универсальную технологическую карту и в настоящий момент внедряем конструктор в свою практическую деятельность.

Внедрение конструктора в коррекционной школе связано с необходимостью использования современных технологий, направленных на применение системно-деятельностного подхода, в рамках которого, обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса, в непосредственном взаимодействии обучающихся с учителем и друг с другом.

«Конструктор уроков» составлен в виде таблицы, состоящей из описания основных этапов (модулей) урока. А также набора разнообразных активных методов и приёмов, позволяющих организовать учебную деятельность обучающихся с УО и реализовать образовательные задачи данного модуля, развивать базовые учебные действия обучающихся. С помощью конструктора составляется технологическая карта урока, которая позволяет координировать деятельность обучающихся и педагога на каждом этапе урока и структурировать урок.

Так как наш продукт носит практическую направленность, мы хотим показать, как работает конструктор при составлении технологических карт уроков.

Мы составили 3 карты разных типов урока, разной предметной направленности и обозначили в таблицах тремя цветами: предмет, тему, тип урока вы видите на слайде в пояснительной записке к уроку. В соответствии с ними формулируется основная цель и задачи урока.

В коррекционной школе мы ставим триединые задачи: образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные, при этом можно использовать готовые формулировки, подходящие конкретному уроку. Наш выбор также отмечен цветами. Далее отмечаем: какие элементы образовательной технологии мы использовали, указываем ресурсы, межпредметные связи. Представляем Вам пример пояснительной записки к одному из уроков.

Далее переходим к самому конструктору, с помощью которого учитель в соответствии с поставленными целями, замыслом урока составляет технологическую структуру конкретного урока. Структура состоит из одних и тех же этапов, но в соответствии с типом урока этапы могут объединяться или не используются в уроке. Из конструктора мы переносим приемы, которые подходят для конкретного урока (в таблице продолжили обозначение цветами), которые распределены по этапам, многие из них являются универсальными и могут быть использованы на различных этапах уроков в зависимости от содержания урока.

На этапе организационного момента и мотивации, используем приемы, которые психологически подготовят обучающихся к активному действию, обеспечить готовность к уроку. Например: «Привлекательная цель», «Ритуалы приветствия», «Посадка по заданию».

На этапе актуализации опорных знаний и подготовки к восприятию нового, приемы на закрепление понятий, актуализации предыдущего опыта обучающихся. Например: «Мозговая гимнастика», «Логические задания», «Определи слово».

На этапе постановки цели урока, приемы на включение в совместную деятельность по определению целей учебного занятия на основе предыдущего опыта обучающихся. Например: «Необъявленная тема», « Код-загадка», «Проблемный вопрос».

На этапе первичного восприятия и усвоения нового материала приемы, направленные на восприятие, осмысление и первичное запоминание обучающимися изучаемого материала. Например: «Моделирование ситуации», «Поиск ответов», «Исследование информации». И так далее на каждом этапе урока.

Достаточно сделать правильный выбор в соответствии с тематикой и выбранной стратегией проведения урока.

Применив на практике «Конструктор уроков» при составлении технологических карт разных типов уроков, мы сделали выводы, что методический конструктор помогает систематизировать накопленный опыт учителя, обогащает копилку приемов, уменьшает время подготовки к уроку, увеличивает многообразие, используемых приемов, что позволяет разнообразить содержание уроков и повысить учебную мотивацию и познавательную активность обучающихся. У каждого учителя может быть свой конструктор для создания уникальных и неповторимых уроков, он может совершенствоваться с опытом учителя. После проверки эффективности приема, его можно удалить или надёжно закрепить для дальнейшего использования. А для начинающих учителей этот методический продукт станет незаменимым помощником и поможет овладеть основой построения урока в коррекционной школе для детей с УО (ИН). Конструктор и технологическая карта соответствуют требованиям современного урока в коррекционной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС».

Тема. «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС»....

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в рамках ФГОС

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам....

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ( УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС « НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»)

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовател...

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе у обучающихся с ОВЗ

 В свете изменений, которые проходят системе образования, требуются абсолютно новые подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)....

Доклад"Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ПРИЕМОВ "

Доклад"Урок в начальной школе   в аспекте содержания ФГОС НОО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ПРИЕМОВ "...

Конструктор уроков в начальных классах для обучающихся с УО(ИН) в соответствии с ФГОС

Презентация методического продукта, как результат меетодического проекта творческой группы учителей начальных классов....