Формирование культурной идентичности школьников, воспитание у них патриотизма, гражданственности, толерантности.
статья

Таршилова Наталья Владимировна

Основные требования общества к образовательной системе: формирование гражданской и культурной идентичности обучающихся, как граждан России формирование культурной идентичности и общности всех граждан и народов России духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности формирование правовой культуры и социально-политической компетентности формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства воспитание патриотизма воспитание толерантного сознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_patriotizma.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культурной идентичности школьников, воспитание у них патриотизма, гражданственности, толерантности.

(выступление на школьном МО)

Таршилова Н.В.

Основные требования общества к образовательной системе: формирование гражданской и культурной идентичности обучающихся, как граждан России формирование культурной идентичности и общности всех граждан и народов России духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности формирование правовой культуры и социально-политической компетентности формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства воспитание патриотизма воспитание толерантного сознания.

Российская идентичность – это свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности прошлому, настоящему и будущему российской нации.

Российская идентичность школьника, по мнению большинства специалистов, объединяет в себе три основных компонента:

1) знаниевый компонент (знание и понимание историко-географического образа России; знание и понимание социально-политического устройства страны; знание о своей этнической и региональной принадлежности; знание и понимание культурного и научного наследия России, его места в мировом контексте; ориентация в системе морально-нравственных норм и ценностей; уверенное владение русским языком как языком российской нации);

2) эмоционально-ценностный компонент (гордость за Родину (великодушие к прошлому, творческое отношение к настоящему и будущему); принятие этнической идентичности; толерантность (признание и понимание иного, непохожего на меня); уважение личности, нетерпимость к насилию; присвоение ценности семьи; сформированность морально-нравственной самооценки;

3) деятельностный компонент (участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций; выполнение норм и требований школьной и общественной жизни; умение вести диалог, разрешать конфликты; свободное и ответственное следование моральным и нравственным  нормам; инициативное участие в общественной жизни, способность к самостоятельному социальному действию; умение строить жизненные планы).

Задача формирования российской идентичности у школьников предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности взгляд педагогов на традиционные проблемы развития гражданского самосознания, патриотизма и толерантности школьников, владения ими родным языком и пр. Так, если воспитатель в своей работе ориентируется на формирование российской идентичности у воспитанника, то:

- в гражданском воспитании и образовании он не может позволить себе работать с понятиями «гражданин», «гражданское общество», «демократия», «отношения общества и государства», «права человека» как умозрительными абстракциями, в сугубо информативном стиле, а должен работать с традицией и особенностями восприятия этих понятий в русской культуре, применительно к нашей исторической почве и менталитету;

- в воспитании патриотизма педагог делает ставку не на становление у ребенка нерефлексивной гордости за «своё» или своеобразной избирательной гордости за страну (гордость только за успехи и достижения), а стремится воспитать целостное принятие и понимание прошлого, настоящего и будущего России со всеми неудачами и успехами, тревогами и надеждами;

- педагог работает с толерантностью не как с политкорректностью (модным поветрием современной западной цивилизации), а как с практикой понимания, признания и принятия представителей других культур, исторически укорененной в российском менталитете;

- педагог не ограничивается коммуникацией с воспитанниками в защищенной, дружественной среде класса и школы, но выводит их в пространство общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии для людей и на людях, которые не являются «ближним кругом» и вовсе не обязательно положительно настроены к нему, ученик  действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) общественным деятелем, свободным человеком, гражданином страны.

Значительные ресурсы формирования гражданской идентичности личности кроются во внеклассной и внеучебной работе. Воспитание гражданственности школьников  опирается на предоставление широких возможностей проявления социальной активности школьников в соответствии с ценностными ориентациями, идеалами, интересами и другими мотивами, присущими разным возрастам. Наиболее благоприятными для формирования социальных представлений являются младший подростковый.

Это -  многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны: умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность; способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений; умение устанавливать контакты с другими людьми; готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию; неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью; умение любить свою Родину.

Литература:

  1. Быкова, А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитание школьников. - М. – 2006. – с. 4-7.
  2. Бадмаева, С.В. Формирование толерантной личности в поликультурном образовательном пространстве // Начальная школа. – 2006. - №6. – с.109-110
  3. http://www.allbest.ru/ «Формирование гражданской идентичности в условиях современного  Российского общества» Ю.А. Семенова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог семьи и школы как путь к формированию культурного поля школьника.

В современнои мире очень важно найти точку соприкосновения между учителем, школой и родителями.А вот как её найти, можно поразмыслить над этим вопросом....

Педагогическое сопровождение формирования российской идентичности школьников

Важнейшие задачи воспитания  подрастающего поколения – формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоят...

Формирование культурной идентичности учащихся

Формирование духовно-нравственной личности....

Воспитание патриотизма и толерантности на уроках окружающего мира

Воспитание патриотизма и толерантности на уроках окружающего мира...

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)

Теоретический материал. План-сетка работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма....

Формирование культурной идентичности школьников, воспитание у них патриотизма, гражданственности, толерантности.

Основные требования общества к образовательной системе: формирование гражданской и культурной идентичности обучающихся, как граждан России формирование культурной идентичности и общности всех граждан ...

М.К. Приятелева"Роль педагога в формировании гражданской идентичности школьников" (статья)

В статье рассматриваются проблемы формирования гражданской идентичности в образовательных учреждениях....